Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Ценностный мир человека (аксиология




Ценность - термин, указывающий на человеческое, социальное и культурное значение объекта или явления. Ц. ориентированы на должное, Абсолют. Задают рамки социокультурной активности человека. Ц. внеличностна, надличностна и внеисторична. Порождается культурой и связывает разные временные (прошлое, настоящее, будущее) модусы; объединяет пространство человеческой жизни в виде единых знаковых характеристик; задает системы приоритетов, ориентирует в мире, обосновывает смыслы. Ц. позволяют выстраивать взаимоотношения в обществе, анализируют механизмы целеполагания.

Выделяются два аспекта Ц.: оценка и целеполагание. Оценка включает качественное разграничение ценностных градаций. Целеполагание основывается на принятие ценностей в качестве того, что следует сохранять или осуществлять. Высшие ценности - это общезначимые критерии оценки и как самодостаточные цели. Т.о. можно различать Ц. самодостаточные (т.е. высшие) и цели как средства. В европейской культуре традиционно к высшим ценностям относят добро, истина, красота, свобода, любовь, бытие, личность.

Совокупность Ц. как целей составляет стержень мировоззрения, т.е. ценностную ориентацию личности в социуме и определяет смысл жизни. Суть смысла жизни - это подчинение частных целей общей цели существования. Но смысл жизни нужно не только выполнить, но и найти, а для этого необходимо выявить положительные и отрицательные свойства и возможности человека, то есть понять, что человеческая природа противоречива, что разрешение противоречий - это личная жизненная задача, это и есть самосовершенствование в определенном направлении.


Ценности выражаются в идеале - образе желаемого, высшем критерии возможного. Наиболее понятным примером, обычно, является образ идеального человека. Пределом совершенства является благо, т.е. ценностный абсолют, вектор, указывающий направления личностного самосовершенствования. Например: Космос, Логос, калокагатия в Античности (самосозидание человека по космическим образцам и принципам разумности, размеренности и гармонии); в Средневековье -трансцендентная Бог-личность (индивидуальное приближение к Богу.

Строение духовной жизни рассматривается с позиций ценностей. Так, прекрасное - это эстетическое отношение к действительности, специально развиваемое и совершенствуемое в искусстве. В познавательной деятельности высшей ценностью является истина, а специализированной областью познания является наука. В религии высшая ценность - божественное. В философии высшей ценностью является возможность построения мировоззренческих систем.

В современной философии есть раздел, исследующий проблему ценностей, называемый аксиология (греч. Аксис - ценный, логос - учение).

Р. - лат. Благочестие, святыня, воссоединение. Р. - вид мировоззрения и образ действий, основанные на поклонении высшему началу и воссоединению с ним, служению ему. Предметом поклонения может служить божество, партия, народ, сословие, природа, наука и др., что присуще в той или иной мере любому человеку. Э.Фромм: «Любая система взглядов, которой придерживается какая-нибудь группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения».

Высшие ценности религии - сакральное (священное) и вера в него. Священное - это сверхестественная, потусторонняя реальность, которая содержит смыслы и образцы, значимые для реальной жизни. Наиболее полный образ сакрального мира представлен в мифе.

Отношение к святыне представляет собой единение людей в любви и вере. Р.предлагает индивиду и обществу мировоззрение с ценностными ориентациями, образ жизни, т.е. определяет весь строй культуры. Преодоление отчуждения от того, что наиболее ценно для человека воспринимается как спасение: П.Флоренский: «... если онтологически религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас, то феноменологически религия система таких действий и переживаний, которые обеспечивают спасение». С позиции атеизма (Л.Фейербах) религия коренится в противоречивой сущности человека.

По поводу происхождения религии существует 2 мнения. 1) прамонотеизм, т.е. изначальное существование единого Бога-творца (теистическая т.зр.) 2) религия появилась вместе с человеком, изначально в виде первобытных верования (магия, фетишизм, тотемизм, анимизм) - атеистическая т.зр. (сегодня - 3 мировых религии).

