Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика проведения семинарских занятий




Семинар – это форма группового обучения, заключающая в проработке и углубленном изучении тем учебного курса.

Семинары предусмотрены планами семинарских и практических занятий, в связи, с чем систематизированы, носят строгий и планомерный характер. В ходе семинарских занятий должны ставиться и решаться конкретные цели и задачи.

Основная цель семинарского занятия – это проверка и закрепление знаний, полученных в ходе лекции и самостоятельной подготовки обучающихся, формирование навыков и умений работы с научной и учебной литературой, материалами практики. Также в ходе семинарского занятия у обучающихся формируются навыки устной речи, грамотного, логичного, аргументированного изложения материала. При этом в ходе семинара целесообразно сочетать как общегрупповые, так и индивидуальные формы обучения, позволяющие учитывать при проведении занятия личные качества обучающихся. От этого будет зависеть выбор того или иного вида семинара.

Выделяют различные виды семинаров, такие как семинар – беседа (просеминар), семинар – развернутая эвристическая беседа, тематический семинар, реферативный семинар, семинар с докладом, семинар – практикум, монографический семинар, межпредметный семинар (спецсеминар), учебно – исследовательский (проблемный) семинар, семинар - диспут[2]. Вид семинара зависит от целей занятия, состава обучающихся, имеющегося методического материала.

Независимо от вида семинара, занятию должны предшествовать различные подготовительные действия, в числе которых можно выделить следующие:

1) анализ итогов ранее проведенных семинарских занятий по дисциплине, в том числе, и с учетом конкретной учебной группы и даже отдельных обучающихся, разработка мер по их совершенствованию;

2) подготовка преподавателем личного развернутого рабочего плана проведения семинарского занятия, в котором целесообразно предусмотреть следующие пункты:

а) тема, время, место (аудитория) проведения занятия;

б) цели и задачи проведения семинарского занятия;

г) вид семинара;

д) вопросы, подлежащие рассмотрению. Вопросы необходимо составить таким образом, чтобы они не были слишком объемными для ответа одного обучающегося, а также слишком краткими. Также целесообразно заранее предусмотреть и дополнительные вопросы.

е) техническое и дидактическое обеспечение занятия (слайды, схемы, учебники, пособия, видеофрагменты и т.д.);

ж) распределение времени, необходимого для вступительного слова преподавателя, ответов обучающихся, подведения итогов.

Кроме подготовки самого преподавателя к занятию, необходимо также подготовить к семинару и учебную группу. Это будет заключаться в обозначении в ходе лекции вопросов, подлежащих рассмотрению на семинаре, помощи в подборе научной и учебной литературы, проведении консультаций для курсантов и слушателей, подготовке методических рекомендаций для самостоятельной работы обучающихся и тем для докладов и рефератов.

Тщательная подготовка к проведению семинарского занятия, во многом, будет способствовать его успешному проведению и достижению всех намеченных целей.

Наиболее целесообразна следующая структура семинарского занятия:

1. Вступительное слово.

2. Рассмотрение вопросов, выносимых на семинар.

3. Подведение итогов занятия.

Семинарское занятие начинается со вступительного слова, где определяются тема занятия, ее актуальность. При изучении дисциплин, преподаваемых на кафедре криминалистики и судебной экспертизы изучаются не только общеюридические и теоретические, но и вопросы чисто практической направленности, поэтому, также определяется актуальность изучаемой темы и для будущей профессиональной деятельности обучающихся. Затем определяются цели и задачи занятия, связь с другими темами и другими науками, вопросы, подлежащие рассмотрению. Порядок их рассмотрения будет зависеть, в том числе, и от вида семинарского занятия.

В начале семинара также необходимо проверить готовность группы к занятию: наличие учебников, конспектов лекций, практикумов, задачников, нормативной литературы и т.д.

В ходе проведения семинара необходимо на протяжении всего занятия поддерживать интерес аудитории к рассматриваемой теме, чему будут способствовать примеры из практики и развиваемые дискуссии. Так, например, криминалистика, судебная медицина, судебная бухгалтерия, являясь науками, обеспечивающими деятельность правоприменительных органов, как ни какие другие учебные дисциплины, богаты примерами из практики. И преподаватели нередко используют такой прием активизации внимания, как приведение примера. При этом примеры из практической деятельности не должны быть затянутыми и уводить от рассматриваемой темы, они должны не доминировать, а лишь дополнять теоретический материал. Как верно отмечает С.Н. Тихомиров, «активизация, то есть продуктивная коллективная деятельность, активное участие каждого слушателя в работе семинара – залог успеха в подготовке квалифицированных специалистов»[3].

Несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, семинар является сложным в организационном плане видом занятия, так как необходимо вовлечь в рассмотрение темы всю аудиторию, активизировать их мыслительный процесс, развить дискуссию. Достижение такой атмосферы на семинаре зависит не только от подготовленности преподавателя к занятию, но и от его личных качеств, таких как активность, темперамент, творческий подход к проведению занятия.

