Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А геологическая природа 21 страница




Таково, как сказано, развитие от гранита до почти полного исчезновения его особенных составных частей. В основе лежит тройственность; но эти моменты расходятся в разные стороны, и наружу выступает то один, то другой. Базальт 20 есть средоточие, в котором элементы снова всецело проникают друг друга: он содержит 40 частей кремния, 16 - глины, 9 - калия, 2 - талька, 2 - натрия, остальное приходится на окись марганца и воду. Тезис

 

 

==379

 

 

о вулканическом происхождении базальта верен в том смысле, что базальт принадлежит к огненному началу, но он так же мало порожден огнем, как и водой. В нем наблюдается некая внутренняя бесформенность и еще большая в амигдалите, оливине, авгите 21 и т.д., которые являются абстрактными образованиями, пришедшими в самих себе к полной партикуляризации. Далее следует лишь формальное смешение или формальное выделение этих элементов. Согласно этому принципу и должны быть расположены дальнейшие подробности: 1. один путь развития представляет собой лишь модификацию гранита, причем все еще сохраняются следы этой тройственной основы: сюда относятся гнейс, слюдяной сланец, порфир, затем диорит, серая вакка, базальт, амигдалит и вплоть до обыкновенного песчаника; 2. другой путь составляет расхождение конкретного в абстрактные формы. Здесь особенно обнаруживается противоположность кремнистого и известкового ряда: аа) в горных цепях и вв) внутри гор в вышеупомянутых жильных породах.

в) Если выше мы занимались главным образом кремнистой формацией, то, с другой стороны, совершается общий переход в тальковую форму соляной земли, в раскрывшуюся для горечи горючесть, в серпентин 22 и тому подобные породы, встречающиеся здесь и там.

у) Этой горючей форме противостоит, далее, известковое вообще, нейтральное, которое, однако, будучи пропикнуто металличностыо, имеет в себе качественное единство и поэтому целиком Проникнуто органическим образованием. Первичная известь уже объединена с гранитом и столь же самородна, как гранит. Так, вокруг первичных гор тянутся известковые горы; этот первичный известняк мелкозернист и кристалличен. Противостоящая граниту первичная известь приближается в переходной извести к более раскрывшейся известковой форме. Встречаются также формации, в которых гранит и известь сильно перемешаны друг с другом; так, первичный известняк проникает, например, в слюду: <Первичная известь является спутницей сланцевых пород, с которыми она смешивается, с которыми чередуется тонкими прослойками, слоями и мощными пластами, образуя даже временами куски пород, в которых сланец исчезает почти совершенно>*. * Фон Рвуде^. Геогностическир опыты.[Berlin,1816] 23, стр.13.

 

К оглавлению

==380

 

 

в) Перечисленные главные формации переходят в так называемые флецовые и наносные породы, в которых эти моменты, будучи выделены в виде почти чистых земель, представляют совершенно разложившуюся тотальность в песчаниковых пластах, глинистых суглиночных пластах, в каменноугольных, торфяных и нефтяных залежах, в залежах каменной соли, наконец, в залежах извести, которая примешивается и к последним напластованиям, в залежах гипса и в мергеле 24. По мере того как гранит все больше делается неопределенной смесью, особенные части различенного начинают выступать все более абстрактно; таким образом, различия сглаживаются, подобно тому как в траппе и серой вакке, принадлежащих к переходным и флецовым породам. Но тогда как гранит и все связанное с ним тем больше уходит в абстракцию, чем больше теряется и уплощается самородность, твердо замкнутая в себе тотальность и плотность гранита, одновременно появляются выделяющиеся руды с сопровождающими их кристаллами, особенно рано железные, которые повсюду вкраплены в цельные горные массивы и пласты и преимущественно встречаются в жильных и флецовых породах. Внутреннее раскрывается для появления абстрактных образований. Эти жильные породы представляют собой выделение частных элементов из горных пород как чего-то более конкретного; достигая более свободного выявления, они и создают все эти многоразличные кристаллические образования и чистые формы. В граните их или еще нет совсем, или их там во всяком случае меньше (только олово). Лишь когда первичная порода раскрывается дальше, в сторону средней извести (ибо в первичной извести тоже еще нет металлов), лишь тогда появляется металл. Только в таких породах, которые сами по себе более абстрактны (или представляют собой смеси), могут появиться эти абстракции. Открываются пустоты, в которых образования горного хрусталя достигают своей своеобразной формы, отделившись от того, с чем они были внутренне связаны.

