Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вспыльчивые и индифферентные




Вообразите на секунду, что вы сидите в самолете, соверша­ющем рейс из Нью-Йорка в Сан-Франциско. Полет проходил спокойно, но при подлете к Скалистым горам в салоне вдруг раздается голос пилота: «Дамы и господа, впереди нас ожида­ют небольшие атмосферные вихри, а поэтому, пожалуйста, вер­нитесь на свои места и пристегните ремни». Вскоре самолет входит в вихревую зону, и тряска оказывается намного силь­нее, чем вам приходилось испытывать ранее. Самолет швыря­ет вверх-вниз и из стороны в сторону, как щепку в бушующем море.

Вопрос: как вы себя поведете? Возможно, вы принадлежи­те к тому типу людей, которые в подобной ситуации уткнутся в книгу или журнал или продолжат наблюдать за полетом в ил­люминатор, забыв обо всяких там вихрях. Или вы достанете из кармана инструкцию по технике безопасности и освежите в памяти, что надо делать в случае аварийной ситуации, а может, станете внимательно наблюдать за стюардессами, пытаясь уло­вить малейшие признаки паники, или же начнете прислуши­ваться к звуку работающих двигателей, прикидывая, нет ли в нем чего-нибудь тревожного?

То, какая именно реакция оказывается для нас более есте­ственной, и показывает, на что мы обращаем внимание в пер-



Аэниел Гоулман


вую очередь под давлением обстоятельств. Сюжет с самолетом заимствован из психологического теста, разработанного Сю­занной Миллер, психологом из университета Темпля, имею­щего целью выяснить, к чему люди более склонны: зорко сле­дить за мельчайшими подробностями происходящего в чрез­вычайной ситуации или, напротив, справляться с тревожными периодами, пытаясь отвлечься. Такие две аттентивные установ­ки* в отношении дистресса имеют совершенно разные послед­ствия для того, как люди переживают собственные эмоциональ­ные реакции. Те, кто поддается давлению обстоятельств и на­страивается на них, могут, уделяя им чересчур присталь­ное внимание, невольно усилить свои реакции, особенно если их «настройке» недостает хладнокровия, присущего самоосо­знанию. В результате их эмоции разгуливаются все сильнее. Те же, кто не настраивается на происходящее, отвлекаются от него, меньше обращают внимания на собственные реакции и тем самым сводят к минимуму переживание своего эмоционально­го отклика, а то даже и масштаб этой ответной реакции.

В крайних случаях у одних людей осведомленность о своих эмоциях чрезвычайно велика, а у других она почти отсутствует. Представьте себе студента университета, который однажды ве­чером, заметив, что в общежитии вспыхнул пожар, пошел за огнетушителем и потушил разгоравшееся пламя. Ничего не­обычного, за исключением того, что по дороге за огнетушите­лем и обратно, к месту пожара, он спокойно шел, вместо того чтобы нестись сломя голову. Причина? Просто он не усмотрел в этой ситуации никакой срочности.

Эту историю рассказал мне Эдвард Дайнер, психолог из университета штата Иллинойс в Эрбане, занимавшийся изуче­нием силы переживания людьми своих эмоций. В его собрании исследованных случаев выделялся наименьшей силой пережи­ваний, с какой только сталкивался Дайнер, тот самый студент университета, который оказался, по существу, совершенно бес­страстным человеком, проживающим жизнь почти без всяких чувств, даже в такой критической ситуации, как, например, пожар.

* Аттентивные установки — связанные с сосредоточением внимания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.