Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные задачи государственной политики в области ценообразования




Тема: Государственное регулирование цен.

Взаимодействие цен и налогов

Система налогообложения - важнейший элемент экономики, является основным инструментом перераспределения финансовых ресурсов. За счет налогов государство содержит непроизводственную (бюджетную) сферу, осуществляет финансирование перспективных научно-техни­ческих программ. Система налогов оказывает влияние на формирова­ние цен и их динамику. Цены во многом определяют размеры налоговых поступлений. В условиях рыночного хозяйствования требуется система налогов, стимулирующая предпринимательскую деятельность и одно­временно поддерживающая бюджетные организации.

Основными налогами, оказывающими существенное влияние на уровень и структуру цен, являются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

Налог на прибыль платят все предприятия. Ставки налога на прибыль дифференцированы для предприятий, кредитных и посреднических организаций, развлекательных учреждений.

Наиболее точно связь между ставкой налога и индексом роста цен отражает квадратичная зависимость, то есть прибыль предприятия возрастет до момента начала роста индекса цен, а при дальнейшем увеличений цен снижается. Чем больше индекс цен, тем интенсивнее снижаете прибыль. Поэтому рост индекса цен сверх допустимого предела является невыгодным с точки зрения получения налога на прибыль.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой ту часть стоимости, которая создается на всех стадиях производства товаров, работ и услуг и полностью изымается в государственный бюджет по мере реализации. Плательщиками НДС являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Объектами налогообложения являются: обороты по реализации товаров и услуг; обороты по бартерным сделкам; для строительных, строительно-монтажных и ремонтных организаций облагаемым оборотом является стоимость выполненных работ; у предприятий розничной торговли облагаемый оборот определяется в виде разницы между ценами реализации товаров и ценами, по которым они производят расчеты с поставщиками, включая сумму НДС.

 

Широко распространено мнение, что в рыночной экономике ценообразование не регулируется. Однако такое представление является ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство.

Не редко саморегулирование цен понимается упрощено – как встреча продавца и покупателя на рынке, которые, исходя из наличия товара и денег, договариваются о цене. Однако саморегулирование – не стихийный процесс. Это совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты на рынке. Данный процесс можно сравнить с правилами движения автотранспорта, когда на проезжей части движется то много, то мало машин, и все они едут в свободно выбранном направлении с самыми различными грузами. Но свой путь они при этом прокладывают так, чтобы проехать быстрее и наиболее экономично к конечной цели, не нанося при этом ущерба другим видам транспорта и пешеходам.

Всем известно, что происходит, когда общие правила движения нарушаются. Нечто подобное происходит сейчас в сфере ценообразования в России: только здесь правила товарного производства и обращения нарушаются всеми одновременно.

В месте с тем существенную роль в развитии современной экономики играет государство. Проблемы, связанные с усилением экономической роли государства, нашли широкое отражение в исследованиях различных экономических школ.

Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

Государство в своей экономической деятельности имеет право прово­дить определенную политику в области цен и ценообразования. Ценовая политика обеспечивается Президентом и Правительством РФ в соответст­вии с Конституцией РФ. Государственная ценовая политика проводится путем сочетания прямых и косвенных налогом и имеет следующие задачи:

- стимулировать и упорядочить развитие рыночных отношений;

- создавать условия для честной и социально направленной конку­ренции;

- создавать условия для свободного и упорядоченного перемещения товаров и услуг;

- обеспечивать безопасность и предсказуемость свободной финансо­вой деятельности;

- обеспечивать защиту частной, государственной, муниципальной, акционерной и других видов собственности;

- преодолевать инфляционные процессы;

- добиваться экономической и социальной защиты населения.

В рыночной экономике недопустимы как чрезмерное увлечение установлением и регулированием цен со стороны государства, так и полный отказ от такого регулирования прежде всего в отношении продукции эффективных, но затрудняющих конкуренцию монополи­стических предприятий. В переходный для общества период усилива­ется необходимость прямого государственного регулирования цен.

Что происходит при чрезмерном государственном регулировании цен?

При чрезмерном государственном регулировании цен рыночные меха­низмы ослабевают, возникает опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные параметры рынка ис­пытывают сильное влияние со стороны нерыночных факторов. Не связан­ная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не мо­жет оперативно меняться в зависимости от изменения спроса и предложе­ния. В этом случае образуется либо дефицит, либо затоваривание рынка.

Что происходит в случае полного отхода государст­ва от участия в формировании цен?

В случае отхода государства от участия в формировании цен разру­шаются основы экономики, государство теряет один из важнейших мето­дов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое поло­жение многих предприятий становятся достаточно неустойчивыми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.