Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и функции органов прокуратуры




Перед органами прокуратуры поставлены задачи обеспечения:

§ верховенства закона;

§ единства и укрепления законности;

§ защиты прав и свобод человека и гражданина;

§ охраны законных интересов общества и государства.

Указанные цели достигаются путем выполнения нижеперечисленных функций органов прокуратуры.

Надзор за исполнением действующих законов

Надзор осуществляется по пяти направлениям:

§ надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

§ надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (фактически это тоже надзор за соблюдением законов, регламентирующих данные права);

§ надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

§ надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (тюрем, исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебно-исправитель­ных колоний и т.п.);

§ надзор за исполнением законов судебными приставами.

Уголовное преследование

Органы прокуратуры осуществляют уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-про­цессуальным законодательством РФ.

Участие в отправлении правосудия

Несмотря на то, что сами органы прокуратуры не осуществляют правосудия, прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Рассмотрение жалоб и заявлений

Органы прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешают поступившие заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении требований закона.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Прокуроры уполномочены на координирование деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. Для этого прокурор вправе созывать координационные совещания, организовывать рабочие группы, истребовать статистическую и другую необходимую информацию, осуществлять иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ.

Участие в правотворческой деятельности

Прокурору предоставлено право внесения в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней, предложений об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Издательская деятельность

Ряд специальных юридических изданий входят в структуру органов прокуратуры. В данных изданиях рассматриваются актуальные вопросы улучшения состояния законности в Российской Федерации.

7.7. Принципы организации и деятельности
органов прокуратуры

Законность

Деятельность органов прокуратуры основана на Конституции, федеральных законах, международных договорах РФ. На прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Централизм

Органы прокуратуры РФ представляют собой единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Независимость

1. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

2. Вмешательство в осуществление прокурорского надзора законодательно запрещено. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Обязательность исполнения требований прокурора

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, обязательны для тех, кому они адресованы, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

Гласность

Прокуроры и следователи действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Неприкосновенность прокурора

Принцип неприкосновенности прокурора проявляется в особом порядке привлечения указанного должностного лица к уголовной и административной ответственности.

Тема 8

Организация выявления
и расследования преступлений

8.1. Органы, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность

Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

§ выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

§ осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

§ добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

§ установление имущества, подлежащего конфискации.

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

· органов внутренних дел Российской Федерации;

· органов Федеральной службы безопасности;

· федеральных органов государственной охраны;

· таможенных органов Российской Федерации;

· Службы внешней разведки Российской Федерации;

· Федеральной службы исполнения наказаний;

· органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

8.2. Органы дознания
и предварительного следствия

В соответствии с законодательством предварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-про­цессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

Предварительное расследование – самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела.

Задачами предварительного расследования являются:

§ быстрое и полное раскрытие преступления;

§ изобличение виновных;

§ принятие мер по обеспечению возмещения материального ущерба.

Предварительное расследование осуществляется уполномоченными на то законом органами. В зависимости от преступления предварительное расследование осуществляется либо органами предварительного следствия, либо органами дознания.

Основной формой расследования преступлений является предварительное следствие.

Предварительное следствие – это расследование, проводимое специально уполномоченными лицами – следователями, с целью решения стоящих перед ними задач по быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных, установлению других обстоятельств дела и привлечению виновных к уголовной ответственности.

Предварительное следствие осуществляется:

· следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ;

· следователями органов Федеральной службы безопасности;

· следователями органов внутренних дел РФ;

· следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Другой формой расследования преступлений является дознание. От предварительного следствия оно отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему и срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами. Дознание производится по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Дознание производится дознавателями:

§ органов внутренних дел РФ;

§ пограничных органов федеральной службы безопасности;

§ органов Федеральной службы судебных приставов;

§ таможенных органов РФ;

§ органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

§ (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

§ воинских частей, соединений, военных учреждений или гарнизонов (командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов являются органом дознания).

Возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также:

1) на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Постановления по уголовным делам следователя, органа дознания, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Надзор за законностью действий и решений органов предварительного следствия осуществляет прокуратура.

Тема 9

Органы внутренних дел Российской Федерации

Органы внутренних дел представляют собой централизованную систему, возглавляемую Министерством внутренних дел РФ.

Организация и деятельность органов внутренних дел РФ определены Конституцией РФ, федеральным законом «О милиции», другими федеральными законами, приказами и распоряжениями министра внутренних дел РФ.

Органы внутренних дел РФ являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующими основные направления деятельности органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД России.

По вопросам, отнесенным Конституцией и законодательными актами РФ к его компетенции, МВД России подчиняется Президенту РФ, а также Правительству РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.