Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дэниел Гоулман. Но при всем этом Гарднер понимает, насколько важны та­кие эмоциональные способности и дар поддерживать отно­шения в нынешней суматошной жизни





Но при всем этом Гарднер понимает, насколько важны та­кие эмоциональные способности и дар поддерживать отно­шения в нынешней суматошной жизни. Он также указывает, что «многие с коэффициентами умственного развития на уров­не 160 работают на тех, у кого этот коэффициент не превыша­ет 100, если у первых низкий межличностный интеллект, а у вторых — высокий. В повседневной жизни общества нет бо­лее высокого интеллекта, чем межличностный. И если вы им не обладаете, то не сумеете сделать надлежащий выбор и ре­шить, на ком жениться или за кого выйти замуж, за какую за­дачу взяться и т.д. А значит, нам просто необходимо уже в школе обучать детей пользоваться личностными умственны­ми способностями».

Могут ли эмоиии быть разумными?

Чтобы лучше понять, каким должно быть такое обучение, нам придется обратиться за помощью к другим теоретикам, принявшим предложенную Гарднером концепцию интеллек­та, среди которых выделяется психолог Йельского университе­та Питер Сейлови, составивший подробнейшую схему путей и способов, помогающих нам привнести разум в наши эмоции. Хотя, правду сказать, в его стремлениях нет ничего нового, по­скольку в течение уже многих лет самые ревностные теоретики коэффициента умственного развития неоднократно пытались поселить эмоции во владениях интеллекта вместо того, чтобы рассматривать «эмоцию» и «ум» как свойственную этой облас­ти логическую несообразность. Так, Э.Л. Торндайк, знамени­тый психолог, посвятивший немало времени популяризации идеи коэффициента умственного развития в 1920-е и 1930-е годы, в статье, опубликованной в «Харперс мэгэзин», высказал мнение, что один аспект эмоционального интеллекта — «соци­альный» интеллект, то есть способность понимать других и «мудро вести себя в сфере человеческих отношений», — сам по себе есть аспект коэффициента умственного развития отдель­ного человека. Другие психологи того времени отнеслись к со­циальному интеллекту с большим цинизмом, рассматривая его


Эмоциональный интеллект



как умение, манипулируя другими людьми, заставлять их де­лать то, что вам нужно, независимо от того, хотят они это де­лать или нет. Но ни одна из этих формулировок социального интеллекта не оказала сколько-нибудь заметного влияния на теоретиков коэффициента умственного развития, и вышедший в 1960 году авторитетный учебник по тестам умственного раз­вития провозгласил концепцию социального интеллекта «ни­куда не годной».

Однако личностный интеллект игнорировать явно бы не стоило, главным образом потому, что он составлен из интуи­ции и здравого смысла. К примеру, когда Роберт Стернберг, другой психолог из Йельского университета, попросил участ­ников эксперимента описать «умного человека», они среди главных характеристик такого человека указали навыки и уме­ния, которыми обладают практичные люди. По завершении более систематичного исследования Стернберг пришел к тому же выводу, что и Торндайк, а именно что социальный интел­лект, во-первых, отличается от академических способностей и, во-вторых, является главной составляющей того, что обеспе­чивает людям успех в жизненных делах. К числу характеристик практического интеллекта, которые столь высоко ценятся на работе, относится, например, восприимчивость такого рода, которая позволяет успешным руководителям улавливать не выраженную словами информацию.

В последние годы все больше психологов соглашается с мнением Гарднера по поводу того, что в центре старых концеп­ций коэффициента умственного развития помещался узкий диапазон лингвистических и математических способностей и что высокий балл в тестах на коэффициент умственного разви­тия прямо пророчил успех в школе или в преподавательской деятельности, однако на него все меньше следовало полагаться по мере того, как жизненные пути отходили от академической стези. Эти психологи, в числе которых были Стернберг и Сей-лови, расширили представление об интеллекте, попытавшись заново оценить его с точки зрения того, что именно нужно, что­бы преуспеть в жизни. Атакой путь поиска возвращает к пони­манию того, насколько важен «личностный» или эмоциональ­ный интеллект.



