Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реальностная терапия У.Глассера




Техники

Сократовский диалог. Серией вопросов клиента побуждают к проверке своих автоматических мыслей, поиску альтернативного объяснения событиям. Пример: «А что еще могло заставить его так действовать?», «Как можно по-другому это объяснить?»

Фиксация когнитивных ошибок. После знакомства клиента с типичными когнитивными ошибками ему помогают обнаружить их признаки в автоматических суждениях.

Декатастрофизация. Проверяются предположения клиента о том, что «если это произойдет, он этого просто не переживет».

Реатрибуция. Проверяются предположения клиента о том, кто (или что) в действительности несет ответственность за те или иные события.

Децентрация. Клиенту показывают, что далеко не всегда он является центром внимания и что другие люди довольно быстро забывают события, которые ему самому кажутся принципиально важными, постыдными или сильно задевающими других.

Переформулирование и фиксация рациональных реакций. Научив клиентов формулировать более рациональные и адаптивные реакции, им предлагается фиксировать новые формулировки в специальных дневниках, закрепляя эту привычку.

Иманжинация. Клиентам предлагается в воображении проверить свои предположения, например, представив, что произойдет в результате тех или иных событий.

Реальностная терапия исходит из того. Что начальное поведение клиента неадекватно, нереалистично и безответственно. И именно поведение становится предметом анализа и коррекции.

Центральным понятием в данном подходе является чувство реальности, при этом игнорируются понятия, связанные с объяснением причин расхождения между планами человека, касающихся его поступков и их реализации («защитные механизмы», «неосознаваемые влечения» и т.д

Во главе этого подхода стоит побуждение клиента брать на себя ответственность и добиваться поставленных целей, если они реальны.

Основные положения теории Глассера: личность сама выбирает свою позицию – жертвы или деятеля; сама выбирает себе желаемый мир и желаемое поведение и осуществляет контроль над ними.

Цели коррекции. Общая цель коррекции – активизация у клиента «чувства реальности» и помощь ему в преодолении разрыва между его планами и их осуществлением в реальной жизни.

Позиция психолога. Позиция психолога определяется как близкая к позиции учителя. А отсюда требования к профессиональным качествам: седативность, эмпатичность, способность быть требовательным, последовательным и служить моделью поведения.

Требования и ожидания от клиента. Считается, что клиент желает добиться удовлетворения основных потребностей, но использует при этом неадекватные способы поведения. Поэтому центральным моментом коррекции выступает обеспечение принятия клиентом ответственности за свое поведение.

У. Глассер выделяет семь шагов совместной с клиентом работы, которая в совокупности обеспечивает достижение психопедагогических целей.

1. Установление отношений с клиентом: подружиться, уметь выслушать, проявить искреннюю заботу, готовность принимать клиента таким, какой он есть.

2. Забыть о прошлом клиента и основное внимание уделить текущему поведению.

3. Поощрять клиента к оцениванию своего поведения; помочь ему выяснить, что помогает и что мешает клиенту в том, что он делает.

4. Помочь клиенту в поиске альтернативных способов действий и выработке плана. План должен быть ясен, прост, конкретен: что будет делать клиент. Где, когда, как, зачем.

5. Клиент должен взять на себя обязательство о выполнении плана, который должен быть реалистичным.

6. Отказ принятия извинений.

7. Быть жестким с клиентом, но, отказываясь от применения наказаний, не отказываться от работы с клиентом, даже если у клиента возможны срывы.

Эти семь этапов работы являются способом реализации основных целей коррекции: развития ответственности, самоконтроля и позитивного поведения.

Первоначально техника использовалась для работы с трудными подростками. Более широкое применение данная техника нашла в работе с заключенными, с военными, там, где необходимо краткосрочное психологическое вмешательство.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.