Религиозное сознание эмоционально насыщенно, и ценностным ядром является вера. В религиозной деятельности различается культовая и внекультовая (пропаганда, политико-организационная, теоретическая) составляющие. Отсюда, основные функции религии: 1. компенсаторная (недостатки существования) 2. легитимность, законность установившихся порядков существования 3. организует социальное время и пространство 4. сохранение и в каком-то смысле развитие культуры. 5. обесценивание установок, не соответствующих данному верованию.

Факторы человеческого существования, поддерживающие религиозность:

1) личностно-экзистенциальный: потребность в общении, одиночество, страдания, конечность
индивидуальной жизни, стремление к идеалу и т.д.

2) природный и социальный: мощь природы, значимость социальных норм, отчуждение в обществе

3) познавательно-психологический: интуиция, воображение, образность мышления, ограниченность
чувственного и рационального познания.

ТЕМА 9.

ОБЩЕСТВО как саморазвивающаяся система и ее экономическая основа

Общество - понятие, являющееся предметом социальной философии. Социальная философия направлена на исследование фундаментальных характеристик общественного бытия людей, выявление причин или оснований общественной деятельности людей, главных ценностей и конечных целей жизни человека. Предметом социальной философии является теория общественного развития, всеобщие связи и отношения и специфические черты социального познания. Социальная философия тесно связана с социологией и историей. Функция социальной философии - прежде всего мировоззренческая, коммуникативная и интегративная. Историческая реконструкция прошлого заключается, в том числе, в выявлении взаимосвязей и соотношений исторических событий. Социология изучает структуру социальных систем. В результате складывается знание о способах жизнедеятельности общества.

Общество представляет собой открытую материальную систему, которая развивается на основе объективных социальных законов. Это выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей. Проявляется в


функционировании и развитии социальных институтов (нормы и механизмы, регулирующие определенную сферу общественных отношений - семья, религия, производство, образование, государство) и отдельных индивидов. Выделяют О.как отдельный социальный организм (японское о.) и исторически конкретный тип социальной системы (индустриальное о.). Теоретический анализ О. предполагает рассмотрение его в качестве целого организма, отдельные части которого влияют друг на друга и (или) находятся в соподчинении.

О.интерпретируется с нескольких точек зрения:

1. Органическая школа, возникшая в конце 19 начале 20 вв. - объяснение социальной жизни биологическими закономерностями. Сравнение О.с организмом проводили Платон, Гоббс, Спенсер, но они не считали О. тождественным биоорганизму. Органическая школа - кровообращение есть торговля, головной мозг - правительство и т.п. След. естественнонаучные законы соответствуют общественным.

2. Теория общественного договора - о. есть сознательное соглашение отдельных индивидов. Включает
идею естественного права, основанного на природе человека; идею государства как гаранта естественного права; идею констутуирования законов и идею народа как суверена морали и права. След.законы природы и законы общества самодостаточны и независимы.

3. Антропологический принцип - о. должно соответствовать высокой неизменной природе человека.

4. Теория социального действия - в основе социальных отношений лежит понимание намерений и целей
действия друг друга, осознание людьми общих целей и задач, объединяющих всех участников социальных отношений.

5. Функционалистский подход - экообщество, т.е. взаимодействие и с природой, и с человеком:
необходимо учитывать не только процессы функционирования, но и развития социальной системы
(сменяемость поколения, а след. социальная наследственность).

В постмодернизме - О. как понятие исключается из определения.

Структура общества заключается в определении места и роли отдельных элементов его функционирования и развития, а именно: материально-производственной, социальной, политико-управленческой и духовной сфер жизнедеятельности.

Существование общества невозможно без человека. Преобразованная человеком природа продолжает оставаться бытием материи, но как общественное она включается в отношение с желаниями, мыслями, чувствами, т.е. с идеальным. Чтобы существовать, общество должно воспроизводить человека не только как биологическую сущность, но и как духовную. Идеальная сторона общественной жизни представляет собой общественное сознание, которое присутствует в любой человеческой деятельности и является ее субъективной стороной. Общ.сознание имеет структуру: экономическое, политическое, правовое, этическое, эстетическое, религиозное, философское и научное сознание.