Жилы рассматривают как гнезда и вместилища этих каменных пород, как нечто такое, что лишь механически пересекает горы. Обычно считают, что вследствие потери влаги в горе образуется разрыв, трещина, в которую и втекает жидкая масса металлов, и т.д. (в основе лежит точка зрения нептунизма). Эта точка зрения якобы поясняет, как эти раны исцелились. Но такое представление

 

 

==381

 

 

лишено мысли; на самом деле процесс вовсе не так механичен, а есть в действительности нечто физическое, в чем части тотальности, упрощаясь, снимают развитое наличное бытие и именно поэтому выгоняют его наружу в абстрактной форме. Ход жил по большей части противоположен ходу самой горы: это как бы поверхности разлома, но разлома не одного лишь пространственного образа, а разлома в физическом значении слова. По наблюдению Требра 25, жилы приходятся на отлогие скаты.

Эти рудные жилы нельзя рассматривать как нечто случайное для горных пород; ибо хотя случай здесь, несомненно, имеет место, но необходимость также играет большую роль и нельзя забывать об их сущностной связи. Жители гор имеют в этом отношении большой опыт. Одна из важнейших точек зрения заключается при этом в определении круга тех металлов или прочих образований, которые залегают вместе. Золото, например, встречается всегда вместе с кварцем либо в одиночном состоянии, либо с медью и свинцом, с серебром и цинком и т.д., но не с ртутью, оловом, кобальтом, молибденом, вольфрамом. Серебро более общительно; оно гораздо чаще встречается с другими металлами, чаще всего со свинцовым блеском и в сопровождении цинковой руды. Ртуть встречается с кварцем, с известковым шпатом, с железом, а значит, и с шпатовым железняком; редко к ней бывает примешано немного меди. Ртутные породы встречаются большей частью вместе и главным образом в глинистой почве. Медь и ее различные руды имеют немногих спутников. Олово не встречается вместе с серебром, свинцом, кобальтом, известковым шпатом, гипсом и т.д. Существуют металлы, находимые во всех горных образованиях: таково, например, железо; другие металлы встречаются преимущественно в первичных породах - молибден, титан, тантал, вольфрам, уран, олово. Молибден и вольфрам совершенно исчезают вместе с первичными формациями. Золото встречается чаще всего под экватором. Другие любопытные явления, свидетельствующие о более высокой связи, касаются процессов образования благородных и неблагородных рудных жил. Ригельсдорфские и заальфельдские кобальтовые формации в Тюрингенском лесу только тогда богаты залежами, когда жилы опускаются в старую (мертвую) песчаниковую формацию. В Андреасберге в Гарце, где горная порода состоит из сланца и серой вакки, жилы неблагородны, когда они проходят в пластах

 

 

==382

 

 

из кремнистого сланца; в Клаустале такое же действие оказывают на жилы суглиночные расселины, в Фрейбергской области - порфир. Металлы залегают, далее, на определенных глубинах. Роговая руда, белая сурьмянистая руда попадается только в верхних слоях. В одном тирольском месторождении шпатового железняка, глинистого железняка и бурого шпата металлы залегают на поверхности в виде медного колчедана. В Лагордетте в Дофине самородное золото лежит сверху, и особенно в расселинах, содержащих железную охру. Жильные формации различаются также по размерам трещины. В Зайн-Альтенкирхене, где жилы уже, всегда имеется железный блеск; где они шире, там встречается бурый, черкый и шпатовый железняк. <Топазы попадаются в жирной слюде, модифицированной в каолин, и в рыхлом каолине, частью чистом и частью смешанном с большим количеством охры,в каолине, который обязан своим образованием той же слюде и сопровождается кварцем и фарфоровой глиной. Как на топазах, так и на евклазах 26 заметны очень явственные следы тончайших каолиновых чешуек, которые могут служить достаточным доказательством одновременного образования. То же следует сказать о смарагдах в Зальцбургской области. В гнейсе слюда выделяется и образует мощные жилы величиной в несколько футов. Смарагды редко попадаются в гнейсе; они всегда находятся в слюде, но никогда в виде чего-то сплошного, а в виде разбросанных по ней и вросших в нее кристаллов. Кристаллы смарагда тоже носят на себе отпечатки чешуек слюды, которая их окружает> *.

с) Последнее - переход от флецовой породы к наносной почве представляет собой смешение, абстрактное напластование глины, песка, извести, мергеля, полную бесформенность. Таковы общие внешние линии движения, в основе которых лежит определяющее понятие. Первичная порода развивается до того пункта, в котором она теряет свои минеральные свойства; и там она примыкает к чему-нибудь растительному. Глинистые, каменноугольные формации явно вырождаются в торф, в котором уже нельзя отделить минеральное от растительного, ибо торф возникает растительным путем, но в то же время принадлежит еще к минералогической области. С другой стороны, известковая формация развивается на своих послед-

* <Путешествие> Спикса и Марциуса, т. 1, стр. 332.

 

==383

 

 

пих ступенях в направлении к костной системе животных. Известь является вначале зернистой (мрамор), насквозь минеральной; но дальнейшие формы извести, принадлежащие частично флецовым породам, частично наносной почве, переходят в такие образования, о которых нельзя сказать, минеральные ли они или животные (раковины). Это еще не раковины, которые можно было бы считать остатками погибшего животного мира; правда, и такие окаменелости животных организмов встречаются в изобилии в известковых залежах. Но с другой стороны, существуют и такие известковые формации, которые являются не остатками, а лишь зачатками животных форм, зачатками, в которых заканчиваются известковые формации. Это есть, таким образом, переходная ступень между известью и подлинными окаменелостями, но эту ступень следует считать дальнейшим развитием раковинообразного, т.е. чисто минерального, ибо эти образования еще не достигли животной округленности. Противоположность кремнистого и известкового ряда уже указывает, таким образом, на некое высшее органическое различие, ибо их границы примыкают, с одной стороны, к растительной, а с другой - к животной природе. Стеффенс подчеркнул и эту сторону, но слишком преувеличил ее, утверждая, что будто бы а) эти формации возникли из растительного и животного процесса Земли и Р) что первый ряд есть ряд кислорода, а второй - ряд азота.

Что касается органических образований, получающих начало в геологическом организме, то они принадлежат преимущественно к глинистым сланцам и известковым залежам, в которых они иногда разбросаны в виде отдельных животных и растительных форм, но чаще всего сосредоточены огромными массами, имеющими сплошное органическое строение; они встречаются также в каменноугольных пластах, в которых сплошь и рядом определенно наблюдается древесная форма; так что если причислить сюда и брекчии 27, то в них имеется столько же органических образований, сколько и неорганических. Тут, конечно, сейчас же готово объяснение: ссылаются на существовавший когда-то органический мир, погибший затем в воде. Но откуда этот органический мир? Он возник из земли, хотя и не исторически, ибо он все еще возникает из нее и имеет в ней свою субстанцию. Упомянутые органические формы, особенно там, где они встречаются порознь и не образуют всей массы, имеются налицо в тех

 

 

==384

 

 

