Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурированная информация. Правовое регулирование комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом




Правовое регулирование комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом

Воинская обязанность в Российской Федерации и формы ее реализации

Система контроля за исполнением служебных документов

 

 

назад


Тема № 5. Воинская обязанность в Российской Федерации. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом

 

1. Воинская обязанность в Российской Федерации и формы ее реализации

2. Правовое регулирование комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом

__________________________________________________________________

Правовую основу воинской обязанности в Российской Федерации составляет Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также изданные во исполнение его подзаконные нормативные правовые акты.

Под воинской обязанностью понимается установленная законодательством обязанность гражданина Российской Федерации защищать Отечество, предусматривающая:

1) воинский учет;

2) обязательную подготовку к военной службе;

3) призыв на военную службу;

4) прохождение военной службы по призыву;

5) пребывание в запасе;

6) призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется законодательством и также предусматривает:

а) призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

б) прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

в) военное обучение в период военного положения и в военное время.

Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу по контракту.

Воинский учет граждан Российской Федерации представляет собой общегосударственную систему учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных ресурсов[38] и регламентируется Положением о воинском учете, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719.

Воинский учет обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии. Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

1) потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;

2) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

Основными задачами воинского учета являются:

а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;

б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;

в) анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

– состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, – в указанных органах;

– явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат по месту жительства или месту временного пребывания;

– при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет;

– сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;

– сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или возвращении в Российскую Федерацию;

– бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе регламентируется Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441, и предусматривает:

1) получение начальных знаний в области обороны;

2) подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;

3) военно-патриотическое воспитание;

4) подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

5) медицинское освидетельствование.

Призыв граждан на военную службу представляет собой установленное законом привлечение граждан для исполнения воинской обязанности в вооруженных силах, составную часть комплектования вооруженных сил личным составом[39] и регламентируется Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

От призыва на военную службу освобождаются граждане:

а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

г) прошедшие военную службу в другом государстве.

Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

а) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень;

б) являющиеся сыновьями (родными братьями):

– военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;

– граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Не подлежат призыву на военную службу граждане:

1) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

2) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

3) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за следующими исключениями:

а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря;

б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;

в) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля.

Военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных органах и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации. В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом Президента Российской Федерации после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и органах, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

Прохождение военной службы по призыву регламентируется Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237.

Срок военной службы по призыву устанавливается:

а) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2007 г. (за исключением военнослужащих, указанных в п. «в» настоящего пункта, – 24 месяца;

б) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу с 1 января по 31 декабря 2007 г. включительно, за исключением военнослужащих, указанных в п. «в» настоящего пункта, – 18 месяцев;

в) для военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г., – 12 месяцев;

г) для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г., – 24 месяца;

д) для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 г., – 12 месяцев;

Началом военной службы по призыву считается день убытия гражданина из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы, а окончанием – дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

В срок военной службы не засчитываются:

– время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного ареста;

– время самовольного оставления воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток.

Пребывание в запасе граждан служит для развертывания Вооруженных Сил при мобилизации и их пополнения во время войны[40].

Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан:

1) уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;

2) успешно завершивших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших указанные образовательные учреждения;

3) не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

4) не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет;

5) уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах;

6) прошедших альтернативную гражданскую службу;

7) женского пола, имеющих военно-учетную специальность.

 

Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда:

─────────────────────────────┬────────────────────────────────────

Составы запаса │ Возраст граждан,

(воинские звания) │ пребывающих в запасе

├───────────┬───────────┬────────────

│ первый │ второй │ третий

│ разряд │ разряд │ разряд

─────────────────────────────┴───────────┴───────────┴────────────

Солдаты, матросы, сержанты,

старшины, прапорщики и

мичманы до 35 лет до 45 лет до 50 лет

 

Младшие офицеры до 45 лет до 50 лет до 55 лет

 

Майоры, капитаны 3 ранга,

подполковники,

капитаны 2 ранга до 50 лет до 55 лет до 60 лет

 

Полковники, капитаны до 55 лет до 60 лет

1 ранга

 

Высшие офицеры до 60 лет до 65 лет

------------------------------------------------------------------

Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду: имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет, а остальные – до достижения ими возраста 45 лет.

Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится в отставку и снимается с воинского учета.

Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе регламентируется Положением о проведении военных сборов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 г. № 333.

Под военными сборами понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Военные сборы подразделяются на:

а) учебные сборы:

– в составе воинских частей (подразделений) на штатных воинских должностях, на которые граждане предназначены (приписаны) для прохождения военной службы в военное время;

– по подготовке граждан по военно-учетным специальностям и воинским должностям;

– по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса;

б) сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов (проверочные сборы).

Продолжительность военных сборов не может превышать 2 месяца, а общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев. В продолжительность военных сборов не засчитывается время отбывания дисциплинарного ареста.

Периодичность призыва граждан на военные сборы не может быть чаще одного раза в три года.

Согласно словарю русского языка понятие « комплектовать » означает составлять, пополнять до комплекта, т.е. до полного набора, состава чего-нибудь[41]. Соответственно комплектование Вооруженных Сил представляет собой совокупность мероприятий государства по удовлетворению потребностей армии и флота в личном составе[42].

Принятая в государстве система комплектования Вооруженных Сил является важнейшей составной частью военного строительства и устройства его Вооруженных Сил, определяющей состояние их боевой готовности и боеспособности. Главное ее содержание составляет установление степени и условий участия граждан в военной организации государства, наиболее целесообразных форм использования имеющихся людских ресурсов для обеспечения надежной обороны страны исходя из складывающейся внешнеполитической обстановки и внутреннего социально-экономического положения.

В мирное время комплектование Вооруженных Сил решает задачи поддержания по установленным штатам численности армии и флота, которая была бы достаточной для прикрытия мобилизации и могла бы служить базой для развертывания Вооруженных Сил по штатам военного времени. При этом обеспечивается накопление возможно больших контингентов военно-обученного запаса. В мобилизационный период, т.е. при переводе Вооруженных Сил с мирного на военное положение, комплектование призвано обеспечить их своевременное и полное мобилизационное развертывание. В условиях войны основные задачи комплектования Вооруженных Сил заключаются в восполнении потерь действующих армии и флота, а также в обеспечении личным составом новых формирований.

Основными элементами системы комплектования являются:

1) способы комплектования; под которыми понимаются порядок привлечения граждан на военную службу и основания возникновения военно-служебных отношений. Известны два основных способа комплектования: на основе принудительной воинской обязанности, которую они выполняют по призыву (по мобилизации), и на добровольных началах – по контракту. Возможно сочетание этих способов, как это действует сегодня в Российской Федерации;

2) призывной возраст – это возраст, по достижению которого гражданин подлежит призыву на военную службу или приобретет право на поступление на военную службу по контракту. В Российской Федерации установлен единый призывной возраст – 18 лет. Для поступающих в военные образовательные учреждения возраст установлен в 16 лет;

3) отбор и распределение призывных контингентов включает совокупность мер, с помощью которых государство обеспечивает армию и флот пополнением необходимой численности и должного качества с учетом потребностей экономики страны и личных интересов граждан. С этой целью установлены некоторые изъятия (например для осужденных), освобождение от военной службы (например, по состоянию здоровья), предоставление отсрочек от призыва, альтернативная служба и др. Распределение осуществляется по видам и родам войск Вооруженных Сил в соответствии с военно-учетной специальностью, уровнем профессиональной подготовки, образовательным цензом, а также с учетом морально-психологических качеств, состояния здоровья и физического развития;

4) принципы комплектования характеризуют процесс комплектования с точки зрения территориального признака. Различают территориальный, экстерриториальный и смешанный принципы комплектования;

5) сроки военной службы устанавливают оптимальное соотношение между потребностями Вооруженных Сил мирного времени и необходимостью накопления военно-обученных контингентов на случай войны. С 1 января 2008 г. в Российской Федерации устанавливается единый срок службы по призыву – 12 месяцев;

6) количество призывов граждан на военную службу в год;

7) возраст пребывания в запасе указывает на общее число граждан, которые могут быть призваны по мобилизации и в военное время.

Правовую основу комплектования Вооруженных Сил РФ личным составом составляют:

– Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»;

– Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

– Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237;

– Руководство по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденное приказом Министра обороны РФ от 16 января 2001 г. № 30.

Личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Комплектование Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а) военнослужащими – путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации (иностранных граждан) на военную службу;

2) гражданским персоналом – путем поступления граждан на государственную гражданскую службу в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и путем поступления граждан на работу в военные организации в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Комплектование Вооруженных Сил РФ офицерским составом осуществляется посредством:

1) подготовки офицеров в военных образовательных учреждениях. В военные образовательные учреждения профессионального образования имеют право поступать:

– граждане, не проходившие военную службу, – в возрасте от 16 до 22 лет;

– граждане, прошедшие военную службу, и военнослужащие, проходящие военную службу, – до достижения ими возраста 24 лет;

2) обучения граждан по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Гражданин до достижения им возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья, отвечающий профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям, и прошедший в Минобороны России конкурсный отбор, вправе заключить с Минобороны России договор об обучении по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении. Гражданин, заключивший такой договор, обязан непосредственно после окончания федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования заключить контракт о прохождении военной службы сроком на 3 года с Минобороны России или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. В случае отказа от заключения контракта о прохождении военной службы гражданин возмещает средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в учебном военном центре. При этом указанный гражданин подлежит призыву на военную службу;

3) поступления на военную службу и заключения контрактов с гражданами, прошедшими обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

4) поступления на военную службу из запаса и заключения контрактов с гражданами, имеющими высшее профессиональное образование, родственное специальности, предусмотренной для офицерской должности, на которую он назначается и присвоения им первого офицерского звания;

5) назначения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов, имеющих высшее профессиональное образование, с их согласия на воинские должности, подлежащие замещению офицерами, заключения с ними контрактов и присвоения им первого офицерского звания.

Комплектование Вооруженных Сил прапорщиками и мичманами осуществляется посредством:

а) подготовки специалистов в школах прапорщиков и мичманов;

б) поступления на военную службу из запаса и заключения контрактов с гражданами, имеющими высшее и среднее специальное профессиональное образование, родственное специальности, предусмотренной для должности, на которую он назначается;

в) назначения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, имеющих высшее и среднее специальное профессиональное образование, с их согласия на воинские должности, подлежащие замещению прапорщиками (мичманами), заключения с ними контрактов и присвоения им воинского звания прапорщик или мичман.

Комплектование Вооруженных Сил солдатами, матросами, сержантами и старшинами представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, проводимых в ходе подготовки и практического решения задач по изучению, медицинскому, профессиональному психологическому отбору, приему и распределению граждан, призванных на военную службу и направленных на комплектование войск (сил), и граждан, поступающих на военную службу по контракту, организации их подготовки по военно-учетным специальностям, решению других вопросов во время прохождения военной службы и увольнению их в запас или в отставку.

Расчеты выделяемого молодого пополнения для комплектования видов Вооруженных Сил, военных округов, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны, других войск, воинских формирований и органов и расчеты призыва граждан на военную службу в военных комиссариатах военных округов разрабатываются Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил (ГОМУ) на основании следующих документов:

– плана распределения граждан, призываемых на военную службу для комплектования Вооруженных Сил солдатами, матросами, сержантами и старшинами;

– расчета призыва граждан на военную службу для комплектования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

– заявок на количество граждан, призываемых на военную службу, потребное для комплектования войск (сил);

– отчетов об изменениях в составе призывных ресурсов, о призыве граждан на военную службу в отчетном году и о количестве граждан, подлежащих призыву на военную службу в очередном году, представляемых штабами военных округов.

Комплектование Вооруженных Сил солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту, осуществляется на основании заявок на прием военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, граждан, пребывающих в запасе, и женщин на военную службу по контракту в следующем календарном году, представляемых главными штабами видов Вооруженных Сил, штабами военных округов, родов войск Вооруженных Сил, главными и центральными управлениями Министерства обороны в Генеральный штаб к 1 января.

ГОМУ на основании поступивших заявок разрабатывает задание на отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, выписки из которого доводятся до главных штабов видов Вооруженных Сил, штабов военных округов, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны.

Главные штабы видов Вооруженных Сил, штабы военных округов, родов войск Вооруженных Сил, главные и центральные управления Министерства обороны на основании имеющейся потребности в пополнении и полученного из Генерального штаба задания на отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, разрабатывают расчеты распределения задания на отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, выписки из которых доводятся до подчиненных объединений, соединений и воинских частей.

