Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А геологическая природа 19 страница




Таков весь ход химического процесса. Чтобы определить, к какой ступени принадлежат индивидуальные тела, необходимо установить ход химического процесса в определенной последовательности его ступеней; иначе мы останемся при бесчисленном множестве веществ, которые сами по себе составляют неорганическую кучу. Телесные индивидуальности определяются в процессе следующим образом (будучи его моментами и продуктами, они образуют следующую систему определенной, т.е. различенной, телесности - систему уже индивидуализованных, конкретных элементов): а. Индивидуализованный и различенный воздух есть разные виды газов, и именно тотальность четырех газов: а) азот, абстрактно безразличное; в) кислород и водород как два противоположных газа, из которых первый возбуждает, одушевляет, а второй есть положительный, безразличный момент противоположности; у) углекислый газ, земляное, ибо он является отчасти как земляное, отчасти как газ.

Ь. Один из моментов противоположности есть круг огня, индивидуальный, реализованный огонь, и его проти-

12 Гегель, т.2

 

==353

 

 

воположность - то, что сгорает. Последнее само образует некую тотальность: а) Основание как в себе горящее, не безразличное, которое только должно быть положено в своем различии как определении, не положительное, которое только должно быть ограничено как различенное, но отрицательность в себе, реализованное в себе спящее время (подобно тому как сам огонь может быть назван бодрствующим временем), в котором его спокойная устойчивость есть только форма; так что эта отрицательность есть его качество, она не только форма его бытия, но его бытие само есть эта форма. Сюда относится сера как земляное основание, водород как воздушное основание, нефть, растительные и животные масла и т. д.; в) кислота, а именно: 1. серная кислота, кислота земляного сгорания; 2. азотная кислота и ее различные формы; 3. водородная кислота - соляная кислота, (я считаю водород ее радикалом: безразличные элементы воздушной индивидуальности должны быть одушевлены до кислоты; они уже поэтому суть горючее в себе, а не только потому, что они абстрактны (как металлы): как безразличные они содержат материю в самих себе, а не, как кислород, вне себя); 4. земляные кислоты: аа) абстрактная земляная углекислота, вв) конкретная мышьяковая кислота и т.д., уy) растительные и животные кислоты (лимонная, кровяная, муравьиная); у) противостоящие кислотам окислы, щелочи вообще.

с. Другой момент противоположности есть реализованная вода, нейтральности кислот и окислов - соли, земли, камни. Здесь действительно появляется тотальное тело; газы суть виды воздуха, круг огня еще не пришел к покою тотальности, сера витает в нем как основа над прочими земляными тепами. Земли суть белое, совершенно хрупкое, единичное вообще, не обладающее ни непрерывностью металла и его прохождением через процесс, ни горючестью. Существуют четыре главных вида земель. Эти земляные нейтральные вещества распадаются на два ряда: а) нейтральные, имеющие основанием своей нейтральности только абстрактную стихию воды и могущие нейтрализовать как кислоту, так и щелочь; этот переход образует кремнезем, глинозем и горькозем (тальк): 1. кремень есть как бы земляной металл, чистая ломкость, то, что вследствие абстрактности своей единичности особенно охотно образует соединения с камнем, становясь при этом

 

 

==354

 

 

стеклом, и обнаруживает на себе процесс плавления в качестве единичности, как металл обнаруживает его в качестве цвета и прочности: кремень есть то бесцветное, в чем металличность умерщвлена до чистой формы и внутренне стала абсолютной прерывностью. 2. Как кремень есть непосредственное, простое, нераскрытое понятие, так глинозем - первое различенное земляное: возможность горючести. В чистом виде он поглощает из воздуха кислород, но вообще образует вместе с серной кислотой земляной огонь - фарфоровую яшму. Своей твердостью и кристаллизацией глинозем обязан огню. Вода создает не столько кристаллическую связь, сколько внешнее сцепление. 3. Тальк, или горькозем, есть субъект соли; отсюда происходит горький вкус морской воды. Это есть середина, вкус, ставший принципом огня, возврат нейтрального в огненное начало. в) И наконец, в противоположность всему этому мы имеем собственно реально-нейтральное, известь во всех ее видах, щелочное, различенное, то, что снова разлагает свое земляное начало и нуждается только в физической стихии, чтобы быть процессом, - уничтоженный процесс, восстанавливающий себя снова. Известь есть принцип огня, порождаемый физическим телом в себе самом.