местах, где залежи переходят друг в друга. Граница, где моменты, на которые распадается непроцессуальная природа, полагаются воедино, есть преимущественное местопребывание органических образований, окаменелостей и таких образований, которые не обладают ни животной, ни растительной формой, но, возвышаясь над формой кристалла, представляют собой первые попытки органического формирования. В сланцевых и известковых формациях особенно раскрывается неорганическое. Ибо сланцевое, отчасти возвышаясь из своей землистости до серности, отчасти же приобретая металлический принцип, упраздняет свою твердую субъективность. Его точечность, раскрытая горным маслом и вообще носящая в себе дифференциацию, получает в металличности непрерывность абсолютного субъекта и предиката, она бесконечна и колеблется между органическим и неорганическим. Точно так же известковое (как нейтральное) имеет по обеим сторонам от себя момент реальности, устойчивого существования; и простая металличность выступает благодаря цростоте своей непрерывности как качественное единство, уничтожающее равнодушие этих сторон; это единство, которое имеет моменты нейтрального, и нейтральность, имеющая единство. Так, известковое представляет собой переход к органическому: оно задерживает скачок в мертвую нейтральность, с одной стороны, в мертвую абстракцию и простоту - с другой. Эти органические формы (в отдельности мы их здесь не разбираем) не следует рассматривать так, будто они когда-то действительно жили, а потом умерли, ибо они с самого начала являются мертворожденными; как волокна костей не являются бывшими сосудами или нервами, впоследствии отвердевшими, так ничего подобного не произошло и с этими формами. Органически-пластическая природа порождает здесь органическое в стихии непосредственного бытия и, следовательно, в виде мертвого образа, насквозь кристаллизованного, подобно тому как художник изображает человеческие и другде формы в камне или на плоском полотне. Он не убивает людей, не высушивает их, не наполняет их каменистой массой и не делает их оттисков в камне (он умеет и это, поскольку он отливает модели), но создает с помощью инструментов, согласно своей идее, эти изображающие жизнь, но лишенные собственной жизни формы. Природа же делает это непосредственно, не нуждаясь в таком опосредствовании, т. е. здесь нет налицо понятия как пред-

13 Гегель, т. 2

 

==385

 

 

ставляющего и вещи как чего-то, что противостоит представляющему и им обрабатывается; понятие не обладает формой сознания, а существует непосредственно в стихии бытия, не отрываясь от нее. Понятие располагает материалом для своей работы там, где моменты органического наличествуют в своей тотальности; речь идет не о всеобщей жизни природы, не о том, что природа всюду жива, а о сущности жизни; ее надо понять, ее надо изложить в моментах ее действительности, или тотальности, и вскрыть эти моменты.

§ 341 Кристалл жизни, этот мертвый организм Земли, который имеет свое понятие в сидерической связи вне себя, а свой своеобразный процесс в виде предпосылаемого прошлого, есть кепосредетвеппый сдбъект метеорологического процесса, которым он как сущая в себе тотальность жизви оплодотворяется уже не только к созданию индивидуального образа (см.§ 287), но и к жизни. Суша, и в особенности море, как такая реальная возможность жизни бесконечно вспыхивает в каждой точке точечной и скоропреходящей жизиенностью: лишаи, инфузории, несметные количества фосфоресцирующих живых точек в мере. Однако generatio aeguiTOca как имеющее объективный организм вне себя и есть как ра> то, что в этом лишь точечном создании органического не развивается в самом себе до определенной расчлененности и не воспроизводит самого себя (ex ovo) 28.

Прибавление. Если сначала геологический организм Земли был продуктом в процессе построения ее образа, то теперь Земля как лежащая в основе творческая индивидуальность снимает своя) мертвую застылость и раскрывается для субъективной жизни, которую она, однако, исключает из себя и нередает другим индивидуумам. Так как геологический организм есть жизненность только в себе, то подлинно живое есть другое по отношению к нему. Но так как он есть в себе отрицательность самого себя, снятие своей непосредственности, то он полагает свое внутреннее, но как другое по отношению к себе, т.е. Земля плодоносна именно как основа и почва индивидуальвой жиани, находящейся на ней. Но Земля есть еще не определившаяся жизненность, которая хоть и вспыхивает на ней повсеместно, но лишь в скудном виде. Эта всеобщая жизнь Земли имеет живые части, которые суть

 

 

==386

 

 

