Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие потребности




Все живое обладает потребностями. Потребностью называют физиологическое и психологическое переживание нехватки, недостатка чего-либо для существования и развития. Можно сказать, что потребность – это обнаружение нами объективной нужды и субъективное ее восприятие. Все без исключения конечные существа имеют потребности, ибо нуждаются для своего бытия в определенных условиях: свете, воздухе, притоке питательных веществ, определенном температурном режиме, двигательной активности и т.д. Без потребностей могло бы обойтись только совершенное существо, обладающее безущербной полнотой бытия, то есть Бог. Впрочем, на эту тему вполне возможна философско-теологическая дискуссия, потому что возникает вопрос: зачем Бог воплощается в мире или творит его, если у него и так все уже есть? Может быть, у него появилась потребность в творчестве или в общении? Почему он протягивает руку человеку и ждет ответа? Может быть, у него есть потребность давать, а не брать?

В Каббалистической мысли есть интересный сюжетный ход, показывающий на отличие человека от Бога. Согласно мифу Бог создал мир, чтобы дать ему наслаждение, и сначала он наполнил наслаждением все сефиры («сосуды» - живые существа). Но оказалось, что сефиры так полны наслаждением, что им больше ничего не надо. И тогда они устыдились, что получили наслаждение даром, они решили заслужить его, и произведи «цимцум» - сокращение, чтобы вытолкнуть из себя божественный свет. Сосуды –люди частично опустели, у них появились потребности и страсти, которые надо удовлетворять, и тогда в погоне за земными удовольствиями они забыли, зачем отказались от божественной благодати и наслаждения, забыли, что решили их заслужить. Дело Каббалы – напомнить людям об этом. Как мы видим из этого примера, Бог трактуется как жаждущий поделиться переизбытком блага, а люди понимаются как нехватка бытия, потому что если они «полны», да еще и без своих усилий, то они, пожалуй, и вовсе не люди. Собственно, христианская мысль тоже содержит близкие идеи: Бог есть Любовь, он держит людей в бытии, без него они неполны, ущербны, и сами не могут спастись – такова их тварная природа.

Мы не пойдем дальше в дебри схоластических дискуссий о Боге, и вернемся к теме человеческих потребностей. Каковы же их черты?

1.Прежде всего, потребность это противоречие между имеющимся и желаемым, наличным и необходимым, как мы уже сказали, это нехватка, недостача чего-то важного для нашей жизни и развития. Именно поэтому потребность нередко переживается как страдание. Реально потребность не всегда сразу является страданием: если мы нагуляли здоровый аппетит, то он воспринимается скорее, как вид удовольствия-предвкушения, так сказать, «праздник ожидания праздника». Но это в том случае, если на горизонте маячит хороший обед. Устойчивое отсутствие удовлетворения, растущая жажда гармонизации со средой делает потребность мучительной, вот почему лишение людей возможности удовлетворять потребности является наказанием и пыткой.

2. Потребность – субъективно-объективное явление. Как правило, объективная нужда в чем-либо, даже сразу не проявляясь, при развитии ситуации дает субъективные ощущения. Если в организме объективно не хватает каких-либо микроэлементов, то поначалу это может пройти незамеченным, но через некоторое время у человека начинают выпадать волосы или ломаться ногти, или портиться характер – то есть, объективная нехватка переживается субъективным дискомфортом. Людьми потребности осознаются, в том числе в мотивах, когда человек готовится к некоторым действиям, вполне отдавая себе отчет, какие влечения и стремления им руководят.

По вопросу о степени сознаваемости потребностей в истории культуры время от времени разворачиваются дискуссии, причем протекающие не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Одна из дискуссий была присуща марксизму. Так деятели ленинской линии марксизма придерживались представления, что рабочий класс не осознает своих истинных потребностей, поэтому коммунистическая партия играет роль «мозгового центра», осмысливающего потребности за рабочих. Разумеется, при таком осмыслении главной потребностью пролетариата оказывалось не получение высокой зарплаты, а революция. В противоположность этой позиции социал-демократическая ветвь марксизма (Э.Бернштейн, К.Каутский) полагала, что рабочие в состоянии сами осознать, что им надо, и если они хотят высокой зарплаты, а не революции, то незачем их на революцию толкать, а надо помочь им добиться увеличения выплат. Опыт современного постинудстриального общества с его массовой культурой и высоким уровнем жизни показал, что социал-демократы были не так уж неправы.