Штаб военного округа на основании полученного задания на отбор кандидатов и поступивших заявок из объединений, соединений и воинских частей разрабатывает задание на отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, пребывающих в запасе, и граждан женского пола, не пребывающих в запасе, выписки из которого доводятся до военных комиссариатов субъектов Российской Федерации. Одновременно штаб военного округа, проводящий отбор кандидатов, информируют штабы военных округов, флотов, объединений, соединений, воинских частей (организаций), для которых будут отбираться эти кандидаты, в каких субъектах Российской Федерации и в каком количестве они будут отбираться.

Военный комиссариат субъекта Российской Федерации на основании задания, полученного из штаба военного округа, разрабатывает задание на отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, пребывающих в запасе, и граждан женского пола, не пребывающих в запасе, военным комиссариатам районов, городов без районного деления, или иных равных им муниципальных (административно-территориальных) образований.

Военный комиссариат района, получив из военного комиссариата субъекта Российской Федерации задание на отбор кандидатов, разрабатывает план отбора кандидатов для поступления на военную службу по контракту, в котором отражается:

а) количество граждан, подлежащих отбору;

б) для каких военных округов, флотов, объединений, соединений, воинских частей (организаций) и с какими требованиями необходимо отобрать кандидатов;

в) сроки отбора;

г) порядок проведения медицинского освидетельствования, мероприятий по профессиональному психологическому отбору, проверки профессиональной подготовленности и физической подготовки;

д) порядок организации взаимодействия в вопросах отбора кандидатов с органами местного самоуправления, руководителями организаций;

е) порядок проведения агитационной работы, рекламы военной службы по контракту, мероприятия по военно-профессиональной ориентации граждан и другие мероприятия, необходимые для выполнения установленного задания.

Отбор и прием на военную службу по контракту граждан, пребывающих в запасе, и граждан женского пола, не пребывающих в запасе, проводимый в соответствии с установленным заданием, осуществляется в два этапа:

1) первый этап – отбор кандидатов в военных комиссариатах;

2) второй этап – прием кандидатов, прибывших из военных комиссариатов, в воинских частях.

Отбор граждан, пребывающих в запасе, и граждан женского пола осуществляется военным комиссариатом района, а определение соответствия отобранных граждан установленным требованиям осуществляется комиссией военного комиссариата по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, назначаемой приказом военного комиссара района. В состав комиссии включаются должностные лица военного комиссариата, в том числе председатель военно-врачебной комиссии военного комиссариата района.

Выявление граждан, желающих поступить на военную службу по контракту, осуществляется: через кадровые органы организаций, территориальные органы по вопросам занятости населения и общественные объединения путем личных бесед с гражданами при вызове (прибытии) их в военные комиссариаты. Помимо планового отбора кандидатов, в соответствии с установленным заданием, их отбор может осуществляться и в персональном порядке по запросам воинских частей в военные комиссариаты районов на конкретных граждан.

Основанием для учета граждан в качестве кандидатов являются их заявления в военные комиссариаты, а на граждан, обратившихся с просьбой о приеме на военную службу по контракту непосредственно в воинские части, – запросы командиров этих воинских частей в военные комиссариаты.

Гражданин, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете (не состоящий на воинском учете – в военный комиссариат по месту жительства), или в воинскую часть. Гражданин, проживающий за пределами Российской Федерации и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в военный комиссариат субъекта Российской Федерации или в воинскую часть, дислоцированную в месте его проживания.

Военный комиссар рассматривает принятое заявление и дает соответствующие указания о проведении медицинского освидетельствования, мероприятий по профессиональному психологическому отбору, проверки уровня образования, профессиональной и физической подготовки.

Медицинское освидетельствование кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, организуется и проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительством РФ от 25 февраля 2003 г. № 123 и Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 20 августа 2003 г. № 200.

В отношении граждан, изъявивших желание проходить военную службу по контракту, выносится заключение о годности их к военной службе в определенном виде Вооруженных Сил, роде войск Вооруженных Сил, на воинских должностях по конкретным ВУС, а при необходимости к прохождению военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

С кандидатами, признанными по состоянию здоровья годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, профессиональная подготовленность которых соответствует квалификационным требованиям по избираемым ими воинским должностям (ВУС), проводятся мероприятия по профессиональному психологическому отбору в соответствии с Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. № 50.