Дэниел Гоулллан


Сейлови включил принятые Гарднером личностные ум­ственные способности в свое главное определение эмоциональ­ного интеллекта, расширив их до пяти главных областей:

1. Знание своих эмоций. Самоосознание — распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает, — есть краеугольный камень эмоционального интеллекта. Как мы увидим в Главе 4, способность время от времени отслеживать чувства имеет ре­шающее значение для психологической проницательности и понимания самого себя. Неспособность замечать свои истин­ные чувства оставляет нас на их произвол. Люди, более уверен­ные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности личных решений, начиная с того, на ком жениться или за кого выйти замуж, и кончая тем, за какое дело взяться.

2. Управление эмоциями. Умение справляться с чувствами, чтобы они не выходили за подобающие рамки, — это способ­ность, которая основывается на самоосознании. В Главе 5 мы рассмотрим способность успокоить самого себя, избавиться от безудержной тревоги, уныния или раздражительности — и по­следствия неудачи при овладении этим основным искусством справляться с эмоциями. Люди, которым недостает этой спо­собности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством, тогда как люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее при­ходить в норму после жизненных неудач и огорчений.

3. Мотивация для самого себя. Как будет показано в Главе 6, приведение эмоций в порядок ради достижения цели необхо­димо для сосредоточения внимания, для самомотивации и владения собой и для того, чтобы быть способным к созида­нию. Самоконтроль над эмоциями — отсрочивание удовлетво­рения и подавление импульсивности — лежит в основе всяче­ских достижений. Способность привести себя в состояние «вдох­новения» обеспечивает достижение выдающегося качества лю­бых действий. Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы они ни взялись.

4. Распознавание эмоций в других людях. Эмпатия, еще одна способность, опирающаяся на эмоциональное самоосознание,


Эмоциональный интеллект


77


является основным «человеческим даром». В Главе 7 исследу­ются «корни» эмпатии, социальные издержки эмоциональной глухоты и причины, по которым эмпатия побуждает к альтру­изму. Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкие социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чем нуждаются другие люди. Это делает их более подходящими для профессий или занятий, связанных с заботой о других, на­пример, для преподавания, торговли и управления.

5. Поддержание взаимоотношений. Искусство поддерживать взаимоотношения по большей части заключается в умелом об­ращении с чужими эмоциями. Глава 8 посвящена социальной компетентности и некомпетентности и сопряженным с ними специфическим навыкам и умениям. Это те способности, ко­торые укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Люди, отличающиеся подобными талантами, отлично справляются со всеми делами, успех кото­рых зависит от умелого взаимодействия с другими; они — про­сто звезды общения.

Разумеется, в каждой из этих областей люди обнаруживают разные способности; кто-то из нас, возможно, вполне удачно справляется со своей тревожностью, но при этом не слишком ловко умеряет огорчения другого человека. Наш уровень спо­собностей, без сомнения, определяется нервной системой, но, как мы увидим позднее, головной мозг удивительно гибок и постоянно учится. Упущения в эмоциональной одаренности можно исправить: каждая из этих областей в значительной сте­пени представляет собой совокупность привычек и ответных реакций, которую — при приложении надлежащих усилий — можно изменить к лучшему.

Коэффициент умственного развития

и эмоциональный интеллект: чистые типы

Коэффициент умственного развития и эмоциональный интеллект — это не находящиеся в оппозиции, а скорее отдель­ные компетенции. Все мы сочетаем интеллект с остротой пе-



Дэниел Гоулман


реживаний; люди с высоким коэффициентом умственного раз­вития, но низким эмоциональным интеллектом (или низким коэффициентом умственного развития и при этом высоким эмоциональным интеллектом) встречаются — несмотря на сло­жившиеся стереотипы — довольно редко. Действительно, меж­ду коэффициентом умственного развития и некоторыми аспек­тами эмоционального интеллекта существует корреляция, хотя и незначительная, чтобы было ясно, что это в большой степе­ни независимые понятия.