Другая дискуссия велась и ведется с фрейдизмом, который считает, что у человека масса неосознанных потребностей, реально руководящих им в жизни. Оппоненты Фрейда справедливо замечают, что человек не столь бессознателен в своем поведении и часто просто не хочет осознать в себе некоторые мотивы, которые вполне внятны ему при минимальном желании понять себя. Тем не менее, современная реклама во многом строится на психоаналитической догме, наверное, поэтому эротические мотивы включаются в любой рекламный ролик, рекламирует ли он конфеты, ботинки или автомобили. Считается, что ботинки, которые связаны с «бессознательным желанием» потребитель скорее купит…

3. Следующая особенность потребностей состоит в их цикличности. Потребность никогда не присутствует в наших ощущениях постоянно, удовлетворяясь, она как бы исчезает, временно угашается. Вот почему невозможно иметь «вечное наслаждение»: удовольствия доступно нам лишь в период еще не угашенной потребности. Это знает каждый, кто испытывал чувство сытости – едой, эмоциями, движениями, впечатлениями. Если вы съели обильный обед, да еще закусили тортиком, то вряд ли вас прямо сейчас привлекут бутерброды с колбасой. И эти же бутерброды будут чрезвычайно вкусны и желанны после работы или тренировки. Таким образом через некоторое время потребность возвращается, и наша жизнь состоит из чередований состояния «нехватки» и «восполненности». Вся человеческая деятельность, весь мир культуры с его интеллектуальными и духовными высотами воздвигается на фундаменте потребностей, которые мы ежедневно и ежечасно должны удовлетворять, все гениальные идеи рождаются в контексте поисков того, как еще лучше, всестороннее, полнее и надежнее удовлетворять потребности людей. И у всех народов крайней степенью легкомыслия считается забвение того, что потребность, которая сегодня мирно спит, завтра вернется.

4. Понятие «потребности» необходимо отличать от понятия «потребление». «Потребление» – это прежде всего экономический термин, где потребление противостоит производству. Производство, как мы знаем, это способ существования человека, отличающий его от животных: люди потребляют именно то, что производят, а не только то, что находят готовым в природе. Производство создает все материальные блага культуры: еду, одежду, жилища, средства передвижения и т.д. Благодаря этому человек может какой-то период просто потреблять созданное – восполнять себя. В отличие от потребления – усвоения и эксплуатации произведенного – удовлетворение потребностей включает в себя самые разные виды деятельности. Так существуют «высшие потребности», которые ощущаются как нехватка творческого самовоплощения, трудовой активности, заботливой любви, когда человеку, «созданному по образу и подобию Божьему», почти как Создателю нужно не поглощать, а отдавать и создавать. Конечно, в ходе удовлетворения высших потребностей что-то непременно потребляется (когда художник пишет картину, он расходует краски и холст), но больше все-таки создается (в примере с художником это эстетические образы, которые будут долго радовать других людей). Удовлетворение высших потребностей может также носить неутилитарный характер: когда посетители художественной галереи созерцают картину, они при этом не поглощают, не уничтожают ее.

5. В литературе по философии и психологии можно найти два основных подхода к потребностям. Первый подход делит все потребности на материальные (витальные) и духовные. Материальные потребности – в питании, укрытии от жары и холода, половой инстинкт рассматриваются как жесткие, не зависящие от сознания, строго детерминированные и подчиненные природным ритмам. Духовные потребности видятся при этом как явления сознания и воли, не зависящие от природных факторов, они собственно культурны и предполагают высокую степень свободы. Связь между субъектом и объектом в духовных потребностях бескорыстна, а процесс удовлетворения – безграничен.