Необходимым условием возникновения и существования О. является человеческая деятельность, содержанием которой является труд.

ТЕМА 10: ИНФОРМАЦИОННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: становление, сущность, законы

функционирования

Определяется принципиально новым технологическим способом воспроизводства системы общественных отношений и характером взаимодействия человека, техники и природы. Информ.цивилизация требует постоянного совершенствования самого человека, его творческих и созидательных возможностей, поскольку центр тяжести переносится на духовное производство. Информация (лат. Разъяснение, изложение, осведомленность) - в науке это некоторые сведения, совокупность данных или знаний. Рассматривается в трех аспектах: 1. система сбора, накопления и переработки сигналов внешнего мира и внутренней среды -информационный; 2. процесс функционирования системы, направление движения и степень достижения своих целей - управленческий; 3. надежность, живучесть, полнота использования системы и эффективность затрат на осуществления ее функций - организационный. Информация фиксирует всеобщие формы бытия, их связи и взаимообусловленность, а потому является фактором развития от низшего к высшему в природе, в обществе, в гносеологии. Предполагает наличие источника И.потребителя И.передающей среды. Не может быть передана в чистом виде, для передачи необходим носитель - сообщение (кодированный эквивалент события, зафиксированный источником. Средство передачи - канал связи в форме сигнала (физический процесс). В современной философии понятие «И.Ц.» развивается в качестве концепции нового социального порядка, значительно отличающегося по своим характеристикам от предыдущего. В концепции Дарендорфа (1958) - в отраслях экономики начинает преобладать производство и распространение знания, отсюда новая отрасль - информационная экономика.

 

Она быстро развивается и начинает контролировать бизнес и государство (Гэлбрейт,1967). Производство информации и коммуникации становится централизованным процессом (теория глобальной деревни, Мак-Люен,1964). Основным ресурсом определяется информация (Белл, 1979). Информационная цивилизация проектируется японским ученым Е.Масуда в работе «Информационное общество как постиндустриальное» (1983): «Основой нового общества будет являться компьютерная технология с ее фундаментальной функцией замещать либо усиливать умственный труд человека; информационная революция будет быстро превращаться в новую производительную силу и сделает возможной массовое производство когнитивной (познавательной), систематизированной информации, технологии и знания; потенциальным рынком станет «граница познанного»; возрастет возможность решения проблем и развития сотрудничества; ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство, продукция которого будет аккумулироваться для дальнейшего совместного распространения информации и ее долевого использования; субъектом социальной активности станет «свободное сообщество», политической системой будет «демократия участия»; основной целью - реализация «ценности времени». По терминологии Масуда - это утопия «Компьютопия» со следующими параметрами: 1. преследование и реализация ценностей времени; 2. свобода решения и равенство возможностей; 3.расцвет различных свободных сообществ; 4.самоорганизующаяся взаимосвязь в обществе; 5.функциональные объединения, свободные от управления властью. Это общество будет функционировать на основе синергетическои (самоорганизующейся для совместного действия) рациональности, которая заменит принцип свободной конкуренции. В работах Бенингера, Стоуньера, Нисбета предполагется интеграция существующей системы с новейшими средствами массовой коммуникации. Коммуникация - лат. Сообщение, передача - смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действие, сознательно ориентированное на смысловое восприятие, наз. коммуникативным. Функции К. - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого члена. Структура включает; как минимум двух участников, наделенных сознанием и владеющих нормами какой-либо семиотической системы; ситуацию, которую нужно осмыслить; текст, выраженный в семиотической системе; мотивы и цели общения; процесс материальной передачи текста. Обращается внимание на опасность того, что информация, став основным продуктом производства станет и мощным властным ресурсом. Концентрация такого ресурса в одном источнике может привести к возникновению нового варианта тотального государства (Е.Масуда, О.Тоффлер).

