Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия и термины. Анализ, анкета, виды опросов, вопрос, выборка, гипотеза, интервью, интервьюер, кодирование, метод, методология




 

Анализ, анкета, виды опросов, вопрос, выборка, гипотеза, интервью, интервьюер, кодирование, метод, методология, опрос, представление данных, программа, процедура, респондент, технология, эксперт.

 

Контрольные вопросы

 

1. Покажите место и роль опросных методов в изучении общественного мнения.

2. Назовите виды опросов и раскройте суть каждого из них.

3. Подробно опишите примерную программу социологического исследования.

4. Что такое пилотажное исследование?

5. Перечислите и проанализируйте главные свойства выборки.

6. Покажите место и роль респондента как носителя и потенциального источника информации.

7. Раскройте индикаторную, инструментальную и коммуникативную функции вопроса (в вопроснике, в анкете, в плане интервью).

8. Охарактеризуйте типы вопросов: открытый, закрытый, полузакрытый, вводный, заключительный, на преключение, вопросы «паспортички», вопрос-фильр, контрольный, наводящий и т.д.

9. Охарактеризуйте выборку и ее многочисленные разновидности (гнездовая, квотная, многоступенчатая, случайная, неслучайная, районированная, систематическая). Что такое основа выборки? В чем состоит корректировка выборки? Чем бывают вызваны те или иные ошибки выборки?

10. Каким должно быть техническое оформление анкеты. Какой должна быть композиция анкеты (первая страница, инструкция к анкете, вспомогательные фразы и т. д.)?

11. Раскройте суть стандартизированного интервью методом «face-to-face».

12. Проанализируйте место и роль интервью при изучении общественного мнения на примере интервью с руководителями агентств по связям общественностью о современном состоянии рынка PR в России (см.: О современном состоянии рынка PR в России // www.ROMIR.ru/2000).

13. Опишите особенности компьютерного интервьюирования (телефонного, личного, почтового и т. д.).

14. Чем отличается экспертный опрос от других видов опроса? Когда ему отдают предпочтение при изучении общественного мнения? Для того чтобы добиться согласованности мнений экспертов, надо ли отбраковывать все мнения, не согласующиеся с мнением большинства (даже в случае обоснованного альтернативного мнения)?

15. Опишите возможности применения опросных методов в ПР-деятельности и смежных специальностях.

 

Проблемные задания

 

1. На web-сайте центра РОМИР (Российское общественное мнение и исследование рынка) www.ROMIR.ru найдите данные проведенных исследований, проанализируйте и опишите применяемую методику.

2. П. Бурдье («Общественного мнения не существует») и П. Шампань («Делать мнение: новая политическая игра») пытаются доказать: 1) из фактов изучения отношения людей к каким-то явлениям путем постановки одного и того же вопроса отдельным социальным группам и дальнейшего сложения полученных ответов нельзя делать такие выводы, как: все индивиды имеют мнение; все индивиды задают себе (способны задавать) одни и те же вопросы; все высказанные мнения являются равноценными с социальной точки зрения и т.д. В действительности общественного мнения как такового нет, а есть новое социальное пространство, которое искусственно создают политологи, продавцы опросов, журналисты, ПР-консультанты и т.д. Это специфическое сообщество фабрикует «общественное мнение» и выдает его за некое, объективно существующее общественное мнение. Благодаря опросам и современным СМИ, политтехнологи, выступая в качестве непосредственных субъектов политической жизни, претендуют при этом на роль наблюдателей и арбитров в отношении других субъектов политического действия.

Выскажите свое мнение в отношении подобных утверждений.

3. М.О. Тульский приводит следующие данные, которые свидетельствуют о соотнесении результатов опросов (перед выборами в Государственную Думу 1999 г.) с ошибками-отклонениями и организационно-экономическими показателями некоторых социологических служб.[238]

 

Показатели ФОМ ВЦИОМ АРПИ ЦИПКР РОМИР
Суммарное отклонение от официальных итогов, % 15,2 13,5 20,1 21,4 20,2
Отклонение от официальных итогов, балл (ошибка ФОМ = 2 балла)       2,9 3,1
Отклонение от реального количества блоков, набравших более 5% (1 блок = 1 балл)          
Количество ошибок в ранговых местах блоков (1 ошибка = 1 балл)       2,5  
Суммарная оценка качества итогов опроса       5,4 5,1
Количество опрошенных (1000 респондентов = 1 балл)     1,6     1,5
Квартирный или телефонный опрос (телефонный = 1 баллу, квартирный = 3 баллам)          
Количество субъектов РФ, где проводился опрос          
То же в баллах   1,1 1,7 1,4 1,4
Суммарная оценка затрат на проведение опроса (в руб.)     5,7 7,7 3,4 5,9

 

Какая из социологических служб наиболее точно отразила настроения электората?

Какая из служб наиболее адекватно следовала нормам социологического исследования?

4. В базе данных сайта Фонда «Общественное мнение» (www.bd.fom.ru/report/map/penta) найдите описание выборки еженедельных всероссийских опросов населения. Внимательно ознакомьтесь с выставленными данными и обсудите представленные материалы с точки зрения общеметодологических требований проведения опроса общественного мнения.

5. Известно, что многие социологические службы ошиблись в предсказании победителей выборов в Государственную Думу 1993 года. Так, возможности ЛДПР, которая в итоге собрала 23,2% голосов, оценивались всего в 10% (Институт социологии), в 8% (Институт социально-политических исследований), в 2% (фонд «Общественное мнение») и т. д. Проанализируйте причины этих неудач в прогнозе исхода выборов.

