Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какие формы культурно-досуговой деятельности наиболее популярны в наше время?




Некоторые формы, пользующиеся спросом у посетителей и участников культурно-досуговых акций можно назвать.

Ассамблея – комлексное мероприятие познавательно-развлекательного характера, организуемое с целью пропаганды знаний из области науки и искусства, а также организации культурного отдыха и развлечений людей самого различного возраста.

В современном их виде ассамблеи возродились как нечто среднее между праздниками и фестивалями.

Аукцион. Современная комплексная форма культурно-досуговой деятельности, в основе которой – публичная распродажа произведений искусства, предметов культурно-бытового обихода в коммерческих или благотворительных целях. Аукцион может проводиться как совершенно самостоятельное мероприятие, но может являться структурным звеном других мероприятий – ярмарки, театрализованного праздника и т.п. В зависимости от реализуемых предметов проводятся, например, аукционы редких книг, произведений изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, комплектов одежды и украшений. Аукционы устраиваются с целью пропаганды художественных произведений, воспитания эстетического вкуса, оказания моральной помощи и поддержки начинающим авторам.

В культурно-досуговой деятельности, кроме того, существуют и нетрадиционные аукционы, сохранившие однако всем хорошо знакомую форму. Это аукционы идей, рационализаторских предложений, рок-аукционыи т.п.

Вернисаж. Торжественное открытие художественной выставки профессиональных или самодеятельных авторов с последующим осмотром экспозиции. В печати, по радио и телевидению, не говоря уже о повседневном обиходе, понятие вернисаж ошибочно трактуется как выставка, в то время как между двумя этими понятиями существует весьма существенная разница: выставка может экспонироваться в течение нескольких дней или даже месяцев, а вернисаж – лишь её торжественное открытие и осмотр первыми посетителями, чаще всего специально приглашёнными на эту церемонию. В условиях художественных музеев и выставочных залов вернисаж – обычное и частое явление. Для этого достаточно отобрать, в соответствии с возникшим замыслом,нужные произведения (графика, живопись, скульптура, фотография) и разместить их в отведённом помещении для удобства осмотра посетителями. В условиях даже небольшого города создаются «малые Третьяковки», в которых выставляются либо произведения местных художников, либо со вкусом подобранные репродукции (а, случается, и копии) с произведений мастеров отечественной и зарубежной живописи. Областные и краевые художественные музеи и картинные галереи организуют передвижные выставки изобразительного искусства. Сам акт открытия включает в себя, как правило, выступление ответственного работника из органов культуры, взаимные приветствия авторов и организаторов выставки, комментарии художника или искусствоведа. Завершается вернисаж осмотром выставленных работ. Присутствующим на вернисаже предоставляется возможность оставить запись по воводу осмотренных произведений в специально подготовленном для этой цели журнале или альбоме.

Вечер. Универсальная по характеру и содержанию решаемых задач массовая воспитательная акция, построенная по заранее разработанной художественно-педагогической программе – сценарию. Для клубных вечеров характерно органическое сочетание информационного начала, разностороннего культурного общения, элементов зрелища и развлечения; удачно выстроенный вечер – это и способ повышения общественной культуры и хорошая форма активного отдыха. Исключительное разнообразие клубных вечеров подсказывает необходимость их хотя бы самой общей классификации. Так, по характеру и содержанию встречаются вечераобщественно-политические, производственно-технические, морально-этические, научно-просветительные,литературно-художественные, физкультурно-спортивные и др.По своему значению и месту в общей системе культурно-досуговой деятельности целесообразно различать вечераюбилейные, праздничные, обрядово-событийные,календарные. По преобладанию средств идейно-эмоционального воздействия на аудиторию надо бы выделить вечера литературные, музыкальные, театральные, киновечера и т.п.. По составу участвующих в них людей вечера подразделяются на вечера для ветеранов труда и пенсионеров, вечера для детей и юношества, вечера для студенческой и рабочей молодёжи, допризывников и т.д. Но и эта классификация не может считаться полной, поскольку жизнь едва ли не каждодневно рождает новые и новые жанровые оттенки проводимых в культурно-досуговых учреждениях вечеров.

Гостиная. Специально оборудованное и соответствующим образом оснащённое для отдыха посетителей помещение в культурно-досуговом учреждении (парке, клубе, центре досуга, библиотеке и т.п.), а также сама форма такого отдыха, организованного по заранее созданному сценарию или программе.

Наиболее часто в практике культурно-досуговой деятельности встречаются литературные и музыкальные гостиные. Уютная мебель, мягкое освещение (иногда - свечи), со вкусом сделанная драпировка стен, дополняющие интерьер картины в старинных рамах создают благоприятную обстановку для музицирования, просмотра и обсуждения предметов декоративно-прикладного искусства, чтения и обсуждения литературных произведений, прослушивания музыкальных записей, а в целом – для спокойного, ненавязчивого культурного общения людей на досуге.

