Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сейид Мохаммад Хусейн Табатабаи 5 страница




Поэтому обретение знаний наряду с исламскими законами и положениями путем аргументировок считается доступным для некоторых лиц, способных и компетентных, делом обязательным, и обязанностью других лиц, как правило, является обращаться к знаниям ученых в этих областях, которые именуются муджтахидами или же факихами, а также лицами, достойными обращения и подражания. Конечно, эти объекты подражания отличаются от лиц подражания в вопросах основ исламского просвещения, что по утверждению Корана, считается запрещенным ("И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания" - сура Аль Асра, стих 36 - пер.).[119]

Следует заметить, что шиизм не считает разрешенным первичное подражание умершему муджтахиду, то есть тот, кто не знает решение проблемы путем законов и согласно своей религиозной обязанности должен подражать (ссылаться - пер.) муджтахиду, не вправе обращаться ко мнению муджтахида, которого нет в живых. То есть, он по этому вопросу должен ссылаться на живого муджтахида, а после его смерти остаться верным его взглядам. Этот вопрос является одним из важнейших факторов совершенно не тронутого и сохранившего былую свежесть шиитского исламского фикха (исламское законоведение - пер.), и постоянно все новые лица вступают на путь постижения и изучения проблем исламского законоведения.

В то же время у суннитов согласно принятому в пятом веке хиджры постановления о необходимости следования учения одного из четырех крупных факихов - Абу Ханифе, Малека, Шафии, Ахмеда бин Ханбала, - не принято подражать в законоведении кому-либо за исключением вышеназванных и потому суннитское законоведение осталось на уровне почти тысяча двухсотлетней давности. Лишь в последнее время группа законоведов отделилась от вышеназванной закостенелости и приступила к свободному изучению законодательства.

Глава 13. ШИИТЫ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Исламские науки своим рождением обязаны трудам исламских ученых и делятся на две части:

интеллектуальные и гуманитарные науки. Интеллектуальные науки это те, которые опираются на повествование, такие как история, словароведение, изучение хадисов и другие. Интеллектуальные науки -науки, отличающиеся от вышеназванных, такие как философия, математика и другие.

Нет сомнения в том, что основным фактором возникновения гуманитарных наук в исламе был всемилостивый Коран и за исключением двух-трех наук, таких как история, генеалогии и аруза (восточное стихосложение - пер.), все другие в своем рождении опираются на всемилостивый Коран.

Мусульмане посредством религиозных диспутов и изысканий приступили к исследованиям в этих науках, крупнейшими из которых были арабская литература, морфология и синтаксис, стилистика, риторика, поэтика, словароведение. Среди наук, связанных с внешними религиозными проявлениями были такие как чтение Корана, комментирование Корана, хадис, риджал и дараят, основные принципы религии и законоведение (фикх). Шииты также в свою очередь внесли большой вклад в дело создания и редактирования этих наук и были основоположниками большинства из них. Так, например, арабскую грамматику по предложению его светлости Али (ДБМ) написал Абульасвад Дейли, один из приспешников его светлости великого пророка (ДБАР) и его светлости Али (ДБМ). Одним из основоположников наук красноречия (стилистика, риторика и поэтика) был Сахед бин Эбад Шии, один из министров двора динстиии Аль-Буйе.[120] Первый словарь, то есть книга "Китаб-уль-эйн, принадлежит перу известного ученого Халила бин Ахмеда Басри Шии, который был основоположником аруза.[121] В области грамматики выдающейся личностью был устад Сибуйе.

Чтение Корана (гараат - пер.) Асемом[122] своеобразно связывается с его светлостью Али (ДБМ), а Абдулла бин Аббас, который в области комментирования Корана, считался самым могущественным сахаба, был учеником его светлости Али (ДБМ). Усилия представителей рода пророческого и шиитов в области хадисов, фикха и связи четырех фикхов и других соотносится к трудам пятого и шестого имамов шиитов. Удивительные достижения в основах исламского законоведения, достигнутые Вахидом Бехбахани (ум. в 1205 г. л. х.) и, в частности, шейхом Муртада Ансари (ум. в 1281 году л. х.), не идут ни в какое сравнение с достижениями суннитских факихов.


