КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Традиционный и конструкционистский подходы к пониманию социальных проблем. Технология конструирования социальных проблем
Концептуализация социальной проблемы. Существует 2 подохода: 1. Традиционный 2. Конструкционистский Социальная проблема существует, если есть значимые расхождения между тем, что есть и тем, чему как считают люди, следует быть (определение в рамках нормативного подхода). 4 условия соц проблемы: 1. наличие социальности (порождение социальных отношений) 2. несовместимость с ценностями (угроза сущ-м ценностям, расхождение) 3. охватывает значимое кол-во людей согласно с тем, что 4. что необходимо действие относительно этой ситуации. Концептуализация социальной проблемы. Существует 2 подохода: 3. Традиционный 4. Конструкционистский Социальная проблема существует, если есть значимые расхождения между тем, что есть и тем, чему как считают люди, следует быть (определение в рамках нормативного подхода). 4 условия соц проблемы: 5. наличие социальности (порождение социальных отношений) 6. несовместимость с ценностями (угроза сущ-м ценностям, расхождение) 7. охватывает значимое кол-во людей согласно с тем, что 8. что необходимо действие относительно этой ситуации.
Есть условия, к-ые не соответствуют сущ-м ценностям – проблема носит объективный характер. В рамках тр. Подхода выделяют несколько концепций: 1. Социальная патологи: сит-я проблемна, если мешает функционированию об-ва – патология об-ва. Источник – неспособность индивида к нормальному поведению. Индивидуализация основания проблем. Сущ до первой мировой войны, т.к. общестов было стабильно, можно было выдвинуть критерии нормальности (легко зафик-ть состояние нормальности). С 1914 упадок, критика за субъективность суждений. 2. Социальная дезорганизация: процессы урбанизации и перемещение в города. С.п. – следствие дезорганизации. Кули – д/о – отсутствие порядка и дисциплины. Конфликт со статусными позициями. Нет согласованности статусов м/д собой. Томас и знанецкий – соц. д/о – уменьшение влияния сущ-их правил поведения на инд, членов группы. Процессы расширение контактов с внешним миром – ведет к увеличению д/о – повляются установки, к-ые невозможно контролировать в рамках старых норм поведении. Условия меняются, а ср-ва контроля остаются прежними. Критика: за оценочность (-), нет четкого разграничения м/д соц-й д/о и изменением, для в нешнего набл. м.б. и д/о, а для внут – все организованно.
3. Функциональный подход: условия и виды поведения, меш-ие нормальному функционированию общества. Выход из состояния равновесия – с.п. Функция и дисфункция. Дисфункция – последствия, идущие в разрез с социальными требованиями. Разрушают инст. связи внутри системы. 2 класса проблем: 1. соц. д/о и 2. девиантное поведение. 1. - проблемы в рез-те несов-ой орг-ии статусов в сис (этнич конфликты), 2 – отклоенение от норм поведения внутри статусов (преступность) В любом явление есть и то, и то. Дев. поведение – реакция людей на соц-ю ситуацию. 4. Критический подход: Внимание к полит и эк-ким структурам, определение роли в дев. поведении. Развиваются в рамках криминалогии. Эк. Неравенство – порождение преступности. Сис-ма угловного права поддерживает интересы всего общества. Соединение теории с практикой. Несвободна от идеологии. К. 20 века Блумер – 3 недостатка тр. подхода: 1. анализ-т те явления, к-ые об-во признаю проблемными (то есть явные) 2. не объясняют почему одни явл-ся проблемными, а другие нет 3. само явление социальной проблемы не рассаматривают, используют только объективные проблемы. Промежуточный этап: интеракционный подход: с.п. – следствие осуществления контроля. Стигматизация и наклеивание ярлыков. Беккре и Лемерт – соц гр создает нормы и правила, которые давят на него. Девиация создается самим обществом. Человек сам себя идентифицирует с девиантом, существует стереотип поведения (он начинает себя так вести) и с ним начинают вести соответственно, что усугубляет положение.Порождение вторичного отклонения.
