Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 6. Научное знание, его структура и динамика 2 страница




Наука как социальный институт - система научных учреждений, зародившаяся в культуре Нового времени. В социальной структуре сложился элемент, характеризуемый профессиональными критериями, а именно: занятиями исследовательской работы - научное сообщество. Включает в себя 3 главных сектора: академический, вузовский и отраслевой. Академический - система научно-исследовательских институтов (НИИ), объединенных в национальные или отраслевые (медицинская, аграрная) академии наук. Их деятельность регулируется президиумами академии или бюро профильных отделений. НИИ структурируются отделами, секторами, лабораториями, работающих в рамках научного направления института. Вузовская наука представлена НИИ в крупных вузах, чаще отдельными структурными единицами - лабораториями, деятельность которых контролируется ректоратом. Отраслевая наука представлена преимущественно НИИ. Кроме того, современными формами организации научной деятельности являются фонды, профильные научные центры и т.д. Считается, что наукой способны заниматься примерно 8% населения Земли, реальная цифра - 0,3%. Но степень воздействия науки на общество на сегодняшний день трудно переоценить.


Наука как производительная сила ~ важнейшая составляющая при разработке \технологий, предметов труда и предметно-практической деятельности. Технологии на основе науки в настоящее время обеспечивают 90% общественного продукта, а оценить производительность труда, основанную на инновационных технологиях, по сравнению с традиционными и даже технически устаревшими невозможно. Поэтому социальный заказ на науку, технику и технологию - это выражение необходимости культурной самоиндентификации, сохранения качества окружающей среды, генофонда, обеспечение безопасности и устойчивости социально-экономического и духовного развития. При этом социальный заказ необходимо отделять от фактора социальной психологии. Социальный заказ должен быть ориентирован на сохранение социума, воспроизводство его оптимальной структуры, сохранение и развитие как форма общественного сознания - отражение реальности в рационально материальной и духовной культуры национального сообщества.

Наука упорядоченных и систематизированных формах знания. Ведущее значение здесь имеют фундаментальные науки, которые решают мировоззренческие задачи. Свойственный науке системный и рефлексивно-обоснованный стиль мышления также воздействует на общественное сознание. Развитие науки в современном обществе сталкивается с проблемами аксиологического и праксиологического плана. Прежде всего это проблемы этики в научной деятельности и свободы научного творчества. К числу исторически сложившихся этических норм научной деятельности относятся: установка на поиск объективной истины как высшей ценности; приращение нового знания; запрет на плагиат; бескорыстность (вознаграждение -лишь условие работы, а не цель); скептицизм как умение отказаться от ошибочных результатов и методов; равноправие членов научного сообщества; ответственность перед обществом за развитие и применение науки. В проблеме свободы существует классическая оппозиция «свобода от чего - свобода к чему». В настоящее время все большую актуальность приобретает «свобода от», связанная с издержками НТП и ориентацией гуманитарных аспектов при осмыслении перспектив развития науки. Можно говорить о существовании четырех основных типов научной рациональности. Логико-математическая рациональность: идеальная предметность, конструктивная однозначность, формальная доказательность, аналитическая верифицируемость. Естественнонаучная рациональность: эмпирическая предметность, наблюдательно-экспериментальная однозначность (за счет потенциально-бесконечной воспроизводимости результатов наблюдения), частичная логическая доказательность, опытная верифицируемость (подтверждаемость и фальсифицируемость). Инженерно-технологическая рациональность: «вещная» предметность, конструктивная системность, эмпирическая проверяемость, системная надежность, практическая эффективность. Социально-гуманитарная рациональность: социально-ценностная предметность, рефлексивность, целостность, культурологическая обоснованность, адаптивная полезность. Следование каждому из типов научной рациональности приводит к порождению соответствующего вида знания, которое, только частично зависит от содержания «объектной» сферы. Ибо возможны геометрия как физика, физическая биология, социальная технология, философия математики, история техники и т.д. и т.п.

Дадим характеристику преднауки, паранауке, неонауке и антинауке.