d. Земляное, которое из всех остальных определений сохранило в себе только тяжесть и в котором тяжесть тождественна со светом, представлено металлами. Как тяжесть есть в-самом-себе-бытие в неопределенной внешности, так и в свете это в-самом-себе-бытие реально. Металлы обладают поэтому, с одной стороны, цветом, но, с другой стороны, их блеск есть тот излучающийся из себя неопределенный, чистый свет, в котором исчезают цвета. Состояния металла - прежде всего его непрерывность и внутренняя прочность и, далее, его ломкость, точечность, окисляемость - проходятся самородным металлом в нем самом: а) так, одни металлы встречаются в чистом виде; в) другие встречаются только в окисленном, земляном виде, а если иногда попадаются в чистом, то все же имеют совершенно порошкообразный вид, как, например, мышьяк; точно так же сурьма и тому подобные металлы настолько ломки и тверды, что легко могут быть превращены в порошок, у) Наконец, металл является в виде остекляневшего шлака и имеет голую форму однородной связи, как сера.

 

 

==355

 

 

§ 335 Химический процесс есть, правда, в целом жизнь; индивидуальное тело в такой же мере снимается в своей непосредственности, как и производится; понятие уже не остается, следовательно, внутренней необходимостью, но достигает проявления. Однако 277 вследствие непосредственности телесностей, вступающих в химический процесс, он вообще обременен разрывом. Поэтому его моменты обнаруживаются как внешние 278 условия, то, что отделилось, распадается на равнодушные друг к другу продукты, огонь и одушевление угасают в нейтральном и сами по себе не вспыхивают в нем снова. Начало и конец процесса отделены друг от друга; в этом состоит его конечность, которая отдаляет и отличает его от жизни.

Примечание. Химические явления, подобные, например, таким, когда в процессе окисел низводится на низшую ступень окисления, на которой он может соединиться с воздействующей кислотой, тогда как другая часть окисляется, наоборот, сильнее, дали химии повод ввести в свои объяснения момент целесообразности, момент некоего начального самоопределения понятия из себя в его реализации, которая с этой точки зрения детерминирована уже не одними только внешне наличными условиями.

Прибавление. Здесь есть, правда, некоторая видимость жизненности, но она пропадает в продукте. Если бы продукты химического процесса сами начинали действие, то они были бы жизнью. В этом смысле жизнь есть увековеченный химический процесс. Определенность вида какого-либо химического тела тождественна с его субстанциальной природой; таким образом, мы здесь находимся еще в царстве устойчивых видов. В живом, наоборот, определенность вида не тождественна со субстанциальностью индивидуума: последний по своей определенности в той же мере конечен, как и бесконечен. В химическом процессе понятие представляет свои моменты лишь перерывами: химический процесс в целом содержит в себе, с одной стороны, то устойчивое определение, что он существует в форме безразличия, а с другой - стремление быть в себе противоположным самому себе, стремление, в котором эта определенность уничтожается. Но спокойное бытие и стремление отличаются друг от друга; только в себе, или в понятии, положена тут тотальность. То обстоятельство, что оба определения присутствуют сразу

 

 

==356

 

 

в одном, не достигает существования; это единство как существующее составляет определение жизни, и к нему-то и стремится природа. В себе жизнь, правда, наличествует в химическом процессе; но внутренняя необходимость еще не стала в нем существующим единством.