ТЕМА 11. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

Под культурой в философии понимается система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех направлениях и сферах самореализации личности.

В современной теории культуры существует три основных подхода к трактовке понятия «культура»: аксиологический, деятельногтный и близкий к последнему семиотический. Исходя из этих подходов сформулированы основные концепции, раскрывающие универсалии культуры:

ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

Название Авторы Краткая характеристика
Просветительские концепции кульгуры   Дж.Вико Ж.-Ж. Руссо Г.Ф. Гердер Термину «культура» впервые придано отвлеченное значение - это характеристика уровня об- щественного состояния человечества, измеряющегося развитием искусств, наук, просвещен- ностью нравов, прогрессом в области образования. Осознаны истоки и границы европейской Конец 17-18 вв.  
Этнологические концепции культуры 19-20 вв .   Э.Тейлор Л. Леви-Брюль Ф.Боас А.Радклифф-Браун Б.Малиновский Р.Мертон Сформирована на базе изучения традиционных обществ и применения эволюционного метода. В фокусе внимания оказался человек как носитель культуры - отсюда название течения «антро-пология». Подразделилась на культурную, социальную и структурную. Преимущественное внимание - проблемам генезиса культуры, как поступательного совершенствования всех ее сфер, роли языка, мышления, мифа и символа в осуществлении межкультурной коммуникации  
  Т.Парсонс К. Леви-Строс    
Марксистская концепция культуры К. Маркс Ф. Энгельс В. Ленин Культура- непосредственный процесс человеческой трудовой деятельности, важнейший вид которой - материальное производство. Отправной момент - отделение умственного труда от физического, явившегося первым проявлением неравенства. Культура меняется вместе с ма­териальным производством, восходит к все более развитым ступеням свободы посредством преобразования природной и социальной обусловленности человека. Предложены структурные различия между культурными институтами общества и его производительными силами: базис (экономическая сфера производственной деятельности) и надстройка (искусство, политика, идеология и пр).  
Теория культурно-истори­ческих типов и круговорота локальных цивилизаций Н.Я. Данилевский О. Шпенглер А.Тойнби П. Сорокин Отрицает идею культурного прогресса и взаимообогащения культур разных народов. Каждая культура строго локальна, самобытна,не передает своих начал другим, движется по замкнутому кругу, внутри которого эволюционирует подобно живому организму, проходя стадии возмужа­ния, зрелости, дряхления, гибели, имеет определенный срок существования. Сущность культу­ры усматривается в религии. Большое значение придается духовной сфере.  
Морфология. культуры, учение о «культурных кругах» К Брейзинг Л. Фробениус Э. Шпрангер   Культурные формы изучаются чак самостоятельные организмы с закономерным ходом разви­тия, определяемым внутренней силой каждой культуры. Используется метод аналогий и сравне­ний, применяется теория возрастов. Теория Л.Фробениуса культурные формы ограничивает конкретным жизненном пространстве, в рамках которого каждая культура обладает максималь­ной силой воздействия  
Концепции истории куль­туры и искусства Я.Буркхард В истории действуют три основные силы - государство, религия и культура - и две величины -индивид и общество, подверженные загадочной игре счастья-несчастья и не оставляющие в силу этого возможности конструирования закономерностей и надежды на прогресс  
Культурантропо-логия Э.Родхаккер М.Ландман Теория человека как творца и носителя культуры сводится к изучению духовной деятельности, причем последняя ставится в зависимость от иррациональной ситуации - судьбы. Историко-культурное развитие - анализ ценностных ориентации.  