Конструкционистской подход: оппозиция объективному подходу. Под с.п. понимают действия, а не условия. Две версии: 1. Феноменологическа: Спектор и Китсьюз: с.п. – деятельность инд или гр по выражению недовольства или выдвижению утверждений-требований относительно некоторых условий. С.п. – конструкция. Через публикации, общественное мнение, жалобы и т.д. Блуммер: (стадии жизни): 1. возникновение – отбор и идентификация условий в качестве проблемы. С.п. не сущ-т, пока не признана об-вом как проблемная. 2. легитимизация – получение соц поддержки. 3. мобилизация действий относительно проблемы. 4. формирование официального плана действий. Взгляд официального аппарата. 5. осуществление официального плана. Могут оказаться незатронутыми центральные места проблемы. Спектор: 1. (включает в себя первые 4 стадии по Блуммеру) некоторые группы говорят о вредных условиях и придают свои утверждения гласности, обсуждение проблемы. 2. признание легитимности некоторой организации со стороны официальных структур, орг-ия проблемы в неформальных группах, признание проблемы, через признание группы. 3. повторное выдвижение утверждений-требований - спровоцировано неудовл-ем способами решения проблемы. Неудовлетворение действиями. 4 отказ группы от от деятельности офиц структур. «-» нет соотнесение требований и объективных условий, по их мнению они не важны. 2. Контекстуальная версия: обращение к социальному контексту. Принимаются во внимания требования и аргументация в виде ссылок на статистику, опис-ую динамику этого явления. Утверждения и расхождения м/д утверждениями-требованиями. Условия рассматриваются как объяснение того, что некоторые выходят в агенду, а др. нет Тр. подход: в программу вопросов входит масштаб явления, соц последствия ситуации, функции и дисфункции, что может способствовать смягчению или разрешению проблемы. Конструк подход: является ли ситуация предметом беспокойства о осуждается ли со стороны общественности, кто конструирует проблему, способы привлечения к проблеме, реакция общественности и социальная критика.
19. Последствия старение населения. Социальная работа с пожилыми людьми: принципы, направления, формы устройства жизнедеятельности пожилых людей. Старение – превышение лиц старше трудоспособного возраста над численностью детей. 2005 год – 13,72 Пороговое значение старения – 7 (лиц старше 65 лет). Особенности старения: 1. С 1998 года численность пожилых стала превышать численность детей. 2. Феминизация старения. + среди женщин пенсионеров увеличивается доля женщин не имеющих детей. 3. Неравномерность процесса старения. Наиболее быстро процесс старения затрагивает индустриально развитые районы и города. Последствия: 1. Увеличение нагрузки на трудоспособное население 2. Снижение уровня мобильности населения (как краткосрочной так и долгосрочной) 3. Снижение инновационной пластичности общества в целом 4. Изменение структурных отношений в семье Причины: Внутренние – здоровье населения Внешние – социально-экономическая природа
Либерализация экономики привела к тому, что уровень жизни пожилых людей стал значительно ниже. Со старостью связано падение уровня жизни населения. Типы старости: 1. Активная творческая старость 2. Досуговая старость – люди начинают заниматься тем, чем раньше никогда не занимались. 3. Семейная старость 4. Болезненная старость 5. «Ворчливая» старость 6. Разочарование в себе и в жизни
Формы социальной работы с пожилыми людьми 1. Соц обслуживание 2. Стационарные социальные учреждения – специальные дома для одиноких пенсионеров, мед кабинеты, пункты принятия заказов на покупку. Дома содержатся за счет регионального бюджета. 3. Дома – интернаты для престарелых и инвалидов. Причины пребывания: отсутствие жилья, отсутствие обслуживания, сложности отношений с родственниками и т.д. 4. Героптологичкские(?) центры: 4 направления в работе: 1. Отделение надомного обслуживания 2. Отделение социально-практической геронтологии(?) дневного пребывания 3. Помощь в условиях стационара 5.Федеральная соц программа (Целевая программа «Старшее поколение»)
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |