Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какие особенности характерны для социально-культурного менеджмента?




Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». Продукты» такой деятельности носят не столько веще­ственный характер, сколько связаны с феноменами со­знания (восприятия, понимания, мышления, пережива­ния и т. д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпа­дает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофиль­ма, прослушивание концерта, чтение книги и т. д.; книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т. п., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, унич­тожаемых в процессе потребления (сапоги снашивают, яблоки съедают), культурные ценности в процессе по­требления наращивают свою ценность (чем больше наро­ду прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т. п., — тем выше их социальная значимость).

Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать не только услуги непосредствен­но посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры — сфе­ра преимущественно некоммерческой деятельности. Это означает, что деньги в этой сфере появляются преимуще­ственно не на основе коммерции, а на основе привлече­ния средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными сред­ствами, спонсоров, благотворительных организаций и про­чих доноров. Даже в шоу-бизнесе, на первый взгляд пре­дельно коммерциализированном секторе культу­ры, доходы от продажи билетов составляют обычно около 15% бюджета гастроли. Остальное — средства спонсоров. Да и сами гастроли чаще всего являются лишь частью рекламной кампании нового диска или альбома.

Некоммерческая деятельность не означает «непривле­кательная» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нон-профитный) сектор — один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Действительно, что может быть привлекательней деятельности, когда все ваши доход идут на покрытие ваших расходов и прибыль не образуется в принципе! Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, со­циального статуса и т. д. Более того, некоммерческая дея­тельность, как уже говорилось, имеет более общий харак­тер, она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринима­тельской деятельностью, открывать производство сувени­ров, типографию, ремонтные мастерские и т. п.

Поэтому, с технологической точки зрения, не мень­ший интерес представляют особенности реализации меха­низмов менеджмента, специфичные для сферы культуры. В связи с этим, применительно к российской сфере куль­туры, до самого недавнего времени можно было говорит о ярко выраженной специфике. Заключалась она в вопи­юще низком уровне культуры управления в сфере культуры. Полномочиями в сфере культуры не обладал разве что ленивый. Финансовое и материальное обеспечение (при желании) всегда можно было найти — «привлеченные» средства в сфере культуры были всегда. Обилие планов, отчетов, проектов, проверок давно стало притчей во языцех. Мо­жет быть, дело в персонале?

За что получают деньги работники культуры? За вы­полненную работу — в том плане, что больше сделают — больше получат, а меньше сделают — меньше получат? До сих пор, зачастую, — нет. Скорее всего — за факт бытия в должности организации определенного типа и категории. Иначе говоря, его зарплата зависит от разме­ров коробки и начинки этой коробки, ключником кото­рой он фактически является. Обидный, но факт.

Планируется одно — перечни мероприятий, а отчиты­ваются за другое; статотчет и план — две разные вещи. Заработная плата — за третье. А контролируется вообще нечто четвертое. В результате каждый из механизмов менеджмента в сфере культуры превращается в самодоста­точную деятельность: планирование ради планирования, отчет ради отчета, контроль ради контроля и т. д. Меха­низмы менеджмента не образуют целостной системы.

Поэтому главная проблема развития менеджмента в сфере культуры заключается в обеспечении такого единства, чтобы механизмы дополняли и подкрепляли друг друга: чтобы что планировалось, то и учитывалось, контролирова­лось и за это платили бы деньги (36; с 32-36).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.