Теология культуры П.Тиллих Решается задача преодоления противоположности между культурой и церковью на основе вос­становления диалога христианства с наукой и искусством. Ставится проблема культуры как отношение к безусловному в конечном смысле.  
Концепия «Благоговения перед жизнью» А.Швейцер Человек приближает к себе мир благодаря не познанию, а переживанию его. Человек, думаю­щий о себе и своем месте в мире, утверждает себя как волю к жизни среди других:«Я есть жизнь, желающая жить среди жизни». Благоговение перед жизнью- основной принцип нравственного и мировоззрения культуры.  
Тейярдизм П. Тейяр де Парден Создатель понятия «ноосфера», теологической теории эволюции, разработал феноменологию, Призванную снять противоположность науки и религии. По пути эволюции мир влечет психическая энергия людей, двигателем которой выступает божественный дух. В ходе движения И* Богу человечество проходит стадии преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь. Общественная жизнь - разновидность биологического процесса  
Ницшеанская Концепция Ф. Ницше Интуитивно-иррациональная концепция культуры нигилистического толка основана на противопоставлении двух типов культур: дионисийской и аполлоновой. Критикует современную ему Европейскую аполлонову культуру, утратившую человеческую индивидуальность. Развитие культуры - самоопределение человека в дионисийском творческом начале.  
Франкфуртская Школа Т. Адорно Г. Маркузе М.Хоркхаймер Построена на критике «массовой культуры» и «одномерного человека» в условиях растущей стандартизации жизни западного об-ва середины XX века. Регресс культуры связывается с тен­денцией развития глобализма, тоталитаризма, индустрии развлечений.  
Философия Культуры XX века   Особый интерес современная философия проявляет к символическим свойствам культуры, сосре­дотачивается на поисках универсального смысла культуры, эксплуатирует кантианскую идею об автономной сущности культуры, опирается на феноменологический подход, возрождает интерес к мифомышлению. В центре внимание человеческая жизнь и личность как поле приложения без­личных стихий. Культурная цель человека - приблизиться к прасостоянию как к подлинности посредством экстатического погружения в бессознательное.  
Феноменология Э. Гуссерль М.Шелер Н. Гартман К-ра- результат человеческого конструирования мира с помощью смыслообразующих пережива­ний В своем развитии она ориентирована на нормативный образ (в бесконечности). Но этот образ реален в силу направленности сознания значительного числа индивидов. Каждая культура имеет внутреннюю присущую ей разумную цель и создает высшую ценность - духовность, поднимаю­щуюся над всеми видами различий и противостояний.  
Экзистенциа­лизм М. Хайдеггер К. Ясперс Н. Бердяев Л. Шестов А. Камю Ж-.П. Сартр Философия существования. В центре внимания - человек как иррациональное начало свободы, пре­вышающее все природные и социальные границы мира. Путь к свободе открывается человеку в по­граничном состоянии (болезнь, чувство вины, смерть), на грани потери ценностных, смысловых, жизненных ориентиров.Бессилие человека пере абсурдом современного мира трактуется как антигу­манное. Трагизм мироощущение, свойственный экзистенциальному человеку, не есть безысход­ность. Граница, к которой подводится человек, открывает для него новые невиданные горизонты бытия и свободы в виде творчества.  
Игровая концепция культуры И. Хейзинг X. Ортега-и-Гассет Г. Гессе Инстинктивно-игровое начало построения истинной культуры, основой которой является творчество. Противопоставляете потребительской массовой культуре. Тенденция игры - ее элитизация, отчуж-дени от жизни, что опасно.  
           

