Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Картина последняя




 

Белая комната. Арки, толстые стены. Справа и слева белые скамьи. В глубине большая белая арка и такого же цвета степа. Блестящий белый пол. В этой с виду простой комнате есть что-то от монументальной церковной архитектуры. Нет ни серого цвета, ни тени, ничто не создает перспективы. Две Д е в у ш к и в темно-синих платьях разматывают красный клубок.

 

Д е в о ч к а (нараспев).

скажи мне, ты была на свадьбе?

П е р в а я д е в у ш к а.

Я? Нет.

Д е в о ч к а.

Я тоже не ходила.

Что там могло случиться

средь виноградных лоз?

Что там могло случиться

в оливковых ветвях?

Что там случилось, почему с нее

никто не возвращается? А ты

была на свадьбе?

В т о р а я д е в у ш к а.

Нет же, мы сказали.

Д е в о ч к а (отходит от нее).

Я тоже не была у них на свадьбе.

В т о р а я д е в у ш к а.

Клубочек, клубочек,

о чем ты поешь?

П е р в а я д е в у ш к а.

Тут рана из воска,

на миртах - печаль.

Спать утром, а ночью

очей не смыкать.

Д е в о ч к а (в дверях).

Запуталась нитка

в ребристых камнях,

но горы помогут

ей дальше бежать.

И вот убегает,

проворно бежит

и вот добежала

проворно до них.

Вот нож положила

и хлеб отняла.

(Уходит.)

П е р в а я д е в у ш к а.

Любовник безмолвен,

весь алый - жених.

На береге мертвых

я видела их.

 

На время перестают разматывать клубок и смотрят на него.

 

Д е в о ч к а (появляется в дверях).

Бежит, убегает,

проворно бежит.

До нас добежала

проворная нить.

Уж слышу я: близятся

чьи-то шаги.

Недвижно застыли

покрытые илом

тела молодые -

друзья и враги.

(Уходит.)

 

Входят Ж е н а и Т е щ а Л е о н а р д о. Они в печали.

 

П е р в а я д е в у ш к а.

Они уж близко?

Т е щ а (резко).

Мы не знаем.

В т о р а я д е в у ш к а.

Что вы расскажете о свадьбе?

П е р в а я д е в у ш к а.

Скажи мне.

Т е щ а (сухо).

Ничего.

Ж е н а.

Туда

я возвращусь и все узнаю.

Т е щ а (твердо).

Иди к себе домой. Мужайся:

отныне будешь одиноко

жить в этом доме, в нем стареть

и плакать. Только дверь, запомни,

уж в нем не будет открываться.

Он мертв иль жив, но эти окна

мы все забьем. Дожди и ночи

пускай свои роняют слезы

на горечь трав.

Ж е н а.

Но что случилось?

Т е щ а.

К чему нам знать? Свое лицо

закрой ты покрывалом. Дети

твои с тобой. Ни слова больше.

Из пепла крест сложи скорее

ты на его подушке.

 

Уходят.

 

Н и щ е н к а (у дверей).

Дочки,

подайте хлеба.

Д е в о ч к а.

Уходи!

 

Девушки образуют группу.

 

Н и щ е н к а.

А почему?

Д е в о ч к а.

Ты очень стонешь.

В т о р а я д е в у ш к а.

Нельзя так, девочка!

Н и щ е н к а.

Не лучше ль

мне попросить твои глаза?

За мною птиц несется туча,

ты хочешь птицу?

Д е в о ч к а.

Убежать

я от тебя хочу далеко!

В т о р а я д е в у ш к а (Нищенке).

Ты не сердись.

П е р в а я д е в у ш к а.

Скажи, ты к нам

шла вдоль ручья?

Н и щ е н к а.

Оттуда

я пришла.

П е р в а я д е в у ш к а (робко).

Могу тебя спросить я?

Н и щ е н к а.

Я их видела. Здесь скоро

будут оба - два потока.

Час прошел - они застыли

меж больших камней. Два мужа

спят у ног коня недвижно.

Мертвы оба. Ночь сияет

красотой.

(В восторге.)

Они убиты!

Да, убиты!

П е р в а я д е в у ш к а.

Замолчи,

замолчи, старуха!

Н и щ е н к а.

Вижу:

их глаза цветам подобны,

но цветы мертвы; их зубы

двум горстям подобны снега

затвердевшего; упали

вместе, оба, а невеста

возвращается: алеют

кровью волосы и платье.