МЕТОД ВТОРОЙ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА

Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ФИЛОСОФСКОЕ И СХОЛАСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Выше мы отметили, что всемилостивый Коран утверждает интеллектуальное мышление и ставит его в ряд религиозного образа мышления. Конечно, интеллектуальное мышление, утвердив истину и пророческую миссию великого пророка (ДБАР), установило в ряд умственных аргументации и внешние проявления Корана, являющие собой небесное божественное откровение и высказывания великого пророка (ДБАР) и рода пророческого (ДБМ). Умственные аргументировки, которыми человек с помощью своей богом данной сутью доказывает свои воззрения, бывают двух видов: несомненные и требующие доказательства (бурхан и джадал - подобно аскиоме и теореме - пер.).

Несомненный аргумент - это аргумент, содержание которого составляют предпосылки истины (действительной), если даже не поддаются узрению, то есть это то, что человеческий богом данный разум вынужденно воспринимает и утверждает его. Например, как мы знаем, цифра три меньше четырех. Подобное мышление называется интеллектуальным мышлением, тогда как, если это мышление будет распространенно на весь мир бытия, то есть будет думать о первоисточнике Творения, конце мира и мирян, то будет именоваться философией.

Требующий доказательства аргумент - это аргумент, лишенный всех или некоторых положений определенности и несомненности. Так, например, как принято среди уверовавших в религии или поверия доказывать религиозные теории принятыми в той религии несомненно верными принципами. Священный Коран пользуется обеими этими методами и в небесной Книге имеется много указаний по поводу каждого из этих методов. Во-первых, указывается на свободное мышление вокруг общих положений мира бытия, всей мировой системы, в отношении определенных систем, подобно небесной и звездной системе, проблеме дня и ночи, земли растений, человека и животных и других, и в самых ярких тонах восхваляется свободное умственное изыскание. Во-вторых, имеются указания также и на требующие доказательств умственные аргументации, которые, обычно, именуются схоластически ми диспутами, конечно, принимая во внимание то, что они будут проводиться наилучшим образом (с целью выражения истины, без упрямства и с хорошими намерениями). В священном Коране повелевается: "И призывай людей к пути Господа мудростью и хорошей проповедью и наилучшим образом беседуй с мудрыми людьми" (сура Нахл, стих 125).

Глава 2. ИНИЦИАТИВА ШИИТОВ В ФИЛОСОФСКОМ И СХОЛАСТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ

Совершенно ясно, что с самых первых дней шиитская группа меньшинства, отделившись от суннитского большинства, в поддержку своих воззрений приступила к приведению доказательств своей правоты противникам. Конечно, приведение доказательств своей правоты (мохадже - пер.) имеет две стороны и каждая противная сторона соучастна в ней, но всегда шииты выступали со стороны нападающей стороны, а их противники - защищались и инициатива в подготовке нужных средств для противоборства, фактически, принадлежит нападающей стороне

Также в результате успехов, постепенно достигнутых схоластической наукой и утвердивших свое место во втором и вначале третьего лунного века в результате распространения мутазалидского вероисповедования, шиитские ученые и исследователи, которые были учениками представителей рода пророческого, постоянно находились в авангарде схоластической науки. Помимо того следует напомнить, что родословная схоластиков суннитского толка мутазалитского и других происхождений берет свое начало от вождя шиитов его светлости Али (ДБМ).[123]

В то же время, те, кто знаком с трудами сахаба великого пророка (ДБАР), знают, что среди огромного множества оставшегося в наследство трудов сахаба (зафиксировано около двенадцати тысяч сахаба) нельзя найти ни одного произведения, включающего философское мышление. Только лишь его светлость эмир правоверных в своих притягательных речах относительно теологии выразил глубочайшие философские мысли. Пришедшие после них сахаба и следовавшие их курсу ученые и, в целом, арабы того времени не имели совершенно никакого представления о свободном философском мышлении и в речах ученых первых двух веков хиджры не встречаются образцы философских изысканий. Только лишь глубокомысленные выступления предводителей шиитов, в частности, первого и восьмого имамов шиитов, содержали в себе бескрайние запасы философской мысли и именно они ознакомили своих учеников с подобным образом мышления.