§ 336 Но суть самого химического процесса состоит именно в том, чтобы отрицать эти непосредственные предпосылки, основу своей внешности и конечности, изменять те свойства тел, которые являются результатами особой ступени процесса, на другой его ступени и превращать названные условия в продукты. Таким образом, в нем полагается в целом относительность непосредственных субстанций и свойств. Равнодушно-устойчивая телесность положена тем самым лишь как момент индивидуальности, а понятие в соответствующей ему реальности. Отрицание этого возникающего в едином из обособления различных телесностей конкретного единства с собой 279, являющегося деятельностью, этой его односторонней формы отношение к себе; разъятие и обособление себя на моменты понятия н в такой же мере возвращение этих моментов в единство - этот бесконечный, сам себя питающий и поддерживающий процесс и есть организм.

Прибавление. Нам предстоит теперь переход от неорганической к органической природе, от прозы к поэзии природы. Тела изменяются в химическом процессе не поверхностно, а всесторонне: в нем исчезают все свойствасцепление, цвет, блеск, непрозрачность, звук, прозрачность. Даже удельный вес, который кажется глубочайшим, простейшим определением тела, не выдерживает этого натиска. Именно в химическом процессе относительность кажущихся равнодушными определений индивидуальности выступает наружу как сущность в этой смене акциденций; тело обнаруживает мимолетность своего. существования, и эта относительность его есть бытие. Если описание тела должно включать в себя все то, что тело ерть, то описание будет полным только тогда, когда указан весь круг его изменений; ибо истинная индивидуальность тела существует не в одном отдельном состоянии, а исчерпывается и изображается только этим круговоротом состоянии. Тотальность формы не может устоять, и. именно потому, что это лишь особенная тотальность; так осуществляется право индивидуального тела не пребывать,

 

 

==357

 

 

будучи конечным. Существуют металлы, которые пробегают весь круг цветоп, окисляясь или нейтрализуясь кислотами; они могут также образовывать прозрачные, нейтральные соли, поскольку соли вообще являются умерщвлением цвета. Ломкость, внутренняя прочность, запах, вкус исчезают точно так же; так проявляется здесь эта идеальность особенного. Тела проходят весь круг возможности таких определений. Медь, например, в своем чистом металлическом виде имеет красный цвет; но сернокислая медь дает синие кристаллы, гидрат меди в осадке является голубым, солянокислая окись меди - белой; существуют также зеленые, черно-серые, красновато-коричневые и т.д. окислы меди; медная лазурь также имеет другой цвет и т.д. В зависимости от реактива меняется реакция; а химическое тело есть только сумма своих реакций, ибо тотальность реакций наличествует только как сумма, а не как бесконечное возвращение к самому себе. Во всех реакциях, в которых одно тело соединяется с другими в синсоматиях, окислении и нейтральности, оно сохраняет свою определенность, но только как в себе сущую, а не как существующую; железо всегда остается в себе железом, но только в себе, а не по способу своего существования. Но важно как раз сохранение существования, а не сохранение <в себе>, или, иначе говоря, важно как раз <в себе> существования, или существование в себе. Кругом особенных реакций исчерпывается всеобщая особенность тела; но она существует лишь в себе и не становится всеобщим существованием. Только в процессе огня деятельность имманентна: это - мгновение собственно жизни, но жизни, вся деятельность которой состоит в том, чтобы спешить навстречу смерти. Так как, однако, непосредственная форма, имеющая в себе особенные определения, здесь погибает, то в этом заключается переход к тому, чтобы всеобщий в себе характер определенности был положен и в существовании; и это есть самосохранение органического. Оно действует и реагирует на самые различные потенции; в каждой реакции оно определяется поиному, но вместе с тем остается единством с самим собой. Эта сущая в себе определенность вида, уже ставшая теперь существующей, входит в связь с другим, но вместе с тем прерывает эту связь и не нейтрализуется ею, а сохраняется в процессе, который определяется ею и ее другим. Пока бесконечная форма как душа индивидуальности еще материализована в образе, она низведена к тому, что не