Так все было. Так, как должно.

Грязный ил лежал на чистом

золотом цветке.

(Уходит.)

 

Д е в у ш к и наклоняют головы и, двигаясь ритмично, уходят.

 

П е р в а я д е в у ш к а.

На чистый

золотой цветок...

В т о р а я д е в у ш к а.

Ложится грязный ил.

Д е в о ч к а.

Они на чистых

золотых цветах несут их,

мертвых Ж е н и хов. Смотрите:

смугл один из них и так же

смугл другой. Над ними вьется

соловей с тоскливой песней.

(Уходит.)

 

Сцена некоторое время пуста. Затем входит М а т ь и плачущая С о с е д к а.

 

М а т ь. Перестань.

С о с е д к а. Не могу.

М а т ь. Перестань, говорю. (Подходит к двери.) Здесь никого нет?

(Прикладывает руки ко лбу.) Мой сын ответил бы мне. Но сын мой теперь лишь

ветка с сухими цветами. Невнятный голос, долетающий из-за гор. (Соседке, в

ярости.) Да перестанешь ты? Я не хочу, чтобы плакали в этом доме. Ваши слезы

текут из глаз, а мои слезы, когда я останусь одна, прихлынут к глазам из

ступней, и они будут горячее крови.

С о с е д к а. Идем ко мне, не оставайся здесь.

М а т ь. Нет, я хочу быть здесь, здесь. Я буду спокойна. Все умерли. В

полночь я буду спать, буду спать, не боясь ни пистолета, ни ножа. Другие

матери выглянут в окно, и дождь станет сечь им лицо, а они все будут

смотреть, не идут ли сыновья. Я - нет. Сон мой обернется холодной голубкой

из слоновой кости, и она осыплет склеп камелиями из инея. Но нет, не склеп,

не склеп. Сама земля приютила их и убаюкала на своем ложе.

 

Входит Ж е н щ и н а в ч е р н о м, она проходит направо и преклоняет колени.

 

М а т ь (Соседке). Отними руки от лица. Впереди страшные дни. Я никого не

хочу видеть. Земля и я. Мой плач и я. И эти четыре стены. Ах! Ах! (Садится в

изнеможении.)

С о с е д к а. Пожалей себя.

М а т ь (откидывает волосы назад). Я должна быть спокойной. (Садится.)

Придут соседки, а я не хочу, чтобы меня видели такой бедной. Такой бедной! У

меня нет даже сына, которого я могла бы прижать к губам.

 

Входит Н е в е с т а. Она в черном плаще, без венка.

 

С о с е д к а (увидев Невесту, в ярости). Куда ты?

Н е в е с т а. Я пришла сюда.

М а т ь (Соседке). Кто это?

С о с е д к а. Не узнаешь?

М а т ь. Потому и спрашиваю. Ведь я должна не узнавать ее, а не то я вонжу

ей зубы в горло. Змея! (Грозно направляется к Невесте, но, овладев собой,

останавливается. Соседке.) Видишь ее? Она здесь, и она плачет, а я спокойна

и не вырываю ей глаза. Не знаю, что со мной. Может быть, я не любила своего

сына? А ее честь? Где ее честь? (Бьет Невесту. Та падает на пол.)

С о с е д к а. Ради Бога! (Пытается оттащить ее.)

Н е в е с т а (Соседке). Оставь ее, я пришла затем, чтобы она меня убила и

чтобы меня похоронили рядом с ними. (Матери.) Но не руками надо бить, а

железным крюком, серпом - пока не сломаются кости. (Соседке.) Оставь ее!

Пусть она знает, что я чиста и что я сойду с ума, но меня похоронят чистой -

ни один мужчина не любовался белизной моей груди.

М а т ь. Молчи, молчи, что мне до этого?

Н е в е с т а. Да, я бежала с другим, бежала! (С тоской.) Ты бы тоже бежала.

Я сгорала на огне, вся душа у меня в язвах и ранах, а твой сын был для меня

струйкой воды - я ждала от него детей, успокоения, целебной силы. Но тот

был темной рекой, осененной ветвями, волновавшей меня шуршаньем камышей и

глухим рокотом волн. И я пошла за твоим сыном - ведь он был холодным

ручейком, - а тот посылал мне вслед стаи птиц, и они мешали мне идти и веяли

холодом на мои раны, веяли холодом на бедную иссохшую женщину, девушку,

обласканную огнем. Я не хотела, пойми! Я не хотела, я не хотела! Я

стремилась к твоему сыну, и я его не обманывала, но рука того подхватила

меня, как шквал. И он подхватил бы меня рано или поздно, даже если б я

состарилась и все дети твоего сына вцепились мне в волосы!

