Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные характеристики рациональности как свойства сознания




Разум и рациональность – близкие, но различные характеристики человека. Я бы сказала, что когда мы говорим о них, то имеем в виду один и тот же феномен, одно и то же фундаментальное человеческое качество, но увиденное под разными углами зрения. Разум – это, скорее, термин классической философии, это важнейшая категория и идеал Нового времени. Человек Разумный – звучит гордо, сразу возникает образ некоего дальновидного мудреца, титана мысли, который острым оком зрит причины и следствия вещей, провидит пути человечества, рачительно распоряжается природой и естественными человеческими способностями, примиряет воюющих и обеспечивает всему, к чему прикоснется, гармонический и совершенный путь развития. Нет ничего неподвластного силе разума, который делает для себя прозрачным и стихии природы, и человеческое Я.

Рациональность – термин современности – это разум, лишенный волшебного ореола совершенства. Рациональность – разум, понятый как служебная способность, получивший прикладной характер, нацеленный на конкретные задачи. Она не пленяет воображение, но весьма полезна и отличает человека от всех прочих известных нам живых существ. Рациональность предполагает тесную связь с вычислением и формализацией, она часто принимает количественную форму и мало заботится о благе человечества как целого, ей бы справиться с сиюминутными насущными проблемами.

Можно сказать, что рациональность – это активно востребованное в наши дни прагматическая ипостась Разума, одно из его лиц, которые, надо полагать, мы знаем далеко не все. Далее мы будем говорить, применяя, прежде всего, термин «рациональность», но иногда, там, где потребует сюжет, я буду говорить и о разуме.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что разум – это собственно-человеческое качество. Оно не только выделяет человека из круга животных, но и отличает его от тех гипотетических существ – обитателей тонких миров, которые описаны в религиозной и эзотерической традиции. Все мистические и оккультные школы, столь популярные сегодня в мире, подчеркивают, что личность, язык, логика должны быть отринуты тем, кто ищет духовный путь (это можно прочитать и у Шри Ауробиндо, и у Ошо, и у Гюрджиева). Разумно-рассудочная деятельность, непрестанная «болталка» человеческих разговоров должны уступить место молчаливому свидетельствованию, внерациональной созерцательности, отрешенности от человеческих забот, требующих рациональной калькуляции.

Эзотерика, фактически, желает отдалить нас от того здравого разума, который мы так ценим и которым так гордимся как лучшим своим достоянием, она утверждает, что это – иллюзорная ценность. Трудно сказать, правы ли сторонники мистических учений, может быть, где-то в иных измерениях бытия наше сознание действительно выглядит чрезвычайно ограниченным, но пока мы живем здесь – в реальном для нас эмпирическом мире – мы стремимся не упразднить, а упрочить свой разум, ибо, как мы убедимся дальше, нам его часто не хватает. Человек – не зверь и не ангел – проявляет свойство разумности в рамках наличной земной обстановки, при этом он обнаруживает себя разумным прежде всего как род, ибо отдельных безумцев и дураков в человечестве всегда хватает.

Итак, термин «рациональность» (в более широком смысле – разумность) относят прежде всего к сознанию человека Именно наш внутренний мир может быть оценен с точки зрения нашей «разумности – неразумности». У животных ведь тоже есть некая субъективная реальность, переживание самоотнесенности, спектр эмоций, способность ориентировки в среде, однако мы полагаем, что животные «неразумны». С другой стороны, современные компьютеры, созданные человеком, умеющие быстро считать и совершать сложные информационные комбинации, мы лишь метафорически называем «разумными». Видимо, в основании нашей разумности лежит наше свойство самосознания – способность четко отделять себя от мира, делать мир и собственную самость предметами своего внимания. Разумен тот, кто сознает себя и способен осознать свойства мира такими, как они есть, в их условной самостоятельности. Животное более тесно связано со средой, компьютер не обладает Я, потому мы и не причисляем их к разумным существам.

Однако, недостаточно просто сознавать свое Я, чтобы быть разумным. Отдавая себе отчет о своем существовании в мире, можно видеть этот мир иллюзорным, неправильно его понимать, оставаться погруженным в глубины своей субъективности, и вследствие этого вести себя не адекватно окружающей действительности. Это происходит при захваченности сильными эмоциями (пребывании «в страсти»), при аутически-мечтательной самозамкнутости, при различных психических нарушениях или выраженной недостаточности умственного развития (глупости). Рациональность же предполагает, что наш образ реальности соответствует ей в главных ее характеристиках, поэтому мы не носим воду в решете, не сажаем растения в землю кверху корнем, стремимся вступать в общение с себе подобными и, как правило, очень жалеем, если в состоянии аффекта «наломали дров». Житейская рациональность, ориентированная на повседневное целедостижение, обретает форму здравого смысла, который проверяет свои утверждения многократными повторениями опыта – своего и чужого. Из той же способности видеть мир сообразно его собственным свойствам, рождается наука, которая ставит более глубокую задачу: постигнуть мир «как он есть» не только на поверхностном уровне, но и изнутри, вскрыть его законы, глубинные сущностные отношения. Наука следует идеалу рациональности – она стремится создать мыслительные модели, адекватные сути вещей.