В литературных и музыкальных гостиных проводятся творческие встречи с артистами и поэтами, диспуты и дискуссии об искусстве, заседания различных клубных объединений, иногда экспонируются камерные по характеру выставки, устраиваются подготовленные по специальной программе посиделки.

Карнавал. Народное празднество под открытым небом или в помещении (например, новогодний карнавал), сопровождающееся шествиями, танцами, маскарадами, театрализованными играми и затеями. Начало нового года – не единственный повод для устройства карнавалов. Они могут быть также приручены к проводам зимы, празднику урожая, выпуску в общеобразовательных школах и т.п.

Досуговые объединения. Организационно оформленная и стабильно функционирующая на базе какого-либо культурно-досугового учреждения (клуба, парка, библиотеки, музея, центра досуга и т.п.) группа единомышленников, занятых социально полезной культурно-досуговой деятельностью и функционирующая на основе самоуправления, полного или частичного хозяйственного расчёта.

Досуговые объединения,иначе именуемые «клубами по интересам», «любительскими объединениями», «клубами в клубах» и т.п. развиваются по целому ряду направлений.

Художественно-творческие клуб творческой молодёжи, музыкальные клубы, литературные клубы, клубы самодеятельной песни (КСП), клубы фольклористов, клубы друзей театра, кинолюбители и т.п.

Научно-технические клубы научной интеллигенции, рационализаторов и изобретателей, новаторов, энтузиастов поиска и освоения технических новинок, творческой молодёжи, юных техников и т.п.

Коллекционеров - клубы старинной автомототехники, филуменистов, любителей старины, филокартистов, филофонистов, нумизматов и т.п.

Экологические и естественно-научные – клубы цветоводов-любителей, любителей животных, служебного собаководства, друзей природы, охотников и рыболовов, садоводов и др.

Культурно - развлекательные чайные клубы, клубы выходного дня, веселых и находчивых, знатоков, любителей танцев, видеоклубы и др.

Семейно - бытовые – клубы молодой семьи, клубы «Для тех, кому за 30», клубы женщин-домохозяек, молодых отцов или матерей и др.

Презентация. Торжественное официальное представление (в значении - знакомство) собранию общественности вновь созданного учреждения, объединения или организации. В культурно-досуговой деятельности презентациям ещё только предстоит занять подобающее место. Здесь делаются лишь первые и не всегда удачные попытки. Между тем потребность в официальных презентациях вновь создаваемых фирм, объединений, коммерческих банков, кооперативов, культурно-досуговых объединений, периодических изданий и радиостанций возрастает. Это характерная примета времени.

Ринг. Сравнительно новая массовая форма молодёжного досуга, используемая культурно-досуговыми учреждениями в целях общекультурного просвещения, музыкального образования и эстетического воспитания. В наши дни в клубах и в парках культуры проводятся музыкальные и литературные ринги. На музыкальные приглашаются авторы и исполнители песен, музыканты-любители, вокальные ансамбли и фольклорные коллективы. После исполнения ими своих программ им задаются вопросы, касающиеся творческого пути, исполнительского стиля, отношения к различным видам музыки и т.п. Нередко в адрес выступающих высказываются критические замечания. Возникают споры, дискуссии по поводу исполнительских стилей, вкусов и пристрастий. Создаются благоприятные условия для формирования эстетических вкусов, обмена зрительским опытом, расширения кругозора, эрудиции, приобретения навыков устного публичного выступления. Соответственно, на литературные ринги приглашаются профессиональные и самодеятельные поэты, начинающие писатели и драматурги. Меняется предмет спора, суть же мероприятия остаётся прежней.

Фестиваль. Массовое празднество, смотр достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества. Многогранность этого социокультурного явления даёт основания рассматривать его в одном блоке с такими формами, как праздник, конкурс, олимпиада, представление и т.п.. И во всех случаях мы будем близки к истине, поскольку компоненты названных форм бывают представлены на фестивалях, причём в самых неожиданных сочетаниях и пропорциях. По своим масштабам и географии фестиваль может быть всемирным, международным, республиканским, областным(краевым) ирайонным. Наиболее распространены фестивали по жанрам искусства. Музыкальные фестивали могут варьироваться по жанру музыки: политической песни, авторской песни, рок-музыки, солдатской песни, детской хоровой музыки, джазовой музыки и т.д. В реальной практике они имеют характерные названия – «московская осень», «омская зима», «камчатская музыкальная весна» и др. Воспитательная роль фестивалей исключительно велика. В процессе их подготовки и проведения заметно оживляется культурная жизнь, растут ряды участников самодеятельности, повышается социальная активность народа, улучшается организация досуга, обеспечивается целенаправленное и предметное эстетическое воспитание, приобщение людей к культурным ценностям (18).