6. Г.Т. Журавлев выделяет следующие (помещенные ниже) виды опросов по технике исполнения.[239] Подумайте, какие из этих видов опросов и почему применяются (мало применяются, не применяются) в социологических исследованиях общественного мнения, в ПР- и рекламной деятельности.

 

 


7. В.А. Ядов отмечает: «Типичная логика развертывания экспертного опроса такова: (1) указание существа изучаемой проблемы и мотивов обращения к данному лицу в качестве специалиста; (2) сведения, подтверждающие компетентность эксперта: область занятий, стаж в этой области, квалификация; (3) информация о порядке (содержании) предлагаемых вопросов в полном их объеме; (4) формулировка каждого проблемного вопроса, предлагающая либо свободные высказывания и комментарии с просьбой указать упущения, слабые места, сомнительные пункты в аргументации, либо обоснование постановки иной проблемы; (5) оценка уверенности в заключении (мнении) эксперта; (6) дополнительные замечания, комментарии, предложения».

В соответствии с данной логикой подготовьте план экспертного опроса на тему «ПР-служба в высшем учебном заведении: структура, функции и региональные особенности».

8. К семинарскому занятию составьте примерный план подготовки и проведения исследования на определенную тему (тему определите с преподавателем), заполнив недостающие графы.

 

Наименование мероприятий Сроки исполнения Ответ-ственные за исполнение Примечание
1.   1.1.   1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. и т.д. Подготовка к исследованию Обсуждение и утверждение программы методического инструментария         1-15.09. 200_г.     16-20.09 21-25.09 25-30.09     Руководитель, члены исследователь-ской группы     Консультация со специалистами по теме исследования
2. 2.1.   2.2. 2.3. 2.4. 2.5. и т.д. Полевое исследование Согласование организационных вопросов исследования с…       1-5.10.200_г.   Руководитель исследования  
3.     3.1.   3.2. 3.3. 3.4. 3.5. и т.д. Подготовка первичной информации и обработка на ЭВМ Разработка инструкции по выбраковке анкет       1-10.11. 200_г.   Ответственный   Размножение
4.     4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. и т.д. Анализ результатов исследования, формулировка выводов и рекомендаций Анализ результатов     1-15.12. 200_г.   Руководитель, члены исследователь-ской группы  

 

9. Обобщите в виде таблицы применение различных опросных методов в ПР-деятельности (рекламе, других смежных специальностях). В сравнительном плане опишите их возможности, достоинства и недостатки, учитывая специфику каждой из перечисленных профессий.

10. На примере исследования «Третий (четвертый и т.д.) рейтинг российских ПР-агентств» (www.sovetnik.ru) ознакомьтесь с методологией и возможностями метода экспертного интервью, раскройте его достоинства и недостатки.

 

Рекомендуемая литература

 

Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы: Заметки социолога. М., 1987.

Актуальные проблемы изучения и формирования общественного мнения, его использование в управлении социальными процессами. М., 1987.

Алексеев Б.К., Докторов Б.З., Фирсов Б.М. Изучение общественного мнения: вопросы организации исследований // Социологические исследования. 1981. № 1. С. 75-85.

Андреенков В.Г., Сотникова Т. Н. Телефонные опросы населения: Методические рекомендации по проведению выборочных массовых опросов. М., 1985.

Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: Учебное пособие для вузов. М., 2003.

Аудитория: Проблемы изучения общественного мнения. М., 1999.

Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. М., 2001.

Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью: Учебно-методическое пособие. М., 1993.

Бутенко И.А. Анкетный опрос как средство общения с респондентами. М., 1989.

Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М., 1998.

Бутенко И.А. Использование новых технологий при опросах // Социологические исследования. 2000. № 10. С. 118-124.

Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М., 1974.

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Учебник для вузов. М., 2000. С. 104-119.

Давыдов А.А. Респондент как источник информации. М., 1993.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2003. С. 112-232.

Докторов Б.З. Подготовка и проведение почтового опроса. Л., 1986.

Журавлев Г.Т. Прикладная социология. М., 1997.

Зайцева М.И. Анкета как инструмент конкретно-социологического исследования. М., 1970.

Кокрен У. Методы выборочного исследования. М., 1976.

Липари Л. Опросы общественного мнения как ритуал // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология: РЖ РАН. 2000. № 4. С. 74-83.

Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М., 1996.

Методика изучения общественного мнения. М., 1992.

Методика сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1-2. М., 1990.

Методологические аспекты оперативного изучения общественного мнения. М., 1983.

Общественное мнение: методологические рекомендации для проведения социологических опросов. М., 1980.

Овсянников В. Г. О научности опросов общественного мнения // Социологические исследования. 1991. № 9.

Основы прикладной социологии. М., 1996.

Ноэль Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996.

Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1978.

Панина Н.В. Технология социологического исследования. Курс лекций. Киев, 1998.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.

Рабочая книга социолога. М., 1993.

Сидельников Ю.В. Теория и организация экспертного прогнозирования. М., 1990.

Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. СПб., 2003. С. 144-189.

Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра // Политические исследования. 1992. № 3. С. 177-180.

Экспертные оценки в социологических исследованиях. Киев, 1990.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001.

Яковлев И. Паблик рилейшнз в организациях. СПб., 1995.

 

 


Глава 14




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.