Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Filioque — одно из догматических отличий католицизма, признающего «исхождение святого духа» и от бога-отца, и от бога-сына. — 263




События, о которых упоминает Федоров, были вызваны обострившимися к концу XI — началу XII в. противоречиями между Визаптией и Западом, в том числе религиозными. Пап­ство стремилось к подчинению «греков» римской курии, доби­ваясь влияния на правящую верхушку империи. Привилегиро­ванное положение латинян при Мануиле Комнине (царство­вал до 1180 г.) и его непосредственных преемниках вызывало сильное недовольство народа и было использовано различны­ми группировками в борьбе за власть. Так, в 1182 г. в Констан­тинополе было спровоцировано избиение латинян, в котором пострадали прежде всего привилегированные воины, итальян­ские купцы, после чего и последовала ответная «мера». — 262.

См. выше прим. 32. — 261.

Имеются в виду эпизоды из жития мученицы Христины и Карпа, одного из 70 апостолов, спутника Павла в его апос­тольском путешествии (некоторые агиологи различают двух Карпов и упоминаемого в данном контексте считают не апо­столом, а пресвитером критским). Федорову здесь важно под­черкнуть мотив прощения грешников, всеобщего спасения, живший в христианском предании. — 259.

Рый с тех пор производится в православной церкви в так на­зываемую «неделю православия», первое воскресенье великого поста. — 253.

43Федоров имеет в виду одно из положений устава иезуи­тов, ордена римско-католической церкви, учрежденного в 1537 г. Устав был впервые обнародован в 1757 г. в Праге (Cor­pus institutorum Societatis Jesu). Генерал — пожизненно изби­раемый глава ордена («черный папа»), держатель абсолютной власти в нем. — 253.

44 Агапы — в раннехристианских общинах так называлось соединение евхаристии с общей вечерней трапезой (в подра­жание тайной вечере Христа). Эти «вечери любви» одушевля­лись идеей двойного общения: с богом и братского, друг с дру­гом. — 258.

46Французский философ, известный историк религии Э. Ренан в своей работе «Философские диалоги и отрывки» (1876) высказывал подобную идею: «Итак, я вызываю иногда ужасную мечту — мечту о том, что авторитет сможет прекрасно когда-нибудь иметь в своем распоряжении ад, но не ад сред­невековья, в существовании которого нельзя было бы убедить­ся, но ад настоящий» (Э. Ренан. Собр. соч., т. 5. Киев, 1902, с. 162). В том идеале аристократического устройства общества, который рисует Ренан, действительно сильны католическио мотивы, но в секуляризованном виде. «Научный», «усовершен­ствованный» ад поступает в распоряжение «аристократии ума», «непогрешимого папства», для того чтобы держать массу в абсолютном повиновении. — 259.

60Федоров ссылается на монгольскую летопись XVII в., принадлежащую ламе Лубсану Дапзапу. В ней приведены пре­дания и рассказы о Чингисхане (ок. 1115—1227). В «Алтан Толбчи» использовались буддийские легенды (в XVI—XVII вв. монголы приняли ламаизм, северную ветвь буддизма). При жи­зни Чингисхана высшим правовым и «религиозным» автори­тетом пользовался свод постановлений, обнародованный им при избрании его великим ханом в 1206 г. (так называемая Великая Яса).265.

51Это признание Лютера (1483—1546), одного из основате­лей протестантизма, было Сделано им за год до смерти. Источ­ником цитаты Федорову могли служить «Mémoires de Luther, écrits par lui-même, traduit et mis en ordre par M. Michelet»

(«Мемуары Лютера, написанные им самим, переведенные и упорядоченные М. Мишлет»). Мишле — французский историк XIX в. романтического направления, страстный борец против католицизма. См. Oeuvres de Michelet, v. 2. P., 1840, p. 129.—




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.