Да, арабы были далеки от философского образа мышления, пока вначале второго века хиджры не получили их образцы из переводов греческих книг на арабский. После этого вначале третьего века хиджры с греческого, сирийского и других языков на арабский было переведено много книг и люди обрели доступ к философскому мышлению. Вместе с тем, большинство факихов и схоластов весьма недоверчиво относились к философии и другим интеллектуальным наукам. Это противоборство, ввиду поддержки, оказываемой этим наукам правителями тех времен, вначале не имело столь серьезного значения, но прошло немного времени как положение изменилось и в результате строжайшего запрета философские книги стали бросать в море. Также серия трактатов "Ихван-ас-сафа", являющие собой вдохновение мысли ряда неизвестных авторов, представляет собой память о тех временах и тяжелом положении тех дней. После этого страшного периода вначале четвертого века хиджры философия была возрождена Абу Насром Фараби и вначале пятого века в результате поддержки, оказанной ей трудами известного философа Абу Али Сины (Авицены) философия получила широкое распространение. В шестом веке философия света (эшраг - пер.) переправлена шейхом Сохраверди и по обвинению в этом он был убит по указу султана Салахаддина Аюби. После этого философия надолго умолкла и не появлялось более философов, за исключением седьмого века, когда в Анда-лузии, находившейся в составе исламских стран, не появился Ибн Рошд Андалузи, который приступил к философским изысканиям.[124]

Глава 3. ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕ УСИЛИЯ ШИИЗМА В областИ ФИЛОСОФИИ И ДРУГИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАУК

Подобно тому как шиизм был эффективным фактором в появлении философского мышления, он оказался важной основой в распространении подобного образа мышления. Поэтому, хотя с кончиной Ибн Рошда философия навсегда покинула суннитское большинство, тем не менее она никогда не уходила от шиитов и после него на арене философской мысли появились такие видные философы как хадже Насираддин Туси, Мир Дамад и Садр-аль-мутааллихин, которые приложили много усилий для развития философской науки. На других аренах интеллектуальных наук также появились видные личности, такие как Насираддин Туси, Бирджанди и другие.

 

Все эти науки и, в частности, божественная философия, в результате неустанных трудов шиитов обрели обрели широкое развитие, что совершенно отчетливо видно из сравнения трудов Насираддина Туси, Шамсаддина Торке, Мир Дамада и Садр-аль-мутаахирина с трудами предшествовавших им ученых.

Глава 4. ПОЧЕМУ ФИЛОСОФИЯ ОСТАЛАСЬ В ШИИТСКОЙ СРЕДЕ?

Важным фактором в деле возникновения интеллектуального и философского мышления среди шиитов и через них в среде других, было научное наследие, переданное в наследство шиитскими предводителями, которое также способствовало сохранению этого образа мышления среди шиитов. Шииты с большим уважение и как к святыням относились к своему научному наследию. Для освещения этого вопроса достаточно сравнить научное наследие рода пророческого (ДБМ) с написанными впоследствии философскими книгами. Здесь мы воочию можем заметить, что философия с каждым днем все больше приближалась к вышеназванному научному наследию, пока, наконец, в одиннадцатом веке хиджры они стали согласоваться друг с другом и не имели разницы, разве что в некоторых толкованиях.

Глава 5. НЕКОТОРЫЕ ИЗ НАУЧНЫХ ГЕНИЕВ ШИИТОВ

а) - сеггат-уль-ислам Мухаммад бин Ягуб Колейни (ум. в 329 г. л. х.). Он был первым в шиизме, собравшим предания о шиитах из основ (каждый из собирателей преданий собирал в сборнике предания его об имамах рода пророческого, которые именовались "основами") и упорядочил их на основе положений фикха. Его книга, называвшаяся "Кафи". была разделена на три части: основные и второстепенные вопросы, а также - разное и включала 16199 преданий. Это была самая известная книга преданий в мире шиизма и в качестве следования курсу "Кафи" были написаны три книги - книга "Мин лаяхаззара оль-фикх" шейха Саддуга Мухаммада бин Бабуе Гоуми (ум. в 381 г. л. х.), книги "Тазхиб" и "Эстебсар", принадлежащие перу Насираддина Туси (ум. в 460 г. л. х.).

б) - Абульгасем Джафар бин Хасан бин Яхья Хилли, известен как Мохаггег (ум. в 676 г. л. х.). Он был гением фикха и основоположником шиитского законоведения. Из его шедевров в области законоведения были "Мохтасар-е нафе'" и "Китабуль шарайе", которые вот уже 700 лет с лишним имеют широкое распространение и применение среди шиитов и рассматриваются в качестве научного чуда.

Из числа продолжателей дела Мохаггега следует назвать "первого шахида" (мученически павший за веру - пер.) Шамсаддина Мухаммада бин Мекки, который был убит в Дамаске в 786 году л. х. по обвинению в распространении идей шиизма. Из числа его законоведческих шедевров является книга "Лам'а Дамаш-гия", которую он написал в течение семи дней тюремного заключения. Также к их числу можно причислить шейха Джафара Кашеф-оль-йта Наджафи (ум. в 1227 г. л. х.) и его шедевр - "Кашф-оль-гета".

в) - шейх Мортеза Ансари Шуштари (ум. в 1281 г. л. х.). Он переправил все ошибки в основах фикха и создал практические пути реализации основ фикха, то есть важнейший пункт этой науки, которые сейчас, по прошествии более ста лет широко используются среди шиитских законоведов.

г) - хадже Насираддин Туси (ум. в 676 г. л. х.). Он был первым, кто поставил схоластику на научные основы. Из его научных шедевров можно отметить книгу "Таджрид-аль-калам", которая более 700 лет как сохраняет свою научную компетенцию среди специалистов и к которой было написано множество комментариев и глосс. Насираддин Туси помимо своего таланта в схоластике, считался гением своего времени в области философии и математики и наилучшим свидетельством тому служат его ценные произведения почти во всех областях интеллектуальных наук. Марагинская абсерватория также была создана эти великим ученым.

д) - Садраддин Мухаммад Ширази (род. в 979 и ум. в 1050 г. г. л. х.) - первый философ, который вывел философские вопросы из состояния разнорозненности и упорядочил их подобно математическим задачам. Этим, во-первых, философии была дана возможность выдвинуть сотни философских проблем, прежде не рассматривавшихся философией, во-вторых, целый ряд мистических проблем, считавшихся стоявшими превыше интеллектуального мышления, были весьма просто исследованы, и, в-третьих, были разрешены многие религиозные внешние проявления и глубокомысленные выражения вождей рода пророческого которые долгие годы оставались неразрешенными и. в основном, считались из числа аллегорий. Таким образом, внешние религиозные проявления, мистика и философия обрели полное перемирие и попали в единое русло. До Садр-уль-мутаахирина такие ученые как шейх Сохраверди, автор книги "Хекмат-оль-эшраг", философ шестого века лунной хиджры и Шамсаддин Мухаммад Торке в восьмом веке предприняли в философии эффективные шаги. но все же полный успех был за Садр-оль-мутаахирином.

Садр-аль-Мутааллихин, следуя этому курсу, смог доказать идею движения Джохари и затем открыть теорию относительности (конечно, за пределами сознания, а не в мысли). Он написал около пятидесяти книг и статей и его шедевром в философии является четырехтомная книга "Асфар".

МЕТОД ТРЕТИЙ

ОТКРЫТИЕ

Глава 1. ЧЕЛОВЕК И МИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

В то время как подавляющее большинство людей занято удовлетворением своих материальных потребностей и устранением трудностей повседневной жизни и предает забвению духовные аспекты жизни, в духовном мире людей имеется рефлекс, который именуется рефлексом реализма, который иногда срабатывает в некоторых людях и побуждает к осознанию ряда духовных понятий.

Каждый человек (за исключением софистов и сомнительных, которые называют всякую действительность измышлением или фанатизмом) верит в настоящую и постоянную действительность и иногда своим чистым сознанием и непорочной сутью рассматривает установившуюся действительность мира Творения. В то же время он осознает неустойчивость и недолговечность составных частей мира. Он находит мир и происходящие в нем события и явления своеобразным зеркалом, в котором красоты постоянной действительности представляются удовольствием более ценным, чем все другие мирские нестабильные удовольствия.