 

Входит В т о р а я С о с е д к а.

 

М а т ь. Ни она не виновата, ни я! (С горькой иронией.) Кто же тогда

виноват? Жалка, слаба и бесстыдна та женщина, что сбрасывает свадебный венок

и цепляется за краешек ложа, которое согрела другая.

Н е в е с т а. Молчи, молчи! Отомсти мне: я здесь! Посмотри, какая у меня

нежная шея: тебе это будет легче, чем срезать георгин в саду. Но нет! Я

чиста, чиста, как новорожденная. И достаточно сильна, чтобы доказать тебе

это. Зажги огонь. Поднесем к нему руки: ты - за своего сына, я - за свое

тело. Первой отдернешь их ты.

 

Входит Т р е т ь я С о с е д к а.

 

М а т ь. Что мне твоя чистота? Что мне твоя смерть? Что мне до этого?

Благословенна пшеница, ибо под ней мои сыновья. Благословен дождь, ибо он

омывает мертвых. Благословен Бог, ибо он всех нас упокоит.

 

Входит Ч е т в е р т а я С о с е д к а.

 

Н е в е с т а. Позволь мне плакать вместе с тобой.

М а т ь. Плачь. Но у дверей.

 

Входит Девочка. Н е в е с т а становится у двери. М а т ь - на середине сцены.

 

Ж е н а (входит и идет налево).

Был прежде всадником прекрасным -

теперь, увы, он глыба снега.

По ярмаркам и по горам

он ездил, знал объятья женщин -

теперь один лишь мох ночной

чело холодное венчает.

М а т ь.

Он, как подсолнечник, стремился

к любимой матери-земле,

он чистым зеркалом казался.

Так пусть на грудь твою положат

из горьких мирт прощальный крест,

пускай тебя покроет саван

из шелка яркого, пусть плачет

вода в руках твоих спокойных.

Ж е н а.

Четыре отрока склоненных

несут их. Как устали плечи!

Н е в е с т а.

Четыре отрока влюбленных

несут по воздуху к нам смерть!

М а т ь.

Соседки...

Д е в о ч к а (в дверях).

Их несут сюда.

М а т ь.

Не все ль равно: вот крест.

Н е в е с т а.

Пусть крест

всех защитит - живых и мертвых.

М а т ь.

Соседки милые! Ножом,

вот этим ножичком в тот день,

что был судьбой для них назначен,

меж часом и двумя убили

друг друга два мужчины сильных

из-за любви. А этот нож,

а этот ножичек так мал,

что выпадает он из рук,

а между тем он проникает

незримо в глубь смущенной плоти,

он останавливает бег свой

там, где дрожит в клубке сплетенном

незримый корень наших криков...

Н е в е с т а.

Ножом вот этим... Он так мал,

что выпадает он из рук.

Он рыбкою без чешуи,

он рыбкой, брошенной на берег,

казался прежде, но в тот день,

который им судьбой назначен,

меж часом и двумя друг друга

ножом зарезали вот этим

два гордых и суровых мужа.

Теперь лежат они недвижно,

на их устах желтеет смерть.

 

Соседки, стоя на коленях, плачут.

 

Занавес

1932

Йерма

 

Трагическая поэма в трех действиях

 

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

 

 

Й е р м а.

М а р и я.

С т а р у х а - б е з б о ж н и ц а.

Д о л о р е с.

П е р в а я п р а ч к а.

В т о р а я п р а ч к а.

Т р е т ь я п р а ч к а.

Ч е т в е р т а я п р а ч к а.

П я т а я п р а ч к а.

Ш е с т а я п р а ч к а.

П е р в а я п о д р у г а.

В т о р а я п о д р у г а.

Р я ж е н а я.

С т а р ш а я з о л о в к а.

М л а д ш а я з о л о в к а.

П е р в а я ж е н щ и н а.

В т о р а я ж е н щ и н а.

М а л ь ч и к.

Х у а н.

В и к т о р.

Р я ж е н ы й.

П е р в ы й м у ж ч и н а.

В т о р о й м у ж ч и н а.

Т р е т и й м у ж ч и н а.


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.