Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранные термины и выражения 66 страница




ШУЛЬЦЕ (Schulze) Готлоб Эрнст (род. 23 авг. 1761, Гельдрунген – ум. 11 янв. 1833, Гёттинген) – нем. философ; профессор в Гёттингене (с 1810). Противник Канта, учитель Шопенгауэра, представитель скептицизма. В своей теории познания обратился с вескими аргументами против старого смешения восприятия с представлением. Осн. произв.: «Дnesidemus oder... Verteidigung des Skeptiszismus gegen die AnmaЯungen der Vernunftkritik», 1792; «Kritik der theoretischen Philosophie», 2 Bde., 1801.

ШУППЕ (Schuppe) Вильгельм (род. 5 мая 1836, Бриг – ум. 29 марта 1913, Бреслау) – нем. философ; профессор в Грейфсвальде; представитель крайней имманентной философии. По Шуппе, действительность существует только постольку, поскольку она дана сознанием. Собственная личность, проявляющаяся в сознании, представлена особым постоянством и длительностью как сознание Я и как сознание тела. О др. (чужой) личности (сознании) можно только сделать вывод. В целом же, согласно Шуппе, бытие есть сознание, объект – представление. Осн. произв.: «Erkenntnistheoretische Logik», 1878; «Grundzцge der Ethik und Rechtsphilosophie», 1882; «GrundriЯ der Erkenntnistheorie und Logik», 1894; «Die immanente Philosophie», 1897.

ШУТКА – комический контраст в жизненной ситуации, вызывающий смех, отмечающий одновременно и различие и связи. Обозначает также способность подмечать этот контраст и наглядно его изображать. При этом шутка большей частью скользит по поверхности и не охватывает ситуацию в целом, как это свойственно юмору.

ШЮЦ (Schьtz) Альфред (род. 1899, Вена – ум. 1959, Нью-Йорк) – австроамер. философ и социолог, основатель феноменологической социологии. С 1939 в США. В философской теории выступил с разработкой нетрансцендентальной феноменологии, близкой к экзистенциализму. Предложил свою версию понимающей со-циологии, пытаясь решить поставленную Гуссерлем задачу – восстановить связь абстрактных научных категорий с миром повседневности, непосредственности знания и деятельности. Занимался исследованиями мотивов социального действия, форм и методов обыденного познания, структуры человеческого общения, рациональности. Осн. труды Шюца опубликованы в «Collected papers», v. 1-3, The Hague, 1962-1966.

 

ЭББИНГАУС (Ebbinghaus) Герман (род. 24 янв. 1850, Бармен – ум. 26 февр. 1909, Галле) – нем. психолог; с 1905 – профессор; в основном работал в области психологии внимания; представитель «психофизического параллелизма» с некоторыми элементами материализма. Осн. произв.: «AbriЯ der Psychologie», 1908 (рус. пер. «Очерк психологии», 1911).

ЭББИНГАУС (Ebbinghaus) Юлиус (род. 9 нояб. 1885, Берлин – ум.?) нем. философ; с 1930 – профессор в Марбурге, исследователь Канта. Большая часть его работ посвящена философии права, социологии, философии государства. Согласно его учению, единственной целью государства является осуществление права. Осн. гражданские права, появляющиеся как результат жизни общества, уже содержат в себе социальный долг государства – предотвратить пролетаризацию граждан. Осн. произв.: «Relativer und absoluter Idealismus», 1910; «Ьber die Fortschritte der Metaphysik», 1931; «Zu Deutschlands Schicksalswende», 1946; «Kant und das 20. Jahrhundert», 1954.

ЭВБУЛИД ИЗ МИЛЕТА – древнегреч. философ 4 в. до P. X., принадлежал к мегарской школе, известен благодаря изобретению нескольких софизмов (напр., т. н. «Лжеца»); см. «Лжец".

ЭВГЕМЕР – древнегреч. философ 4-3 вв. до Р. X., из школы киренаиков; был известен своим учением (которое позднее вошло в историю религии как «эвгемеризм») о том, что боги – могущественные, выдающиеся люди глубокой древности, которых народ впоследствии идеализировал.

ЭВДЕМ С РОДОСА – древнегреч. философ, перипатетик; наряду с Теофрастом был одним из значительнейших учеников Аристотеля и занимался вопросами этики. Одно из произв. Аристотеля называется «Эвдемова этика».

ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. eudamonia блаженство) – этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений. Приверженцы эвдемонизма считали счастливым и в то же время добродетельным человека, духовные и телесные способности которого могут беспрепятственно развиваться, который благодаря всестороннему развитию этих способностей доставляет удовольствие себе и другим, так что ему обеспечены уважение современников и славная память потомков. Представители эвдемонизма – Сократ, Эпикур, Спиноза, Лейбниц, Шефтсбери, Фейербах, Штраус, Зигварт, Дюринг, Зидвик, X. Бехер, Спенсер и др. Получил распространение также социальный эвдемонизм, который полагал возможным стремиться к наибольшему счастью наибольшего числа людей (см. Бентам). Все добродетели отдельного индивида имеют смысл лишь постольку, поскольку они служат этой цели. Государство, все его институты, мероприятия и законы также являются средством для достижения той высшей цели. Эвдемонизм, становящийся социальным, превращается в утилитаризм.

ЭВДЕМОНИЯ (греч.) – см. Эвдемонизм, Счастье.

ЭВИДЕНЦИЯ (от лат. evidens – проявляться, выявляться) – очевидность, наиболее глубокое проникновение в предметы; переживаемое в сознании и дающее достоверное знание о предмете (см. Достоверность); то, что «очевидно» для мышления и познания. По Канту, эвиденция никогда не может происходить из понятий в «дискурсивном» познании, а лишь из «интуитивных» положений, аксиом в узком смысле слова. Различают психологическую эвиденцию (чувство убежденности) и логическую эвиденцию, убеждающую в законности суждения. Эвиденция имеет особенно важное значение для постижения сущности в феноменологическом смысле.

ЭВОЛЮЦИЯ (от лат. evolutio – развертывание) – развитие; эволюционизм – мировоззрение, которое все рассматривает с точки зрения развития; см. также Прогресс.

ЭВРИКА (от греч. heureka – «я нашел») – так якобы воскликнул Архимед, когда во время купания открыл гидростатический закон, согласно которому тело, помещенное в жидкость, столько теряет в весе, сколько весит вытесненная им жидкость.

ЭВРИСТИКА (от греч. heurisko отыскиваю, открываю) – искусство изобретения; руководство к тому, как методическим путем находить новое. Эвристический – относящийся к изобретению, открыванию, а также служащий нахождению нового (новых идей, новых фактов); большими эвристическими ценностями являются гипотезы как вспомогательные средства для исследования. Эвристический метод в научном изложении состоит в изображении пути, на котором были найдены научные результаты, в противоположность систематическому изложению.

ЭВСЕБИЯ (греч.) – исполнение обязанностей по отношению к богам; страх перед богами, благочестие. Противоположность – асебия.

ЭВТАНАЗИЯ (от греч. ей – хорошо и thanatos – смерть) – помощь при смерти, искусство врача облегчить умирающему смерть или ускорить смерть, чтобы избавить умирающего от мук. Допустимость или недопустимость эвтаназии оживленно обсуждается с точки зрения этики, юриспруденции и религии. Античная философия отмечала требование бесстрашно умереть как (героическую) эвтаназию.

ЭВФИМИЯ (греч. – хорошее настроение) – душевное спокойствие, жизнерадостность; согласно Демокриту, истинное блаженство.

ЭГИДИЙ РИМСКИЙ (род. ок. 1243/47, Рим – ум. 22 дек. 1316, Авиньон) – философ-схоласт и теолог; с 1295 – архиепископ в Бурже. В своем учении, в 1287 объявленом доктриной августианцев (настоятелем ордена которых он был в 1292), Эгидий Римский исходит из положений Августина и Фомы Аквинского. В трактате «De ecclesiastica sive de sumi pontificis potestate» находит односторонним развитие учения Фомы Аквинского о власти папы.

ЭГОИЗМ (от лат. ego – Я) – себялюбие; поведение, которое целиком определяется мыслью о собственном Я, собственной пользе, выгоде, предпочтении своих интересов интересам др. людей. Эгоизм является прежде всего порождением природного инстинкта самосохранения; с точки зрения этики необходимость эгоизма обусловливается ценностью жизни. Он необходим для осознания и реализации ценностей, заложенных в личности, необходим для исполнения морального долга, состоящего в доведении до наибольшего совершенства собственных задатков и способностей. Эгоизм становится недопустимым с этической точки зрения, когда чужой жизни и чужой личности придается меньше значения, чем собственной, когда попираются права других. См. также Альтруизм, Любовь к ближнему, Гоббс, Смит, Штирнер.

ЭГОЦЕНТРИЧНЫЙ (от лат. ego – Я и centrum – центр, середина) – так говорят о человеке, который во всех своих мыслях и поступках, сознательно или невольно, ставит в центр внимания собственное Я.

ЭДДИНГТОН (Eddington) Артур Стэнли (род. 28 дек. 1882, Кендал – ум. 22 нояб. 1944, Кембридж) – англ, астроном; с 1914 был директором астрономической обсерватории в Кембридже, одним из ведущих англ, ученых-теоретиков. Он написал, в частности, следующие работы: «Space, time and gravitation», 1920 (рус. пер. «Пространство, время и тяготение», 1923); «The mathematical theory of relativity», 1922 (рус. пер. «Теория относительности», 1934); «The nature of the physical world», 1928.

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС – в психоанализе половое влечение к родителю противоположного пола и сопутствующее этому влечению чувство соперничества по отношению к родителю того же пола; критическая стадия в процессе нормального развития. Понятие введено Зигмундом Фрейдом в его работе «Толкование сновидений» (1899). Термин берет начало в греч. мифе о фиванском герое Эдипе, который, сам того не подозревая, убил отца и женился на собственной матери; женский вариант – комплекс Электры – получил название от др. мифологической фигуры, которая помогла убить свою мать. Фрейд приписывал эдипов комплекс детям в возрасте от трех до пяти лет. Он считал, что данная стадия обычно заканчивается, когда ребенок уже идентифицировался с родителем того же пола и подавил свои сексуальные инстинкты. Если до этого взаимоотношения с родителями были довольно теплыми и нетравмирующими и если стиль отношения родителей к ребенку был ни слишком запретительным, ни чрезмерно поощряющим, то эта стадия развития проходит благополучно. Однако при наличии психологической травмы имеет место детский невроз – важный предвестник сходных реакций человека в течение его последующей взрослой жизни. Суперэго – самое важное достижение человеческого разума, моральный фактор, главенствующий в сознании взрослого человека, – также берет свое начало в процессе преодоления эдипова комплекса. См. также Глубинная психология.

ЭДУАРДС (Edwards) Джонатан (род. 5 окт. 1703, Саут-Виндзор, Коннектикут – ум. 22 марта 1758, Принстон, Нью-Джерси) – амер. философ; представитель идеалистической философии, сходной с берклианством; видел истину только в познании духа; в его осн. произв. «Inquiry into the freedom of the will» (1754) свойственный кальвинизму детерминизм сочетается с учением о личном моральном долге. Произв. Эдуардса изданы в: «Works», 10 vol., 1829-1830.

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ (греч. – направленный внутрь) – предназначенный только для избранных, для специалистов и понятный только им. Противоположность – экзотерический.

ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ – См. Тайное учение.

ЭЙДЕТИКА (от греч. eidetike (episteme) – наука о виденном) – 1) в психологии разработанное Йеншем учение о совершенно определенной (стоящей в связи с определенными типами конституции) духовной предрасположенности, названной им эйдетической, которая наблюдается гл. о. у детей и подростков; 2) то же, что и учение о сущности; см. Эйдос.

ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ (от греч. eidos – образ) – необыкновенно яркий субъективный зрительный феномен. Эйдетик представляет себе отсутствующий предмет (и как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие) так, будто видит его или с закрытыми глазами, или глядя на поверхность, служащую подходящим фоном для изображения. Конкретный объект может быть эйдетически воспроизведен непосредственно после его исчезновения из поля зрения, по истечении нескольких минут, дней и даже лет. Зарегистрировано также спонтанное возникновение эйдетических образов. В некоторых случаях эйдетические образы и их объекты различаются по цвету, форме, размеру, положению в пространстве, обилию деталей и др. характеристикам; в некоторых случаях объекты эйдетически воспроизводятся с почти фотографической точностью. Феномены, соответствующие эйдетическим зрительным образам, предположительно существуют и для др. органов чувств.