Однако разделение потребностей на духовные и материальные имеет один ярко выраженный недостаток. Оно очень упрощает, огрубляет наши потребности. Дело в том, что у человека практически нет потребностей «полностью витальных» и «чисто материальных», также как «абсолютно духовных». Люди потому и люди, а не животные, что обитают в культуре и привносят в удовлетворение любой своей потребности социокультурные моменты. Так в норме потребность в питании удовлетворяется едой, в изготовление которой привнесены знание и мастерство; сексуальная потребность подчиняется нормам культуры, диктующим, когда и как ее можно удовлетворять, а потребность в защите от холода и жары породила огромное разнообразие искусства архитекторов и модельеров. В то же время все виды танцевального искусства связаны со здоровьем и пластикой человеческого тела, а широкое издание книг требует огромных финансовых и материальных вложений.

Именно поэтому в философско-психологической литературе появилось деление потребностей на базовые и производные. И те, и другие несут в себе как моменты материального, так и моменты духовного, но базовые потребности являются фундаментом всего потенциального и актуального разнообразия потребностей. Поскольку исследователи не могут удовлетвориться просто констатацией того, что в каждый момент времени доминирует конкретная потребность, сами базовые потребности тоже должны быть определенным образом ранжированы. Поэтому в науке создан целый ряд вариантов построения иерархии базовых потребностей. Рассмотрим наиболее известную общепринятую классификацию базовых потребностей, созданную в середине 50-х годов 20 века американским философом и психологом Абрахамом Маслоу.

Иерархия базовых потребностей (по А.Маслоу)

По мысли Маслоу потребности выстроены в виде пирамиды, у подошвы которой находятся те, которые связаны с выживанием, а наверху те, которые служат человеческому развитию. Каждая следующая группа потребностей может актуализироваться тогда, когда более низшая группа влечений удовлетворена. Удовлетворение определенной группы потребностей не приводит человека к покою, энергия потребностей лишь выводит на новый уровень.

Первая группа потребностей физиологические или витальные – фактически представляет тот пласт, который называют также «материальными потребностями». Это потребность удовлетворить основные инстинкты и обеспечить выживание организма в среде. Потребности в еде и воде, защите от холода и жары, в отдыхе и активности, в удовлетворении полового инстинкта – самые сильные, насущные, властные. Их моделью является голод. Пока эти потребности до какой-то степени не удовлетворены, человек не может думать ни о чем другом. Вся культура и цивилизация направлены на удовлетворение этих потребностей человека.

Стоит заметить, что Маслоу имеет в виду «среднего человека», а не подвижников и мучеников, которые, опираясь на титанические свойства духа, способны сохранять сознание и волю даже в ситуациях крайней депривации (ущемления) потребностей. Я добавила бы к витальным потребностям, перечисленным Маслоу, еще потребность во впечатлениях, в информации, так как психологические эксперименты показали, что, будучи лишен впечатлений извне, человек теряет ориентацию и входит в измененное состояние сознания.

Маслоу, который писал в 50-х годах 20 века, уже тогда отмечал, что у людей в развитых странах нет ущемления витальных потребностей, и он совершенно прав. Однако, несмотря на минувшие полвека, депривацию самых фундаментальных потребностей в еде и воде испытывают миллионы людей в мире, прежде всего на Африканском континенте.

Вторая группа потребностей – это потребности в безопасности. Маслоу расширяет смысл слова «безопасность», раскрывая его через выражения: потребность в защите; в стабильности; в свободе от страха, тревоги, хаоса; в структуре, порядке, законе, в социальных гарантиях. То есть, это не только стремление быть уверенным в том, что тебя и твоих близких не убьют, не искалечат и не ограбят, но и в торжестве справедливости, в ясности и размеренности жизни, в наличии общественной и государственной поддержки, в том, что самолеты не будут падать, а дома – гореть. Эта потребность, говорит Маслоу, особенно обостряется в периоды войн, смуты, стихийных бедствий, в целом же в цивилизованных странах потребность людей в безопасности удовлетворена.