 

 

Психоаналитическая концепция культуры З.Фрейд К.Юнг Э.Фромм Культура символически кодирует реальность, создавая универсальные образы поведения и мышления, посредством которых осуществляется социализация человека.
Символическая Концепция Культуры Э. Кассирер Л.Уайт Человек упорядочивает окружающий его хаос посредством создания символических форм культуры: зыка, религии, искусства, науки. Каждая из этих форм открывает для людей новые границы свободы и индивидуальности. Самоосвобождение человека заканчивается на основе овладения людьми своей Историей. «Идеальная Вселенная» - мир культуры, который важнее для человека мира природы.
Теория «Русского космизма» Н. Федоров К. Циалковский А.. Чижевский В. Вернадский Л.Гумилев Утверждается тесная связь между культурной историей человечества, космическими явлениями и геологическими процессами. Сам космологический процесс является последовательным развертыва­нием циклических усовершенствований человеческого бытия (коэволюция). Наука, одна из ведущих форм культуры, проявляет себя как мощная геологическая сила, создающая ноосферу.
Концепция Культуры Ф.М.Достоевского   Культура сводится к проблеме человека. Пытается примирить задачу духовного совершенствования человека с идеей построения совершенного общества. Насильственное устроение человечества невоз­можно, даже ради истины. Путь «русского социализма» - добровольное бескорыстное служение духовной истине. Фундамент культуры - самоценность личной свободы. Свобода ориентирована на религиозный этический идеал, иначе превращается в произвол.
Концепция Культуры Л.Н. Толстого   Центральный вопрос - смысл жизни, который связывается с бессмертием, с духовностью, творчеством, истиной, Богом. Т.О. основы культуры - нравственная функция религии, которая сводится к этике любви и непротивлению злу насилием. Нравственное самоусовершенствование не может быть делом общественным, так как любые организованные институты препятствуют духовному освобождению

 

Одной из центральных теоретических проблем современности является корреляция понятий «культура» и «цивилизация», их взаимодействие и соотношение. Цивилизация, как теоретическое понятие, стало рассматриваться в 18 веке в работах просветителей и по сей день является дискуссионным, многоуровневым и эклектичным. Само слово имеет латинские корни и переводится как гражданский, государственный. На сегодняшний день можно выявить следующие подходы к трактовкам понятия «цивилизация» и «культура».

 

 

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Параметры Культура Цивилизация
Смысл   1. как синоним культуры; 2. состояние общества 3. ступень общественного развития 4. заключительная стадия культурной эволюции 5. межнациональное сообщество людей
Время возникновения Предшествует цивилизации, является ее матрицей, кодом Возникает на определенном, заключительном этапе культурной эволюции сообществ
Базисные понятия Аксиология (универсальные, прежде всего, духов- ные ценности) Прогресс, польза, выгода, рационализм
Соотношение в сфере деятельности Духовно-теоретическая деятельность: искусство, религия, философия, наука Предметно- и духовно-практическая деятельность: экономика, политика, право, техника, технология
Функции   Человеческая деятель-ность, как индивидуальное творчество Технологическое и социально-организационное развитие на основе массового тиражирования его средств

 


.


 

Тема 12. Философия и будущее

В современной науке проблема единства окружающего нас мира рассматривается в трех основных отношениях. Во-первых, это его субстанциональное единство, т.е. в какой мере он имеет единую основу. Во-вторых, единство законов, которые действуют в этом мире. В-третьих, единство с точки зрения возникновения, развития, генезиса всех форм реальности в доступном нам мире.

Классическая наука вплоть до XX в. исходила из того, что субстанциональное единство мира определяется тем, что все вещи состоят из известных науке атомов. В XX в., благодаря развитию квантовой механике, выяснилось, что атомы состоят из элементарных частиц, хотя этих частиц оказалось большое количество (их теперь насчитывают более пятисот) и число их постоянно растет, все же устойчивых частиц немного. Именно эти частицы образуют субстанциональное единство реальности в доступной нам части Вселенной. Они подразделяются на частицы и античастицы. При взаимодействии частицы аннигилируют, т.е. исчезают, превращаясь в излучение.

Обобщая свойства элементарных частиц, можно выделить их общую двоякую основу. Во первых, все физические объекты обладают массой и энергией, так что энергия физического объекта равна mс. В то же время все элементарные частицы делятся на две группы: частицы вещества, которые обладают массой покоя, и частицы поля, обладающие только массой движения. На каждом уровне организации реальности существует своя специфическая субстанция, имеющая определенную дискретную, т.е. атомистическую структуру. На химическом уровне - это молекулы, на биологическом - это особи, на социальном - люди.

