Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Московская фонологическая школа




§ 138. Концепция Московской фонологической школы (МФШ) сформировалась в 30-40-е годы XX века в трудах Р.И.Аванесова, П.С.Кузнецова, В.Н.Сидорова, Н.Ф.Яковлева; основные ее идеи развиваются в работах А.А.Реформатского, М.В.Панова, К.В.Горшковой, Л.Л.Касаткина.

Принципиальное отличие МФШ от концепций Л.В.Щербы и Н.С.Трубецкого состоит в том, что фонема рассматривается как элемент морфемы, а не словоформы; при этом предполагается, что морфема (точнее, морф) имеет постоянный фонемный состав. Морфема может объединять несколько морфов, отличающихся своим фонемным составом, морф – это одна из разновидностей фонемного состава морфемы в определенной словоформе: например, пек - и печ - (в словоформах пеку-печешь) принадлежат одной и той же морфеме как два разных ее морфа; точно так же дом - и дом’ - (дом-домик), корм ’- и кормл ’- (кормить-кормлю), сон - и сн - (сон-сна), весн- и весен- (весна-весенний) и т.п.

Характерной особенностью концепции МФШ является безразличие к звуковой реализации фонемы: каждая фонема может быть реализована разными и непохожими друг на друга звукотипами.

 

§ 139. Одно из основных понятий МФШ – звуковое чередование. Это понятие не является базовым в других теориях, так как другие теории ориентированы на словоформу. Кардинальное различие между морфемой и словоформой с точки зрения фонологического анализа состоит в том, что словоформа является уникальной, неизменной (т.е. имеет постоянный звуковой состав – например, форма именительного падежа единственного числа голова всегда произносится как [гълавá], по крайней мере, в пределах одной языковой системы), а морфема может быть фонетически реализована по-разному в зависимости от того, в какое слово она входит (например, корень голов - может быть фонетически реализован как [гълав] голов-а, [галóф] голов-к-а, [гóлъв] голов-ы, [гълав'] голов-е, [гълъв] на голов-у и т.п.).

В концепции МФШ важная роль отводится классификации чередований. Чередования могут быть:

фонетические (автоматические);

грамматические.

Фонетические чередования всегда являются позиционными – они обусловлены фонетической позицией, т.е. положением данной фонетической единицы относительно других фонетических единиц; важнейшее свойство фонетических чередований состоит в том, что они осуществляются без исключений (во всех словоформах, где есть данная позиция) – например, звонкий шумный согласный в положении конца слова заменяется глухим ([зýбы]/[зуп]), ударное [о] в позиции после твердого согласного в первом предударном слоге заменяется на [а] ([дом]/[дамá]) и т.п.

Грамматические чередования тоже могут быть позиционными, но позиция в этом случае описывается не в фонетических, а в грамматических терминах – например, корневое [б'] заменяется на [бл'] перед окончанием 1-го лица единственного числа глаголов настоящего времени ([л'ýб'ит']/[л'убл'ý]), а не перед любым [у] (ср. [б'уст] – бюст).

В дальнейшем речь будет идти в первую очередь о фонетических чередованиях.

Различия между звуками могут быть обусловлены позицией – например, в случаях я и ты - он и ты [jа и ты] – [он ы ты]) различие между [и] и [ы] обусловлено предшествующим контекстом. Позиционно обусловленные звуковые различия не являются самостоятельными, не могут служить для различения значимых единиц (морфем), то есть два звука, которые не встречаются в одной позиции, не могут сами противопоставлять значимые единицы, следовательно, эти звуки представляют одну фонему.

Например, корень голов -, состоящий из пяти звуковых единиц, может быть фонетически реализован как [гълав] голов-а, [галоф] голов-к-а, [голъв] голов-ы, [гълъв] нá голов-у, голов-о-лом-к-а, но это не мешает нам осознавать тождество данного корня, так как эти чередования – фонетические позиционные. Первая звуковая единица в этом корне всегда представлена звуком [г]; вторая – звуками [ъ],[а],[о]; третья – [л]; четвертая - [а],[о],[ъ]; пятая – [в],[в'],[ф] (см. Таблицу 20).

 

Таблица 20. Фонетический состав коня голов - в различных словоформах.

           
голов-а [г] [ъ] [л] [а] [в]
голов-е [г] [ъ] [л] [а] [в']
голов-к-а [г] [а] [л] [о] [ф]
голов-ы [г] [о] [л] [ъ] [в]
голов-о-лом-к-а [г] [ъ] [л] [ъ] [в]
голов-ок [г] [а] [л] [о] [в]
на голов-у [г] [ъ] [л] [ъ] [в]

Ряды звуков в колонках 1-5 и есть соответствующие фонемы. Таким образом, фонема состоит из набора конкретных звуков.

