Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская антропология среди других антропологий




Модуль 1.Что изучает философская антропология?

 

Глава 1. Специфика философской антропологии и ее основные проблемы

Если задать вопрос, как можно коротко и без лишних слов обрисовать суть избранного нами предмета – философской антропологии, то ответ может прозвучать так: «Философская антропология – это философское учение о человеке». По крайней мере, таким получится самое первое общее определение, которое, как всякая дефиниция, достаточно скупо и нуждается в расшифровке.

Но пытливый ум должен двинуться дальше. Прежде всего, следует отметить, что философская антропология не сводится к конкретно-исторической философской школе с таким названием. В первой половине ХХ века на философскую сцену Европы вышли немецкие авторы М.Шелер, А.Гелен, Х.Плеснер, которых интересовали проблемы сущности и природы человека, его отличия от других живых существ. Их учения и получили название «философская антропология», но это – при всех достоинствах названных философов - «философская антропология» лишь в узком смысле слова.

В широком же смысле – это вся совокупность философских идей, концепций, учений, трактующих тему человека, ставящих человека в центр своего внимания.

Можно сказать, что синонимом философской антропологии, взятой в широком (и в подлинном!) смысле слова может служить выражение «антропологическая философия», которое охватывает практически всю сферу философствования с акцентом на теме человека. Рассмотрение философской антропологии как антропологической философии и «человековедческой» проблематики снимает проблему особого метода философской антропологии. Нет никакого особого одного-единственного метода для философского познания человека. Есть лишь философский подход к человеку, взгляд, учитывающий наличие субъективности и сознания, видящий человека через призму его собственных интересов и возможностей. А это взгляд может осуществляться с разных точек зрения, порождать разнообразные «антропологические конфигурации философии». На самом деле существует множество «философских антропологий», множество разнообразных ответов на вопросы о том, что такое человек, как и зачем ему жить.

Впрочем, чтобы отделиться от других, не философских подходов к человеку, мы должны очертить круг проблем, которыми занимается философская антропология, понять ее собственные задачи. А для этого необходимо взглянуть на другие дисциплины, занятые человеком.

Человек выступает предметом изучения достаточно многих дисциплин как естественнонаучного, так и социально-гуманитарного ряда. Прежде всего его изучает биология, относя к группе «узконосых приматов», что само по себе не располагает к тому, чтобы возгордиться и слишком сильно отделить себя от наших мохнатых предков. Занимается человеком и генетика, тоже не особенно радуя современников, ибо, как показали недавние исследования генома, мы мало отличаемся по генетическому набору от кольчатых червей и серых крыс. Фактически, естественные науки рассматривают человека как одно из материальных проявлений универсума, как природное существо среди природных существ.

Человек является центром психологических исследований, где он представлен как психофизиологический и социальный феномен. Одни разделы психологии тяготеют к биологии, другие близки философскому знанию, но лишь в своих прикладных психотерпевтических аспектах психология вплотную подходит к человеку в его философско-антрополгическом измерении, и там философия и психология нередко сливаются воедино.

Человека изучают история, социология, этнография, культурология, лингвистика, но все они концентрируют свое внимание либо на фактологической стороне человеческой жизни, либо на определяющих ее безличных законах. Этими дисциплинами также востребованы для изучения отдельные стороны нашей жизни (временной ракурс, структуры языка, конкретно-исторические традиции). Однако им, как и биологии со сциентизированной психологией, не близки вопросы, связанные с субъективностью, внутренним миром, волей и страстью. Даже если подобные моменты попадают в область внимания социолога или этнографа, они, как правило, оказываются лишь объектом более или менее беспристрастного изучения. Задача науки – видеть мир отстраненным взглядом, разумно и холодно исследовать его, стараясь воспроизвести его законы, такими, как они есть. Наука стремится избегать собственных ценностных суждений (хотя время от времени они все же прорываются в текст ученых). В этом ее отличие от философии, сознательно проецирующей на мир ценностные суждения.

В середине 19 века стали возникать дисциплины, непосредственно носящие название «антропологий». Первой появилась антропология как часть биологии, это была наука о происхождении и нормальном физиологическом строении человека, она включала в себя морфологию, расоведение и тому подобные предметы. Следует заметить, что и сегодня в мировом научном сообществе, говоря об антропологии, имеют в виду ее биологическую ипостась. Физиолого-морфологическая антропология продолжает существовать по сей день, занимая собственное место в системе биологического знания.

Последняя четверть 19 века ознаменовалась появлением на свет культурантропологии. Это была дисциплина, направленная наизучение быта и нравов примитивных народов, находящихся на доцивилизационной стадии развития. Крупными культурантропологами были Э.Б.Тейлор, автор работы «Первобытная культура», Дж.Фрэзер, написавший широко известное исследование «Золотая ветвь», а также целая плеяда исследователей более позднего периода: М.Мид, Р.Бенедикт, К.Леви-Стросс. Свою главную задачу культурантропологи, в том числе ныне выпускаемые университетами Европы и Америки, видят в изучении особенностей языка, обычаев, традиций, норм, свойственных примитивным культурам, а также в сравнении их с установлениями и нормами, действующими в современном индустриальном и постиндустриальном обществе.

Следующий вид антропологий – историческая антропология. О ней мы вправе говорить применительно к школе «Анналов». В 1929 г. во Франции стал выходить исторический журнал «Анналы», созданный Люсьеном Февром и Марком Блоком. Они и их последователи Ф.Бродель, Ж.Ле Гофф, Ф.Арьес стали рассматривать историю не как череду выдающихся королей и полководцев либо действие слепых экономических законов, а как историю повседневного человеческого сознания. Историческая антропология (близкая к исторической психологии) занята ментальностью – установками, пристрастиями, суждениями, свойственными «среднему человеку» эпохи, принадлежащему той или ной социокультурной группе. Именно поэтому она делает источником своих обобщений письма, дневники, приходские книги и другие документы эпохи.

Существует также социальная антропология, которую интересуют стратегии действия индивидов и социальных групп в современном обществе, их способы ориентироваться в социальной реальности, организуя свою «символическую вселенную». Она представлена именами П.Бурдье, М.Фуко, Р.Барта, Ю.Хабермаса.

Вообще в современной культуре различные виды антропологий появляются чуть ли не каждый день. Так в магазинах можно увидеть книги по психологической и политической антропологии, и вполне возможно, завтра появятся антропология экономическая или инженерная… В пределе – сколько сфер жизни и профессий – столько антропологий… Дроблению здесь нет конца..




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.