Поскольку субстанция не только непрерывна, но и дискретна, то между ее элементами существуют определенные связи и отношения. Общие и устойчивые отношения, существующие как необходимые, проявляются в законах. В каждой специфической области реальности существуют как специфические для нее, так и универсальные законы. Кроме того, философия формулирует и такие законы, которые равным образом действуют на всех уровнях организации объективной реальности. Необходимость использовать знания о таких законах, тенденция к интеграции научного знания заставляет самих ученых разрабатывать концепции, имеющие общенаучный характер. К таким общенаучным теориям относятся такие, как общая теория систем, которая формулирует закономерности, действующие в любых системах.

Кроме того, существуют и такие законы, которые действуют лишь в некоторых качественно различающихся областях реальности, например закон сохранения энергии. Знание таких достаточно общих законов позволяет глубже понять единство окружающего нас мира. Правда, в тех космологических моделях, которые пользуются в настоящее время всеобщим признанием, предполагается, что область действия известных нам законов природы ограничена и конечна. Например, расчеты некоторых космологов показывают, что они действуют лишь в области 1 см2 х 1084. С точки зрения традиционной релятивистской (например, считают невозможным объективное познание мира) космологии, говорить о существовании чего-либо вне этой области просто бессмысленно. Известные нам физические законы действуют только в


этой конечной области, но так пространственно-временной континуум замкнут, то вне этой области просто ничего не существует. Поэтому, по их мнению, мир является конечным, но он не ограничен жестко заданными пределами. Стремление мыслить что-либо, находящееся вне этого мира, - это просто попытка наглядно представить то, что не представимо.

Однако есть ученые, которые полагают, что ограниченность мира, отображаемого космологическими моделями, относительна, и поэтому могут существовать и другие законы, выводящие нас за границы этого мира. Такая картина мира строится на основе комбинации ансамбля миров. Мысль о том, что единство можно понимать как результат развития, впервые была выдвинута и развита Гегелем. Последовательное развитие космологических моделей также приводит к мысли о том, что единство мира может быть принято как результат некоторого процесса, т.е. развития, или генетически.

Единство, с точки зрения развития, имеет принципиальное значение, поскольку оно способно объяснить как субстанциональное единство мира, так и единство его с точки зрения в нем законов. К тому же, рассматривая мир как развивающийся, мы способны понять внутреннюю взаимосвязь многообразия форм реальности, их бытия. Современная наука для объяснения взаимосвязи различных форм реальности все чаще использует принцип развития, и, благодаря космологии, этот принцип получил универсальное значение для выявления единства окружающего нас мира.

В наши дни предпринимаются активные попытки создания единой теории эволюции, включающей процессы развития, протекающие в материальном мире и сознании. Эта теория строится на основе синтеза принципиально новых общенаучных концепций, таких как кибернетика (в ней компьютерные, мультимедийные технологии), синергетика, системология. Согласно этой теории направленно изменяются не только те или иные формы бытия, но и законы их развития. Такое понимание фундаментальных законов конкретизирует философское учение о единстве мира как вечно изменяющейся внутри себя целостности. Развитие этой целостности представляет собой естественно-закономерный процесс. Однако становление целостности, выражающей существующее единство мира, в различных космологических моделях имеет различное значение и толкование.

Философские проблемы технических наук.

Термин происходит от греческого tehne - искусство, мастерство. Обозначает множество феноменов, в которых разум обнаруживает свое операциональное присутствие в мире. Техникой обозначают множество материальных объектов и систем, созданных на основе научных знаний о свойствах и законах функционирования элементов этих систем. Техника выполняет необходимые человеку функции и операции, как практические, так и теоретические.

В определении понятия «техника» в качестве основного признака выделяется «преобразование». В наиболее общем виде техникой называется преобразующая деятельность человека. М.Хайдеггер предложил два варианта:

1.Техника есть средство или инструмент для достижения человеком цели;

2.Техника - человеческая деятельность.