Эта есть та самая мистическая притягательность, которая направляет внимание уверовавшего в Аллаха человека к вышестоящему миру и создает в его душе представление о Господе чистейшем и побуждает его забыть обо всем, перечеркивает все его близкие и дальние мечтания и заставляет человека преклоняться перед Аллахом, которого он не видит и это для него представляется более интересным, чем все другое. Это, фактически, внутренняя притягательность, которую создают для человека божественные религии.

Мистиком является тот, кто своей любовью к Господу преклоняется перед Ним,[125] а не в надежде на воздаяния и не в страхе перед непозволительными деяниями и их последствиями. Отсюда проясняется, что мистику перед лицом религии нельзя считать другой религией. Мистика - один из путей восхваления (восхваление от любви, а не в страхе или в надежде на что-то), путь осознания действительности религий перед лицом внешних религиозных проявлений и путь интеллектуального мышления.

Каждая из божественных религий и даже идолопоклонничество имеют своих последователей, которые посредством этого пути проходят этапы духовного совершенствования. Идолопоклонничество, иудейство, христианство, зароастризм и ислам имеют своих мистиков.

Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИСТИКИ В ИСЛАМЕ

Среди сахаба великого пророка (ДБАР) (число которых согласно преданиям отмечено в пределе 12 тысяч человек) только лишь его светлость Али (ДБМ) своей красноречивой речью высказался относительно истин мистики и путей духовного совершенствования. У других сахаба с подобными вопросами мы не встречаемся. Среди его сподвижников и учеников были такие личности как Салман Фарси, Овейс Гарани, Комейл бин Зияд, Рашид Хиджри и Мейсам Таммар, которых все философы после его светлости Али (ДБМ) ставили во главу философской мысли. Вслед за этой группой во втором веке хиджри шли такие личности как Тавус Ямани, Малек бин Динар, Ибрагим Адхам, Шагиг Балхи, которые не были философами и суфиями, но имели большую популярность и признание в обществе и не скрывали своей воспитательной связи с предшественниками.

После этой группы в конце второго и в начале третьего века хиджры появились такие личности как Язид Бастами, Ма'руф Корхи, Джонейд Багдади и другие, которые шли по пути мистического душевного совершенстования, занимались мистическими умозаключениями и высказывали мысли в качестве открытия и свидетельств, которые ввиду свой проникновенности беспокоили тогдашних факихов и схоластов, создавшие для них в качестве мести большие неприятности и многие из них были брошены в тюрьма и подвергались тяжелым пыткам.

Несмотря на все трудности, они все же смогли сохранить в живых свои убеждения и потому сектантство день ото дня больше развивалось, пока в седьмом и восьмом веках достигло высшей своей степени. и с тех пор, несмотря на свои взлеты и падения, сохранило свое существование.[126]

Большинство мистических шейхов (глава религиозного ордена - пер.), имена которых зафиксированы в антологиях, были суннитского происхождения, и тарикат, который мы сегодня можем наблюдать (содержащий ряд обычаев и традиций, о которых не упоминается в учении Корана и традициях от пророка), является наследством, оставшимся от них и некоторые из обычаев и традиций оказали воздействие и на шиитов.

Среди народа бытовало мнение о том, что исламом не предусмотрено программы путей духовного совершенствования, а существовал лишь метод душевного познания, который приняли мусульмане и был приемлем Господом, подобно тому как это было с орденом рахбаният, который установили ансары, не затрагивая божественного призыва Христа.[127]

Именно поэтому каждый из глав религиозного ордена устанавливал в программу путей душевного совершенства те обычаи и традиции, которые он считал целесообразным, в результате чего была создана обширная и независимая программа, такие как церемонии умопомрачительное повторение имени господнего и облачение в одежду аскетов, использование музыки и песен, попадание в состояние бешенного восторга от упоминания имени господнего и другие. Иногда в процессе совершения этих церемоний дело доходило до того, что шариат предавался полному забвению, и последователи этого метода, фактически. примкнули к батение.