С другой стороны, два разных звука в одной и той же позиции могут различать значимые единицы языка (морфемы) именно потому, что их различие не обусловлено позиционно – например, [а]-[о] в словах мат-мот или [в]-[ф] в словах сова - софа; в этом случае они являются представителями разных фонем (находятся в отношении фонологического контраста).

 

§ 140. Итак, фонема МФШ – это минимальная линейная [25] единица языка, служащая для различения и отождествления морфем и представленная в речи рядом позиционно чередующихся звуков.

В разных позициях одна и та же фонема может быть реализована разными звуками, различия между которыми позиционно обусловлены. Звуки, реализующие одну и ту же фонему, могут быть сколь угодно разными и даже представлять разные звукотипы.

Позиция, в которой данная фонема противопоставлена другим фонемам, называется сильной. В сильной позиции разные фонемы реализованы разными звуками; звук, представленный в сильной позиции, называется основным видом фонемы.

Позиция, в которой две или более фонемы не противопоставлены друг другу (совпадают в одном звуке или нейтрализуются), называется слабой (или позицией нейтрализации). Звук, в котором совпадают две или более фонемы, называется вариантом этих фонем.

Так, глухие и звонкие шумные согласные в современном русском литературном языке различаются в положении перед гласными (например, плодá-плотá) и совпадают друг с другом (в глухом варианте) на конце слова (плод = плот = [плот]). Следовательно, для противопоставления глухих/звонких согласных фонем позиция перед гласным является сильной, а позиция конца слова – слабой. С другой стороны, твердые и мягкие согласные в СРЛЯ различаются как перед гласным (например, платя-плота: [плат'á]-[платá]), так и на конце слова (например, плоть-плот: [плот']-[плот]). Следовательно, для противопоставления твердых/мягких согласных фонем и позиция перед гласным, и позиция конца слова являются сильными. Это означает, что одна и та же позиция для одной и той же фонемы может быть сильной по одному дифференциальному признаку [26] и слабой по другому - например, позиция конца слова в СРЛЯ является сильной по ДП твердость/мягкость и слабой по ДП глухость/звонкость. Таким образом, понятие сильной/слабой позиции относится не к фонемам, а к их дифференциальным признакам.

В некоторых позициях фонемы противопоставлены другим фонемам по всем своим дифференциальным признакам. Иначе говоря, в этих позициях различаются все фонемы данного класса (гласные или согласные). Позиция, в которой фонемы противопоставлены друг другу одновременно по всем ДП, называется абсолютно сильной позицией. По абсолютно сильной позиции определяется состав фонем конкретного языка – сколько звуковых единиц противопоставлено в этой позиции, столько в данном языке фонем. В русском языке такими позициями являются:

для согласных – положение перед гласным (том-дом-сом-ком-Тёма),

для гласных – позиция под ударением (дам-дом-дым-дум-денди).

 

Для фонем, у которых отсутствует тот или иной ДП[27], позиции по данному ДП не могут быть определены ни как сильные, ни как слабые. Так, для шумной фонемы <ц>[28], например, в слове цокот – в отличие от шумных фонем, парных по глухости/звонкости и твердости/мягкости, – не существует ни сильных, ни слабых позиций по этим признакам (см. Таблицу 21).

 

Таблица 21. Фонологические позиции согласных фонем в слове цокот.

  <ц> о <к> о <т>
глухость/звонкость нет   сильная   слабая
твердость/мягкость нет   сильная   сильная

 

§ 141. Те сильные и слабые позиции фонем, о которых шла речь выше, в более поздних модификациях МФШ получили название сигнификативно сильных и слабых позиций вследствие того, что в них по-разному проявляется смыслоразличительная (сигнификативная) функция фонемы: в слабых позициях смыслоразличительная способность фонем ослабляется ввиду меньшего числа дифференциальных признаков по сравнению с фонемой в сильной позиции.

