Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совершенная конкуренция и монополия как структуры рынка




ПРЕДПОСЫЛКИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны в разных рыночных структурах. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности. Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, называют рыночной структурой [1]. Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль, доступность информации.

Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентоспособности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

Рассмотрим подробнее совершенную конкуренцию и монополию.

Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке [2].

Рынок совершенной (свободной) конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Доля каждого производителя на рынке настолько мала, что они не могут влиять на рыночную цену товара, и вынуждены «соглашаться с ценой».

На практике совершенная конкуренция в чистом виде – явление редкое. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса и предложения. [3]

Что касается монополии, то она, как рыночная структура, предполагает, что в отрасли действует один производитель, который полностью или более чем на 50% может ее контролировать. Это позволяет монополисту устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара.

Таким образом, монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции.

Согласно закону Украины «О естественных монополиях» [4]: монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является более эффективным при условии отсутствия конкуренции вследствие технологических особенностей производства, а товары (услуги), которые производятся субъектами монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами), в связи с чем спрос на этом товарном рынке меньше зависит от изменения цен на эти товары (услуги),чем спрос на другие товары (услуги).

Монополия имеет следующие основные признаки [5]:

1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров (крупные размеры предприятия, система лицензий, монопольное право, нечестная конкуренция, неполная информация об рынке).

Существует три вида монополии: открытая, закрытая, естественная:

Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. [6]

Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. [7] В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства.

Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация в значительной степени условна.

Фирма – монополист имеет возможность получать высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. Однако барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на рынок. Рассмотрим эти барьеры [8]:

1. Эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства, в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.

2. Исключительные права от правительства (статус единственного продавца): электроэнергетика, водоснабжение, канализация.

3. Патенты и авторские права – для поощрения фирм или отдельных авторов. Такие исключительные права предоставляются правительством на несколько лет, поэтому в данном случае речь может идти о временной монополии.

4. Собственность на ресурс. Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта.

Итак, и совершенная конкуренция, и чистая монополия являются крайностями, которые на практике встречаются редко. Однако им уделяется много внимания так, как рынок совершенной конкуренции и монополизированный рынок являются своеобразным эталоном, с которым сравнивают все другие формы рынков.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.