Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социокультурный характер человеческого тела




О социокультурном характере тела мы можем судить по целому ряду моментов.

1. В обществе всегда действуют конкретно-исторические культурные эталоны, определяющие, какой тип тела является одобряемым, а какой – порицаемым, боле того, изменения, целенаправленно производимые в теле, должны быть знаками, определяющими общественный статус человека. Намеренные преобразования тела наряду с одеждой и украшениями могут многое сказать о том, кто перед нами. Так известно, что в древнем Китае ноги девочек из аристократических семей туго бинтовали или помещали в специальные колодки, не давая им расти. Крохотная (а, по - существу, изуродованная) ножка, которая не позволяла женщине самостоятельно ходить, являлась знаком родовитости и богатства. В Европе и в России 18- 19 веков одним из признаков аристократизма считалась бледность, отчего барышни пили уксус, чтобы выглядеть аристократически. У некоторых племен по сей день красивой считается лишь та женщина, у которой чрезвычайно длинная шея, и поэтому девочкам с малого возраста одевают на шею кольца, каждый год прибавляя по одному. Одновременное снятие колец служит казнью, потому что при этом шея ломается. Возможно, наиболее ярким примером предпочтения определенного типа тела является прочно укрепившаяся в европейской цивилизации 20-21 века установка на худобу как свидетельство молодости, привлекательности и здоровья. На базе этой культурной установки расцвела целая индустрия похудения, и пока человеческие тела худеют, банковские счета производителей толстеют день ото дня. Ориентир на стройность и поджарость выступает свидетельством сытости общества, так как практически во все нищие и голодные эпохи народные массы выдвигали в качестве эталона красоты образ крепкого сытого, хорошо кормленного тела, пышущего силой и мощью.

2. В культуре существует предпочтение не только определенной формы или цвета тела, но также типа движений и манеры речи. Здесь тоже существует своеобразная мода. Так в определенные периоды бывают востребованы мягкие жесты и тихий голос, в иные – резкие движения и громкая речь. Характер движений и владение голосом также может указывать на социальное расслоение. Знаменитая пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион» вся построена на том, что профессор филологии доктор Хиггинс подбирает на площади хорошенькую торговку цветами, которая не умеет себя вести и каркает как ворона, чтобы на спор создать из нее леди – с тихим голосом, правильным произношением и сдержанными манерами. Но вместе с обликом, типом движений и речью меняется и сознание Элизы. Пьеса Шоу ненавязчиво демонстрирует нам как тесно связаны телесность и душа человека.

3. Целый ряд телесных человеческих проявлений в разных культурах или в ходе развития одной и той же культуры могут оцениваться как приличные или неприличные. Так известно, что в Средневековой Европе среди рыцарей царили весьма вольные нравы, позволявшие плевать, рыгать и без стеснения совершать в компании другие телесные отправления, и лишь сравнительно поздно возникает кодекс, ограничивающий эту «физиологическую вольницу». Особенно внимательно регулируется культурой степень обнаженности тела и рассмотрение каких-либо частей тела как интимных. В одном из отечественных научно-популярных журналов не так давно была статья, повествующая о племени, где в силу жаркого климата мужчины и женщины постоянно полностью обнажены, и это никем не воспринимается как оскорбление нравов. Однако в связи с этим, область, трактуемая как интимная и призванная вызывать эротические переживания, резко сужается. Ею в описанном племени оказывается кожа на затылке, под густыми волосами: дотрагиваться до этого места друг другу могут только супруги. Прямо противоположный пример являет Англия 18 века и викторианской эпохи. Здесь большинство естественных человеческих проявлений, например таких как кашель или сморканье считались неприличными, порядочные люди избегали разговоров о нижней части тела, и даже у столов драпировались ножки, дабы не вызывать порочных ассоциаций. В период правления королевы Виктории мужчины и женщины вели себя так, словно вообще не имеют пола – именно это считалось пристойным, потому что даже намек на сексуальность вызывал реакцию брезгливости.

4. Представления о теле и телесности находятся в глубокой зависимости от политической обстановки и от общего строя ментальности, связанного с действиями власти. Так С.С.Аверинцев в книге «Поэтика ранневизантийской литературы» говорит о различном восприятии тела в античном полисе и в Византийской деспотии. Для граждан античного полиса тело видится гармоничным и развитым, оно выражает социальный ранг человека, его полноправие и убереженность от насилия: достоинство Сократа перед смертью гарантировано законом свободной городской республики. В Византии же, где действовали страшные пытки и унижения, образ тело дан не пластически (извне), а изнутри, через образ чревных мук. Тело символизирует уязвимость и уязвленность.

Тему взаимоотношения власти и культурной интерпретации телесности широко разрабатывает в своих произведениях М.Фуко. Он показывает на историческом материале, как тело и обращение с ним вписано в практики власти. Власть всегда использовала тело для руководство человеческим поведением: пытки и телесные наказания, угроза боли и голода служили инструментами подавления сопротивления. И, напротив, желаемое для власти поведение поощрялось физическими удовольствиями: едой алкоголем, сексом. Фуко показывает, как в европейской истории происходил постепенный переход от более жестоких форм телесного воздействия - публичных казней и пыток к более мягким, где тело отчасти отступает на второй план, уступая место наказанию и испытанию души, это тюремное заключение, изоляция, которая становится основной мерой наказания.

5. Еще один момент, который нельзя упустить, размышляя о социокультурном характере тела, это проблема «болезнь – здоровье». При ближайшем рассмотрении оказывается, что утверждение «здоровый человек» - это социокультурная конструкция. У человека может быть множество хронических болезней. Но если он в состоянии выполнять основные социальные функции – зарабатывать на жизнь, иметь семью, общаться, то врач напишет ему «практически здоров».

В зависимости от наличных в культуре установок человек понимается как «жертва болезни» или как существо, ответственное за собственное здоровье. «Быть больным» - это определенная личностная позиция и образ жизни, который влечет за собой целый ряд обязанностей со стороны других людей и государства, это некоторые выгоды, которые получает больной. Это также вопрос о возможностях жить и развиваться в состоянии болезни. Вот почему тема инвалидов, условий их жизни и места в обществе постоянно остается актуальной для современных развитых стран, которые стремятся обеспечить инвалидам максимальные возможности для их самостоятельности и самореализации в условиях болезни.

Все сказанное, как мне кажется, в достаточной степени демонстрирует тесную связь между телесностью и культурой. На этом мы ограничим свое рассмотрение, хотя о телесности можно было бы сказать еще много с учетом того, что большие сферы экономики и общественной жизни заняты ни чем иным как культурным обихаживанием тела: медицина, физкультура и спорт, косметология, создание одежды, парикмахерское дело и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.