 

 

==358

 

 

есть бесконечно свободная форма в самой себе, а есть нечто сущее, пребывающее в своем существовании. Но бесконечной форме противен этот покой, ибо она есть беспокойство, движение, деятельность, и только так она проявляет вовне то, что она есть в себе и для себя. Пребывание ее моментов в образе, причем каждый из этих моментов может существовать как самостоятельная материя, есть, правда, тоже осуществление бесконечной формы; но здесь она как единое еще не обладает своей собственной истиной. Но так как химический процесс и есть как раз та диалектика, посредством которой все особенные свойства тел вовлекаются в тленность (его суть в том, что он отрицает те непосредственные предпосылки, которые составляют принцип его конечности), то единственным пребывающим оказывается сущая для себя бесконечная форма, чистая бестелесная индивидуальность, которая есть для себя и для которой материальное существование есть нечто вполне изменчивое. Химический процесс есть наивысшее, до чего может подняться неорганическая природа; в нем она уничтожает саму себя и доказывает, что одна лишь бесконечная форма есть ее истина. Так, химический процесс, будучи гибелью образа, является переходом в высшую сферу организма, в котором бесконечная форма реализует себя как бесконечную форму, т.е. бесконечная форма есть то понятие, которое достигает здесь своей реальности. Этот переход есть возвышепие существования к всеобщности. Здесь природа поднялась, таким образом, к наличному бытию понятия; понятие перестало быть сущим в себе, погруженным в свое внеположное существование. Это есть свободный огонь а) как очищенный от всего материального и в) материализованный в наличном бытии. Моменты устойчивого существования сами возвышены до этой идеальности, имеют только это бытие идеальности и не возвращаются в ограниченное устойчивое существование; так, мы имеем объективное время, нетленный огонь, огонь жизни, подобно тому как Гераклит нарек огонь душой и сухие души наилучшими 280.

 

 

==359

 

 

00.htm - glava10

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

ОРГАНИЧЕСКАЯ ФИЗИКА

§ 337 Реальная тотальность тела как бесконечный процесс, в котором индивидуальность определяет себя к особенности или конечности, а также отрицает ее и возвращается в себя, восстанавливаясь в конце процесса в своем начальном виде, есть, таким образом, возвышение в первую идеальность природы; но такое возвышение, при котором она стала наполненной и, как относящееся к самому себе отрицательное единство, существенно самостной и субъективной. Идея пришла тем самым к существованию сначала к непосредственному существованию, к жизни. Это есть: А. как образ всеобщая картина жизни, геологический организм; В. как особенная, формальная субъективность растительный организм; С. как единичная конкретная субъективность животный организм.

Идея 1 обладает истиной и действительностью лишь постольку, поскольку она в себе субъективна (§ 215); жизнь в качестве только непосредственной идеи остается, следовательно, вне себя, есть не-жизнь, есть только труп процесса жизни - организм как тотальность неживой, механической и физической природы.

В отличие от этого субъективная жизненность, живое начинается в растительной природе; это - индивидуум, но как сущий вне себя, еще распадающийся на свои члены, которые в свою очередь суть индивидуумы.

Лишь животный организм развит до таких различий формы, которые существуют только как его члены, благо-

 

 

К оглавлению

==360

 

 

даря чему он является субъектом. Жизненность как естественное явление распадается на неопределенное множество живых существ, которые, однако, в самих себе являются субъективными организмами; и только в идее они составляют одну жизнь, одну органическую систему жизни.