 

4.6. Как видоизменяются характер и содержание культурно-досуговой деятельности в связи с развитием Интернет?

 

Привлекательность Интернет для сферы культуры увеличи­вается вместе с ростом аудитории и информационно-технологи­-
ческого потенциала всемирной сети. Гипертекст как набор тек-­
стовых, звуковых и видеодокументов, связанных взаимными ссылками - переходами, в том числе и на удаленных компьюте-
рах, позволяет размещать в Интернете множество разнообраз-­
ных данных, а так же вести обширный «предметный поиск. Wогld Wide WеЬ — гипертекстовая информационная система с элементами мультимедиа представляет недоступные еще несколько лет назад большинству участников рынка изобразительные и инфор­мационные возможности в глобальной информационной среде.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что традици-­
онно сложившиеся функции КДД с успехом реализуются в новой
сфере жизнедеятельности человека, которая все чаще называ-­
ется виртуальным досугом. В рабочем варианте понятие «вирту-­
альный досуг» можно определить как свободное времяпрепро-­
вождение, обусловленное социокультурными интересами и
потребностями личности и социума, осуществляемое с помощью
компьютерных технологий в локальных и глобальных компью-­
терных сетях. Однако, формируясь как массовое общественное
явление, виртуальный досуг сегодня недостаточно изучен как в
теоретическом, так и в прикладном аспектах. Стремительное раз-­
витие компьютерных сетей и, прежде всего, международной
компьютерной сети Интернет не сопровождается должным науч-­
ным анализом, позволяющим выработать обоснованные рекомен-­
дации для участников виртуального досугового общения, пользо-­
вателей сети Интернет. Заметим, что досуговая культура компьютерного сообщества молода. Вместе с тем, ее нельзя рассматривать отдельно от культуры общества в целом. Как и всякая культура, виртуальная культура досуга имеет различные уровни и вполне самостоятельные субкультуры. По крайней мере, ее можно представить как особую иерархическую структуру, внутри которой существуют разные группы людей, объединенных конкретными целями и идеями. Внутри компьютерного сообщества сложилась даже собственная терминология, пользуясь которой можно утверждать, что наиболее широкий слой представляют так называемые «юзеры» (англ. User – пользователь). Далее вверх по пирамиде стоит группа, называемая «сипосы» или системные операторы (администраторы). Деятельностью «сипосов» руководят «сетевые коммуникаторы».

Субкультурный мир компьютерного андеграунда, как и другие субкультурные образования, обладает собственным способом и языком общения из-за того, что субъекты не имеют постоянного личного контакта друг с другом, как и в обычном мире; написание писем друзьям знакомым входит в ритуал обмена информацией. Как следствие отсутствия постоянного непосредственного контакта, написание писем (в данном контексте – электронных) стало одним из постоянных способов общения. Более того, появились возможности и средства общения не только между двумя людьми, но и между группами.

Абсолютная анонимность и свобода действий способствуют распространенности в Интернете так называемых «телесных» тем, связанных с сексом, эротическим массажем, «грязными» танцами, эротическими фантазиями. Нередко также в компьютерном сообществе обсуждаются между собеседниками их собственные склонности к пьянству, обжорству, курению, наркотикам и др. В последнее время в сети Интернет активизировалась деятелъность виртуальных библиотек. Они предлагают различного рода литературу — от популярной до академической.

Дальнейший прогресс компьютерных сетей, в первую очередь Интернет, связан не только с материальным производством. Он активно влияет на социально-культурную жизнь общества и лич­ности. По сути дела, компьютерные технологии напрямую связа­ны с досуговьм времяпрепровождением различных социальных групп, прежде всего тех, которые владеют компьютерной техникой. Более всего Интернет распространен среди подростково-молодежной аудитории, компьютерный досуг которой определяется реально существующими сегодня молодежными субкультурами.

Прогрессирующее развитие сети Интернет и уровень бла­госостояния людей в развитых странах усиливают тенденцию раз­вития семейных и личностных форм виртуального досуга; досуговые технологии в начале XXI в. во многом будут определяться степенью развития локальных и глобальных ком­пьютерных сетей, среди которых сегодня ведущее место зани­мает Интернет; влияние Интернет в ближайшей перспективе будет распро­страняться на досуг молодежи как наиболее активную часть компь­ютерного сообщества и участника виртуальных коммуникаций; социокультурный потенциал виртуального досуга способен удовлетворить важнейшие духовные потребности человека, вы­полняя рекреативную, развивающую, коммуникативную, просве­тительную и гедонистическую функции (25; с.87-95).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.