Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совместная деятельность




Достижение общих групповых целей возможно только в процессе совместной деятельности членов группы. В психологии выделяют три типа совместной деятельности: 1. совместно-индивидуальную; 2. совместно – последовательную; 3. совместно – взаимосвязанную.

Совместно – индивидуальная деятельность предполагает ориентацию участников на общий предмет труда. Примером группы, организованной на основе совместно – индивидуальной деятельности, может быть бригада станочников, где каждый выполняет свое индивидуальное плановое задание. Или коллектив преподавателей школы, где каждый преподаватель в определенные часы обучает учеников по своему предмету. Фактором, объединяющим людей в такую группу, является только общий предмет труда – сырье и заготовки, как в первом случае, или класс учеников, как во втором. Каждый член группы прилагает свои индивидуальные усилия для преобразования общего предмета из одного состояние в другое: например, металлические заготовки в гайку или болт, необученных, незнающих учеников – в обученных, обладающих определенным набором ЗУН. Если учителя школы займутся своей деятельностью совместно – взаимосвязано, т.е. одновременно войдут в класс и начнут обучать каждый своему предмету, то можно представить, каким плачевным будет результат. Таким образом, совместно – индивидуальная деятельность состоит из независимых действий участников с единым предметом труда.

Совместно-последовательная деятельность предполагает не только общий предмет труда, но организованный определенным образом процесс труда. Примером такой деятельности может служить конвейерное производство. Здесь для преобразования общего предмета из одного состояние в другое – конечный продукт – требуется серия последовательных операций разных людей с одним и тем же предметом. Только в результате жесткой организации процесса деятельности можно добиться решения поставленной групповой задачи.

Совместно – взаимосвязанная деятельность предполагает не только общий предмет и жесткую организацию труда, но и одновременность операций участников на одном и том же предмете. Например, сборка корпуса автомобиля требует одновременных действий нескольких участников.

Группа людей по тому и называется группой, что люди не просто имеют общие, единые цели, но и действуют для достижения этих целей. Их совместная деятельность строиться на основе разработанной программы, в которой расписывается технология деятельности. Технология деятельности предполагает несколько этапов:

1. Изучение свойств предмета, служащего исходным материалом деятельности (например, свойств стали, из которой необходимо изготовить гайку).

2. Второй этап – изучение свойств предмета, служащего конечным результатом деятельности, т.е. формулировка требований к свойствам и качествам будущего продукта труда (например, исходный материал – это отрезок ткани, на основе которого формируется образ модели будущего готового изделия – платья). Возможно выбрать и другой путь – вначале представить конечный результат (костюм, например), а затем подобрать исходный материал. Тогда этот этап будет первым, и наоборот. Очередность этих этапов зависит от ряда объективных условий.

3. Изучение процесса деятельности, в ходе которого исходный материал преобразуется в конечный, и средств и способов деятельности, с помощью которых осуществляется это преобразование.

4. Изучение субъекта деятельность, т.е. свойств и качеств людей, которые будут осуществлять эту работу, их подбор, подготовка, обучение. В этот этап также включается процедура определения норм деятельности (например, нормативы рабочего времени, необходимо для изготовления одной детали).

5. Осуществление совместной деятельности.

6. Структура группы. Это упорядоченная система взаимодействий и взаимоотношений участников совместной деятельности. Суще­ствует основном при изучении малых групп: структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций.

Элементом структуры малой группы является статус, позиция, роль отдельного члена группы в отношении остальных. Статус человека в группе определяется его положением (позицией, местом) в системе групповых взаимодействий и взаимоотношений. Соответственно структура группы характеризуется расположением статусов в ней. В зависимости от типа статуса определяется и тип структуры группы. Напомним, что в социальной психологии выделяют два типа статуса: формальный (официальный) и неформальный (неофициальный). Соответственно структуру группы классифицируют на формальную и неформальную, т.е. структуру межличностных отношений.

Формальная структура задается официальным распределением обязанностей членов группы, их взаимодействием в процессе труда. Для нее существенны только те свойства участников группы, которые определяются их формальным статусом и характеризуют их как социально действующих элементов групповой системы. Формальная структура группы представляет собой довольно устойчивое образование. Она составляет иерархическую систему, расположенную по принципу «руководитель – подчиненные». Причем количество иерархических ступеней зависит от размера группы и ее социального статуса. Например, формальная структура средней группы (организации, фирмы, предприятия) состоит из директора, главного инженера, их заместителей, начальников отделов и цехов, начальников участков и смен, мастеров, бригадиров и, наконец, рабочих. Формальная структура характеризуется в целом линейной соподчиненностью людей друг другу.

Если рассматривается группа, как Субъект деятельности, то анализируется структура групповой деятельности. Она включает в себя описание функций каждого члена группы в их совместной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.