Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностные предпосылки пивного алкоголизма




Для выявления личностных предпосылок пивного алкоголизма нами был проведен факторный анализ, с целью последующего сравнения выраженности средних значений выделенных факторов в обеих группах.

Чтобы конкретизировать личностные предпосылки пивного алкоголизма мы сделали факторный анализ только для группы 2, в которую вошли испытуемые со склонностью к пивному алкоголизму (Приложение 3.3).

В результате факторизации матрицы методом главных компонент с последующим вращением методом «варимакс» были выделены 10 факторов.

Ведущим является фактор 1 «Наличие личностных расстройств –критичность».

«+» «-»
Ипохондрия (0,842) Отвергнутость в интимных отношениях (-0,572)
Психастения (0,782) Глобальное самоотношение (-0,405)
Истерия (0,776)  
Психопатия (0,691)  
Шизоидность (0,662)  
Нереалистические ожидания (0,448)  
Социальная неприспособляемость (0,441)  

 

Данный фактор свидетельствует о том, что за употреблением пива у молодых людей может стоять наличие личностных расстройств, неспособность приспособиться к требованиям социума.

Фактор 2 «Удовлетворенность собой – неудовлетворенность собой».

«+» «-»
Шкала самоуверенности (0,779) Суицидальный риск (-0,656)
Шкала самоинтересов (0,765) Паника и беспомощность (-0,552)
Шкала самопринятия (0,675)  
Шкала аутосимпатии (0,647)  
Шкала отношения других (0,493)  

 

Данный фактор свидетельствует о том, что люди, употребляющие пиво либо уверенны в себе, принимают себя такими, какими они являются, проявляют интерес к себе и своей жизни и ожидают положительного отношения окружающих, либо им не свойственна беспомощность и неудовлетворенность своей жизнью.

Фактор 3 «Мотивы саморазвития – мотивы материалистические».

«+» «-»
Глупость (0,728) Сексуальность (-0,808)
Пагубные привычки (0,691) Семейные неурядицы (-0,773)
Отвергнутость в интимных отношениях (0,520) Стеснительность (-0,430)

 

Данный фактор свидетельствует о том, что испытуемые либо стремятся к самоутверждению, пытаются снять напряжение и избавиться от чувства стыда, либо стремятся избавиться от недостаточной привлекательности, преодолеть скромность и внутренние запреты.

Фактор 4 «Нежелание быть со всеми – стремление быть как все».

«+» «-»
Тревоги по поводу эмоциональных обязательств (0,802) Мода (-0,655)
Опасливость и пассивность (0,726) Подавленность (-0,600)
Неурядицы в обществе (0,609)  

 

Данный фактор свидетельствует о том, что испытуемые либо тревожны и пассивны по отношению к обществу и взаимодействию с ним, либо стремятся повысить свой престиж, самоутвердиться.

Фактор 5 «Импульсивность – продуктивность поведения».

«+» «-»
Агрессия (0,780) Деньги (-0,634)
Нереалистические ожидания (0,672)  

 

Данный фактор свидетельствует о том, что молодые люди либо стремятся к самосохранению, они не удовлетворены своей ролью в жизни, либо стремятся компенсировать материальным благополучием внутреннюю неполноту.

Фактор 6 «Социальная активность – социальное избегание».

«+» «-»
Конформность-доминантность(0,692) Социальная тревога (-0,531)
Шкала самоинтереса (0,682) Неурядицы в обществе (-0,447)
Айзенк агрессивность(0,672)  
Фрустрированность (0,607)  
Айзенк фрустрация (0,516)  
Недоверие окружающим (0,502)  

 

Данный фактор свидетельствует о том, что испытуемые либо склонны доминировать над окружающими, свое психическое состояние характеризуют как раздражительное, агрессивное, либо они недовольны обществом, им свойственна тревога по этому поводу.

Фактор 7 «Доверие - недоверие».

«+» «-»
Шкала самопоследовательности (0,753) Паранойяльность (-0,558)
Айзенк ригидность (0,674) Одиночество (-0,541)
Бездарность в искусстве (0,498)  
Шкала ожидаемого отношения от других (0,477)  

 

Данный фактор свидетельствует о том, что испытуемые либо стремятся сохранить привычный образ жизни, настороженно относятся ко всему новому, хотят быть интересными для окружающих, либо они подозрительны и одиноки.

Фактор 8 «Недовольство - апатия».