В отличие от привычных тестов для определения коэффи­циента умственного развития пока еще нет и, возможно, ни­когда не будет ни одного письменного теста, который позво­лил бы вывести «оценку эмоционального интеллекта». Хотя каждая из его составляющих исследована вполне достаточно, некоторые из них, как, например, эмпатию, лучше всего выяв­лять с помощью выборочного контроля за актуальной способ­ностью человека во время выполнения конкретного задания, получая их в результате считывания чувств какого-либо чело­века с видеозаписи соответствующих им выражений его лица. Тем не менее, пользуясь для того, что он называет «эластично­стью эго», критерием, очень похожим на эмоциональный ин­теллект (он включает главные социальные и эмоциональные компетенции), Джек Блок, психолог из Университета штата Калифорния в Беркли, провел сравнение двух теоретически чистых типов: людей с высоким коэффициентом умственного развития и людей с ярко выраженными эмоциональными спо­собностями. Различия впечатляют.

Чистый тип человека с высоким коэффициентом умствен­ного развития (то есть без учета эмоционального интеллек­та) — это почти пародия на интеллектуала, превосходно ори­ентирующегося в царстве разума, но совершенно не приспо­собленного к обычной жизни. Графики личностных характе­ристик мужчин и женщин слегка различаются. Типичного представителя мужского пола с высоким коэффициентом ум­ственного развития отличает — что, впрочем, неудивитель­но — широкий круг интеллектуальных запросов и способнос­тей. Он честолюбив и продуктивен, предсказуем и упорен и


Эмоциональный интеллект



не обременен заботами о себе. Еще он склонен к критике, ве­дет себя покровительственно, требователен и сдержан, испы­тывает неловкость от проявлений сексуальности и чувствен­ных переживаний, невыразителен, держится особняком, эмо­ционально уравновешен.

Напротив, люди с высоким эмоциональным интеллектом в социальном отношении уравновешенны, дружелюбны и пре­бывают в отличном настроении, не подвержены страху и не склонны к тревожным размышлениям. Они обязательны в от­ношении людей и начатых дел, охотно берут на себя ответствен­ность и придерживаются этических принципов, в общении с другими они доброжелательны и заботливы. Их эмоциональ­ная жизнь богата событиями, но в надлежащих пределах. Они пребывают в согласии с самими собой, с другими и с обществом, в котором живут.

Женщины с высоким коэффициентом умственного раз­вития, естественно, уверены в своем интеллекте, они свобод­но выражают свои мысли, хорошо разбираются в интеллекту­альных проблемах и отличаются широким кругом интеллек­туальных и эстетических потребностей. В них явно угадыва­ется стремление к самоанализу, они часто впадают в тревогу, мучаются сознанием вины, склонны к долгим размышлени­ям и обычно не решаются открыто проявить свой гнев (но вы­ражают раздражение непрямым путем).

Женщины с эмоциональным интеллектом, наоборот, чрез­мерно напористы, откровенны в выражении своих чувств и все­гда довольны собой. Жизнь для них полна смысла. Подобно мужчинам, они дружелюбны и общительны и выражают свои чувства надлежащим образом (и отнюдь не в бурных взрывах, о которых впоследствии сожалеют), и еще они хорошо справля­ются со стрессом. Их умение держаться в обществе позволяет им легко сходиться с новыми людьми; они довольны собой, а потому шаловливо веселы, непосредственны и легко поддают­ся чувственным переживаниям. В отличие от женщин с высо­ким коэффициентом умственного развития они не страдают от тревоги и сознания вины и не склонны погружаться в глубокие раздумья.



Дэниел Гоулман


Нарисованные выше портреты, конечно же, отображают крайности, тогда как на самом деле для всех нас характерны и определенное умственное развитие, и эмоциональный интел­лект, но только «смешаны» они в разных пропорциях. Кстати сказать, польза от таких портретов очевидна, поскольку они предоставляют ценную информацию о том, что каждый из этих аспектов в отдельности добавляет к качествам человека. В за­висимости от того, в какой степени человек наделен как ког­нитивным, так и эмоциональным интеллектом, эти портреты соответственно сливаются. Хотя, надо заметить, из этих двух факторов эмоциональный интеллект привносит гораздо боль­ше качеств, делающих нас намного человечнее.


Глава 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.