Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Репе — герой одноименного ромапа французского писа­теля Шатобриана (1708—1848)» — 7^7




Обермап — герой одноименного романа французского пи­сателя Э. де Сенанкура (1770—1846), один из носителей так на­зываемой ((мировой скорби» — целого комплекса чувств и наст­роений, среди которых преобладают тоска, усталость от жизни, неспособность к действию вследствие гипертрофированного самоанализа, презрение к «мещанскому» укладу жизни, пере­живание бессмысленности жизни вообще и неверие в возмож­ность что-либо изменить в мировом порядке вещей. В той или иной степени «мировая скорбь» пронизывает творчество ряда писателей конца XVIII —начала XIX в. (Шатобриан, Бай­рон, Коистаи, Виньи, Леонардо Лепау, Дранмор, Аккер­ман и др.)· — 137.

Федоров ссылается на сочинение «5 бесед о молитве Господней» Григория Нисского (ок. 335 — ок. 394) — предста­вителя греческой патристики. Его свободное символическое тол­кование библейско-евангельского наследия и эсхатологические идеи были близки Федорову (см. вступит, статью). —133.

Так обезьяна лик наш повторит.

Здесь!

Три значит псе — союз Священный

В «Повести временных лет» изложена легендарная вер­сия происхождения Рюрика, первого из русских князей, при­званного в IX в. «чудыо, славянами, кривичами и весью» «кня­жить и володеть» ими, от Прусса, брата римского императора Августа. —121.

Эпизод из Евангелия от Марка (9, 33—3G). — 116.

См. Иоап. 3, 3-7. — 116.

Высказывание фрапцузского ориенталиста Эжена Бюр­нуфа (1800—1852), взятое из его двухтомного исследования «Введение в историю индийского буддизма» (на русский язык не переводилось). — J14.

ЗаДушеприказчество — особый вид юридического предста­вительства, исполнение последней воли покойного, поручение завещателя. В древнем русском праве употреблялось в рели­гиозно-нравственном смысле, в соединении с опекой и поми­лованием, т. е. правом высших духовных лиц ходатайствовать перед государем за осужденных. Печаловаиие в расширитель­ном смысле ходатайства за всех умерших, согласно Федорову, является, точнее, должно быть основной чертой православии. Душеприказчество понимается здесь как верность вере отцов, долгу перед ними. Восприемничество — обязанности крестных отца и матери, призванных наставлять в вере и благочестии своих крестников. Здесь — обязанность государства воспиты­вать и просвещать свой народ в духе «общего дела». —112.

8Имеется в виду высказывание из 8-й главы сатиры Бай­ропа «Бронзовый век» (1823), направленной против Веронского конгресса монархов Священного союза (1822):

Земная троица,— небесный пид...

(Пер. Г. Шпета). — 129.

12 Борис и Глеб — первые среди канонизированных рус­ских святых, сыновья Владимира, князья русские, мученики (оба погибли от руки брата Святоиолка в 1015 г.). Чествование памяти Бориса и Глеба, признанных покровителями Русской земли, отличалось особой торжественностью. — 139.

13 Символ веры — кредо, кратчайший свод догматов, кото­рые образуют основу вероучения христианства. Состоит из двенадцати «членов» (частей). Составленный отцами церкви, был утвержден на Ыикейском (325) и Константипопольском

(381) соборах. Троичпость бога, вочеловечение Иисуса Хри­ста, его смерть, воскрешение и будущее пришествие состав­ляют содержание первых восьми членов Символа веры, послед­ние четыре касаются церкви, крещепия, искуплепия грехов и воскресепия мертвых к «жизни будущего века». Под тремя главными частями Символа Федоров имеет в виду исповедание веры в бога отца, сыпа и духа святого (первые 8 членов). Философ «общего дела» осуществляет радикальное переосмыс­ление Символа веры в духе своих идей, — 139.

14Представляя троичпое божестве* образцом, регулятивной идеей для человечества, осуществляющего дело братотворсния, объединения в единую братскую семью, Федоров утверждал троицу как божественно совершенную родовую ячейку: отец, сып и дочь (дух святой). Идеальная родственность, лежащая в основе троицы,— ие природная, а возвышенно-сублимирован­ная, та, к которой и должно прийти само человечество. Глубина идеи христианской троицы для Федорова в том и состоит, что ото ие единый, МОНОЛИТНЫЙ бог ислама или Ветхого завета, а своеобразный идеальный коллектив. Образ троицы Федоров переосмыслил как символическую эмблему будущего бессмерт­ного человеческого общества. — 141.

м аПостановления апостольские — свод церковных правил в форме апостольских предписаний (8 кпиг). Касаются церков­ной иерархии, содержания и порядка богослужений, таинств, праздников, постов, молитв и т. д. Современную форму полу­чили в середине V в. — 141.

15Евангельское учение о сыне-логосе предстает здесь как метафорическое выражение идей самого Федорова. Слово-ло­гос — сын божий — трактуется как указание земным сынам, несущим в себе искру логоса, сознание, разум, развить эту искру в истинный логос, совершеппое зпание природы и своих отцов, так, чтобы превратить это зиапие в дело действитель­

ΙΤΟΓΟ воскрешения, обретения отцов. Как логос у Иоанна есть предвечный образ божий, откровение его, так и совершенное знание отцов у Федорова есть тот их образ, с которого начи­нается их восстановление. — 142,

16Под {(строгими монотеистами» Федоров, очевидно, имеет в виду одно из течений христианства, так называемое «монар­хианство», в котором бог есть чуждая всяких различий «мона­да», а «ипостаси» — лишь «откровения» его в мире. Ариане — последователи александрийского священника Ария (ум. в 336 г.), учившего, что Христос не сын божий, а лишь «превос­ходное творение» бога-отца. — 146.

17В социнианстве, протестантском, аптитринитарном дви­жении XVI — перв. полов. XVII в., названном по имени его основателей Лелия и Фауста Социна, были возрождены и идеи арианства. — 147.

18 Евномий — ересиарх IV в., исповедовал крайнее ариан­ство. Утверждал, что второе лицо троицы не только не тожде­ственно, но и не «подобно» природе бога-отца, а дух святой — лишь его создание, стоящее в таком же отношении к богу­сыну, как тот к богу-отцу. — 147.

19 Праздник Кущей — один из осповпых иудейских празд­ников, установленный в память сорокалетнего странствования евреев в пустыне. Во время праздника народ поселялся в осо­бых шалашах из древесины (кущах). — 151.

20 Климент Александрийский (ок. 150 — ок. 215)—фило­соф и богослов, один из руководителей богословской школы в Александрии, широко использовал древнегреческую филосо­фию для обоснования христианства. В трех своих сочинениях

(«Увещание к эллинам», «Строматы» и «Педагог») пытался соз­дать собственную теорию взаимного согласия религии и нау­ки, веры и знания, в определенной мере близкую Федоро­ву. 154.

20аЗначение слова печалование у Федорова см. в прим. За

к с. 114.-755.

21Федоров называет ряд основных божеств ведической ре­лигии древних индусов (конец II тыс. — перв. полов. I тыс. до н. э.), олицетворявших силы природы: Суръя — одно из имен бога солнца, Агни — бог огня (для земли) и Вайю — бог ветра (для воздуха), рассматривая в них своеобразную языческую «троицу». — 160.

22Вольное переложение слов Каина из одноименной мисте­

рии Байрона (акт первый, сцепа первая). — 162.

22а«Проклятый» вопрос Гейне звучит в стихотворении

«К Лазарю» (стихи 1853—1854 гг.). — 166.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.