ЭЙДОС (от греч. eidos – образ, вид) – образ, понятие, идея. В феноменологии Гуссерля равнозначно сущности. Эйдетика, или эйдология у Гуссерля, – учение об эйдосе; эйдетические науки – науки о сущности в противоположность наукам о внешних фактах. К феноменологическому методу относится эйдетическая редукция (заключение в скобки) «мирового существования», т.е. того индивидуального существования созерцаемого предмета, которое определяется его местом в цепи природных явлений. Путем эйдетической редукции из поля зрения исключаются все относящиеся к предмету научные и ненаучные данные опыта, суждения, положения, оценки, так что сущность предмета становится свободной и познаваемой.

ЭЙКЕН (Eucken) Рудольф (род. 5 янв. 1846, Аурих, Восточная Фрисландия – ум. 15 сент. 1926, Йена) – нем. философ, профессор (с 1874). Проповедовал новый идеализм, идеалистический активизм, состоящий в «существенной согласованности общего творчества и жизни», призывал к нравственно-духовной деятельности, которая преодолеет вырождение современной цивилизации с ее «обезличившейся культурой» и снова возродит подлинную духовную жизнь. Идея Бога «означает для нас не что иное, как абсолютную духовную жизнь, которая возвышалась бы над всей ограниченностью людей и эмпирического мира, духовную жизнь, достигающую полного у-себя-бытия и в то же время охвата всей действительности» («Der Wahrheitsgehalt der Religion», 1901). Свой метод мышления Эйкен характеризовал как «ноологический». Осн. произв.: «Die Einheit des Geisteslebens in BewuЯtsein und Tat der Menschheit», 1888»; «Die Lebensanschauungen der groЯen Denker», 1890; «Der Kampf um einen geistigen Lebensinhalt», 1896; «Kцnnen wir noch Christen sein?», 1911; «Sinn und Wert des Lebens», 1908; «Mensch und Welt», 1918; «Lebenserinnerungen», 1920.

ЭЙНШТЕЙН (Einstein) Альберт (род. 14 марта 1879, Ульм – ум. 18 апр. 1955, Принстон, Нью-Джерси) – нем.-амер. физик-теоретик; с 1914 – профессор в Берлине, с 1933 – в Принстоне. Разработал специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности. Открытие Эйнштейном световых квантов подтвердило квантовую теорию Планка. Работы Эйнштейна имеют огромное значение для современной физики, в первую очередь для атомной физики. Не менее важны они также для теории естественных наук и для современной метафизики. Помимо прочих работ, Эйнштейн написал: «Die Evolution der Physik» (совместно с Л. Инфельдом) (рус. пер. «Эволюция физики», 1948); «Aus meinen spдteren Jahren» (статьи, письма, выступления), 1952.

ЭЙСЛЕР (Eisler) Рудольф (род. 7 янв. 1873, Вена – ум. 14 дек. 1926, там же) австр. философ; последователь Канта и В. Вундта, представитель спиритуалистического дуализма. Особую известность Эйслер приобрел благодаря своим словарям: «Wцrterbuch der philosophischen Begriffe und Ausdrьcke», 3 Bde., 1899; «Handwцrterbuch der Philosophie», 1913; «Philosophenlexikon», 1912; «Kantlexikon», 1930.

ЭЙФОРИЯ (от греч. eyphoria) – повышенное, радостное, веселое настроение; состояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам, при котором наблюдается общее двигательное и эмоциональное оживление, психомоторное возбуждение. Иногда проявляется как массовое настроение.

ЭКВИВАЛЕНТ (от лат. aequus равный и valeus – действенный) – предмет или количество, равноценные, равнозначные или соответствующие в каком-либо отношении другим и могущие служить им выражением или заменой; эквивалентный – равнозначный; эквивалентность – равноценность. Принципом эквивалентности (принципом замены) в психологии называется действующий при образовании восприятий принцип, согласно которому два «расщепленных» действия одной группы возбуждения в сознании могут заменить друг друга.

ЭКВИВАЛЕНЦИЯ – логическое действие, состоящее в употреблении связок «если, и только если» в содержательных логических выводах и разговорном языке; выражается через импликацию и конъюнкцию (см. Конъюнктивные суждения).

ЭКВИЛИБРИЗМ (от лат. aequilibrium равновесие) – схоластическое учение, согласно которому человеческая воля только тогда свободна, когда все мотивы действия одинаково сильны, ибо только тогда она может быть свободна в выборе (см. "Буриданов осел»).