Прибавление. Бросим взгляд на пройденный путь. В первом отделе мы имели а) материю, абстрактную внеположность как пространство: материя как абстрактное для-себя-бытие внеположности и как источник сопротивления совершенно разрознена, насквозь атомистична. Вследствие однородности атомов материя является еще чем-то совершенно неопределенным; но она только с рассудочной точки зрения, а не с точки зрения разума является абсолютно атомистичной. в) Дальнейший шаг привел нас к определенным в отношении друг к другу, особенным массам, и, наконец, y) к тяжести, составляющей основное определение, в котором снята и идеализована всякая партикулярность. Эта идеальность тяжести, которая во втором отделе превратилась в свет и потом в образ, теперь восстановлена. Индивидуализованная там материя содержит в себе: а) свободные определения, найденные нами в стихиях и их процессе; затем она развертывается в) в царство явления, т.е. в противоположность самостоятельности и рефлексии-в-другое (удельный вес и сцепление), и, наконец, у) в индивидуальном образе она развивается в тотальность. Но если суть всякого частного тела в том, чтобы снимать различенные способы своего существования, то теперь эта идеальность оказывается результатом - непомраченным единством и равенством с самим собой подобно свету, но вместе с тем таким равенством, которое вытекает из тотальности обособлений, собранных воедино и возвращенных в первое безразличие. Индивидуальность теперь в самой себе тяжела и высветлена, это - торжествующая индивидуальность, единство, созидающее и сохраняющее себя как процесс во всех особенностях; это есть предмет третьего отдела. Живое тело всегда готово сделать скачок в область химического процесса; кислород, водород, соль все время стремятся выступить наружу, но-все время снимаются снова; и лишь в момент смерти или во время болезни химический процесс может стать значительным. Живое всегда попадает в опасность, всегда имеет в себе другое, но уживается с этим противоречием; неорганическое на это не способно.

 

 

==361

 

 

Но жизнь есть вместе с тем и разрешение этого противоречия; и именно в этом сущность спекулятивного, тогда как для рассудка противоречие остается неразрешенным. Следовательно, жизнь может быть понята только спекулятивно, ибо жизнь и есть существование спекулятивЕОГО. Непрекращающаяся деятельность жизни есть поэтому абсолютный идеализм; жизнь становится другим, которое, однако, все время снимается. Если бы жизнь была реалистом, она относилась бы с почтением к внешнему; но она все время препятствует реальности другого и превращает ее в саму себя.

Только жизнь есть, таким образом, истина; она выше звезд и выше Солнца, которое есть, правда, индивидуум, но не субъект. Как единство понятия и обращенного вовне существования, в котором понятие сохраняется, жизнь есть идея; и в этом смысле Спиноза 2 и называет жизнь адекватным понятием, хотя это еще совершенно абстрактное выражение. Жизнь есть соединение противоположностей вообще, а не только противоположности понятия и реальности. Жизнь есть там, где внутреннее и внешнее, причина и действие, цель и средство, субъективность и объективность и т.д. суть одно и то же. Подлинное определение жизни состоит в том, что при единстве понятия и реальности эта реальность более не существует уже непосредственно, самостоятельно, как множество существующих друг вне друга свойств, но понятие есть безусловная идеальность равнодушного устойчивого существования. Так как идеальность, которую мы имели в химическом процессе, здесь положена, то индивидуальность положена в своей свободе. Субъективная, бесконечная форма стала теперь и объективной, каковой она еще не была в образе, потому что в нем определения бесконечной формы еще имеют прочное наличное бытие в качестве материй. Абстрактное понятие организма состоит, напротив, в том, что существование особенностей, поскольку они положены как преходящие моменты единого субъекта, соразмерно с единством понятия, тогда как в системе небесных тел все особенные моменты понятия суть сами по себе свободно существующие, самостоятельные тела, еще не вернувшиесся к единству понятия. Солнечная система была первым организмом; но он был еще только в себе, еще не обладал органическим существованием. Эти гигантские члены суть самостоятельные образы, и идеальность их самостоятельности есть только их движе-

 

 

==362

 

 

