Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональный интеллект. До какой степени наши эмоции служат помехой или уси­ливают нашу способность думать и планировать, упорно зани­маться ради какой-то отдаленной цели




Дэниел Гоулллан


До какой степени наши эмоции служат помехой или уси­ливают нашу способность думать и планировать, упорно зани­маться ради какой-то отдаленной цели, решать проблемы и тому подобное, до такой степени они и устанавливают пределы на­шей возможности пользоваться врожденными умственными способностями и, следовательно, определяют, как мы посту­паем в жизни. И до какой степени мы в том, чем занимаемся, руководствуемся чувством энтузиазма и удовольствия или даже оптимальным беспокойством, до такой степени они побужда­ют нас к достижению. Именно в этом смысле эмоциональный ум и представляет собой главную одаренность, способность так глубоко влиять на все остальные способности, либо помогая, либо мешая им.

Контроль побуждений: тест с зефиром

Представьте себе, что вам четыре года и некто делает вам такое предложение: если вы подождете, пока он сбегает по делу и выполнит данное ему поручение, то он угостит вас двумя зе-фиринами, а если вы не сможете ждать, то получите только одну, но прямо сейчас. Это, конечно, серьезное испытание для чело­века, которому едва исполнилось четыре года, микрокосм веч­ной битвы между побуждением и сдерживанием, подсознани­ем и эго, желанием и самоконтролем, удовольствием и отсроч­кой. Выбор, сделанный ребенком, явится весьма показатель­ным критерием, который быстро раскроет не только.его характер, но и многое скажет о том жизненном пути, который ему предстоит пройти.

Вероятно, нет более важного с психологической точки зре­ния навыка, чем умение не поддаваться побуждению. В нем состоит суть полного эмоционального самоконтроля, поскольку все эмоции по самой своей природе имеют результатом то или иное побуждение к действию. Помните, что главное значение слова «эмоция» — это «побуждать». Способность сопротивлять­ся такому импульсу к действию, подавлять зарождающееся стремление к действию, вероятнее всего, реализуется на уров­не мозговой функции посредством торможения (или подавле-




ния) сигналов, посылаемых лимбической системой в моторную (двигательную) зону коры головного мозга, хотя такое толко­вание пока что еще остается спорным.

Так или иначе, необычный эксперимент с зефиром, кото­рым угощали четырехлетних малышей, показал, насколько важ­на способность обуздывать эмоции и сдерживать порывы. В 1960-х годах психолог Уолтер Мишель проводил исследование в дошкольном учреждении на территории Стэнфордского уни­верситета при участии детей профессорско-преподавательско­го состава, аспирантов и других служащих университета, при­чем, согласно программе исследования, предусматривалось наблюдение за поведением детей с момента, когда им испол­нилось 4 года, вплоть до окончания средней школы.

Так вот, что касается опыта с зефиром. Некоторые дети были в состоянии подождать те, должно быть, казавшиеся им бесконечностью, пятнадцать — двадцать минут до возвраще­ния экспериментатора. Чтобы стойко перенести внутреннюю борьбу, они закрывали глаза, дабы не смотреть на сладости и устоять перед соблазном, или опирались головой на руки, раз­говаривали сами с собой, пели, играли со своими руками и но­гами и даже пытались заснуть. Эти отважные дошкольники по­лучили награду в виде двух зефирин. Другие, более импульсив­ные, хватали одну зефирину, почти всегда через несколько се­кунд после того как экспериментатор выходил из комнаты якобы выполнять данное ему «поручение».

Возможность понять, во что выльется этот моментальный порыв, представилась только через 12—14 лет, когда эти дети достигли подросткового возраста. Трудно поверить, насколько разительными оказались эмоциональные и социальные разли-. чия между бывшими дошкольниками, схватившими одну зе­фирину, и их сверстниками, отсрочившими удовольствие. Дети, устоявшие перед соблазном в четыре года, повзрослев, стали в социальном отношении более компетентными, то есть более успешными в личном плане, уверенными в себе и способными лучше справляться с жизненными передрягами.