стихии, т.е. ее всеобщее, ее неорганическая природа. Но поскольку Земля есть также особенное тело по отношению к своим спутникам, Солнцу и кометам, постольку вековечное порождение, т.е. сохранение этой системы различий, есть абсолютно всеобщий химический процесс. Так как, однако, гигантские члены этого разъятия суть свободные самостоятельные индивидуумы, то их отношение существует исключительно как свободный процесс движения; сами же кометы представляют собой только его постоянно новый продукт. И если этот процесс приходит затем к своей реальности, к гибели мнимо самостоятельных образов, так что осуществляется реальное индивидуальное единство, то происходят это только в индяьидуальном химическом процессе, который именно поэтому глубже и основательнее, чем всеобщий химический процесс. Но так как всеобщий процесс стихий есть ирецеос материй, то индивидуальный процесс не может существовать без него. Свободные самостоятельные чяеяы всеобщего процесса - Солнце, комета и Луна - суть в своей истине стихии: стихия воздуха-в качестве атмосферы, стихия воды - в качестве моря, стихия огня - в качестве земляного, содержащегося в оплодотворенной, растворенной Земле и выделенного в виде оплодотворяющего Солнца. Жизнь Земли есть атмосферный и морской процесс, в котором она порождает эти стихии, из них же каждая живет собственной жизнью и вое вместе образуют только этот процесс. Химическое утратила здесь свое абсолютное значение и сохраняется голько как момент: оно рефлектировано в самостоятельность, связано властью субъекта и удерживается в нем в умерщвленном состоянии. Каждая стихия отнесена самой своей субстанцией как свободный субъект к другой стихии; и формообразование органической земли содержит в себе способы наличного бытия ее органической жизни.

а) Ее первой определенной жизнью является атмосфера. Но метеорологический процесс не есть процесс жизни Земли, хотя он и оживляет Землю; ибо это оживление есть только реальная возможность возникновения на ней субъективности как живого. Как чистое движение, как идеальная субстанция атмосфера хоть и имеет в себе жизнь небесных сфер, ибо ее изменения связаны с небесным движением, но она в то же время материализует его в своей стихии. Она есть растворенная, напряженная Земля, отношение тяжести и теплоты; она проходит как

 

 

==387

 

 

через годичный, так и через месячный и суточный периоды, выражая их в форме изменений теплоты и тяжести. Эта периодическая смена сама изменяется таким образом, что там, где преобладающим является вращение вокруг оси, преобладание получает суточный период; и поэтому на экваторе имеются суточные изменения, суточные приливы и отливы барометрического уровня, а на протяжении года они там не наблюдаются, - у нас же дело обстоит наоборот, суточные приливы и отливы заметны мало, и периоды изменений больше связаны с Луной.

Тяжесть атмосферы есть внутренняя тяжесть, упругость как давление, но по существу она есть изменение удельного веса: это - движение, волнение атмосферы, связанное с изменением температуры, но так, что эта последняя является в двух противоположных видах - как обыкновенная и как световая температура, причем первая есть выделенное тепло, а вторая - тепло, свободно привходящее через свет. Последняя есть вообще прозрачность воздуха, его чистая упругость, высокий барометрический уровень; первая же принадлежит царству образов и появляется, когда упругое переходит в дождь и снег. В воздухе эти абстрактные моменты как раз и возвращаются обратно в себя.

Если небесное движение материализуется в воздухе, то, с другой стороны, на него действуют также море и земля, испаряясь в него,- непроцессуальный, непосредственный переход. Воздух индивидуализирует в самом себе то и другое, отчасти в общий атмосферный процесс, в чем и проявляются его высшая самостоятельность и растворение воды и земли в запахи, а также его собственное разряжение и переход в воду; отчасти он превращается в метеоры, эти преходящие кометы, в порождаемые им земли, отчасти в ядовитые ветры, служащие миазмами для животного организма, отчасти в медвяную и мучную росу 29, этот животный и растительный воздух.

Ь) Но и нейтральная земля - море - есть движение приливов и отливов, составленное из меняющегося положения Солнца и Луны и из образа Земли. Как воздух в качестве всеобщей стихии заимствует из земли свою напряженность, так море - свою нейтральность. По отношению к воздуху земля испаряется, как море; но по отношению к морю земля есть кристалл, который выделяет из себя излишнюю воду в виде источников, собирающихся в реки. Но эта пресная вода есть лишь абстрактная нейтраль-

 

 

==388

 

 

ность, море же есть нейтральность физическая, в которую переходит кристалл земли. Происхождение неиссякаемых источников нельзя поэтому объяснить механическим и чисто внешним способом как просачивание, как нельзя, с другой стороны, объяснить таким способом и возникновение вулканов и горячих источников. Но как источники представляют собой легкие и отдельные сосуды для испарений земли, так вулканы являются ее печенью, будучи очагами самонагревания. Повсюду мы видим местности, особенно песчаниковые отложения, непрестанно выделяющие влагу. Я рассматриваю, таким образом, горы не как центры скопления проникающей в них дождевой воды: нет, подлинные источники, порождающие такие реки, как Ганг, Рона, Рейн, имеют в себе внутреннюю жизнь, движение и волнение подобно наядам; земля выделяет из себя свою абстрактную пресную воду, которая в этих излияниях спешит навстречу своей конкретной жизненности, навстречу морю.

