Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дэниел Гоулман. Эмоциональный интеллект




Эмоциональный интеллект



Настоящее откровение произошло, когда я наблюдал за седьмым классом во время занятий по социальному развитию в нью-хейвенских школах и учительница попросила, чтобы «кто-нибудь рассказал мне о какой-то своей недавней ссоре, которая завершилась благополучно».

Полноватая двенадцатилетняя девочка быстро подняла руку: «Эта девочка считалась моей подругой, а кто-то сказал, что она хочет побить меня. Мне сообщили, что она собирается загнать меня в угол после школы».

Но вместо того чтобы в гневе обрушиться на другую девоч­ку, она применила подход, рекомендованный ей на занятиях, — выяснила, что происходит, прежде чем делать поспешные вы­воды. «Поэтому я подошла к этой девочке и спросила, зачем она нагородила такую чепуху. А она ответила, что никогда ни­чего подобного не говорила. Так что мы так и не поссорились».

На первый взгляд эта история кажется вполне безобидной, если не учитывать тот факт, что ее рассказывает девочка, ко­торую уже раз выгнали из школы за драку. Прежде она снача­ла нападала, а вопросы задавала потом... или не задавала во­обще. Вступить в конструктивный диалог с воображаемым противником вместо того, чтобы очертя голову ринуться в яростную конфронтацию, стало для нее маленькой, но реаль­ной победой.

Возможно, наиболее выразительным свидетельством вли­яния таких занятий по эмоциональной грамотности служат дан­ные, которыми поделился со мной директор школы, где учатся дети двенадцати лет. Здесь существует правило: дети, которых застали дерущимися, временно исключаются из школы. Одна­ко после введения занятий по курсу эмоциональной грамотно­сти число временно исключенных все эти годы постоянно со­кращалось. «В прошлом году, — сообщил директор, — было 106 нарушителей дисциплины, а в этом, судя по данным на март месяц, только 26».

Налицо явная польза. Но если отвлечься от рассказов об улучшенных или спасенных жизнях, остается эмпирический вопрос: насколько важными оказались в действительности за­нятия по эмоциональной грамотности для тех, кто прошел обу­чение по этому курсу? Полученные данные указывают, что




хотя под влиянием такого рода курсов никто не изменится мгновенно, все-таки по мере перехода детей из класса в класс происходят заметные улучшения в общей атмосфере школы и взглядах на жизнь, а также уровне эмоциональной компетент­ности девочек и мальчиков, принимающих участие в новых программах.

Качество программ неоднократно подвергалось объектив­ному оцениванию, причем наиболее удачные методы оценки основывались на результатах сравнения учеников, прослушав­ших курс эмоциональной грамотности, с теми, кто не присут­ствовал на таких занятиях, что подкреплено сведениями от не­зависимых наблюдателей, оценивавших поведение детей. Дру­гой метод предусматривал запись изменений в тех же учениках до и после прохождения курсов обучения на основе объектив­ных критериев их поведения, таких как число драк на школь­ном дворе или временных исключений из школы. Подытожи­вая результаты, нельзя не заметить то благотворное влияние, какое оказывают новые программы на эмоциональную и соци­альную компетентность детей, их поведение в школе и дома, а также их обучаемость (подробности см. в Приложении Е):

Эмоиионалыюе самоосознание

• Совершенствование в распознавании и назывании своих эмоций

• Умение лучше понять причины чувств

• Осознание различий между чувствами и действиями

Умение справляться с эмоциями

• Большая выносливость к фрустрации и умение справлять­ся с гневом

• Меньшее количество словесных оскорблений, драк и слу­чаев срыва занятий в классе

• Большее умение выражать гнев подобающим образом, не переходя к драке

• Меньшее число случаев временного и окончательного ис­ключения из школы





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.