КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Какие тенденции характерны сегодня для развивающейся социально-культурной деятельности?
Социально-культурная деятельность, как любой целеположенный, управляемый обществом процесс, тоже имеет на каждом отрезке социального времени определенные тенденции развития, обусловленные многими объективными и субъективными факторами (прежде всего, конечно, социально-политическими и социально-экономическими). В России современной, только вступившей на порог XXI века, но еще испытывающей на себе влияние многочисленных коллизий века двадцатого, воздействие почти нововавилонского смешения социально-политических ориентиров и социально-экономических преобразований, тенденций развития социально-культурных процессов вообще и, прежде всего, в сфере досуга тоже много. Мы полагаем, что актуальными тенденциями развития отечественной сферы социально – кулътурной деятельности являются: 1. Регионализация, то есть дифференциация самой социально- 2. Децентрализация, локализация управленческих процессов в сфере культуры в целом и в организации социально-культурной деятельности, в том числе деформация традиционной иерархической вертикали управления и расширение спектра горизонтальной системы управления, появление нового качества субъектов культурной инициативы (это отмечают все исследователи), которое мы называем синдромом инициирующего плюрализма, - проявление множества инициатив и творческих проектов, создание социокультурных и творческих организаций, фондов, ассоциаций, центров, фольклорных ансамблей, авангардных групп.
З. Тенденция демократизации социально-культурной деятельности, как и всего досуга, творчества, всей нашей отечественной культуры. Эту тенденцию вызвало к жизни раскрепощение десятилетиями заорганизованного, несвободного (даже в свое «свободное время») человека, приобретение им большего числа степеней свободы, более комфортных условий для своего творческого самовыражения и волеизъяаления. Возвращаются родовые явления культуры. Создаются самые разнообразные народные ансамбли: инструментальные, вокальные, вокально-хореографические, шумовые, игровые, небольшие по составу, мобильные. И ходят в народ так, как когда-то на Руси ходили в народ скоморохи. И играют на жалейках, брелках гуслях, балалайках, трещотках. Различны формы демократического самовыражения в творчестве: от эстрадных хит-парадов до фольклорных фестивалей, от конкурсных шоу-программ до состязаний народных умельцев, от семейных клубов до молодежных тусовок. Демократичен и содержателен плюрализм творческой деятельности - от социально значимых, духовно развивающих, культуроформирующих видов творчества до асоциальных, девиантных, деструктивных занятий, в которых творчество и его продукция являются лишь средствами достижения не совсем благовидных целей. 4. Параллельно с процессом демократизации досуга идет процесс
5. Динамично прогрессирующей в нашей стране тенденцией является фольклоризация творческой деятельности в сфере культуры – широкое этнонациональное движение, вызванное у жизни как альтернатива всеобщей «советизации досуга и творчества», приобретающее сегодня как позитивные, культуроразвивающие формы, так и эпигонские, националистические черты. 6. Параллельно с фольклоризацией и столь же активно развивается в современном российском обществе и тенденция вестернизации досуга и творчества (англ. west- запад) - тоже широкое социально-культурное явление, порожденное отказом на государственном уровне от общей советизации культуры, огромным интересом россиян к досуговой культуре, творческой деятельности и духовным ценностям Запада. Эта тенденция проявляется у нас в стране в распространении соответствующих установок, стереотипов и образцов поведения творческого самовыражения. Особенно активно проявляет себя эта тенденция в молодежной культуре и молодежном досуге, в огромном потоке создаваемых на западный манер молодежных исполнительских коллективов и творческих групп, в освоении (иногда пиететном, почти слепом) существующими коллективами репертуара популярных западных авторов и исполнителей, в развитии англизированной поэтической и музыкальной композиции, бытовой танцевальной культуры, эстрадного творчества, театральных технологий. Соответственно, развиваются и вестернизированные формы бытования и демонстрации молодежной культуры: хит-парады, молодежные творческие фестивали, конкурсы, слеты, специализированные музыкальные радио- и телепрограммы, молодежные радиостудии и каналы, специальные рубрики и даже целые полосы в газетах, ориентированные, как правило, на вестернизированные интересы молодежи. Конечно, есть в этом бурном потоке и негативные явления, которые иногда гипертрофируются и абсолютизируются некоторыми критиками этого направления в нашей отечественной культуре. Но в целом следует, на наш взгляд, в контексте плюралистической парадигмы развития нашего общества положительно оценивать эту тенденцию (31;с.70-77).
3.7 Какие учреждения культуры непосредственно занимаются социально-культурной деятельностью? Институты социально-культурной деятельности (и места профессионально-творческой реализации выпускников!) весьма многообразны. Назовем наиболее важные из них: 1. Социальные институты духовного производства: научно-исследовательские учреждения (академии, научно-исследовательские институты, лаборатории и т.д.); - учреждения искусств (театры, киностудии, филармонии, цирки, художественно-творческие мастерские, любительские студии, кружки и т.д.); - творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности. 2. Образовательно-воспитательные учреждения: - учебные заведения (школы, лицеи, гимназии, училища, колледжи, институты, академии, университеты и др.); дошкольные учреждения; учреждения дополнительного образования (дома и дворцы творчества юных, школы изобразительных искусств, музыкальные школы, хореографические студии, детские испытательные станции, детские железные дороги и др.). 3. Научно-просветительные учреждения: музеи, историко-мемориапьные комплексы, выставки; библиотеки, читальные залы; лектории, планетарии, ботанические сады, зоопарки и т.д. 4. Культуроохранительные институты: заповедники, центры экологической культуры; архивы; реставрационные мастерские и т.д. 5. Средства распространения культуры: средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать и т.д.); книгоиздательства, книжные магазины; информационно-компьютерные центры и т.д. Интернет – клубы и др. 6. Культурно-досутовые учреждения; клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центрымолодежного досуга, игротеки, дома художественного и технического творчества; концертные учреждения, дома торжеств и т.д. 7. Ведомственные культурно-досуговые учреждения: - дома офицеров, солдатские клубы, дома культуры милиции, и прочие; - дома медицинского просвещения, дома педагогического просвещения, дома научно-технического просвещения и прочие;
- дома творческих работников (писателей, журналистов, художников, кинематографистом, композиторов, актеров и т.д.) 8. Санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения: санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории; лагеря отдыха, базы досуга; стадионы, спортивные залы, спортивные базы, пляжи и т.д. 9. Туристско-экскурсионные учреждения: - туристские фирмы; - гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, туристские поезда, туристские пароходы и т.п. 10. Учреждения развлекательно-коммерческого досуга: мюзик-холлы, варьете, казино; рестораны, кафе; сауны; бильярдные и иные центры игрового досуга. 11. Специфические каналы влияния на культуру личности: массовое тиражирование произведений искусства средствами телевидения,кассетного кино, Интернета и т.д. воздействие на детский досуг с помощью мультфильмов, детской литературы,компьютерных и иных игр; пропаганда одежды, внешнего вида, бытового убранства и т.п. реклама (М.А.Ариарский).
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |