Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние землеустройства на современном этапе




Лекция № 6

План лекции

 

1. Технические регламенты, стандарты и нормативно-методическое обеспечение землеустройства.

2. Землеустройство на землях федеральной собственности.

3. Разграничение государственной собственности на землю.

4. Изучение состояния земель.

5. Планирование и организация рационального использования земель и их

охраны.

6. Территориальное землеустройство.

7. Внутрихозяйственное землеустройство.

 

1. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ существенно изменилось регулирование отношений при разработке, принятии, применении и использовании обязательных требований к процессам землеустроительного производства, землеустроительной документации, к повышению и оказанию землеустроительных услуг.

Поэтому появилась новая необходимость совершенствования землеустроительных стандартов, регламентов, правил при землеустроительном делопроизводстве.

С приходом землеустроительной реформы и изменением состава и значимости тех или иных видов работ, с неподготовленности самой земельной реформы и стремлением как можно быстрее перераспределить землю, без всякого землеустройства изменили отношение к его нормативно-методическому обеспечению.

В землеустроительном производстве стали использовать следующие нормативно-методические документы.

 

1. Изучение состояния земель.

1.1. Геодезические и картографические работы для целей землеустройства (4 документа).

1.2. Почвенные обследования (4 документа).

1.3. (9 документов).

1.4. Обследование земель, подверженных деградации и загрязнению (4 документа).

1.5. Оценка земель (7 документов).

1.6. Инвентаризация земель (5 документов).

2. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны.

2.1. Генеральная схема землеустройства территории РФ (3 документа).

2.2. Схема землеустройства территории субъектов РФ (2 документа).

2.3. Схема землеустройства муниципальных и других административных образований (5 документов).

2.4. Схемы размещения территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (1 документ), ранее этот вопрос не рассматривался.

3. Территориальное землеустройство (20 документов).

4. Внутрихозяйственное землеустройство (6 документов).

5. Рабочее проектирование (2документа).

 

2. С 2003 г. земельный фонд РФ предварительно был разграничен по формам собственности:

· земли федеральной собственности - 32%;

· земли субъектов РФ - 42%;

· муниципальные земли - 15%;

· земли, находящиеся в частной собственности - 11%.

Учитывая мировой и отечественный опыт землеустроительного обеспечения на землях, находящихся в федеральной собственности, а также требования Федерального закона «О землеустройстве» от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ, можно сформировать следующий перечень необходимых видов землеустроительных работ на федеральных землях.

 

Таблица 3 — Основные виды землеустроительных работ на землях, находящихся в федеральной собственности

 

Землеустроительные действия Виды землеустроительных работ
   
Изучение состояния земель Проведение геодезических и картографических работ (составление и корректировка планово-картографических материалов, вычисление площадей). Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания. Оценка качества земель. Инвентаризация земель.  
Планирование рационального использования земель и их охраны Планирование рационального использования и охраны земель, находящихся в федеральной собственности в составе: - Генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации; - Схем землеустройства территорий субъектов Российской Федерации; - Схем использования и охраны земель (по регионам и направлениям работ)  
Организация рационального использования земель и их охраны: формирование объектов недвижимости Подготовка землеустроительных материалов для установления государственной границы Российской Федерации, границ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Территориальное землеустройство на землях, находящихся в федеральной собственности. Проведение землеустроительных работ и подготовка документов для проведения государственного учета земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Установление (восстановление, корректировка) границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Подготовка землеустроительных дел при обороте земельных участков  
Обеспечение наиболее полного, эффективного и рационального использования объектов недвижимости и их охраны Внутрихозяйственное землеустройство. Разработка рабочих землеустроительных проектов, связанных с улучшением и охраной земель, находящихся в федеральной собственности

 

Если исходить из утвержденного «Положения о федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» №418, то последнему предписывается подготовка землеустроительных работ к установлению государственной границы РФ и муниципальных образований, проведение территориального землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности, а также осуществление кадастровых работ с постановкой земельных участков на учет.

