Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какой вклад отечественная культура вносит в развитие российской экономики?




 

Можно выделить несколько уровней роли (вклада) культуры и искусства в разви­тие современного общества.

Прямой вклад сферы культуры в экономику. Государственные учреждения культуры, общественные некоммерческие организации, коммерческие структу­ры, частные фирмы, творческие коллективы и инди­виды, действующие в сфере культуры и искусства, создают конкретные рабочие места по соответствую­щим собственным рынкам услуг, обладающим суще­ственным инвестиционным потенциалом. Тем самым осуществляется непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона. Речь идет не только об обеспечении занятости, но и о налоговых и прочих отчислениях в государственные бюджеты, социальном страховании.

Сфера культуры и искусства выступает базой и инфра­структурой развития ряда других отраслей, прежде всего — образования, СМИ, издательской деятельнос­ти, туризма, индустрии развлечений. По общемировой статистике свыше 75% объема туризма составляет так называемый «культурный туризм» (cultural tourism), когда туристы посещают другие регионы и страны, чтобы ознакомиться с культурно-историческим наследием, участвовать в ярких событиях, набраться ярких непривычных ощущений, приобрести экзотические и художественно своеобразные сувениры. Общее образование невозможно без приобщения подрастающего по­коления к культурно-историческим традициям, тради­ционным, классическим и современным искусствам, что немыслимо без работы музеев, библиотек, художе­ственных и музыкальных школ. Для деятельности СМИ важны не только сенсации, но и «хорошие новости», и основным поставщиком таких новостных поводов яв­ляется сфера культуры и искусства — события, проис­ходящие вней, являются социально значимыми, при­влекают внимание широкой общественности. Посеще­ние театра, концерта, музея или выставки предполагает наличие приличной, нарядной одежды, украшений, услуги парикмахеров и косметологов, пользование об­щественным и личным транспортом, приобретение ка­талогов и сувениров, посещение кафе и ресторанов.

Обеспечивая соответствующие услуги для работников других отраслей и сфер деятельности и членов их се­мей, деятельность учреждений и организаций сферы культуры осуществляет их полноценную социализа­цию. При любых условиях работы и жизни, при са­мых различных доходах люди хотят иметь полноцен­ный досуг и возможность полноценного развития сво­их детей. Это важно не только для освоения новых регионов и создания новых производств, но и для городских, и для сельских условий.

Прямое социальное влияние. Культурные символы и традиции, язык, памятные даты и места, песни и т. д. составляют содержание культурной идентичности, самосознания, объединяю­щего людей и консолидирующего общество: работода­телей и занятых, старшего и подрастающего поколе­ний, мужчин и женщин, политиков и избирателей. Без такой консолидации, сознания общности и общей судьбы невозможны экономические и политические реформы, развитие общества в целом. Культура и искусство социально значимы и даже — выгодны, так как являются социальными инвестици­ями. Они аккумулируют и транслируют некие базо­вые ценности общества, образы, которые, помимо про­чего, используются в коммерческой и некоммерческой деятельности.

Культура и искусство обеспечивают социально значи­мые виды деятельности, организацию отдыха, пози­тивно влияющие на сознание людей, отношения меж­ду ними, способствующие духовному развитию лично­сти и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала.

В элитарной, массовой культурах, андерграунде вы­рабатывается и предлагается разнообразие возможных образцов и моделей социального поведения. Культура и искусство обогащают и разнообразят со­циальную среду, образ жизни привлекательными со­бытиями.

Косвенное экономическое влияние. Такие современные технологии бизнеса и менеджмен­та как реклама, public relations, продвижение това­ров — включая акции по стимулированию и органи­зации продаж, работа с персоналом, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля — не­возможны без использования традиционных форм со­циально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры и искусств.

Сфера культуры и искусств создает инфраструктуру деловых контактов, мест, условий и поводов их реа­лизации. Учреждения культуры оказывают корпоративные ус­луги: подготовка и проведение праздников, информа­ционное и библиотечное обслуживание и т. д. Культура и искусство повышают ценность окружаю­щей среды, например, украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материаль­ной среды производства и отдыха. Содержательная и интенсивная культурная жизнь ак­тивно (иногда — решающим образом) влияют на фор­мирование и продвижение привлекательного имиджа региона, местности, в том числе — в глазах потенци­альных инвесторов.

Косвенное социальное влияние. Формирование репутации, привлекательного имиджа политиков, политических партий и движений, просто достижение ими известности и узнаваемости — пред­полагают их какую-то социально значимую деятель­ность, участие в значимых событиях. В этом плане совершенно очевидны возможности, потенциал сферы культуры и искусств.

Взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудниче­ство делового мира и сферы культуры оказывается важнейшим механизмом и инструментом гражданского общества, способного к саморазвитию. Культура и искусство выступают источником цивилизованного влияния и социальной организации, сти­мулируют творчество, повышая способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению застаре­лых стереотипов сознания и поведения. Культура и искусство — коллективная память обще­ства, неисчерпаемый источник культурно-историче­ского наследия и творческих идей для будущих поко­лений.

Культура и искусство улучшают и разнообразят жизнь, повышают степень социализации личности, способ­ствуя профилактике и сокращению девиантного и асо­циального поведения.

Велика роль культуры и искусства в образовании и воспитании подрастающего поколения, влиянии на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. Возрастает роль культуры и искусства в социальной коммуникации, в том числе — с использованием со­временных технологий.

Даже приведенный перечень показывает реальное зна­чение сферы культуры, степень и масштабы ее реальной востребованности. Осознание этого является важным мо­ментом самосознания профессионалов, работающих в этой сфере. За кого сами себя держим, так к нам и относятся. Сфера культуры не «жалкая и убогая», просящая деньги «на факт бытия». Речь идет о глубоко укорененной в экономике и социальной жизни сфере деятельности, обес­печивающей многообразные формы социального партнер­ства, связей и отношений, развития общества в целом.

С учетом всех указанных связей между культурой и развитием можно сказать, что культура является систе­мообразующим фактором консолидации и развития об­щества в национальном и региональном масштабах (36; с.19-23).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.