Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Звуковой фон




 

В первые годы звукового кино, когда громкоговорители наполняли кинозал щебетом и чириканьем птиц, лаем со­бак и кваканьем лягушек, это приводило в восторг зрите­лей, как, вероятно, и тех, кто еще раньше взамен, застыв­шей картинки, проецируемой волшебным фонарем, увидел однажды движение, когда на передней выбеленной стене зала раскрылись ворота фабрики и из них повалила толпа работниц; а позднее дворник оказался облитым водой озор­ным мальчуганом, наступившим ногой на поливочный шланг.

Шаблонные иллюстрации с птичками, когда на экране появляется пейзаж, или с взятыми из фонотеки примель­кавшимися звуками городских и деревенских улиц стано­вятся все менее выразительными. Гораздо эффективнее «срабатывают» звуковые композиции, организованные с учетом стилистики фильма.

«Судьба человека». Голос войны, оглушающий в ба­тальных кадрах других фильмов взрывами и пальбой — в этой картине решен условными звучаниями, лаконично. Это как бы отдаленные раскаты грома и гул моторов. Зву­ки подаются негромко, но их эмоциональное воздействие несомненно.

«В огне брода нет»....Санитарный обоз приближается к лесу, где ждут помощи раненые бойцы... Никаких натур­ных звуков, только тревожный бой нескольких литавр, настроенных по-разному.

«Война и мир»....Атака партизан. В звуке — причуд­ливый звон, как от вибрации тысячи хрустальных бока­лов, если по краям их слегка повести пальцем.

В эпизодах с Жанной Д'Арк в фильме «Начало» (режиссер Г. Панфилов, звукооператор Г. Гаврилова) все время слышны отдаленные, не совсем ясные звуки шумомузыки. Они становятся отчетливыми, когда, приказав по­весить бежавших трусов, Жанна перед сражением сама признается, что ей страшно. Усиленный звуковой фон до­веден до фортиссимо: как будто клокочут все моря, бушу­ют все ветры мира... Обрушившись в зрительный зал, звук создает потрясающее впечатление.

Съемка фильма «Сережа» проходила на околице кубанской станицы. Репродуктор радиотрансляции, выве­шенный на станичной площади, мешал звукозаписи синхронных съемок, и звукооператору приходилось то и дело просить о его выключении. Но эффект доносившейся ра­диопередачи обратил на себя внимание: радиомузыка была невнятной, волнообразно приближалась или удалялась от порывов менявшегося ветра. Записанный на пленку, этот звук стал образным элементом в эпизоде, где одинокий Сережа поздно вечером сидит на лавочке у своего дома.

Уже говорилось о птичках, но их голоса можно вводить в разном качестве и сочетании. Начало и финал фильма «Судьба человека» идут именно на голосах природы: до­полняя зрительный ряд картины, они начинают повесть о судьбе человека и завершают ее.

Оригинальна композиция звукового фона в ряде эпизо­дов фильма «В огне брода нет». Легкое журчанье, посвист и «болтовня» обитающих у воды пичужек... Этот звуковой фон органичен чистоте чувств Тани и Алеши, встречаю­щихся в зарослях на берегу реки.

 

* * *

 

Художественный образ возникает в творческом процессе, его подсказывает фантазия, поэтому субъективный момент всегда будет влиять на выбор конкретного решения. Для одного и того же эпизода, чтобы звуком выразить со­стояние тревоги, одному покажется уместным шорох лист­вы, другому — отдаленные раскаты грома, а третий пред­почтет тишину... Но высокое мастерство всегда будет про­являться в художественной мотивированности, образной выразительности, точности и емкости выбранной звуковой детали, в ее органической связи с общим художественным замыслом и решением.

Обратимся снова к фильму «Бег». Там есть эпизод: белый генерал Хлудов ночью силится заснуть в своем вагон-салоне. Поезд катит на юг с отступающим войском. Моно­тонно стучат колеса. Сколько мы их наслышались в различ­ных фильмах?! Но здесь в вагоне —стол, тесно уставлен­ный подсвечниками и бокалами. Эта деталь дала повод ввести на фоне перестука колес другие звуки: возникая и замирая подзванивает, доддребезгивает стекло и серебро. Их мерцающие звуки снова и снова возникают, чтобы опять угаснуть. Звуковое решение этого эпизода приводит к точ­ным смысловым ассоциациям и эмоциональным ощуще­ниям.

Мир преображается. Синтезируется и звуковая среда, окружающая человека. Пора железных дорог с паровозами уходит в прошлое. Электролокомотивы и тепловозы не про­изводят характерных звуков от выхлопов пара, а сплошные ленты сварных рельсов не создают перестука катящихся по ним колес хорошр амортизованных цельнометалличе­ских вагонов.

Конструкторы автомашин соревнуются в бесшумности двигателей, а городские власти запрещают транспорту по­давать звуковые сигналы. Но от этого мир не становится миром тишины и образное выражение нынешнего времени проявляется в новых звуках. отбирая их, надо помнить,

что непонятных звуков, так же как и слов в диалогах, быть не должно. И уж, конечно, не следует впадать в крайности формалистических решений, которые будут только мешать, отвлекать от главного и даже раздражать зрителей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.