Все эти работы относятся только к формированию объектов недвижимости. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны, определяющие эффективность использования имущества (недвижимости), находящейся в федеральной собственности, законом не рассмотрены вообще.

Поэтому необходимо изменение и налаживание всей системы землеустройства федеральных земель.

Ни одно из высокоразвитых государств, исходя из геополитических, социально-экономических и экологических соображений, не отказывается от управления федеральными землями через систему землеустройства.

 

3. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 9) и ЗКРФ (ст. 15-19) земля может находиться в частной собственности граждан и юридических лиц, государственной и муниципальной собственности.

Государственная собственность на землю включает собственность РФ (федеральная собственность) на землю и собственность на землю субъектов РФ.

Право собственности на земельные участки у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает только с момента его регистрации, основанием случат акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.

Это разграничение осуществляют в соответствии с ФЗ № 101 «О разграничении государственной собственности на землю». Согласно ФЗ № 140 утверждены «Правила подготовки и согласования перечней земельных участков на которые у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности».

Работы по разграничению государственной собственности проводят по регионам неравномерно. В 18 субъектах РФ фактов государственной регистрации права собственности на земельные участки РФ, субъектов РФ и муниципальных образований не отмечено или же площади земель, на которые право собственности возникло, были очень незначительны:

· разграничение лесного фонда с регистрацией собственности составляет – 8,6%;

· земли промышленности или иного специального назначения – 36,9%;

· земли железнодорожного транспорта – 59,7%;

· земли обороны и безопасности – 46,5%;

· земли особо охраняемых территорий и объектов – 22,4%;

· земли водного фонда и запаса – 0,01%;

· земли с/х назначения – 0,2%;

· земли населенных пунктов – 1,2%.

· земли, находящиеся в федеральной собственности составляют – 99,8%.

При проведении работ по разграничению государственной собственности имеются трудности: объективные и субъективные.

· объективные:

- недостаток времени на проведение работ;

- отсутствие правоприменительной практики;

- приостановление всех видов землеустройства, кроме межевания объектов землеустройства;

· субъективные:

-отсутствие и низкое качество картографических материалов;

- отсутствие правоустанавливающих документов на использование земель;

- использование одновременно земель на праве аренды, праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования;

- отсутствие финансовых и инвестиционных средств.

 

4. Изучение состояния земель.

Состояние земель изучают с целью установления их количественных и качественных характеристик. Сведения о земле необходимы для совершенствования земельных отношений, регулирования оборота земель, расчету платежей, разработке документации ведения кадастра недвижимости и мониторинга земель, защите угодий от деградации, проведению мероприятий по улучшению земель. Пониманию важности земельных ресурсов не только для экономических целей, но чтобы ее сохранить и приумножить.

Изучают земли в следующей последовательности:

- проведение геодезических и картографических работ;

- обследования и изыскания: почвенные, геоботанические, гидромелио- ративные, дорожные, водохозяйственные и т.д.;

- оценка качества земель;

- инвентаризация земель.

• геодезические и картографические работы включают:

- переход их на цифровые технологии;

- формировать единое информационное пространство, через создание информационно-телекоммуникационной системы;

- соблюдение регламентов, стандартов, форматов обмена информацией;

- скоординировать проведение выше названных работ для целей землеустройства и кадастра.

Основой качественной характеристики земель является проведение почвенных, геоботанических агрохимических и других обследований. При этом вводят ограничения по использованию земель в зависимости их качественного состояния (вывод из с/х оборота по причине их деградации и резкого снижения плодородия почв). Обновлять почвенные материалы необходимо не реже 1 раза в 15 лет.

Кроме мер по организации систематических обследований с целью получения качественной информации о состоянии земель необходимо учитывать перечень задач почвенного, геоботанического и иного картографирования, исходя из современных требований землеустройства, кадастра объектов недвижимости, мониторинга земель, государственного земельного контроля, а также более полного, обследования оценок плодородия почв и отдачи кормовых угодий.

