Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Звук как монтажная связка




О тишине

 

Пауза — не пустота, это элемент звука. Однако драма­тическая сила тишины в кино используется, к сожалению, редко. Не случайно возникшая пауза, а определенная и преднамеренно созданная тишина может стать значи­тельным смысловым акцентом.

Ни звука в сцене, когда, огорченный тем, что не по­едет в Холмогоры, мальчик уходит в глубь кадра («Се­режа» (режиссеры Г. Данелия, И. Таланкин, звукооператор Л. Трахтенберг)).

В фильме «Истина» (режиссер_А.-Ж. Клюзо, звукооператор В. Сивель) молодой человек ночью ждет возвращения своей знакомой возле ее дома. Тишина... Где-то проехал автомобиль, и снова тихо. Расхаживает взволнованный юноша, а кругом тишина, даже шагов не слышно. И лишь под утро где-то в доме по соседству за­бренчал будильник.

В фильме «День первый» (режиссер Э. Эрмлер, звукооператор А. Беккер) девушка, желая удержать бег времени, дотрагивается до маятника часов, останавли­вает его. «Остановилось» время. Звук часов сменяется ти­шиной.

«Судьба человека»....В грузовике едут Андрей и Ва­нюшка. Машина сворачивает с дороги и останавливается. Мотор глохнет. Полная тишина... В кабине, прильнув друг к другу, два человека — взрослый и ребенок, ставшие от­цом и сыном. Тишина...

В сцене гибели шофера (фильм «Мир входящему» (режиссеры А. Алов, В. Наумов, звукооператор В. Шарун)) после резких ударов пуль о стекло музыка, шумы — весь комплекс доведенных до фортиссимо звуков мгновенно обрывается. Наступает тишина.

Не касаясь исключений, заметим, что «мертвая» пауза не всегда равноценна тишине. Кинематографическая тиши­на, если она длится более 5—6 сек, должна быть оттенена каким-либо звуком, иначе она кажется невыносимо дол­гой. Выбор звуков, «аккомпанирующих» тишине, зависит от сюжета. Это могут быть отдаленные звуки ползущего в гору поезда, «песня» сверчка, вскрик ночной птицы и, наконец, так полюбившееся кинематографистам тиканье часов.

В фильме «Ватерлоо» (режиссер С. Бондарчук, звукооператоры Ю. Михайлов. Г. Гордон) Наполеон после разгрома его войск стоит одинокий у своей кареты под проливным дождем. Ливень прекращается. Наступает тишина. Только изредка — звон падающих капель.

К оригинальным находкам могут привести только по­иски и творческая фантазия, а затем сопоставление с конкретной лентой изображения, смыслом и настроением действия.

Настоящая тишина — это большая драгоценность двадцатого века. Не надо ею пренебрегать и в звуковом кино.

 

 

На монтажных переходах звук может акцентировать связь различных эпизодов или же, наоборот, смягчать сты­ковку кадров. Как и в изображении, здесь имеют место затемнения, наплывы, вытеснения, контрастирующие соче­тания. Звуком можно разделять или, наоборот, связывать эпизоды и кадры в местах их соединений. Например, удары кулаком по столу в одном кадре переходят в удары топора в следующем кадре, показывающем рубку леса.

«Судьба человека». Андрей Соколов бросает на пол граммофонную пластинку; она разбивается — раздается взрыв, — новый кадр — фронт —- облако взрыва.

Кинофильм «На семи ветрах» (режиссер С. Ростоцкий, звукооператор Н. Озорнов)....Полевой госпиталь. Кадры операционной чередуются с кадрами боя. Операци­онная. Звякнул в тазик извлеченный из раны осколок и голос: «Следующий»... Взрыв—упал сраженный боец... Лазарет. Звякнул осколок, слова: «Готовьте следующего»... Взрыв — падает раненый... Звякнул осколок — «Следу­ющий»...

В фильме «Цирк» (режиссер Г. Александров, звукооператор Н. Тимарцев) нетерпеливый зритель закладыва­ет пальцы в рот; вместо свиста — паровозный гудок, он продолжается на следующем кадре — из свистка локомоти­ва вырывается струя пара.

В «Дневных звездах» удар грома соединяет эпизод буй-та с кадром, где всадник читает притихшей толпе указ... Идет проливной дождь, его звук не прекращается и в сле­дующем кадре, когда в воображении Ольги стрельцы ве­дут по Невскому ссыльных.

Звуковой акцент можно использовать для маскировки неудачной монтажной стыковки фонограмм. Введенные с другой пленки свисток паровоза, удар грома, выстрел, взрыв или, наконец, музыкальный аккорд, если они уме­стны, могут замаскировать нежелаемый контраст в сме­не звуковых фактур.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.