Сигнификативно слабые позиции фонем возникают в результате перекрещивающихся чередований. Фонетическое чередование называется перекрещивающимся, если оно приводит к нейтрализации фонем. Так, в корнях слов пятый/пятак чередуются гласные [а] в сильной позиции ([п'áтъи9]) – [и] в слабой ([п'итак]), а в корнях слов лес-лесок чередуются гласные [е] в сильной позиции ([л'ес]) – [и] в слабой ([л'исóк]). Это чередование приводит к нейтрализации фонем <а> и <е>, которые в сильной позиции (под ударением) реализованы разными звуками (соответственно [а] и [е]), а в слабой (в первом предударном слоге) совпадают в звуке [и].

Сигнификативно сильные и слабые позиции - это позиции фонем, иначе - фонологические позиции.

Другой тип фонетических чередований, в результате которого не происходит нейтрализации фонем (и даже мены одного звукотипа на другой) называется параллельным. Например, в слове год под ударением между твердыми согласными произносится [о], а в слове годик под ударением перед мягким согласным – [о. ]; тем не менее, фонема <о> в этом случае не совпадает ни с одной другой фонемой, так как другие фонемы не могут быть в СРЛЯ реализованы звуком [о. ].

На основании параллельных чередований выделяются перцептивно сильные и слабые позиции. Позиция, в которой звук не испытывает влияния соседних звуков, называется перцептивно сильной (например, [о] в междометии О!). Позиция, в которой звук испытывает влияние соседних сегментов, называется перцептивно слабой. Перцептивно слабая позиция является следствием параллельного чередования, не приводящего к мене звукотипов и нейтрализации фонем.

Реализация фонемы в перцептивно слабой позиции называется вариацией фонемы – (например, ударный гласный в слове годик является вариацией фонемы <о>, а звук [ы] в фонетическом слове в институт [в ынс'т'итут] является вариацией фонемы <и>).

Перцептивно сильные и слабые позиции - это позиции звуков, а не фонем, иначе - фонетические позиции, поэтому они не должны рассматриваться в фонологии.

Таким образом, в разных позициях фонема МФШ может быть реализована тремя разными классами единиц – основным видом, вариантами и вариациями (см. Таблицу 22):

 

Таблица 22. Реализация фонемы в различных сигнификативных и перцептивных позициях

  сигнификативно перцептивно примеры для фонем <о> и <а>
основной вид сильная сильная [о] д о м; [а] д а м
вариация сильная слабая [о.] д о мик; [а.] д а ли
вариант слабая слабая сильная слабая [а] д а вай [а] д о ма; [а.] д о мище

 

Квалификация позиций как перцептивно сильных или слабых является не вполне определенной, так как в любом положении (кроме изолированного произнесения) любой звук испытывает влияние соседних сегментов – например, гласные становятся более передними в своей начальной части не только после мягких, но и после твердых переднеязычных согласных и т.п. Таким образом, настоящей перцептивно сильной позицией с этой точки зрения (с точки зрения наличия/отсутствия обусловленности соседними звуками) является только позиция изолированного произнесения звука, не существующая в реальной речи.

Один из аргументов в пользу разграничения перцептивно сильных и перцептивно слабых позиций апеллирует к восприятию и состоит в том, что некоторые звуки, будучи выделенными из контекста, не воспринимаются носителями русского языка как русские звуки. Так, если записать на магнитофонную ленту слова со звуком [ч'], а затем стереть часть записи, оставив только [ч'], и дать прослушать этот звук, то всеми говорящими по-русски он будет легко опознан. Если то же проделать со звуком [дƒж'], то многие его не узнают, не смогут определить, в каких словах он произносится. То же самое относится и к случаям типа пять [п'иаит']: гласный [иаи] вне контекста воспринимается как незнакомый носителю русского языка звук.

Этот аргумент, однако, означает только, что [иаи] и [дƒж'] не существуют в СРЛЯ в изолированном произнесении, то есть они являются не особыми звукотипами, а результатом коартикуляции. Но опознанию данного слова (морфемы) это не мешает, а, наоборот, способствует, так как если бы в словах пять, печь бы (пе [дƒж'] бы) произносились [а] без переходных участков и глухое [ч'], это нарушило бы восприятие и создало эффект посегментного произнесения. Обращение к звукам, вырезанным из своего звукового контекста, вряд ли можно считать обоснованным еще и потому, что в этом случае снова оказывается, что почти все они находятся в перцептивно слабой позиции. Например, если вырезать [п'] из слова пять и предъявить его вне контекста, то любой носитель русского языка будет слышать твердый [п], так как информация о его мягкости заключена в формантном переходе гласного – в этом случае придется считать, что в слове пять первый согласный находится в перцептивно слабой позиции.