Проверка физической подготовки кандидатов проводится при выполнении ими соответствующих нормативов.

Комиссия на основании изучения документов, находящихся в личных делах кандидатов, с учетом заданий на отбор кандидатов и заявок войск (сил) принимает решение о соответствии (несоответствии) граждан требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту. Копия решения комиссии должна быть выдана гражданину по его просьбе в течение трех дней со дня принятия решения.

Личные дела кандидатов, прошедших отбор и рекомендованных для поступления на военную службу по контракту, направляются в воинские части в соответствии с имеющимися заявками с учетом наличия вакантных воинских должностей, соответствующих воинским званиям кандидатов, их образованию, подготовке, состоянию здоровья и результатам отбора.

В воинской части личные дела кандидатов для приема на военную службу по контракту, поступившие из военных комиссариатов, а также граждан, подавших заявление непосредственно в воинскую часть, рассматриваются на заседании аттестационной комиссии воинской части и по ним готовятся предложения о целесообразности приема на военную службу по контракту, которые представляются командиру воинской части для принятия решения.

При принятии решения о целесообразности приема гражданина на военную службу по контракту командир воинской части уведомляет об этом соответствующего военного комиссара.

Гражданин, обратившийся с заявлением о поступлении на военную службу по контракту непосредственно в воинскую часть, после рассмотрения его кандидатуры направляется для проведения отбора и оформления документов в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете (не состоящий на воинском учете – в военный комиссариат по месту жительства).

Личные дела кандидатов, которым отказано в приеме на военную службу по контракту, с указанием причин отказа возвращаются в военные комиссариаты по месту их воинского учета (месту жительства).

По прибытии в воинскую часть кандидаты, при необходимости, по решению командира могут быть направлены для прохождения медицинского освидетельствования, проведения с ними мероприятий по профессионально-психологическому отбору, проверки уровня их образования, профессиональной и физической подготовки и рассмотрения их кандидатур аттестационной комиссией воинской части в целях решения вопроса о заключении с ними контракта.

Командир воинской части обязан лично провести беседу с каждым кандидатом и принять решение о заключении с ним контракта и назначении на воинскую должность. Контракт подписывается кандидатом, поступающим на военную службу по контракту, и командиром воинской части от имени Министерства обороны.

На граждан, пребывавших в запасе, с которыми заключены контракты, в военные комиссариаты районов, которыми они были направлены в воинскую часть, направляются выписки из приказов командиров воинских частей о заключении с ними контрактов о прохождении военной службы и зачислении в списки личного состава воинских частей, которые являются основанием для снятия граждан, пребывающих в запасе, с воинского учета.

В случае отказа кандидату в приеме на военную службу по контракту или отказа самого кандидата от заключения контракта в его личном деле производится соответствующая запись, а само личное дело возвращается в военный комиссариат, направивший данного кандидата.

Кандидатам, с которыми не заключен контракт о прохождении военной службы, в воинских частях выдаются воинские перевозочные документы для проезда к месту воинского учета (месту жительства) и суточные деньги на время нахождения в пути следования. Воинские перевозочные документы и суточные деньги выдаются гражданину только один раз при первой попытке поступления на военную службу по контракту.

Отбор кандидатов на военную службу по контракту из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, осуществляется в соответствии с установленным заданием, командирами подразделений путем коллективных и индивидуальных бесед, информирования личного состава об условиях военной службы по контракту, разъяснения положений законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам военной службы по контракту. В ходе проведения этой работы выявляются лица, отвечающие предъявляемым требованиям и изъявившие желание проходить военную службу по контракту.

После рассмотрения рапортов военнослужащих командир воинской части при необходимости дает указания:

– о проведении медицинского освидетельствования кандидатов;

– о проведении с ними мероприятий по профессиональному психологическому отбору;

– о проверке соответствия уровня их образования, профессиональной и физической подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;

– о рассмотрении их кандидатур аттестационной комиссией воинской части;

– об оформлении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, по соответствующей форме.

Соответствие кандидатов требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, определяется аттестационной комиссией воинской части.


Содержание воинской обязанности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.