Особенностями, например, восточной преднауки явились: непосредственная вплетенность и подчиненность практическим потребностям (искусству измерения и счета -математика, составлению календарей и обслуживанию религиозных культов - астрономия, техническим усовершенствованиям орудий производства и строительства - механика и т.д.); эмпирический (практический) характер его происхождения и обоснования; кастовость и закрытость научного сообщества. С учетом этого наше итоговое суждение таково: этот тип познавательной деятельности (и знания), который сложился на Древнем Востоке, соотвествует донаучной стадии развития интеллекта т.е. восточной преднауке и научным еще не является.

Паранаука - идеи и концепции, относительно которых не существует твердого консенсуса среди членов соответствующего сообщества ученых в признании их полноправными элементами системы научного познания (парапсихология, евгеника и др.). Как правило, в паранауке фиксируется ряд действительно имеющих место фактов и опытных данных, но либо количество и содержание этих фактов трудно поддаются объективной, научно-общезначимой


оценке, либо вступают в противоречие с имеющимися теориями, относящимися к данной предметной области. Поскольку паранаука может быть как точкой будущего научного прогресса, так и отвлекающим фактором в ее развитии, требующим значительных усилий для доказательства либо неадекватной формулировки действительно важной проблемы, либо ее неразрешимости в принципе.

Неонаука функционирует как знание-инструмент, ориентированный на утверждение человека в мире. Раньше целью познания считалось знание бытия, с настоящего момента в качестве такой цели все более утверждается знание перспектив творения бытия, отвечающего нашим запросам. Таким образом, в неонауке (неоклассике) очевиден сдвиг с субстациолизма (субстанция - предельное основание чего-либо без чего вещь или предмет уже не существует) на креативизм (творчество), который заключается «во встройке» в знание новых преобладающих тенденций.

Антинаука - идеи и концепции, выступающие от имени науки, мимикрирующиеся (маскирующиеся) под нее путем имитации некоторых ее внешних черт (рациональность, аппеляция к опыту, практике и социально-важным целям), однако не выдерживающие серьезной критики со стороны соответствующего профессионального научного сообщества на соответствие ее заявок общепринятым стандартам научного знания. Антинаука (лженаука) выступает в двух основных вариантах: 1) когда от имени науки пытаются выступать различные вненаучные формы знания (религия, искусство, здравый смысл и т.д.); 2) когда от имени науки пытаются навязать обществу либо явно незрелые, не выдержавшие еще достаточной экспериментальной апробации теоретические концепции, либо различного рода идеологические системы, имеющие, по-существу, ценностно-проективный, а не объективно-описательный, научно-проверяемый характер. Яркими примерами антинауки (лженауки) в истории познания являлись расистские теории, якобы хорошо обоснованные данными антропологии и генетики, лысенковские концепции в биологии и сельскохозяйственных науках, марксиско-ленинская идеология и т.п.

К всеобщим характеристикам понятия «наука», наряду с определением науки как рационально-предметного вида познания, относится также выделение в ней четырех ее основных аспектов: 1) наука как специфический тип знания; 2) наука как особый вид познавательной деятельности; 3) наука как особый социальный институт; 4) наука как основа инновационной системы современного общества. Все эти аспекты связаны между собой и только в своем единстве позволяют достаточно полно и адекватно описать функционирование реальной науки как целого.

Структура и уровни научного знания -

Эмпирический и теоретический. Различие между ними по четырем основаниям: предметно-содержательному, операциональному (различие методов); характеру деятельности ученого и по логико-гносиологическим формам.

По предметно-содержательному или онтологическому основанию: степень проникновения в объект, в его уровневую (феноменологическую - литературоведение, психология, психиатрия) и структурную организацию.

Операционный: эмпирический - наблюдение, индукция, описание, анализ, сравнение, измерение, классификация, эксперимент, моделирование; Теоретический - дедукция, синтез, мысленный эксперимент, идеализация, формализация.