Самое море есть эта жизненность более высокого порядка, чем воздух: оно есть субъект горечи и нейтральности и разложения, живой процесс, всегда готовый вспыхнуть жизнью, которая, однако, всякий раз снова ниспадает в воду как содержащую в себе все моменты этого процесса: точку субъекта, нейтральность и разложение субъекта в эту последнюю. Если суша плодоносна, то плодоносно и море и даже еще в большей степени. Общим способом оживотворения, присущим морю и суше, является generatio aequivoca, между тем как настоящая жизнь требует для существования одного индивидуума наличия другого, того же рода (generatio univoca). Было принято положение: omne vivum ex ovo; и когда нельзя было указать, откуда происходят те или другие крохотные животные, прибегали к измышлениям. Но бывает так, что организм возникает непосредственно и не порождает потомства; инфузории сливаются в одно целое и превращаются в другое образование, служа, таким образом, только для перехода. Эта всеобщая жизненность есть органическая жизнь, которая возбуждается сама собой, действует как раздражение сама на себя. Море, которое есть не что иное, как ключевая и соленая вода, которое содержит в себе не только поваренную, но и горькую соль, есть конкретная соленость как органическое, как то, что всегда и всюду рождает; вода вообще все время стремится исчезать и превращаться, ибо только атмосферное давление

 

 

==389

 

 

сохраняет ее в форме воды. Море имеет характерно гнилостный запах: это - жизнь, как бы всегда растворенная в тлении. Моряки говорят летом о цветении моря. В июле, августе и сентябре море становится нечистым, мутным, слизистым - к западу, в Атлантическом океане это бывает на месяц раньше, чем в Балтийском море. Море наполнено бесконечным множеством растительных точек, нитей, поверхностей; в нем есть тенденция к прорыву в растительное. При большем возбуждении море вспыхивает на огромных расстояниях фосфоресцирующим светом - поверхностной жизнью, которая собирается в простое единство, но точно так же и в единство, вполне рефлектироваиное в самом себе. Ибо это свечение часто исходит от рыб и других животных, уже принадлежавших к царству живой субъективности. Но и вся поверхность моря есть частично бесконечное сияние, частично необъятный, необозримый поток света, сплошь состоящий из живых точек, которые не организуются дальше. Если отнять от него воду, эта жизненность тотчас отмирает и остается только студенистая слизь, начало растительной жизни, которой море наполнено сверху донизу 29a. Уже во всяком брожении тотчас же обнаруживаются крохотные животные. Но море восходит и дальше, к определенным образованиям, к инфузориям и прочим микроскопическим мягкотелым, которые прозрачны и живут дольше, но организм которых еще крайне несовершенен. Так, г-ну Шамиссо 30 посчастливилось найти среди морских сальп 31 сальпу настолько плодовитую, что ее продукты, как свободные лепестки растения вокруг стебля, составляли, наслоившись в большом числе друг на друга, венок или кольцо, в котором многие имеют единую жизнь, как у полипа, и затем снова возвращаются в единый индивидуум. Так как это низший животный мир, представленный множеством светящихся видов, достигает только ступени студня, существующего на мгновение, то субъективность животного может здесь возвыситься только до свечения, только до внешней видимости тождества. Этот животный мир не может удержать свой свет в качестве внутренней самости, его свет изливается как лишь физический свет наружу, не имея пребывания; и миллионы жизней тотчас расплываются снова в стихии. Море являет, таким образом, сонмы звезд, тесно скученных в млечные пути и ничем не уступающих звездам небесным; ибо эти последние - только абстрактные световые точки, первые же состоят: из ор-

 

 

К оглавлению

==390

 

 