Адекватное постижение реальности (поправим себя: достаточно адекватное в рамках поставленных человеком задач) тесно связано с ясностью осознавания. Это относится и к науке, и к здравому смыслу. Рациональность неразрывна с ясным видением. Конечно, она не чужда сомнению, но период поисков, метаний, скверного настроения исследователя, его снов и смутных предположений не является самой рациональностью, а, скорее предваряет ее. Ясное видение (рациональность в действии) выражается, пожалуй, в двух формах: в форме непосредственной очевидности (декартовской интеллектуальной интуиции или шелеровской идеации) и в форме развернутой аргументации и формулировки выводов. Рациональные пласты сознания оформляют и участвуют в доказательстве обоснованности содержания, которое создается неведомыми нам путями.

Создание устойчивых мыслительных моделей действительности – будь-то на научном или на житейском уровне – предполагает символическую форму выражения: язык и логику. Рациональное сознание вербально, оно оперирует дискретными единицами знаков, переходит от одних утверждений к другим. Логическое движение – и это знают все, изучавшие логику - осуществляется в понятиях, где каждое понятие – мыслительное обобщение, закрепленное в слове. Человек мыслит рационально, когда он способен развить в словесной форме последовательную систему аргументов для обоснования того положения, которое он стремится доказать. Индукция и дедукция, анализ и синтез, суждение и умозаключение являются естественными формами реализации человеческой рациональности, способами движения мышления.

Мы уже отмечали существование на фоне разумности (рациональности) нашего сознания таких феноменов как безумие и глупость. У Ю.М.Лотмана есть даже статья на тему «дурак и безумец». Если под безумием мы понимаем спутанность мышления, искаженную картину реальности, погруженность в патологические фантазии, то глупость, (при понимании ее в духе И.Канта) – это отсутствие способности суждения. Не иметь способности суждения, значит, не уметь применять общее правило в частных случаях. Классический пример глупости дает нам народная сказка об Иване-дураке, которого мать учила приветствовать мужиков, везущих зерно с поля: «Таскать вам не перетаскать!» (общее правило), дурак же, завидев похоронную процессию, неверно применил поучение матушки, за что и получил заслуженные тумаки.

Само рациональное мышление, как пишет об этом Г.В.Ф.Гегель, существует на разных уровнях – рассудочном и разумном, где рассудочный уровень понимается как более низкий по сравнению с разумным. Иногда у философов бывает искушение на этом основании третировать рассудок, как бы относя его ко «второму сорту» рациональности, и пренебрежительно относиться в связи с этим к «рассудочно ориентированному» здравому смыслу. Однако такой интеллектуальный снобизм неплодотворен. Рассудок и разум – два способа функционирования нашего ума - не могут быть жестко противопоставлены, потому что каждый из них выполняет собственные функции и занимает свое неповторимое место в процессе познания.

Так, рассудок прекрасно оперирует со статичными предметами и явлениями, давая им четкие логические определения, фиксируя их качества, позволяя их комбинировать. Рассудок подчиняется запрету на противоречия (если существует «А», оно не может быть равно «не-А»), не признает вещь одновременно черной и белой, стоящей и движущейся, круглой и квадратной. Рассудок также прекрасно справляется с осмыслением характеристик отдельных частных предметов, их описанием и пониманием. Все формализации – логические и математические – основаны на свойствах рассудка, на законах Аристотелевой логики.

Разум же, который уже освоил характеристики мира на рассудочном уровне, может двигаться дальше. Он берет действительность не как ставшую, с четкими чертами и гранями, а как становящуюся, движущуюся, изменчивую. Это создает новые трудности и требует подчинения мышления иным законам – диалектическим. Любое изменение противоречиво, когда вещь выступает одновременно и той, и не той, и собой, и иной. «А» оказывается равно «не А». Поэтому закон разума – диалектический закон: если мы хотим понимать не только предметы, но и процессы, в том числе и собственное развитие, мы должны не бояться противоречий. Кроме того, разум способен осмысливать крупные целостности, которые содержат сложные взаимосвязи. Познание движется здесь по спиралевидной траектории: от смутного образа мира, данного в чувственном восприятии, к пониманию и логическому выражению отдельных его фрагментов, а от рассудочного познания отдельностей – к их многоярусному синтезу, в результате которого создается сложная мысленная целостность (в этом можно разобраться, как, очевидно, уже знает читатель, по работам Г.Гегеля и К.Маркса).

Разум свое наиболее адекватное выражение получает в теории, в развернутом и саморефлексивном понятийном мышлении. Именно теория – научная теория – является важнейшим выражением разума.

Рациональное сознание, четкая логика и связность мысли – гордость человека, но оно самоценно только в пределах научного и философского дискурса, подлинную же значимость рациональное сознание приобретает как практическое средство выживания, как момент практической деятельности. Более того, в философской и социологической литературе сформировалось представление о рациональности деятельности как таковой, при которой далеко не все поведенческие моменты связаны с ясностью и логичностью осознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.