Требуется также введение в практику почвенных и иных обследований оценки лимитирующих факторов, влияющих на качественное состояние земель, расширение содержания некоторых специальных карт, отвечающих целям такой оценки. Это особенно важно для земель, которые в процессе их использования изменили свои полезные свойства, главным образом в результате технического воздействия.

Необходимо отметить, что существует проект новой инструкции по почвенным обследованиям, который на протяжении последних нескольких лет не был рассмотрен, утвержден и введен в производство.

Одним из видов работ по изучению состояния земель является инвентаризация, которую проводят в соответствии со ст. 13 ФЗ «О землеустройстве» с целью уточнения или установления местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности), выявление неиспользуемых, не рационально используемых, используемых не по целевому назначению или не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, а также других характеристик земель.

Особенность инвентаризации земель – она является единовременным мероприятием и ее можно проводить на всей территории РФ, на землях отдельной категории, в территориальных зонах, где существует угроза возникновения негативных процессов. Инвентаризацию земель проводят на основе решения Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления или по инициативе правообладателей земель (земельных участков).

В зависимости от поставленных задач возможна полная (охватывает всю территорию РФ) или частичная и целевая инвентаризация земель (на территории субъектов РФ, административных районов, муниципалитетов, категорий земель и т.д.). При целевой инвентаризации информацию уточняют по всем или по отдельным характеристикам земель. Инвентаризация земель проводится при наличии материалов аэрофотосъемки.

При всех видах инвентаризации земель ее главная задача – получение достоверных сведений о фактическом и юридически установленном использовании земель, создание достоверной планово-картографической основы.

Принципы инвентаризации земель:

- полнота охвата всех земель инвентаризируемой территории;

- полное отражение фактической ситуации в части границ и использовании земельных участков;

- установление прав всех субъектов, собственников земли, землевладельцев, землепользователей;

- установление ограничений и обременение прав в использовании земель.

Для повышения эффективности работ по инвентаризации, качества и информированности получаемых результатов целесообразно разработать и ввести в действие нормативно-методические акты (технические регламенты), которые определяли бы цели и задачи инвентаризации земель, объекты, участников, ответственных за организацию и проведение инвентаризацию, источники финансирования и порядок ее проведения.

Оценка качества земель – проводится с целью получения информации о ее свойствах как главного средства производства в с/х. Основная цель такой оценки – изучение земли не по отдельным ее признакам, а комплексно – по уровню плодородия и производительной способности.

Оценка земель должна помочь раскрыть ресурсный потенциал с/х производства РФ, дать ответ о пригодности использовании земель под различные виды с/х угодий, о возможности выращивания и потенциальной урожайности основных с/х культур, о потенциальной эффективности различных отраслей с/х.

Показатели качества земель можно использовать при установлении цены земли и арендной платы.

Оценка качества земель базируется на информации о естественных признаках земель, в т.ч. свойств почв и естественной растительности, которая содержится в материалах почвенных, геоботанических и других обследованиях. Поэтому и оценка качества земель и ее достоверность зависят от достоверности информации о свойствах почв и растительности.

С целью упорядочения работ по оценке качества земли разработаны, утверждены и внедрены в производство «методические рекомендации по оценке качества и классификации земель по их пригодности для использования в сельском хозяйстве» (2003 г.).

При первом этапе работ по оценке качества земель было осуществлено распределение пахотных земель по классам пригодности, их 7.

В РФ преобладают земли 4-го (26,6%) и 3-го (26,4%) классов пригодности под с/х угодья. Это средние по качеству земли. Около 15 % пашни (5-ые и 6-ые классы) являются малопродуктивными угодьями и о,1% (7-ой класс) – земли, непригодными или малопригодными для использования под с/х угодья. Высокопродуктивная пашня (1-ый и 2-ой класс) занимает 32,2% территории.

РФ в настоящее время не располагает полными данными о количестве и качестве земли. Нет данных по топографо-геодезической, картографической, почвенной, геоботанической и иной изученности территории, которые могли быть использованы при землеустройстве.