Думается, что с того момента, когда писались тексты Маслоу, ситуация несколько изменилась. И дело не только в наличии «мирового терроризма», который устраивает взрывы в Англии и Италии, в Турции и России, а то и вовсе обрушивает самолеты на башни-близнецы Международного торгового центра в Нью-Йорке. В США велика преступность, в том числе подростковая, во всех развитых странах продолжает расти смертность на автодорогах, мир периодически потрясают какие-нибудь крупные техногенные и природные катастрофы, поэтому было бы прекраснодушным самообольщеньем говорить, что потребность в безопасности вполне удовлетворена.

Маслоу справедливо пишет, что потребность в безопасности может принимать невротический характер. В этом случае люди изо всех сил пытаются контролировать ситуацию даже тогда, когда это не нужно и не возможно. Они не умеют соотноситься с неопределенностью, стараясь полностью подчинить события собственной воле. Невроз выражается также в страхе перед новым – ксенофобии, когда все иное, непривычное выступает как враждебное. Стоит заметить, что современные электронные СМИ весьма способствуют возникновению «невроза безопасности», поскольку на телеэкране мир предстает как сплошная цепь преступлений и расследований, бандитских разборок и преступлений маньяков.

Третий вид потребностей – это потребности «в принадлежности и любви». Я бы назвала эту группу «потребности в позитивной коммуникации». Маслоу говорит о том, что люди нуждаются в круге общения, в том, чтобы идентифицировать себя с другими, им нужно иметь знакомых, друзей, любимых. Если они остаются в одиночестве, то чувствуют себя в изоляции. Им хочется быть принятыми и одобренными, переживать себя частью целого. Рост городов, разрушивший патриархальную общину, во многом способствовал росту переживания одиночества, отчуждению людей друг от друга, поэтому потребность в принадлежности и любви не в полной мере удовлетворяется в современном обществе.

Маслоу подчеркивает, что с этого уровня голод перестает быть парадигмой понимания потребности. Более высокие потребности не имеют локальной соматической основы, они сложны и тесно переплетаются одна с другой. Впрочем, авторы-психоаналитики считают, что парадигма голода применима и здесь. Так у Э.Фромма и Э.Берна мы нередко встречаем представление о эмоциональном и сенсорном голоде, когда человеку нужны прикосновения и теплые слова другого человека не меньше, чем еда или вода.

Четвертая группа потребностей – это потребности в признании. Маслоу делит их на две группы: потребности в достижении и потребности в репутации и престиже.

Потребность в достижении – это тяготение к самоутверждению: человек жаждет быть уверенным, независимым, свободным. Здесь возникают ассоциации с Ф.Ницше, который пишет о воли к мощи (власти) как глубочайшем природном стремлении человека. Комментируя Маслоу, можно сказать, что тяготение к самоутверждению получает простор, начиная с Нового времени, именно буржуазная эпоха впервые в истории человечества создает условия для всеобщей конкурентности и пробуждает «достиженческие страсти». У современного человека, чья потребность в достижении не совсем реализована, возникает комплекс неполноценности, ему чуждо несуетное проживание жизни, свойственное примитивным народам, также как невыносима ленная эйфория лежебоки- Обломова.

Вторая сторона рассматриваемой потребности – это потребность в репутации и престиже, то есть, собственно в признании. Человек желает статуса, внимания, славы, он хочет занимать достойное место среди других людей и быть знаменит, пусть даже «широко известен в узких кругах». Э.Фромм сказал бы, что мы не только в индивидуальной, но и в социальной форме хотим «поглаживаний» от других. К тому же признание со стороны сообщества нередко прямо увязано с материальным благосостоянием и раскрытием спектра дальнейших возможностей.

Добавим, что желание признания и престижа связано с таким чувством человека как гордость. Гордость – это радость по поводу собственных достоинств, которые ценят люди. Однако гордость легко может переходить в гордыню, когда собственные достоинства абсолютизируются, а чужие – не замечаются. Гордыня, при которой как правило переоцениваются собственные позитивные качества, расцветает на избыточной жажде признания и при пренебрежении потребностями и интересами других людей.

