Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Во-вторых, изнутри, т.е. самой группы




Целеполагание группы.

Процесс группового целеполагания является внутренним, субъективным условием формирования группы как единого целого.

Обычно такая малая группа, как организация, не возникает спонтанно, а создается целенаправленно. Например, дирекцией предприятия или администрацией цеха выделяется специальный участок или бригада рабочих для выполнения определенных функций. Эта создающая группу инстанция ставит перед ней официальную задачу и определяет ее функции, формулируя их в виде приказа по предприятию или цеху. В связи с этим необходимо разделить понятия «задача группы» и «цель группы»

Задача группы всегда является внешним, объективным фактором, это проблемная ситуация, в которой оказались члены группы, или трудности, с которыми они столкнулись.

Задача может быть поставлена перед группой двумя путями:

во-первых, извне, т.е. другими группами;

Тип и содержание задачи зависят от вида деятельности группы. Задачи могут быть трудовыми, учебными, игровыми и т.д. Отметим, что в ходе деятельности задача решается не всегда.

Цель группы представлена степенью мотивации решения задачи и порождает целеустремленность. Целеустремленность можно определить как степень субъективного принятия людьми задачи и их желания решить ее. Члены группы могут различным образом реагировать на задачу: от полного отрицания, что чаще бывает при задаче, навязанной извне, до активного принятия и инициативы, что чаще бывает в случаях, когда группа ставит задачи и разрабатывает план их решения. Целеустремленность членов группы в решении задачи определяют следующие факторы:

1. характеристики задачи (знания и опыт членов группы в решении подобного типа задач определяют ее трудность для группы);

2. соответствие новой задачи предыдущим целям;

3. функциональная взаимосвязанность членов группы (в условиях взаимосвязанной деятельности задача решается на основе «эффекта синергии», т.е. интеграции индивидуальных усилий; в условиях взаимосвязанной деятельности – основе простого суммирования индивидуальных усилий);

4. особенности взаимоотношений в группе (от степени сплоченности членов группы зависят единство их внутренних целей и активность по отношению к задаче);

5. количество членов группы.

Для того, чтобы каждый член группы воспринимал внешнюю задачу как внутреннюю личностную цель, процесс целеполагания должен пройти через несколько этапов.

Первый этап – поставленная вышестоящей инстанцией задача становиться известной каждому члену группы и принимается им как официальная цель организации.

Второй этап – в процессе общения членов группы происходит уточнение и согласование смыслового понимания официальной цели группы.

Третий этап – согласованная между членами группы цель становиться принятой внутренней целью самой группы и осознается, интериоризируется каждым как его личностная цель участия в работе данной группы.

Это довольно простая схема перевода внешней задачи группы во внутреннюю цель каждого ее члена. Таким образом достигается конвергенция, совпадение индивидуальных целей участников группового взаимодействия с целями общества. Удовлетворяются потребности общества в определенной продукции, люди одновременно удовлетворяют и свои индивидуальные потребности: в труде, в общении, созидании, творчестве, реализации личностных потенциалов. В ходе удовлетворения своих потребностей они добиваются своих жизненных целей. Итак, процесс целеполагания официальной группы как единого целеобразования неразрывно связан с процессом целеполагания всего общества. В этом плане официальная группа является действительно связующим звеном между личностью и обществом. Именно через официальную цель деятельности малой группы личность осознает и интериоризирует цели общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.