Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности политики регулирования монополий и защиты конкуренции в Украине




МИРОВОЙ ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ КОНКУРЕНЦИИ

Рыночная конкуренция вошла в нашу жизнь сравнительно недавно, вместе с демократическими выборами, свободой слова и независимостью Украины. В обществе сегодня существует понимание того, что необходимо развивать и защищать добросовестную конкуренцию, которая обеспечивает эффективное распределение и использование ресурсов, научно-технический и экономический прогресс и, в конечном счете, благосостояние граждан. [16]

Становление рыночной экономики в Украине и производительных сил, углубление отраслевого и территориального разделения, качественные изменения в общественном сознании, постепенный переход к построению цивилизованной экономической системы в стране вызывают развитие антимонопольно-конкурентного законодательства и права [17]. Вместе с тем, несмотря на то внимание, которое уделяется вопросам формирования и развития такого законодательства, почти отсутствуют теоретические разработки этих вопросов. Но общеизвестно, что эффективность законодательства достигается только при максимальной обработанности и взаимосогласованности регулирующего правового механизма, который реализуется через нормы антимонопольно-конкурентного законодательства.

Низкая конкурентоспособность Украины является следствием экономической политики периода преобразований. Имея ценные ресурсы (прежде всего человеческо-культурный и научно-технический потенциалы нации), мы не сумели сохранить и приумножить свои конкурентные преимущества. Для улучшения ситуации, которая касается именно конкурентоспособности отечественного производства, необходимо участие Украины в работе международных региональных организаций по сертификации.

Проблема конкурентоспособности касается каждой составляющей экономики. Украина занимает 72 место из 134 стран в рейтинге «Индекс глобальной конкурентоспособности». Согласно отчету, Украина разместилась в рейтинге между развивающимися странами, – Марокко и Филиппинами, опередив большинство стран Африки и Латинской Америки. Вместе с тем она существенно отстает от стран ЕС-15 (старые члены ЕС), а среди стран СНГ по конкурентоспособности экономики занимает 4 место, уступая России, Казахстану и Азербайджану.

Среди регионов наиболее конкурентоспособным оказался Киев. Занимая 63 место среди 149 стран и анализируемых областей Украины (134 страны и 15 регионов Украины), он уступает в рейтинге Хорватии и Венгрии, но в то же время опережает Турцию и Бразилию.

В наше время широкое значение приобрели незаконный монополизм и недобросовестная конкуренция. Поэтому перед государством стоит нелегкая задача – обеспечение адекватной политики по регулированию монополий и защиты конкуренции.

Монополии подавляют конкуренцию – важную движущую силу экономического прогресса. Поэтому П. Самуэльсон называет монополию экономическим злом [17].

Собственно говоря, монопольная власть – это потенциально очень опасное явление. Отсутствие контроля за монополистами опасно не только для населения, на которое в результате не считаются, но и для существования государства вообще, поскольку создает питательную среду для коррупции и манипулирования политической властью.

Украинское антимонопольное законодательство начало формироваться при сильных монополиях и рыночных отношениях, которые только складываются. Поэтому создание конкурентной среды невозможно без проявления политической воли.

Существуют две формы борьбы с монополиями: предупреждение создания монополий и ограничение использования монопольной власти. Антимонопольный комитет Украины совместно с Институтом экономики и прогнозирования НАН Украины подготовил аналитический доклад «Конкуренция в Украине», в котором проанализировано состояние, тенденции и проблемы развития конкуренции. Результаты свидетельствуют, что сейчас в Украине не более 50% товаров и услуг производится в условиях значительной конкуренции, примерно 10% – при отсутствии или практического отсутствия конкуренции, последние (около 35-40%) – в условиях умеренной конкуренции.

Проанализировав мировой опыт и ситуацию в нашей стране, Антимонопольный комитет с участием зарубежных экспертов еще в 2002 г. подготовил проект Закона Украины «О государственной помощи». Но, как всегда, сопротивление чиновников был отчаянным – согласование законопроекта с ведомствами тянулось почти два года.