ние: это еще только организм механизма. Живое же обладает этими гигантскими членами природы в одном, ибо все особенное положено в нем как являющееся. Поэтому в жизни свет всецело господствует над тяжестью; живое есть, следовательно, индивидуальность, покорившая в себе дальнейшие обособления тяжести и деятельная в самой себе. Лишь в качестве снимающей себя реальности самосохранение понятия становится положенным. Индивидуальностью химического тела может овладеть чуждая сила; но жизнь имеет свое другое в самой себе, она есть единая замкнутая на себя самое тотальность, или, другими словами, самоцель. Если первую часть философии природы составлял механизм, а вторая завершилась химизмом, то в качестве третьей мы имеем теперь телеологию [см.§ 194, прибавление 2]. Жизнь есть средство, но не для чего-то другого, а для своего понятия; она непрестанно порождает свою бесконечную форму. Уже Кант определил живое как цель для самого себя 3. Изменение существует только в интересах понятия, есть только изменение инобытия понятия; и только в этом отрицании отрицательного, в этой абсолютной отрицательности, понятие может остаться при себе. Органическое есть уже в себе то, что оно есть в действительности; оно есть движение своего становления. Но результат есть вместе с тем п предшествующее - начало есть то же самое,что конец; то, что до сих пор было только нашим познанием, вступило теперь в существование.

Так как жизнь как идея есть движение самой себя, благодаря чему она впервые делается субъектом, жизнь делает сама себя своим другим, противоположностью самой себя; она дает себе форму объективного бытия, чтобы возвратиться к себе и быть возвращенной. Таким образом, только в третьем жизнь наличествует как таковая, ибо ее главнейшим определением является субъективность; более ранние ступени - лишь несовершенные пути к этой цели. И поэтому мы имеем три царства: минеральное, растительное и животное.

Жизнь, которая предпосылает себе себя же как свое другое, есть, во-первых, геологическая природа; как таковая она есть только основа и почва жизни. Она должна быть, правда, жизнью, индивидуальностью, субъективностью, но это еще не подлинная субъективность, расчлененность здесь еще не сведена воедино. Поскольку это жизнь, моменты индивидуальности и возвращения, или

 

 

==363

 

 

субъективности, должны, конечно, присутствовать и здесь; но как непосредственные эти стороны должны быть чужды Друг другу, т.е. они распадаются. С одной стороны стоит индивидуальность, с другой - ее процесс: индивидуальность еще не существует как деятельная, идеализирующая жизнь, она еще не определила себя к единичности, по остается застывшей жизнью в противовес деятельной. Она, впрочем, заключает в себе и деятельность, но лишь частично в себе, а частично вне себя; процесс субъективности оторван от самого всеобщего субъекта, ибо мы не имеем еще индивидуума, который уже был бы деятелен в самом себе. Непосредственная жизнь есть, следовательно, отчужденная от себя жизнь; она является, таким образом, неорганической природой субъективной жизни. Ибо неорганична всякая внешность: так, например, для индивидуума науки составляют его неорганическую природу, поскольку они им еще не познаны, а лишь пробуждаются в нем, будучи его разумностью в себе, которую ему только еще предстоит усвоить. Земля есть целое, система жизни, но как кристалл она представляет собой как бы костяк, который можно считать мертвым, потому что его члены существуют для себя еще только формально и его процесс остается вне его.

Второе - это ступень рефлексии, зачинающаяся жизненность в более узком смысле, в которой индивидуум есть в самом себе своя деятельность, процесс жизни, но только как субъект рефлексии. Эта формальная субъективность еще не есть субъективность, тождественная с объективностью, с системой расчлененности. Эта субъективность еще абстрактна, Потому что она проистекает только из вышеназванного отчуждения, это - хрупкая, точечная, лишь индивидуальная субъективность. Субъект, правда, обособляется, сохраняется как субъективность в своем отношении к другому; творит себе члены и проникает их собой; но момент формальности состоит в том, что он еще не сохраняется поистине в этом отношении, но одновременно увлекается и вовне. Растение еще не есть поэтому подлинная субъективность, ибо субъект, отличая себя от себя и делая себя своим предметом, еще не может довериться расчлененным различиям, а между тем лишь возврат к себе из этих последних составляет подлинное самосохранение. Позиция растения заключается, стало быть, в том, что оно лишь формально различает себя от самого себя и только так способно оставаться при самом себе.