«+» «-»
Отчаяние (0,824) Утрата надежды (-0,512)
Айзенк тревожность (0,693)  
Обеспокоенность вопросами секса (0,683)  
Шкала ожидаемого отношения от других (0,438)  

 

Данный фактор свидетельствует о том, что испытуемые испытывают отчаяние, они тревожны, желают получить поддержку и внимание от окружающих или испытывают утрату надежды.

Фактор 9 «Осмысленность, содержательность оценок – бессодержательность оценок».

«+» «-»
Социабельность-самодостаточность (0,724) Бессодержательность пребывания наедине с собой (-0,636)
Социальная ущербность (0,530) Айзенк фрустрация (-0,487)
Соц. неприспособляемость (0,465)  

 

Он свидетельствует о том, что молодые люди, употребляющие пиво, несамостоятельны, нуждаются в групповой поддержке, одобрении, они безынициативны, чувствительны к социальной критике или разочарованны и испытывают чувство одиночества, отчаяния.

Фактор 10 «Саморазвитие - честолюбие».

«+» «-»
Шкала самоуважения (0,645) Карьера (-0,726)
Шкала самопонимания (0,590) Бездарность в искусстве (-0,419)

 

Данный фактор свидетельствует о том, что испытуемые стремятся к самоуважению, к пониманию себя, либо они честолюбивы, стремятся к материалистическим благам.

Таким образом, проведённый факторный анализ 2-й группы позволили выявить, что поведение молодых людей, имеющих признаки пивной алкоголизации, может быть обусловлено наличием у них десяти критериев оценки событий и, следовательно, реакций. По средним значениям выявляемых факторов оказалось, что у лиц с пивным алкоголизмом детерминантом поведения на первом месте является наличие личностных расстройств, на втором – удовлетворенность собой, на третьем – мотивы материалистические, на четвертом – нежелание быть со всеми, на пятом – импульсивность, на шестом – социальная активность, на седьмом – доверие, на восьмом – недовольство, на девятом – осмысленность, содержательность оценок и на десятом месте стоит саморазвитие.

Личностные корреляты пивного алкоголизма

Для обнаружения взаимосвязей и их характера между степенью выраженности пивного алкоголизма и психологическими особенностями у молодых людей был проведен корреляционный анализ (Приложение 4).

В результате корреляционного анализа была выявлена достоверная положительная связь на уровне 1% ошибки пивного алкоголизма со следующими переменными: тревожность (Айзенк), агрессивность (Айзенк), конформность – доминантность, паника и беспомощность.

То есть, можно сказать, что, чем большее влияние оказывают на молодого человека его психическое состояние, а именно, состояние тревожности и агрессивности, тем больше выявляется признаков пивного алкоголизма среди молодежи. Чаще всего у таких людей наблюдается переживание тревоги, беспокойства по незначительному поводу, неуверенность в собственных силах. Они грубы, невыдержанны, напористы, упрямы, есть трудности в работе с людьми. Они ощущают собственную беспомощность. Это подтверждает наше исследование, представленное в параграфе 2 главы 2, в том, что паника, тревожность и другие неблагоприятные состояния могут провоцировать желание изменять свое состояние благодаря пиву.

Рис. 7. Корреляционные связи пивного алкоголизма с другими переменными

 

Результаты корреляционного анализа не показали наличия явных связей пивного алкоголизма со шкалой конформность – доминантность. Однако, шкала конформность – доминантность связана со шкалой тревожность (Айзенк), которая в свою очередь связана со шкалой особенности пивного алкоголизма. Это говорит о том, что появление и развитие пивного алкоголизма не прямо, а косвенно обусловлено такими свойствами личности, как подчиняемость мнению группы, на что также было указанно в параграфе 1 главы 2.

Таким образом, результаты корреляционного анализа позволяют нам сделать вывод о том, что существуют прямые и опосредованные связей между степенью выраженности пивного алкоголизма и личностными характеристиками молодых людей.

Также было составлено регрессионное уравнение для переменной особенности пивного алкоголизма (Приложение 5).

ПА = 0,303 (Агрессия) – 0,337 (Семейные неурядицы) – 0,231 (Шкала самоуважения) + 0,087 (Глобальное самоотношение) + 0,300 (Тревоги по поводу эмоциональных обязательств) – 0,086 (Социальная неприспособляемость) + 0,001 (Ипохондрия) + 35,602

Таким образом, пивной алкоголизм прямо зависит от наличия агрессии, глобального самоотношения, тревог по поводу эмоциональных обязательств, ипохондрии и обратно зависит от наличия семейных неурядиц, самоуважения, социальной неприспособляемости.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.