Характер деятельности ученого: теорет. - создание, развитие, совершенствование познавательных средств; эмпир. - применение средств в целях познания действительности. Формы: эмпирический факт и теория. Факт может быть достоверным или недостоверным, существенным или несущественным. Назначение факта - служить основанием теории. Теория (греч. зрелище, инсценировка - умозрение, наблюдение): совокупность взаимосвязанных определений действительности, система понятий, принципов и законов, отражающих структурную сущность предмета исследования. Типы теорий: предметно-содержательный (близки к фактам эмпирического уровня, поэтому иногда считаются индуктивными, напр, теория естественного отбора органических форм и т.п.), выполняют все функции теорет. знания, их структура соответствует структурному определению теории; дедуктивные - строятся, исходя из аксиом, не доказываемых в данной теории, либо гипотез, либо математического

 

моделирования; метатеории - объектом исследования становится сама теория или целая дисциплина.

Детерминизм и индетерминизм - учение о всеобщей обусловленности природных, социальных и психических явлений или учение о зависимости вещей, событий, процессов, состояний от тех факторов, которыми они в своем существовании и изменении, которые ответственны за характеризующие их признаки. Нередко это понятие трактуется с понятием «причинность». Выделяют фаталистический и диалектический детерминизм В фаталистическом абсолютизируется необходимость и недооценивается или игнорируется случайность. Например, П.Гольбах в «Системе природы»: все детерминировано (причинно обусловлено) так, что даже в вихре пыли, поднятом бурным ветром, нет ни одной молекулы, которая была бы расположена случайно, каждый поворот молекул строго необходим. Точно также деятельная природа указывает человеку каждую точку линии, которую он должен описать на земле. След. в революциях нет ни одного действия, слова, мысли, которые не происходили так, как должны были бы происходить. Фатал. можно охарактеризовать тезисом - чему быть, того не миновать. Диалектический, философский, казуальный детерминизм - причинная обусловленность всех явлений, когда в явлении одно событие является причиной, потому что при определенных условиях необходимо порождает другое, называемое следствием. Причина - это взаимодействие элементов, вызывающее соответствующие изменения во взаимодействующих телах и порождающее новое явление. Причина - есть взаимодействие, следствие - результат взаимодействия. Признаки причинного отношения между двумя явлениями: 1. порождение или производство; 2. однонаправленность или временная асимметрия (формирование причины предшествует возникновению следствия); 3. необходимость, однозначность. 4. пространственная и временная непрерывность. Закон причинности: равные причины всегда порождают равные следствия. Всеобщность причинности отражается максимой: ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто. Принцип причинности: всякое изменение в состоянии какого бы то ни было материального тела может быть вызвано только материальным воздействием, определенным материальным процессом. Сегодня существует понятие «полная причина» -состоящая из специфицирующей (определяет специфичность следствия) + кондициональная (условие) - превращение возможность в действительность + реализаторская (пусковая) -определяет момент возникновения следствия.

Индетерминизм - учение о том, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана. Сегодня приобрела форму философско-научной концепции: фундаментальные законы природы имеют вероятностный характер, случай -фундаментальная сущность природы, позволяющая объяснить ее самотворящий и эволюционный характер (мутации при изменении генов. в биологических системах; движение элементарных частиц в квантовой механики и т.д.). Может быть теологическим и натуралистическим. Трактует волю человека как автономную силу, след. принципы причинности не применимы к поведению человека. Баденская школа неокантианства ограничила принцип детерминизма только областью науки о природе и отрицала его применение в науке о духе (В.Виндельбандт, Г.Риккерт). Нелинейные системы - два или более решений уравнений при одних и тех же аргументах. Неопозитивизм и прагматизм ограничивают детерминизм только логической сферой.

ТЕМА 7. Философская антропология

Человек - фундаментальная категория философии, которая разворачивается и через реконструкцию его сущностных характеристик, и через осмысление его бытия в мире. В рамках истории философии человек традиционно понимается как единство тела, души и духа.

Тело - это элемент природы, который может интерпретироваться в образах истории философии как микрокосм, а в науке как механизм и организм. Кроме того, человеческое тело трактуется как спектр человеческих чувство и состояний (стыд, смех, плач и т.д.).

Душа - 1) как жизненный центр тела, «дыхание», которая является бессмертной и очерчивает срок телесного существования (ее смыслы - жизнь, смерть, любовь); 2) экзистенциальное начало, индивидуализирующее человека в обществе (в философии описывается через проблемы свободы воли, свободы творчества, игры).

Дух - сущностная идея человечности, со времен Аристотеля преимущественно связанная со свойствами разумности (Ч. - существо разумное) и социальности (Ч. - это политическое животное), то


есть интегративное начало культуры и общества. Одновременно, дух - это индивидуальное воплощение социально-значимых качеств, которые формируются самосознанием.

Следует отметить, что выделение тела, души и духа для философского анализа не раскрывает всех сущностей Человека. Конкретный Ч. - это уникальная целостность, индивидуальный личностный опыт, который трудно дифференцирует понятия тело, душа и дух. Отсюда возникает проблема личности..

Для философии Древнего мира Ч. - фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или разумом (Атман, Логос, Эйдос и т.д). Жизненный путь такого человека определяется законами судьбы. Но, для восточной традиции Ч. - кратковременное соединение космических элементов. В Западной возникает дилемма души и тела. В Средневековье утверждается ценностный статус личности, как «образа и подобия Божьего». В Новом времени Ч. - производное внешних обстоятельств, атом в природных и социальных механизмах. Творческий статус Ч. В этот период обоснован в романтизме и трансцендентальной философии. Фейербах охарактеризовал потенциал чувственности в создании подлинно человеческих связей и отношений, т.е. Ч. - единственный, универсальный и высший предмет философии (антропология), который стремится преодолеть собственное бессилие (Ч. Есть Бог, место любви к Богу занимает любовь к человеку). Неклассическая философия признает творческие возможности и неизбежность ограниченности и разрушительности. Интерпретация проблемы Ч. Осуществляется в контексте натурализаторской (позитивизм, биоэтика, необихевиоризм и т.д.); экзистенциальной (фрейдизм, философская антропология, экзистенциализм, феноменология, персонализм и т.д.); социологизаторский (марксизм структурализм и т.д. Ч. - продукт социальных связей). Современная философия признает невозможность создания целостной модели Ч., способной синтезировать научные достижения, отсюда развитие прикладных наук: психологии, социологии, культурологи, этнографии, лингвистики и др.

В современной философии есть раздел «философская антропология», посвященный исследованию человека. Этот раздел оформился в 80-х гг. XX века на основе философской школы 20-х годов XX в. в лице немецких мыслителей Макс Шелера, Г.Плеснера и А.Гелена, которые обозначили центральным вопросом философского мировоззрения отношение человека к миру и самому себе. Они опирались на известные вопросы, поставленные Сократом (Познай самого себя) и Кантом (1.Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4.Что такое человек?). След.ведущей проблемой философии человека-ценностно-практическая.

Поднимая проблему природы человека, философия исходит из свойственного ей (природе) противоречия, а именно: свойства и возможности. Положительная сторона противоречии - это качества и возможности человека, способствующие его совершенствованию, выражающиеся в достоинстве человека, одухотворенном преобразовании действительности (согласно Л.Фейербаху необходимо «посредством человека свести все сверхестественное к природе и посредством природы все сверхчеловеческое свести к человеку). Отрицательная сторона - это разлад между духом и телом, т.е. ограниченность и конечность человека. Так, французский мыслитель 17в. Блез Паскаль указывает на сочетание величия и ничтожества человека, называя его «мыслящим тростником», в котором сходятся разумность и хрупкость, указывающие на трагизм человека. В истории европейской философии выделяются три типа мировоззрения, трактующие природу человека. 1. Космоцентризм (Античность: в природе человека соединены космос и хаос, поскольку человека является микрокосмом). 2. Теоцентризм (Средневековье: сущность человека в его отношении к Богу, вере, надежде, любви). 3. Просвещение (Идущее по пути прогресса «Человечество в лице каждого» (Кант), человек преобразователь, защитник и хранитель природы и конечная цель природы. Возможность - основа человеческого бытия, она возникает из возможности самосознания, накопления опыта практической активности, дающего увеличение возможности). В современной философии множатся трактовки природы человека: существо верующее (Кьеркергор, Шестов); общественное и производящее (марксизм); сверхчеловеческое (Ницше); свободное (Сартр), духовно-творческое (Шелер, Бердяев), играющее (Хейзинг), создающее символы (Кассирер), диалогическое (Бахтин, Бубер); самоактуализирующееся и любящее (Э.Фромм); словесное (герменевтика, постмодернизм).