Таким образом, с точки с точки зрения обусловленности соседними сегментами все позиции оказываются перцептивно слабыми, а с точки зрения восприятия все позиции являются перцептивно сильными, так как восприятие не осуществляется посегментно, и замена вариации на основной вид фонемы будет не облегчать, а затруднять восприятие.

В дальнейшем, говоря о сильных и слабых позициях, мы будем иметь в виду только сигнификативно сильные и слабые позиции (то есть, соответственно, позиции различения и нейтрализации фонем)[29].

 

§ 142. Фонемы МФШ называются по их основному виду (по звуку, представленному в сильной позиции) в пределах одного и того же морфа. Одна из основных идей МФШ состоит в том, что морфы имеют постоянный фонемный состав, поэтому мы можем определить фонемную принадлежность конкретного звука в слабой позиции, приведя его к сильной позиции в пределах той же морфемы в любой другой словоформе. Например, в слове [вадá] первый гласный представляет фонему <о>, так как в сильной позиции (под ударением) в той же морфеме звучит [о] – [вóды], а в слове [сады´] тот же гласный представляет фонему <а>, так как в сильной позиции (под ударением) звучит [а] – [сат]. В слове кошка ([кошкъ]) последний гласный является реализацией фонемы <а>, так как под ударением в той же морфеме (окончании существительного женского рода первого склонения единственного числа именительного падежа) звучит [а] – [страна], а в слове поле (им.п. ед.ч. [пол'ъ]) - реализацией фонемы <о> ([акно]).

Одна и та же фонема в зависимости от фонетической позиции (для гласных это положение по отношению к ударению и положение после твердого или мягкого согласного) может быть реализована совершенно разными звуками. Например, фонема <о> может быть реализована вариантами [а], [ы], [и], [ъ], [ь] и даже [у] (ношуа шу], женаы на], несу [н' и су], вынос [вын ъ с], вынес [вын' ь с], по углам [п у углам]); но во всех этих случаях под ударением в той же морфеме произносится [о]: носит, жёны, нёс, по носу.

 

§ 143. Есть случаи, когда невозможно однозначно определить фонемную принадлежность звука, поскольку для него не может быть сильной позиции в том же морфе. Например, всегда безударный первый гласный в слове собака может относиться как к фонеме <о>, так и к фонеме <а>, поскольку обе эти фонемы могут быть реализованы звуком [а] в этой позиции – в первом предударном слоге после твердых согласных: ср. [дом]-[дама] (<о>) и [дал]-[дала] (<а>). Этот гласный может входить в ряд позиционно чередующихся звуков в пределах одной морфемы – в нашем примере этот ряд составляют гласные [а] (собака) и [ъ] (собаковод), но в таком ряду отсутствует гласный в сильной позиции, то есть основной вид фонемы. Ряд звуков, позиционно чередующихся в пределах одной морфемы, но представленных только в слабых позициях, называется гиперфонемой. Таким образом, гласный [а] в слове собака реализует гиперфонему <о/а>[30] (так как потенциально он может входить как в ряд со звуком [а] в сильной позиции, так и в ряд со звуком [о] в сильной позиции), а гласный [и] в слове песок [п'исóк] – гиперфонему <и/е/о/а> (так как в первом предударном слоге после мягких согласных звуком [и] могут быть реализованы фонемы <и>, <е>, <о>, <а>: [п’ишу] ([п’ишът]), [ч’ишу] ([ч’ешът]), [н’ису] ([н’oс]), [в’ижу] ([в’aжът])).

Итак, в теории МФШ одна и та же фонема может быть реализована разными звуками (и разными звукотипами), а один и тот же звук (звукотип) может представлять разные фонемы.

 

§ 144. При грамматическом чередовании внутри одной и той же морфемы в тождественных фонетических позициях могут чередоваться разные фонемы, например, [п'иса´т']/[п'ишу´] (<с>/<ш>). Эти чередующиеся фонемы называются морфонемой [31], а разновидности морфемы, содержащие разные фонемы, – морфами. Разные морфы являются конкретными реализациями морфемы точно так же, как звуки являются конкретными реализациями фонемы.

 

§ 145. В концепции МФШ рассматривается только система общеупотребительных слов литературного языка. Заимствованные слова и междометия из анализа обычно исключаются, поскольку фонетика междометий и неосвоенных заимствованных слов может отличаться от фонетики общеупотребительных слов. Так, в междометиях в сильной позиции (перед гласным) встречается согласный [γ] ([oγo] - Ого!), в некоторых заимствованиях - безударное [o] ([боа]) и т.п.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.