Однако нельзя забывать о еще одной угрозе для конкуренции – естественные монополии, ведь отсутствие строгого контроля и регулирования их деятельности может дорого стоить. Естественные монополии действуют в сфере электроэнергетики, в нефтегазовой отрасли, в сфере транспорта, связи в жилищно-коммунальной сфере. Контролирующие функции за соблюдением антимонопольного законодательства в этих сферах осуществляет Антимонопольный комитет Украины. Регулирующие функции в энергетике (электроэнергетика, нефть, газ) выполняет Национальная комиссия регулирования электроэнергетики. Что касается сферы транспорта, связи, жилищно-коммунальных услуг, то регулирование фактически нет, поскольку нет соответствующих органов.

Для решения проблем, связанных с деятельностью естественных монополий, специалистами разработан проект Конкурентного процессуального кодекса Украины. Этот документ состоит из 225 статей и четко регламентирует процессуальную деятельность Антимонопольного комитета Украины. Главной задачей кодекса является адаптация конкурентного законодательства Украины к нормам и требованиям Европейского Союза. К сожалению, этот кодекс не набрал достаточного количества голосов на заседании ВРУ, и не был принят.

Также нельзя упустить вопросы евроинтеграции. Приток иностранных товаров ограничивает возможности производителей монополизировать рынки и завышать цены. В то же время действия иностранных фирм негативно влияют на внутреннюю конкуренцию, поскольку отечественным товарам и услугам чрезвычайно трудно с ними тягаться. Понятно, что с этой проблемой бороться гораздо сложнее, поскольку встает вопрос разработки национальной концепции

обеспечения конкурентоспособности Украины на мировом рынке.

Довольно много в Украине монополий, созданных искусственно и экономически нецелесообразных для общества. Это и крупные компании в сфере нефти и газа, атомной энергетики, производства сельхозпродукции, почтовое обслуживание. Это и меньшие структуры, такие, например, как ЖЭКи. Деятельность таких компаний практически не регулируется, что позволяет им игнорировать интересы потребителя. Конечно же, рано или поздно эти компании должны быть демонополизирована, но это процесс небыстрый и достаточно трудоемкий.

Первоочередной задачей стратегии обеспечения конкурентоспособности экономики является повышение уровня производительности труда и приближение его к уровню высокоразвитых стран мира, создание эффективной системы функционирования экономики Украины и ее субъектов, которая была бы способна в условиях жесткой конкуренции обеспечить стабильное развитие и рост, сформировать стабильную конкурентную среду по международным нормам и стандартам, которая побуждает к производительности конкуренции на глобальном уровне и предоставляет возможности для эффективной конкурентной поведения отечественных субъектов хозяйствования.

Рассмотрим одно из недавних дел Антимонопольного комитета. [18]

Во время участия в процедуре открытых торгов на закупку услуг ремонта, модернизации и обслуживания компьютерной техники, которую проводила Житомирская дирекция УГППС, «Укрпочта», ООО «Сервис-Центр» и ООО «Еконд» согласовывали свое поведение, что привело к искажению результатов конкурсных торгов. Такой вывод подтверждается, в частности, одинаковыми особенностями в оформлении тендерной документации предприятий. Кроме того, на компьютерной технике ООО «Еконд» во время проведения проверки выявлено отсутствие каких-либо документов, которые готовились обществом для участия в процедуре конкурсных торгов. Выявлены при рассмотрении дела факты свидетельствуют, что ООО «Еконд» в процедуре закупки выполняло техническую роль и не пыталось конкурировать с ООО «Сервис-центр». Нарушители были оштрафованы на общую сумму в размере 112,3 тыс. грн. Нарушение прекращено.

Как можно увидеть, никаких серьёзных мер предпринято не было, так как возможности Антимонопольного комитета сегодня весьма ограничены. Причина в том, что он не является независимой структурой, как это практикуется в цивилизованных западных странах и в условиях отсутствия регулирующих органов в сфере транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства сфера регулирования Антимонопольного комитета слишком широка для того, чтобы «охватить ее» имеющимися человеческими ресурсами. Поэтому многочисленные конфликты, существующие в сфере деятельности монополий, очевидно, в дальнейшем будут углубляться.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.