Необходимо уточнить пользователей информацией и какая базовая информация им требуется, а также обеспечить получение информации в общенациональном масштабе с охватом всей территории страны как это имеет место в зарубежных странах.

Провести дифференциацию показателей количественного и качественного состояния земель. Получаемая информация должна отвечать потребностям всех заинтересованных лиц для оценки, налогообложения, сделок с землей, передачи земель в собственность и аренду, разработке мероприятий по рациональной организации использования и охраны земель, их перераспределения, ведения кадастра и мониторинга.

Материалы должны быть точными, наглядными, доступными, сосредоточены в соответствующей картографической и текстовой частях, связанных между собой. Повысить степень стандартизации при получении и обработке информации о состоянии земельных ресурсов.

 

5. Все имеющиеся на сегодня законодательные документы определяют обязанности РФ по планированию и организации рационального использования и охраны земель в соответствии с перспективным развитием экономики, экологической доктрины в целях совершенствования распределения земель, улучшения организации территории и определения направлений рационального использования земель и их охраны.

Госполитика в области управления земельными ресурсами должна быть направлена:

- на сохранение земли как территориальной основы государства и основы жизни и деятельности человека;

- предупреждение антропогенного воздействия на земельные и тесно связанные с ними ресурсы, сохранение биологического потенциала;

- повышения качества жизни населения за счет улучшения условий его

местопроживания;

- увеличение полезной отдачи земли и рост ее потребительской стоимости.

Эффективная реализация этих положений может быть достигнута через процесс планирования использования и охраны земель на всех уровнях.

С началом земельной реформы работы по планированию и организации рационального использования земель на уровне РФ не проводили, на уровне субъектов РФ схемы землеустройства не составляли, хотя в 1991-1997 гг. на этом уровне разработали «Программы защиты земель от деградации, консервации земель и их восстановления».

В соответствии с нормативно-правовыми актами были сформированы СЗФ за счет:

- фонда перераспределения земель;

- земель запаса;

- земель, право собственности, владения и пользования которыми прекращается в соответствии с законодательством РФ;

- передачи земель всех категорий, не используемых по целевому назначению, в состав земель запаса;

- приобретения земельных участков и земельных долей, находящихся в собственности граждан и юридических лиц;

- с/х угодий, выбывших из с/х использования вследствие засоленности,

закустаренности, вторичного заболачивания и засоления, опустынивания, развития эрозионных процессов и др.

ФЗ № 78 «О землеустройстве» определил разработку:

- генеральной схемы землеустройства РФ;

- схему землеустройства субъектов РФ;

- схему землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований;

- схемы использования и охраны земель.

На современном этапе необходимо усовершенствовать правовой и экономический механизм регулирования использования и охраны земель в условиях многообразия форм собственности на землю и форм хозяйствования на ней, сформировать целостную и взаимосвязанную систему управления земельными ресурсами, обеспечивающую реализацию единой государственной политики на всех уровнях.

Основой этого должно быть неукоснительное выполнение законов РФ в области планирования рационального использования и охраны земель.

 

6. Территориальное землеустройство (ТЗ) предусматривает:

- составление проектов образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований с устранением неудобств в расположении земель;

- отвод земельных участков в натуре;

- подготовку документов, удостоверяющих право владения и пользования землей.

Согласно ст. 15 ФЗ № 78 «О землеустройстве» ТЗ проводят в целях:

- образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;

- межевание объектов землеустройства.

Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводят в случаях:

- изменения границ объектов землеустройства, в т.ч. в целях устранения недостатков в их расположении:

- восстановление границ объектов землеустройства;

- предоставление З.У. гражданам и юридическим лицам;

- изъятия, в т.ч. путем выкупа земельных участков;

- совершенствование сделок с З.У.;

- в иных случаях перераспределение земель.