ЭВИПОЛЕНТНЫЙ (от лат. aequipollens – в равной степени значимый) – равнозначный. Эквиполентными являются понятия, имеющие одинаковый объем, но различное содержание. Эквиполентными суждениями являются, напр.: А есть сын В, В есть отец А. Особый случай представляет эквиполенция двойного отрицания: красивый = не некрасивый = не безобразный.

ЭКВИПОТЕНЦИАЛЬНОСТЬ (от лат.

aequus – равный и potentia – мощность) – по Дришу, свойство отдельных частей эмбриона образовывать из самих себя целый организм, целую систему («частями» которой они являются). Напр., при искусственном делении клеток гаструлы морского ежа из каждой клетки образуется новый (меньший) организм. Дриш называет такие системы гармонически-эквипотенциальными и пытается доказать, что их нельзя считать механическими («Philosophie

des Organischen», 1909); см. также Витализм

ЭКЗЕГЕЗА (греч.) – разбор, объяснение, истолкование, в особенности Библии; метод истолковывания текстов называется экзегетическим.

ЭКЗЕМПЛЯРИЗМ (от лат. exemplar – образец, пример) – учение о Боге как прообразе, отражением которого является все земное и конечное; см. Идея. Экземпляризм представлен Фомой Аквинским.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. exsistentia – существование), или философиясуществования, – направление в философии иррационализма, возникшее в нач. 20 в. в России, Германии, Франции и др. странах. Нужно различать три формы т. н. экзистенциализма: 1) экзистенциальная онтология Хайдеггера ("Sein und Zeit», 1927), осн. вопрос которой – о смысле бытия; 2) экзистенциальное озарение К. Ясперса («Philosophie», 1932), который отклоняет вопрос о смысле бытия как неразрешимый и сосредоточивает свое внимание на уяснении способа бытия человеческой экзистенции и ее отношения к (божественной) трансценденции; 3) экзистенциализм Ж. П. Сартра, который впервые ввел это название как термин («L'Etre et le neant», 1943). Его философия – это самостоятельное преобразование взглядов Хайдеггера в своего рода субъективистскую метафизику. Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьёркегора, которая (в качестве протеста против гегелевского панлогизма) освобождает человека от всякой целостности (человеческих организаций, мира идей, понятий), обусловливающей его жизнь и тяготеющей над ним, и ставит его перед лицом такого же изолированного Бога, перед которым он предстает «со страхом и трепетом». Экзистенциализм возник накануне первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после первой мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер): понятие экзистенциализма впервые введено К. Ясперсом («Die geistige Situation der Zeit», 1931), наиболее четко выразил его Мартин Хайдеггер. Для философской атмосферы того периода, в которой возник экзистенциализм, характерны отступление на задний план методологически-теоретико-познавательной проблематики (Дильтей), обращение к объекту (Гуссерль), возрождение метафизики (Н. Гартман) и идея философской антропологии (Шелер). Во время второй мировой войны экзистенциализм перешел во Францию, где он представлен гл. о. Жаном Полем Сартром и Габриэлем Марселем. Одиночество человека перед лицом Бога, признанное Кьёркегором (см. Диалектическая теология) превратилось в экзистенциализме в одиночество человека перед лицом ничто; отсюда возникает осн. состояние страха (см. Состояние, Страх), которое только и может открыть человеку бытие, привести его к самостоятельному бытию и к свободе. Поэтому этот страх нужно сознательно взять на себя и переносить его (см. Решимость). Экзистенциализм антирационалистичен. Он считает рассудок непригодным инструментом для исследования истины и приписывает ценность процессу познания только в том случае, если познание рассматривается как естественный образ действий личности в целом (см. Озабоченность), но не как духовная функция, взятая изолированно. Неизуродованный, связанный повседневностью, инстинктивно действующий человек мыслит экзистенциально, т.е. он не мыслит абстрактно, спекулятивно, систематически (см. также Мышление по воспоминанию). Экзистенциальное мышление – это такое мышление, в котором по мере надобности участвует физически-душевно-духовный человек целиком, вместе со всеми своими чувствами и желаниями, со своими предчувствиями и опасениями, своим опытом и надеждами, своими заботами и нуждами. Только такому «мыслителю» (см. Установка) открывается истина, существенное в вещах. Рассудок по своей природе слеп к ценностям, он исторически сложился как таковой, а ценности и являются именно тем, что делает вещи познаваемыми данностями и приводит в движение жизнь. Экзистенциализм есть попытка дать картину изначального экзистенциального мышления и представить его