Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Три модели самосознания культуры




Типы культуры как «кода человечности», как смысловой явленности мира человеку различны. В зависимости от спосо­ба разрешения основных культурных оппозиций можно вы­делить три основные модели культуры, задающие основу, на­правление интерпретации ее символических форм.

Классическая модель культуры, или модель культуры но­вого времени. Для нее характерен прежде всего пафос новиз­ны: все поставить под сомнение, пересмотреть и начать конст­руировать мир заново на указанных основаниях исходя из единого первоначала-принципа. На новом фундаменте после­довательно возводится по единому плану нечто радикально новое, старое не надо улучшать и перелицовывать. Человек как деятельное рациональное существо становится рупором Абсо­люта, который и является основой и целью его конструирую­щей деятельности. Для классической модели характерны так­же универсализм, претензия на единственность интерпретации смысла культурных ценностей, вытекающие отсюда тотали­таризм в политике и «прогрессизм» в понимании историчес­кого развития. Всякая множественность, частичность, анти-редукционизм чужды классической модели культуры. Может быть только одна истина, одна философия, одно понимание добра, одна революция.

Неклассическая, или модернистская, модель культуры строится на иных основаниях. Рушатся претензии на универ­сальные построения в сфере науки, искусства, политики. Ре­альность оказывается принципиально конфликтной, расколо­той, множественной. Теория относительности А.Эйнштейна разрушает представления о единстве, однородности, непрерыв­ности пространства и времени, теорема Геделя о неполноте формализованных систем подрывает претензии науки на уни­версальность. Разрушается монологизм, однолинейный исто­ризм, жесткая субъект-объектная структурированность пред­ставлений о человеческой деятельности. Мир предстает множественным, прерывным. Теоретическое не сводимо к эмпи­рическому; истина, добро, красота, вера не могут найти обще­го знаменателя; зеркало культуры раскалывается на множе­ство мелких кусочков. Представление о едином культурно-ис­торическом процессе трансформируется в образ замкнутых, самобытных культурных организмов. Идея единства мира культуры превращается в недостижимый идеал, регулятив­ный принцип жизни.

Постмодернистская модель культуры порывает даже с меч­той о единстве; это примирение с множественностью, которая была осознана, но не принята в программе модерна. Установка на радикальный плюрализм связана с отказом от мировоззрен­ческого «центрирования» культуры, от последовательности культурных трансформаций, от идеи многослойности смысло­вых структур. Разделение на внешнее и внутреннее, вещь и ее имя исчезло в постмодернистской модели культуры. Культу­ра становится бесконечным процессом интерпретации, смыс­лы сталкиваются, порождая при этом новые смыслы. Разру­шается оппозиция культуры и жизни, исчезает сама возможность противопоставить себя культуре, человек превра­щается в «говорящий голос», становится подсобным орудием культуры. Интерпретационная деятельность становится лишь взаимодействием различных культурных текстов.

Постмодернистская культура демонстрирует нераздель­ность осознания культуры от самого культурного творчества. Нравственность, искусство, религия являются такими вида­ми культурной деятельности, в которых человеческое стрем­ление к осмыслению жизни неотделимо от поисков смысла.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.