При ТЗ решают:

• установления и упорядочения границ административно-территориальных образований;

• перераспределение земель сельскохозяйственного назначения;

• формирование З.У. для сделок с ними и регистрации прав на землю;

• установления (уточнения) границ территорий и их зон с особым режимом использования земель;

• иного перераспределения земель.

Межевание объектов землеустройства:

· технический этап реализации утверждения проектных решений о местоположении границ объектов землеустройства;

· мероприятия по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии точных данных об их местоположении путем согласования границ в натуре;

· мероприятие по восстановлению на местности границ объектов землеустройства при наличии в государственном земельном кадастре сведений, позволяющих определить положение границ на местности с точностью межевания объектов землеустройства.

В последние годы усилилась правовая составляющая проектов ТЗ, связанная не только с разграничением и отводами земель, но и с установлением правового режима и условий пользования землей, оформлением прав собственности, выдачей документов, созданием условий для регулирования земельных отношений.

Разработка проекта перераспределения земель – разграничение земель, находящихся в постоянном пользовании с/х, с установлением площадей и местоположения земельных массивов, подлежащих передаче гражданам в частную и коллективно-долевую собственность бесплатно и остающихся в государственной собственности.

В состав проекта входили:

· уточнение состава и площадей сельхозугодий, подлежащих перераспределению, а при необходимости проводили их инвентаризацию;

· формирование и размещение земельных массивов (участков), являющиеся собственностью с/х организаций, с учетом создания комплексного и устойчивого землепользования;

· уточнение площади и размещения земельных массивов (участков) долевой собственности граждан;

· уточнение площади и размещения земельных участков невостребованных земельных долей и предложения по их детальному использованию;

· уточнение площади и размещения земельных массивов (участков), полученных (приобретенных) за счет долевой собственности другими юридическими лицами;

· уточнение площади и размещения земельных участков фонда перераспределения земель, в т.ч. арендуемых с/х организацией;

· уточнение площади и размещения земельных участков, переданных с/х организации в безвозмездное пользование;

· разработка проектных предложений по передаче в долевую собственность граждан и собственность юридических лиц участков не с/х угодий и земельных угодий выбывших из с/х использования;

· разработка предложений по передаче в собственность земельных участков под зданиями, строениями и сооружениями, полученными в счет имущественных паев или на других правовых основаниях;

· составление схем (проектов) размещения на земельных массивах долевой собственности земельных участков, выделяемых в счет земельных долей;

· установление границ земельных участков с особым режимом использования земель.

Составление проектов формирования земельных участков для сделок с ними и регистрации прав на землю вызвано развитием новых земельных отношений и оборота земель.

 

При формировании земельных участков исходили:

• при предоставлении (продаже) гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной и имущественной собственности (включая земли запаса);

• изъятие (выкуп) земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

• передаче (продаже) земельных участков, на которых расположены приватизированные здания, строения и сооружения, предприятия, другие объекты недвижимости;

• передаче (продаже) гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся под объектами недвижимости в сельской местности;

• совершение гражданами и юридическими лицами сделок, связанными с оборотом земельных участков, находящихся в их собственности (пользовании) и переходом прав на землю;

• подготовка к продаже на конкурсе или на аукционе права застройки незанятых государственных и муниципальных земель для промышленных, транспортных, коммерческих и иных целей;

• раздел земельных участков по суду;

• обмен земельными участками или их частями с целью устранения чересполосицы, для консолидации земель и при приведении границ участка в соответствии с землеустроительными и экологическими требованиями;

• иные действия граждан и юридических лиц и возникновении обстоятельств, с которыми закон или нормативный акт связывает появление прав на земельный участок и обязанности по их использованию.

Формирование земельных участков во всех указанных случаях, кроме подготовки к продаже участков на конкурсе или аукционе и изъятии (выкупе) земельных участков для государственных нужд, проводят за счет заинтересованных лиц.

По каждому сформированному земельному участку составляют план земельного участка, который является основанием для нанесения его границ на соответствующий кадастровый план или присвоения ему кадастрового номера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.