результаты. Осн. принцип человеческого существования – это быть-в-мире, причем «мир» – это трудовой мир, мир вещей, которые являются предметом заботы, совокупность орудий, причем «быть» значит то же, что «быть-при», «жить-при», «быть посвященным в». Бытие-в-мире – это экзистенциалия существования, но, кроме того, и трансценденция (по Хайдеггеру, выход за пределы) существования в этот мир, следовательно, остающаяся имманентной трансценденция. Существование- «выходит в мир». Благодаря осн. принципу существования снимается противопоставление субъекта и объекта (см. Познание); только теоретически изолированное «сознание» становится вторичным источником этого противопоставления. Эти открытия являются вообще самыми замечательными выводами экзистенциализма, которые богаты последствиями. Уже феноменология превратила сознание в непсихическую данность, просто в исходный пункт интенциональности (см. Интенция). Согласно экзистенциализму, интенциональность существования коренится в трансценденции существования, в его бытии-при-мире. Следовательно, преодолевается не только понятие сознания, но и бытие-вне-мира субъекта, оторванность субъекта от мира. Согласно экзистенциализму, мир – то же самое, что совместный мир; «другие» всегда уже существуют вместе, со мной, и их не нужно предварительно познавать; существование есть совместное бытие (см. также Коммуникация). Существование – это «всегда мое», это мое владение и моя ноша, оно заброшено в свое «здесь», постоянное-бытие-вмире, ему свойственна заброшенность (см. также Фактичность, Историчность); оно необходимо именно в том виде, как оно есть. Существование имеет возможность, а вместе с тем и свободу усвоить себе фактичность и благодаря понимающему постижению этой свободы стать «подлинным» существованием или же закрыть глаза на эту фактичность и не найти самого себя. Подлинное существование есть существование в качестве экзистенции. Речь всегда идет о его собственной возможности бытия, оно направлено в будущее и постоянно отталкивается от настоящего; характеристика бытия – это быть-устремленным-вперед; это и есть экзистенциальность в подлинном смысле. Фактичность, возлагание на себя ответственности за собственное существование, открывается перед каждым человеком благодаря состоянию существования и пониманию; осн. состояние – страх, осн. структура самого существования – забота, «бытие-при» – озабоченность, совместное бытие с другими – это общая забота. Неизбежные моменты существования, как правило, скрываются за болтовней безличного Man (см. также Забвение), благодаря Man недооценивается также смерть, эта пограничная ситуация, в то время как она дает единственную возможность существованию понять себя как целое, как завершенное и неизменное. Ставить-себя-пред-лицом-смерти – это бессознательный, длительный акт существующего человека, быть-устремленным-вперед, в сущности, значит «заглядывание в смерть», которым экзистенция раскрывается как бытие, идущее к смерти. В смерти становящееся целостностью существование приходит к самому себе, она и есть будущее, из которого вытекает также временность, а также историчность и конечный характер существования. Согласно Ясперсу, подлинному самостоятельному бытию способствует также всебе-бытие (см. Познание), соединяющее его с трансценденцией, которая обнаруживается посредством шифра. Осн. различие между Хайдеггером и Ясперсом заключается в том, что Ясперс обращается к людям, чтобы они позаботились о подлинном существовании, в то время как Хайдеггер, исходя из существования, стремится обнаружить бытие и открыть его смысл. Экзистенциализм Хайдеггера, в сущности, является фундаментальной онтологией. Понимание Сартртом сознания других (людей), свободы, ничто и смерти резко отличается от понимания обоих нем. философов; новым во франц. экзистенциализме является понятие экзитенциального психоанализа и неискренности (mauvaise foi). Экзистенциализм Марселя – христ., близкий к экзистенциализму Ясперса. Экзистенциализм – философия суровая и трезвая; в центре его исследований стоит человек, ставший благодаря опыту двух мировых войн реалистичным, враждебным идеологии; человек, сил которого хватает только на то, чтобы существовать, и преследующий единственную цель – внешне и внутренне справиться с бременем своей судьбы. Как экзистенциалисты выступают и писатели; это прежде всего Р. М. Рильке в своих поздних произв. и Франц Кафка в своих романах «Процесс» (1915) и «Замок» (1922).

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИИ – способы человеческого существования, категории человеческого бытия; у Хайдеггера это прежде всего страх, затем – бытие-в-мире, забота, понимание, настроенность, заброшенность (см. также Экзистенциализм).

