Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика проведения практических занятий




Практические занятия по дисциплинам, преподаваемым на кафедре криминалистики и судебной экспертизы, являются основным видом учебных занятий, в форме которых осуществляется учебная работа на кафедре. Как правило, практическое занятие проводится после прочтения лекции, проведения семинарского занятия и самоподготовки, на которых изучены основные теоретические вопросы темы. Поэтому практическое занятие проводится с целью приобретения, отработки и закрепления умений и навыков применения теоретических знаний для решения практических задач.

Главным содержанием этого вида учебных занятий является работа каждого обучаемого по овладению практическими умениями и навыками профессиональной деятельности путем решения ситуативных задач, составления служебных и процессуальных документов, отработки алгоритмов деятельности в типичных и нестандартных ситуациях, тактических приемов, навыков использования и применения специальной, криминалистической и других видов техники. Практические занятия могут проводиться методом тренировок, главным их содержанием является практическая работа каждого обучаемого.

Условиями достижения целей практических занятий будут являться детальная методическая и материально-техническая подготовленность преподавателя к их проведению. Кроме того, их проведение в разумных пределах должно быть приближенно к реальным условиям практической деятельности сотрудников органов внутренних дел. В связи с этим практические занятия могут проводиться как в учебных аудиториях, так и на полигонах.

При проведении практических занятий допускается деление учебной группы на две подгруппы численностью не менее 8 человек или проведение занятий двумя преподавателями. При этом характер обучения предусматривает выполнение практических заданий в групповой и индивидуальной форме. В случае необходимости преподаватель должен уделить внимание каждому обучаемому, оказать ему методическую и техническую помощь в овладении новыми умениями и навыками.

Обучаемые должны знать о теме предстоящего практического занятия и подготовиться к нему. Такая подготовка тем более необходима, если в лекциях вопросы данного занятия не освещались. Во всех случаях при подготовке к практическим занятиям обучаемым необходимо:

1. Ознакомиться с планом занятия. С этой целью на кафедре разрабатываются планы семинарских и практических занятий, которые рассматриваются на заседании предметно-методической секции, затем обсуждаются и одобряются на заседании кафедры. При этом содержание практических занятий должно строиться, как правило, по следующей схеме: номер и название темы; вид занятия с указанием времени, отведенного тематическим планом; цель занятия; перечень вопросов темы, подлежащих рассмотрению; практические задания; отчет по заданиям; вопросы и (или) задания для самостоятельной работы; вопросы для самоконтроля и (или) тесты; рекомендуемая основная и дополнительная литература; материально-технические средства, используемые при изучении темы; методические указания при изучении темы (по необходимости); методические рекомендации преподавателю (если они требуются по характеру темы).

2. Повторить конспект лекции.

3. Изучить рекомендуемую литературу по теме, нормативные правовые акты и законспектировать основные, наиболее важные сведения в рабочую тетрадь.

4. Подготовиться к ответам на вопросы темы и (или) самостоятельно выполнить задания.

Методы проведения практических занятий весьма разнообразны. Однако они должны предусматривать решение конкретных заданий под руководством и контролем преподавателя и включать в себя, по возможности, элементы проблемного обучения. В числе таких методов необходимо выделить:

- упражнения по отработке отдельных действий по применению технико-криминалистических средств и методов;

- упражнения по составлению документов: фрагментов протоколов следственных действий, аналитических справок, розыскных ориентировок, фрагментов постановлений о назначении экспертиз, бухгалтерских документов и т.д.;

- решение аналитических задач в традиционной форме или с помощью ЭВМ.

Упражнение предполагает многократное сознательное повторение определенных приемов и действий, желательно с постоянным усложнением условий их выполнения, с целью формирования и укрепления у обучаемых соответствующих умений и навыков. При этом преподаватель рассказывает и показывает различные методы и приемы, например, обнаружения, фиксации и изъятия следов пальцев рук, с тем, чтобы вслед за ним все эти методы и приемы повторяли обучаемые, приобретая, тем самым, практические навыки.

Под задачей понимается задание для самостоятельного исполнения тех или иных действий с целью формирования умений анализировать ситуацию и принимать правильное решение под контролем и с последующим отчетом перед преподавателем. В условиях аудитории достаточно эффективны ситуационные задачи, задачи в форме критики выполненных следователем действий и составленных им протоколов. Для каждой задачи фабула может быть своя или сквозная.

В настоящее время подобные задачи могут решаться с помощь обучающих компьютерных программ. В данном случае занятия проходят в специально оборудованных межкафедральных компьютерных классах. Дополнительной целью такого занятия является выработка у обучаемых умений и навыков работы с электронно-вычислительной техникой.

Наряду с перечисленными широко применяется метод деловой (ролевой) игры, который направлен на воспроизведение (моделирование) содержания профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Основная цель деловой игры – научить будущих специалистов принимать приобретенные знания, умения, навыки в обстановке, максимально приближенной к действительности. Поэтому деловая игра представляет собой моделирование и разыгрывание той или иной проблемной ситуации, в ходе разрешения которой обучаемые должны выработать определенные решения, включившись в выбранную каждым из них социальную (игровую) роль.

Еще одним активным методом обучения, используемым на практических занятиях, является демонстрация учебных видеофильмов. Выделяют три вида видеофильмов, которые обеспечивают: 1) иллюстративность и наглядность; 2) эффективность подготовки обучаемых к практическим занятиям в виде деловых игр; 3) использование в ходе занятия активных методов обучения. Последние либо разрабатываются по специальным сценариям, предусматривающим отдельные ошибки, которые при анализе должны найти обучаемые, либо содержат негативный опыт деятельности правоохранительных органов.

Перечисленные методы могут быть использованы как самостоятельно, так и в качестве составной части друг друга. Поэтому подобное разграничение методов обучения не всегда имеет отчетливый характер, но в целом оно выдержано и с методической стороны оправдано.

Для материально-технического обеспечения выполнения практических заданий готовятся технические и наглядные средства обучения:

- реальные объекты и раздаточные материалы (задачи, протоколы следственных действий, образцы процессуальных документов, учебные уголовные дела и т.п.);

- наборы технико-криминалистических средств для обнаружения, фиксации и изъятия следов;

- криминалистические полигоны;

- межкафедральные компьютерные классы;

- учебные пособия и справочные материалы, изданные в МВД и других ведомствах, подготовленные кафедрой;

- электронные учебники;

- альбомы, плакаты, демонстрационные стенды и т.п.;

- учебные видеофильмы;

- мультимедийные слайды;

- электронные доски.

Практическое занятие рационально делить на вводную, основную и заключительную части.

Во вводной части преподаватель принимает доклад командира группы, проверяет наличие обучаемых и всех необходимых материалов, полученных дежурными в комнате раздаточных материалов и учебно-методическом кабинете кафедры и библиотеке, произносит вступительное слово.

Основная часть обычно включает актуализацию опорных знаний и выполнение практического задания. Актуализация опорных знаний может осуществляться путем ответа на вопросы или тестами текущего контроля. Это позволяет определить степень готовности группы к занятию и способствует вырабатыванию у обучаемых навыков сжатого и логичного изложения мыслей. Затем обучаемые под руководством преподавателя выполняют практические задания и готовят отчет о его выполнении. По усмотрению преподавателя и в зависимости от характера практического задания отчет может быть устным или письменным.

В заключительной части преподаватель подводит итоги проделанной работы, оценивает участие в ней обучаемых, объявляет оценки по ответам на вопросы и по результатам выполнения практических заданий, дает задание для самостоятельной работы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.