 

 

==364

 

 

Оно развертывает свои части; но так как каждый из его членов есть по существу весь субъект, то оно не доходит до каких-либо иных различий: листья, корни, ствол тоже только индивидуумы. Так как, следовательно, то реальное, что растение производит для своего самосохранения, есть лишь нечто вполне равное ему самому, то оно не доходит до настоящих членов. Каждое растение является поэтому лишь бесконечным множеством субъектов; и связь, благодаря которой они кажутся единым субъектом, остается поверхностной. Растение есть, таким образом, бессилие сохранить власть над своей расчлененностью, ибо его члены убегают от него как самостоятельные существа; и невинность растения есть все то же бессилие своего отношения к неорганическому, благодаря чему его члены становятся вместе с тем другими индивидуумами. Это второе царство есть царство воды, царство нейтральности.

Третье царство есть царство огня, индивидуальная субъективность как совершенная жизненность - единство растения и различий. Эта субъективность есть образ, так же как первая система форм; но члены здесь уже не части, как это еще было у растения. Животное сохраняет себя в своем инобытии, но это последнее есть уже действительное различие; и вместе с тем эта система его членов положена идеально. Так, живое впервые становится субъектом, душой, эфирной сущностью, существенным процессом расчленения и распространения; причем, однако, это формирование сразу же полагается как временное, различие каждый раз заново упраздняется. Огонь отпускает себя в множественность членов, все время переходит в продукт; и этот продукт все время возвращается к единству субъективности, ибо самостоятельность членов тут же пожирается. Животная жизнь есть, таким образом, развертывающееся в пространстве и времени понятие. Каждый член заключает в себе всю душу, он не самостоятелен, а существует лишь в связи с целым. Ощущение, нахождение себя в себе самом есть то высшее, что впервые здесь наличествует; это есть пребывание в единстве с собой, в определенности, свободное бытие у себя самого в определенности. Растение не находит себя в себе, потому что его члены суть противостоящие ему самостоятельные индивидуумы. Развернутым понятием жизни является жи вотная природа: здесь впервые наличествует подлинная жизненность. Три эти формы составляют жизнь.

 

 

==365

 

 

00.htm - glava11

 

§ 338 Первый организм, уже поскольку он сначала определяется как непосредственный или сущий в себе, не существует как живое; ибо жизнь как субъект и процесс есть по существу самоопосредствующая деятельность. С точки зрения субъективной жизни первый момент обособления состоит в том, чтобы творить из себя свою собственную предпосылку, сообщать себе таким образом форму непосредственности 4 и в ней противопоставлять друг другу свое условие и свое внешнее устойчивое существование. Углубление (Erinnerung) идеи природы в саму себя до степени субъективной и далее духовной жизненности есть перводеление (das Urteil) на себя и на эту непроцессуальную непосредственность. Эта предпосылаемая себе субъективной тотальностью непосредственная тотальность есть только образ (die Gestalt) организма земное тело как всеобщая система индивидуальных тел.

Прибавление. В химическом процессе Земля уже наличествует как эта тотальность; в ее особенные телесности входят всеобщие стихии, являясь частично причинами, частично действиями процесса [§ 328, прибавление]. Но это движение только абстрактно, потому что это только особенные телесности. Земля есть, правда, тотальность, но так как она лишь в себе есть процесс этих тел, то процесс остается вне своего продукта, который увековечивается как таковой. По содержанию здесь не может отсутствовать ни одно определение, относящееся к жизни; но так как все они остаются внеположными, то отсутствует бесконечная форма субъективности. Предполагаемая, таким образом, жизнью как ее почва, Земля положена как не положенная, ибо полагание скрыто под непосредственностью. Другой момент заключается в том, что эта предпосылка сама себя разлагает.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.