Личность - лат. Персона (маска, роль актера) - отображение социальной природы человека. В социальной философии - степень адаптации Ч. В общественной структуре, основанной на основе биопсихологических задатках и сформированной на основе: системы связей, в которые он включен в данный момент; воспитания и социализированности в конкретную культуру; его пребывания и активности в определенной среде и ситуации, т.е. встает вопрос коммуникационного процесса. Мера социальности связана с природными, генетическими и психобиологическими факторами, что связано с репрессивным началом внешнего по отношению к человеческой природе. Отсюда возникают понятия индивид и индивидуальность. Другими словами, в философской традиции Л. трактуется с т.з. литературного подхода (взаимодействие с обществом); клинический подход - паталогии и аномалии в развитии личности; психологический экспериментальный - доминантные личностные черты. В


современном мире проблема Л. заключается в трудности согласования социально-экономических реалий и этико-психологических требований. Л. - это субъект, «автор» жизни, сам определяющий ее смысл. Удовлетворенность течением жизни - это положительная самооценка личности. Существенным значением для обеспечения автономности личности имеет ее нравственное самосознание. В европейской философии существует прочная традиция персонализма (Сократ, Платон, Аристотель Августин Блаженный, Фома Аквинский, Лейбниц, Кант, Руссо, Бердяев, Ясперс и т.д.). Часть философов трактует личность чисто духовным образованием (Шелер); прагматизм Джеймса исходит из всего, что человек воспринимает как свое, за что чувствует ответственность, с чем связывает самооценку; социально-активная и атеистическая трактовка личности в советской школе (Ильенков - субъект-носитель социально-человеческой деятельности, индивидуально выраженное всеобщее).

Ценностью личности является свобода, утверждающая достоинство человека как творца, поскольку характеризует, насколько личность самостоятельно выбирает и осуществляет лучшее из возможного. В европейской культуре свобода понимается как познанная и освоенная необходимость. Философы различают положительную и отрицательную свободу. Отрицательная - «свобода от» - это независимость от внешнего, пресекающего волеизлияние или внутреннего настроя (борьба за свободу или борьба с собой), но в классической философии свободной считается воля к добру,а в неклассической - возможно и зло. Положительная - «свобода для» - свободное развитие каждого, как условие свободного развития всех. Без «свободы от» «свобода для» невозможна, но ее трактовка порождает опред.мировоззрение. Возможности свободы соразмерны степени ответственности, отсюда благие или неблагие последствия выбора человека. Многие мыслители (Паскаль, Кант, Достоевский, Бердяев, Хайдеггер, Сартр) рассматривают свободу, как основу достоинства человека. Э.Фромм исследовавший феномен «бегства от свободы», что от нее можно избавиться лишь отказавшись от себя. Различают внутреннюю (самоопределение) и внешнюю (волеизлияние) свободу. Наиболее спорной является проблема свобода воли., особенно в оппозиции фатализма (Кальвин, Лаплас) и волюнтаризма. Большинство философов считают, что пространство свободы находится между неизбежностью и случайностью. Кант считал, воля автономна, поскольку руководствуется категорическим императивом и след. может разомкнуть цепь внешнего и дать начало новому причинному ряду.

Индивид, индивидуальность - лат. Неделимый Первоначально «индивид» применен Цицероном в значении «атом». Как термин изначально обозначал биологическую особь. И. -. представление об отдельном человеке, народе, социальной группе как носителе каких-либо единичных качеств: определенный тип сознания, обладателе определенной информации и знания; включенность в нормативные системы; уровень интеллектуального развития, аналитических возможностей, памяти, конформизма и т.д.. Индивидуальность отражает форму преодоления индивидом своей «атомарности», т.е. трансформирование общественного бытия в самореализацию и самоактуализацию. Новоевропейский индивидуализм подчеркивает особую значимость индивидуальности в противовес традиционным общественным отношениям.

Понятия индивид и индивидуальность являются базовыми в психологии, социологии. В частности, в описании динамики инновационных процессов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.