Тем не менее, изучение теоретических положений шиизма и то, что говорится в основных документах (Книге господней и традициях), указывает на обратное, и совершенно невозможно, чтобы религиозные идеи не могли сориентировать на эту истину или же проявили халатность в освещении некоторых из его программ.

Глава 3. СОВЕТЫ КНИГИ НЕБЕСНОЙ И ТРАДИЦИЙ ПУТИ МИСТИЧЕСКОГО ДУШЕВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И Ее ПРОГРАММЕ

Господь всевышний в некоторых стихах своего писания повелевает, чтобы люди глубже вникали в содержание Корана и не удовлетворялись поверхностным познанием мысли и во многих стихах представляет мир Творения и все, что в нем есть (без исключения) свидетельствами и признаками о себе.

Более глубоким и проникновенным взглядом на содержание коранических стихов можно заметить, что все эти признаки и свидетельства служат тому, чтобы быть указанием на другое, а не на самого себя. Например, красный свет светофора является признаком опасности, и всякий, увидевший этот свет на светофоре, осознает возможность опасности и не уделяет внимания самому светофору. Если в его сознании возникнет представление о самом светофоре, его стеклах или цветах, то при встрече со светофором в его сознании пробудятся факторы, свидетельствующие о самом светофоре, его стеклах или цветах стекл, а не самом понятии опасности.

Поэтому, если мир и все явления мира в любом виде будут свидетельствами и признаками Господа миров, то в своей сути они лишатся своей независимости и под любым углом зрения не будут свидетельствовать ни о чем, кроме как о Господе чистейшем. Поэтому, всякий, кто благодаря учению Корана таким взглядом смотрит на мир и мирян, будет видеть своим сознанием только лишь Господа всевышнего и вместо этих красот мирской жизни будет видеть Его красоту и вот тогда он все свое существо отдаст взамен любви господней.

Это сознание, как совершенно ясно видно, возникает не благодаря глазам, ушам и другим чувствами же воображению и уму, ибо сами эти средства, их действие являются свидетельствами и в этой ориентации являются "магфул ана" (то есть бессильный невежда - пер.)[128]

Этот путник, думающий ни о чем, кроме Господа, и забывающий все, кроме Него, если услышит повеление господнее "О те, которые уверовали! На вас -забота только о ваших душах. Не повредит вам тот, кто заблудился, если вы идете прямо" (сура Маэде, стих 105), то поймет, что единственный путь, который ведет его к правильному пути, это - его душа, и Господь, его действительный путеводитель, обязует его познать себя, взглянуть в свою душу, чтобы найти там желанное. Поэтому великий пророк повелевал, что "Всякий, кто познал себя, познал Аллаха", а также "Те из вас лучше знают Аллаха, кто лучше познал себя". В связи с программой этапов мистического душевного совершенствования следует сказать, что это - множество коранических стихов, в которых Аллах повелевает: "Вспомните Меня и Я вспомню вас" (сура Бакара. стих 152), а также добродеяния, о которых в подробности говорится в священном писании и в завершении этой программы говорится "Следуйте за своим пророком" (сура Ахзаб, стих 21). Как может произойти такое, чтобы ислам определил путь господний для людей, но не рекомендовал бы людям как идти по этому пути, познал бы этот путь, но не дал бы программы для него. Господь всевышний повелевает: "И ниспослали Мы тебе Книгу для разъяснения всего и как прямой путь, милосердие и весть радости для мусульман" (сура Нахл, стих 89).

Текст дальше отсуствует


 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ИСЛАМСКИЕ УБЕЖДЕНИЯ ШИИТОВ ОТ 12 ИМАМОВ ТЕОЛОГИЯ

Глава 1. ОБЗОР МИРА БЫТИЯ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ - ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ АЛЛАХА

Человеческое сознание, с которым связано его возникновение, с самого начала осознает существо повелителя мира и мирян. Ибо, вопреки тем, кто сомневается в своем существовании и во всем другом и мир бытия считает измышлением, мы знаем, что человек с самого начала своего существования, которое связано с его сознанием, познает себя и окружающий его мир, то есть он не сомневается в том, что он существует и пока существует человечество это сознание существует в человеке и не поддается никакому сомнению и не подвергается никаким изменениям.