Пятая группа потребностей – это потребности в самоактуализации. Маслоу причисляет к ним потребности в деятельности, труде, творчестве, а также всех видах активности, через которые человек может выразить и развить себя: быть хорошим родителем, добиваться спортивных успехов, заниматься музыкой, писать стихи… Очевидно, что удовлетворение этих потребностей не является нудительно-обязательным, не выступает доминирующим и не составляет главного условия выживания. Но их удовлетворение дает не просто кратковременное облегчение как то бывает с более низкими потребностями, а обеспечивает человеку практически не ограниченную во времени сложную гамму позитивных переживаний: от умиротворения и счастья до экстаза (впрочем, такие же переживания дают коммуникативные и «достиженческие» потребности). Потребности в самоактуализации Маслоу полагает наиболее «высокими», потому что с его точки зрения они активизируются последними, когда в основном, удовлетворены все остальные, более насущные. Потребность в самоактуализации вырастает на почве свободы от необходимости заботиться о хлебе насущном, безопасности и месте в жизни, для их удовлетворения нужно больше культурных и социальных условий, нужно материальное благосостояние общества, демократия и возможность выбирать свой путь. Впрочем сам Маслоу признает, что в реальности это не всегда бывает так: зов высших потребностей порой оказываются не менее, а более властным, чем низших. Как не вспомнить о нищих художниках, философах и ученых, которые развивали свои идеи, писали книги и делали изобретения, несмотря на то, что многие их потребности были отнюдь не удовлетворены!

И, тем не менее, для обычного человечества голос самоактуализации звучит прежде всего тогда, когда другие заботы не давят и не гнетут его. Может быть, именно поэтому самоактуализированных личностей мало. В своих работах Маслоу описывает черты такой личности, которые он установил путем анализа литературы о крупных фигурах науки и искусства, а также проведения опросов среди знакомых ему людей (прежде всего, интеллектуалов). Маслоу установил при этом, что самоактуализированный человек эффективно воспринимает реальность, у него нет страха перед новым, а, напротив, есть к нему интерес, он обладает свежим взглядом на вещи.. Ему свойственно принятие себя вместе со своими слабостями, естественность искренность. Он спонтанен, прост и чужд позёрства. Такая личность захвачена миром, любимыми занятиями и мало обеспокоена личными проблемами, ей свойственны независимость, воля и активность. В то же время человек подобного типа нуждается в уединении, он избирателен в общении, но демократичен. И, наконец, самоактуализированнеая личность нередко испытывает близкие к мистическим переживания, испытывает «пиковые состояния», позволяющие глубоко переживать свое единство с миром.

Самоактуализирующийся человек – это поистине здоровый человек основные потребности которого удовлетворены, и теперь он занимается своим развитием.

Отметим для справедливости, что представление о «выполнении себя» у Маслоу имеет исключительно позитивный смысл. Он не имеет в виду, что нужно актуализировать в себе свойства тирана или вора.

К основным базовым потребностям примыкают еще две, которые обладают чрезвычайно высокой значимостью. Это когнитивные и эстетические потребности.

По Маслоу когнитивные потребности (в познании и понимании) имеют в своем основании отнюдь не тревогу и страх, вызванные дефицитом информации, а любопытство. Любопытство, производное от ориентировочного рефлекса, толкает нас к пониманию и истолкованию того, с чем мы встречаемся. Оно влечен нас к непознанному и непонятному. С самого младенчества удовлетворение этой потребности несет человеку огромное удовольствие, и, напротив, от скуки и однообразия можно заболеть депрессией. В мире всегда находились люди, интерес которых к познанию был столь велик, что ради истины они готовы рисковать самой жизнью.

Об эстетических потребностях, говорит Маслоу, мы знаем мало, но некоторые люди буквально заболевают в безобразной среде. Можно добавить, что о важности эстетических потребностей свидетельствует бытовое художественное творчество, которое есть практически у всех народов планеты.

Завершая разговор о потребностях, надо сказать, что по мнению Маслоу – и с этим мнением нельзя не согласиться – каждый поведенческий акт имеет множественную мотивацию, ни одна потребность практически никогда не бывает единственным мотивом. Так еда не только насыщает человека, но может удовлетворять потребность в принадлежности (совместная трапеза – это всегда ритуал, при котором сотрапезник считается другом), а самоактуализация через спортивные занятия одновременно удовлетворяет потребность в движении и потребность в признании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.