Такой подход называется инструментально-антропологический. Этот взгляд разделяли К.Ясперс, М.Шелер, А.Гелен, Ю.Хабермас. Но нужно иметь ввиду, что здесь техника по аналогии с античным «техне» трактуется в смысле искусства как деятельность человека, которая по аналогии с демиургом, т.е. мастером являет истину. Именно в ней заключена суть бытия. То есть техника зародилась как проявление любознательности человека в поиске истины. Но постепенно из тяги к тайне природы она превращается в агрессию против нее. Такая метаморфоза угрожает самому человеку, делает его зависимым от нее. Следовательно, по мысли Хайдеггера, необходимо изменить технологическое мировоззрение.

Франфуртская школа (Хоркхаймер) исходит из того, что технический прогресс ведет к накоплению благ, но сопровождается дегуманизацией, т.к. разум начинает отдавать предпочтение средствам, а не целям.

В учениях, ориентированных на технократический детерминизм, технике отводится роль источника прогресса общества (учения об индустриальном, постиндустриальном и информационном обществах).


В 1970-х г.г. оформляется программа исследования техники как социально-политического, антропологического, нравственного, эстетического и аксиологического феномена. Формируется так называемое «техническое мировоззрение» (Эллюль), в рамках которой понимается рациональный, ориетированный на операционализм и инструментализм тип мышления. В «антропологии техники» (А.Хунинг) техника рассматривается как система потребностей, особые установки сознания, сформированные в ходе технического образования и воспитания (по аналогии с «хомо автомобилистикус сапиенс» российского инженера П.Энгельмейера в начале 20-х гг.ХХ века). Отсюда возникает проблема развития техники в системе общества, ее роль, функции и статус в истории цивилизации.

В современной философии констатируется, что техника есть естественное порождение и выражение сущности человека и его отношение к миру. Поэтому гуманизация должна коснуться самих основ человеческой культуры, мировоззрения, «свободного духа», но техногизация является исходной аксиомой (Мэмфорд). Мир насквозь «пронизан техникой», и это обстоятельство не может быть преодолено гуманизированием (Ф.Рапп, Х.Шельски). след. преобразованными могут быть только искусственно построенные на основе техники нормы взаимодействия человека и мира.

В 1980 г. сложилось направление неотехнократизма. Здесь развитие техники мыслится как определяющий фактор социального процесса, но нуждающийся в оценке, контроле и при необходимости корректировке. При этом очень высока роль эксперта, причем экспертиза основывается не только на специально-технических нормах, но морально-нравственных и даже исходит из широкого гуманитарного профиля. Параллелизация гуманитарной и технической экспертиз обозначается как «системная рациональность» (В.Бюль) и «гуманизация техники» (Дж.Уанстейн).

Словарь

В словарь включены только те термины, которые прямо или косвенно касаются интердисциплинарного характера социологии человека и философии человека.

Абстракция (лат. abstraction удаление, отвлечение) - мысленное отвлечение (абстрагирование) от множества свойств исследуемого объекта и явления для выявления сущностных признаков. Абстракция может выступать в форме понятия, в форме идеализированного объекта, в форме категории - наиболее широкого понятия определенной науки, в форме чувственно-наглядного образа (напр., модель, схема, матрица), в форме закона.

Авторитарный (лат. autaritus власть, влияние) - основанный на беспрекословном подчинении власти, диктатура (Адорно А. Исследование авторитарной личности. - М., 2001).

Автотрофный (греч. autos сам + trophe пища) - питающийся неорганическими веществами; противоп. гетеротрофным. Автотрофные организмы синтезируют все необходимые для жизни вещества из неорганических веществ, используя энергию фотосинтеза и хемосинтеза.

Адаптация (лат. adaptare приспосабливать) - Приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды. Изменение системы взаимодействия индивидов и групп в социально-культурном пространстве. Адаптивно-адаптирующие стороны поведения, характери­зующиеся уровнем активности личности в приспособлении к имеющимся условиям социальной среды и творческого отношения к созданию новых.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.