Эта действительность и бытие, которые доказывает человек перед лицом софистики и сомнительности, постоянны и никогда не могут исчезнуть, то есть софистика и сомнительность, отвергающие на деле все факты, никогда не могут быть верными. Это значит, что мир бытия охватывает стабильную действительность.

Тем не менее, все эти действительно существующие явления, которые мы сейчас можем наблюдать, рано или поздно лишатся своей реальности и отсюда выясняется, что видимый мир и его составные части сами по себе не являются самой действительностью, наоборот, они опираются на постоянную действительность и благодаря ей обретают свою реальность и свое существование, и как только они лишаются ее - теряют свое существование.[129] Мы эту постоянно существующую действительность, существование которой обязательно (ваджиб аль вуджуд - пер.), называем Богом.

Глава 2. ВЗГЛЯД НА СВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА И МИРА

То, что мы рассмотрели в предыдущей главе для доказательства существования Господа Бога - это простой и ясный путь, по которому проходит человек своей богом данной сутью, но для большинства людей, имеющих большое пристрастие к материальности и материальному образу жизни и погрязших в чувственных удовольствиях, трудно перебороть себя и увидеть свою простую и чистую богом данную суть.

Поэтому ислам, представляющий свою чистую доктрину всеохватывающей и распространяющейся на всех и считающий всех людей равноправными перед лицом религиозных целей, для подобных людей представляет иной путь доказательства существования Аллаха и через этот самый путь, который держит простую суть человека вдали от вниманию людей, заводит с ним речь и представляет ему Господа Бога.

Священный Коран различными методами обучает простых людей теологии (познанию Бога - пер.), все внимание людей концентрирует на вопросе мира Творения и системы, господствующей над миром. Он приглашает людей внимательно осмотреть все вокруг себя, ибо человек в своей короткой жизни каким бы путем бы он ни пошел и в какие бы состояния он не попал, не может выйти за пределы мира Творения и господствующей над миром системы и его сознание может вдоволь наглядеться удивительных картин неба и земли.

Этот обширный мир бытия, который мы видим,[130] его составные части все вместе находятся в состоянии постоянного изменения и превращения и в каждое мгновение под воздействием безусловных законов обретают новые, беспрецедентные формы. Все, начиная от самых удаленных вселенных и кончая мельчайшими частицами, находятся в рамках этой четко действующей системы, которая удивительным образом действует благодаря своим безусловно четким законам и свое действие направляет в сторону самых совершенных качеств, к конечной цели совершенства.

Превыше частных систем стоят более общие, и, наконец, всеобщие мировые системы, соединяющие друг с другом бесчисленное множество составных частей мира и сливающие воедино частные системы и не терпящие в процессе своего постоянного движения никаких условностей.

Если система Творения установила человека на Земле, то его внутреннюю систему она установила таким образом, чтобы она согласовалась с его окружающим миром, а окружающий человека внешний мир она установила таким образом, чтобы подобно няньке могла способствовать его развитию. Эта система все и вся, начиная от солнца и луны, звезд, воды и земли, дня и ночи, периодов года, облаков, туч и дождей, и кончая подземными и наземными богатствами, и, наконец, человеческие силы, установила на служение человеку. Мы подобную связь и согласование можем заметить в любом явлении, между дельными и близкими соседями и в семье, в которой живем. Эта связь и взаимосвязь проявляет себя также и во внутренней структуре каждого явления. Если Творение дало человеку хлеб, то для его обретения дало ноги, а для взятия его - руки, для сьедания - рот, а для пережевывания - зубы и объединило все это цепью взаимосвязанных колец, связанных с целью совершенства этого Творения.

Ученые мира не сомневаются в том, что бесконечные связи, которые они обрели в результате своихмноготысячелетних усилий, являются незначительным проблеском в тайнах Творения, не имеющего конца и всякое новое известное предвещает бесчисленное множество неизвестных.

Можно ли судить так, что этот огромный мир бытия, все составные части которого в удивительном единстве, связи и сплоченности твердят о какой-то бесконечной силе и мудрости, не имел бы своего Творца и был бы создан беспричинно и бесцельно?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.