Когда в ходе семинара возникает дискуссия, целесообразно участие в ней всего коллектива. Дискуссия ведется с соблюдением следующих требований[4]:

1) принципиальность, умение спорить по существу, а не из-за пустяков, избегать оскорбительных реплик, замечаний;

2) уважение к точке зрения оппонента, стремление понять ее, прежде чем критиковать;

3) проявление выдержки и умение понять содержательность задаваемого вопроса, что позволяет преподавателю тщательно и здраво взвесить чужую мысль, сформулировать собственную;

4) стремление установить истину, а не только показать свою эрудицию и красноречие;

5) скромность и самокритичность, умение с достоинством признать свое поражение, необоснованность своих доводов и умение своевременно уклониться от полемики, пока не продуманы новые убедительные аргументы.

По ходу дискуссии преподаватель может делать отдельные замечания, направлять ход дискуссии в правильное русло, комментировать отдельные ответы курсантов и слушателей, делать акценты на основных моментах, фиксировать полярные точки зрения, чтобы затем по каждой из них прийти к какому – либо выводу и принять окончательное решение. Такие действия преподавателя не должны перейти в диалог между ним и отвечающим, а должны оставаться предметом дискуссии всей учебной группы.

Учитывая, что криминалистика, судебная бухгалтерия, судебная медицина – науки динамично развивающиеся, отражающие как развитие теоретических аспектов, так и состояние практики, то ответы курсантов и слушателей могут быть неоднозначными, особенно в части, касающейся каких-либо рекомендаций. В этом случае не стоит прерывать отвечающего, целесообразно дать ему ответить и дополнительными вопросами помочь достичь ему правильного и наиболее тактически верного решения.

Каждый ответ курсанта или слушателя должен быть прокомментирован преподавателем с точки зрения уровня подготовки, полноты и достаточности освещения вопроса. В случае если вопрос не раскрыт полностью, нужно дать возможность дополнить ответ отвечающего другому курсанту или слушателю, а лишь затем прокомментировать ответ самому преподавателю. Процесс обучения должен быть направлен, в первую очередь, на активность при ответе самими слушателями и курсантами, а не заключаться в пассивном прослушивании раскрытии вопроса преподавателем.

При проведении семинара можно предусмотреть подготовку докладов и рефератов обучающимися. Это ориентирует курсантов и слушателей на самостоятельную и творческую работу. Тема такой работы должна быть в рамках семинарского занятия и по вопросам, не рассмотренным на лекции или данным для самостоятельной подготовки. В таком случае подготовка реферата или доклада сведется к письменному ответу на заранее поставленный вопрос. При подготовке докладов и рефератов преподаватель должен помочь обучающемуся в направлении исследования, выборе темы, позволяющей углубить знания, подборе научной и учебной литературы. На семинаре, после доклада курсанта и слушателя, эту работу необходимо оценить, возможна постановка вопросов докладчику, как самим преподавателем, так и аудиторией. Некоторые аспекты доклада, спорные или наиболее актуальные, целесообразно прокомментировать преподавателю. В качестве докладчиков могут также выступать сотрудники органов внутренних дел. Время доклада должно быть ограничено – 15-20 минут. При этом отметим, что докладчику целесообразно выступать перед аудиторией, а не с места, что будет способствовать развитию навыков публичного выступления и привлекать внимание к оратору.

Семинарское занятие по рассматриваемым дисциплинам может содержать элементы практического обучения, например, решение задачи, проблемной ситуации, демонстрация действий, использование материалов архивных уголовных дел, процессуальных, бухгалтерских бланков, медицинских документов и т.д.

Одной из важных задач при проведении семинарских занятий по дисциплинам, преподаваемым на кафедре криминалистики и судебной экспертизы, является привитие курсантам и слушателям культуры поведения при осуществлении будущих профессиональных обязанностей, например, при производстве следственных действий.

Вопросам культуры в работе правоохранительных органов уделялось и уделяется постоянное внимание. В связи с этим основные нормы по культуре профессиональной деятельности должны прививаться курсантам и слушателям как будущим практическим работникам правоохранительных органов еще в процессе обучения в высших образовательных учреждениях при изучении различных дисциплин, к числу которых относятся и «Криминалистика», «Судебная бухгалтерия», «Судебная медицина и судебная психиатрия».

В ходе семинарских занятий у обучающихся не только происходит закрепление теоретического материала, но и вырабатываются навыки культуры речи, которые в дальнейшем проявятся в практической деятельности курсантов и слушателей при общении с людьми, составлении процессуальных и иных документов.

В конце семинара нужно подвести итоги занятия, огласить выставленные оценки. Необходимо уделить внимание наиболее сильным и подготовленным ответам курсантов и слушателей. Отмечая слабые ответы надо обязательно прокомментировать, на что обучающемуся при дальнейшей подготовке нужно обратить внимание.

Также обучающимся оглашается тема, подлежащая рассмотрению на следующем занятии, предлагается научная и учебная литература по теме.

В конце занятия целесообразно оставить 3-5 минут для вопросов курсантов и слушателей.

Таким образом, семинар – это сложная, но вместе очень эффективная форма группового обучения, основа которой – тесный контакт преподавателя и обучающихся. Разнообразие видов семинарских занятий позволяет сочетать творческий подход к преподаванию дисциплины и различные способы проверки знаний курсантов и слушателей, чем достигаются поставленные в начале занятии цели.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.