Этим детям, видимо, даже и не грозило опуститься, пере­стать двигаться вперед или вернуться к менее зрелым формам поведения в условиях стресса, потерять самообладание и стать



Дэниел Гоулллан


дезорганизованными в тяжелых обстоятельствах; они смело принимали вызов, сталкиваясь с проблемами, и всегда реша­ли их, не сдаваясь даже перед лицом серьезных трудностей; они полагались на собственные силы и были уверены в себе, заслуживали доверия и были надежными; они брали инициа­тиву в свои руки и с головой уходили в работу. А даже больше чем еще через десять лет они по-прежнему сохраняли способ­ность отсрочивать удовольствие, стремясь к достижению сво­их целей.

В отличие от них примерно у трети тех, кто хватал зефири-ну, обнаруживалось меньше таких качеств, и вдобавок они име­ли более тревожный психологический портрет. В юности они, вероятнее всего, избегали социальных контактов, были упря­мы и нерешительны, легко теряли душевное равновесие от ра­зочарований, считали себя «плохими» или недостойными, воз­вращались к менее зрелым формам поведения или становились скованными от стресса, бывали недоверчивыми и обиженны­ми из-за того, что их «обошли», ревнивыми и завистливыми, слишком остро реагировали на раздражение резкими выходка­ми, провоцируя таким образом споры и драки. И в довершение всего в этом возрасте они по-прежнему не могли отсрочить удо­вольствие.

То, что обнаруживается скромными задатками в детстве, в последующей жизни расцветает всевозможными социальны­ми и эмоциональными компетенциями. Способность сдержи­вать побуждение лежит в основе множества устремлений, на­чиная с соблюдения диеты и кончая получением ученой сте­пени в области медицины. Некоторые дети даже в четыре года уже смогли овладеть основами: они сумели понять, что в дан­ной социальной ситуации задержка обернется выгодой, им удалось отвести фокус своего внимания от искушения, нахо­дящегося рядом, и отвлечься, сохраняя при этом необходи­мое упорство в отношении достижения своей главной цели — двух зефирин.

Что еще более удивительно, так это то, что когда тестируе­мых детей снова оценивали по окончании средней школы, ока­залось, что те, кто терпеливо ждал в четыре года, как учащиеся намного превосходили тех, которые действовали, руководству-


Эмоциональный интеллект



ясь прихотью. По оценкам их родителей, они были более зна­ющими: лучше умели формулировать свои мысли, рассуждать логически и отзываться на доводы разума, сосредоточивать­ся, строить планы и неуклонно их придерживаться и выказы­вали большее стремление учиться. Самое удивительное за­ключалось в том, что во время тестов академических способ­ностей они получали несравнимо более высокие оценки. Треть детей, в четыре года схвативших зефирину самым нетерпели­вым образом, имели среднюю оценку за речевой тест 524 бал­ла и количественную (или «математическую») оценку 528 бал­лов; та треть, которая выжидала дольше всех, имела средние оценки 610 и 652 балла соответственно с разницей в 210 баллов в общем счете.

Поведение четырехлетних детей во время теста на отсро­чивание удовольствия является в два раза более мощным про­гнозирующим параметром их будущих оценок во время теста академических способностей, чем коэффициент умственного развития в четыре года; коэффициент умственного развития становится более мощным прогнозирующим параметром в от­ношении результатов теста академических способностей толь­ко после того, как дети научатся читать. Это наводит на мысль о том, что способность отсрочивать удовольствие вносит боль­шой вклад в интеллектуальный потенциал совершенно неза­висимо от собственно коэффициента умственного развития. (Слабый контроль побуждений в детстве также служит мощ­ным прогнозирующим параметром в отношении более по­здней преступности, опять-таки превосходящим по силе ко­эффициент умственного развития.) Как мы увидим в Части 5, несмотря на то что кое-кто утверждает, что коэффициент ум­ственного развития нельзя изменить и, следовательно, он представляет неизменное ограничение жизненного потенци­ала ребенка, существует вполне достаточно доказательств того, что эмоциональным навыкам, таким как, например, контроль побуждений и точное понимание социальной ситуации, мож­но научиться.

То, чему исследователь Уолтер Мишелл дает довольно не­удачное определение, как «целенаправленное добровольное






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.