ЭКЗИСТЕНЦИЯ (от лат. exsistentia) существование в его простой фактичности; экзистенциальный – относящийся к существованию, ссылающийся на него. У Хайдеггера экзистенция – это «бытие того сущего, которое открыто для откровенности бытия, в которой оно находится благодаря тому, что переносит ее» («Was ist Metaphysik?», 1949); это сущее человек; переносить что-нибудь имеет значение «заботиться о чем-нибудь» (см. Забота). См. также Мир, Экзистенциализм.

ЭКЗОГЕННЫЙ (от греч. ехо – вне, снаружи и genos – род, происхождение) – возникший под влиянием чего-то внешнего, вызванный внешней причиной, напр. болезнью. Противоположность – эндогенный.

ЭКЗОТЕРИЧЕСКИЙ (греч. – направленный вовне) – доступный и понятный также тем, кто не занимается данным вопросом, непосвященным, неспециалистам. Противоположность – эзотерический.

ЭКИВОК (от лат. aequivocus – многозначный, двусмысленный) – увертка, двусмысленность; двусмысленный намек, а также двусмысленное обозначение, которое имеет два или несколько значений, напр. перо (1 – перо птицы, 2 – перо, которым пишут, 3 – деталь часового механизма и т. д.).

ЭКЛЕКТИК (от греч. eklegein – выбирать) – тот, кто не создает собственной философской системы, основывающейся на едином принципе, и не присоединяется ко взглядам какого-либо одного философа, а берет из различных систем то, что находит правильным, и все это связывает в одно более или менее законченное целое. Эклектицизм господствовал в поздней греч. и александрийской философии; это слово часто имеет побочное значение: «неоригинальный», «нетворческий». В этом смысле говорят об эклектицизме в области искусства. Эклектиками слывут, в частности, Карнеад, Цицерон, философы-популяризаторы эпохи Просвещения, В. Кузен.

ЭКОЛОГИЯ (от греч. 6ikos – жилище, местопребывание и logos – понятие, учение) – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания. Впервые термин «экология» ввел в 1866 нем. биолог Эрнст Геккель. Любой вид организмов в ходе эволюции приспосабливается к условиям своего бытия, стремясь достичь во всех связях с неорганической природой и др. формами жизни важных преимуществ перед иными видами существ, живущих в тех же условиях. В результате тысячелетней эволюции образовалась динамическая равновесная система в живой природе – биосфера. С развитием промышленно-практической и социальной деятельности человека увеличились масштабы его вмешательства в естественно сложившиеся связи природной среды, последствия которого часто наносят непоправимый вред биосфере, нарушают баланс естественных процессов (отравление воздушной и водной среды, почвенного покрова, гибель лесов, наступление пустынь и т. д. и т. п.). Все это ставит перед экологией задачу определения допустимых границ воздействия на природу, т. к. существование ее в качестве равновесной системы является непременным условием существования человечества. Задача экологии как науки – искать и предлагать такие способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвратили катастрофические последствия, но и позволили существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле.

ЭКОНОМИЯ (греч.) – домашнее хозяйство, хозяйствование, наука о хозяйстве. Принципы хозяйствования: добиться наилучших результатов при минимальной затрате средств, достигнуть цели, приложив минимум усилий (однако эти условия должны быть достаточными, чтобы не стать затраченными впустую). В философии «экономия мышления» – желание охватить максимум предметов мысли (познания), затратив минимум мыслительных средств (понятий, суждений). Этот принцип Авенариус («Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей меры сил», 1876) и Max («Die цkonomische Natur der physikalischen Forschung», 1882) считают осн. принципом всякого мышления и научного труда и полагают, что он, собственно, характерен для организованного, целенаправленного и осмысленного метода исследования современных наук о фактах; см. также'Минимум. Маркс («К критике политической экономии», 1859) говорит об экономической структуре общества, имея в виду совокупность производственных отношений, в которые люди вступают в процессе производства товаров и обмена ими. Эти отношения (что имеет решающее значение для марксистской теории) не зависят от человеческой воли. Они соединяют людей и соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Экономическая структура, согласно Марксу, представляет собой реальный базис, на котором воздвигается в качестве идеологической надстройки (см. Идеология) духовная жизнь общества с ее продуктами (наукой, искусством, правом, политикой, конституцией и т. п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.