ганических образований. Там мы имеем свет еще в первичном, сыром, невыработанном виде, здесь он прорывается из живого и как живое, как свечение гниющего дерева, истлевание жизни и выхождение души наружу. В городе рассказывали, что я сравнил звезды с сыпью на органическом теле, когда на коже появляется бесконечное множество красных точек, или с муравейником [ср. выше § 268, прибавление], в котором тоже имеется рассудок и необходимость. И в самом деле, конкретное я ставлю выше абстрактного, животность, производящую хотя бы только студни, выше сонма звезд. Не считая рыб, море содержит еще в себе множество полипов, кораллов, каменистых растений и животных, животных-растений и т.д.; каждая капля представляет собой живой земной шар инфузорий и т.д. Море содержит в самом себе жизнь более иммаиентно, чем суша, поскольку его влага не допускает, чтобы пунктуализация жизни в живые существа оторвалась от него и приобрела самостоятельность. Нейтральность моря увлекает эту зачинающуюся субъективность обратно в его равнодушное лоно и заставляет таким образом его живую силу, захваченную было субъективностью, снова распылиться во всеобщем. Правда, согласно древнему представлению, все живое выходит из моря; но именно это выхождение и есть отталкивание от моря, и живое существует только в отрыве от него и в самосохранении по отношению к нейтральности. В своей текучести море остается поэтому при стихийной жизни; и субъективная жизнь, вновь низвергнутая и низведенная в него, как, например, у китов, которые ведь являются млекопитающими, ощущает и на более высокой ступени организации эту сохранившуюся глухую смутность.

с) Суша как гигантский труп когда-то имманентной, а теперь отлетевшей жизни есть эта индивидуальная, высвобождающаяся из нейтральности консистенция, твердый кристалл лунной стихии, между тем как море есть стихия кометная. Но когда в субъективно живом оба этих момента проникают друг друга, то студни, слизь превращаются во внешнюю оболочку остающегося внутри света. Земля обнаруживает подобно воде бесконечную всеобщую плодовитость; но тогда как вода расцветает преимущественно животными формами, земля - скорее растительными. Поэтому море более животно, так как нейтральность есть расширение в самом себе; земля же прежде всего растительна, поскольку она держится точечности. По-

 

 

==391

 

 

всюду земля облекается в зеленую растительность - в неопределенные образования, которые с таким же правом можно отнести к животному царству. Индивидуальная растительность должна, правда, рождаться из семян того же рода; но всеобщая растительность не в такой мере индивидуальна. Это - лишаи, мох, которым расцветает каждый камень. Где есть земля, воздух, влага, там появляется растительность. Где что-нибудь сгнивает, там тотчас же показывается растительное образование плесень; ведь грибы также возникают повсюду. Эти растения, не будучи еще индивидуальными, представляют собой неорганически-органические образования подобно лишаям и грибам, относительно которых не так-то скоро решишь, как с ними быть, - в сущности это своеобразные, приближающиеся к животности грубые субстанции. [Карл] Рудольфи 32 говорит (<Анатомия растений>, § 14 и § 17): <У лишаев совершенно нет всего того, что казалось бы характерным для строения растений,- настоящей клеточной ткани, трубок или сосудов у них во всяком случае нет, в чем согласны между собой все авторы. Что их так называемые оплодотворяющие части действительно являются таковыми, ничем не доказано; и быть может, правильнее считать их почками, с помощью которых лишаи размножаются подобно некоторым настоящим растительным видам, так что их наличие ничего не доказывает. Их красящие вещества, их камедные и смолистые составные части, сахаристая слизь и дубильное вещество часто говорят в пользу их растительной природы. Грибы уже совершенно удаляются по своему строению от растений. Я исследовал их в большом количестве и нахожу, что их по праву можно отнести к животным. У более мягких грибов мы видим волнистую ткань, которая приближается к ткани животных, но вполне отличается от застывшего клеточного строения растений. У Boletus cetatophorus 33 мы находим шерстистую ткань, которая отнюдь не имеет растительного характера, но составляет явственный переход от мягких грибов к деревянистым, которые я сопоставил бы с родом горгоний>. <Рассматривая животный состав грибов и их поведение при гальванизации, говорит Александр фон Гумбольдт *,- еще легче расстаешься со взглядом, что грибы принадлежат к царству рас-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.