Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ I. Правило, касаются частностей или носят исторический, факто­логический характер




Правило, касаются частностей или носят исторический, факто­логический характер.

Записка от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим

К ВОССТАНОВЛЕНИЮ РОДСТВА

Основное произведение Федорова, в котором он наиболее полно излагает свое учение. Легче, чем другие его произведения, поддается относительно точной датировке. Различные части «Записки» писались с конца 70-х до 90-х гг. Так, вторая, третья и четвертая ее части первоначально составлялись с 1878 г. до начала 80-х гг. как развернутый ответ на просьбу Ф. М. Досто­евского подробнее ознакомить его с идеями заинтересовавшего его мыслителя. Первая часть и начало второй (до параграфа 1, начинающегося словами «Находясь чуть не тысячу лет...») были написаны в начале 90-х гг. и мыслились автором как два боль­ших предисловия к основному тексту второй, третьей и чет­вертой частей.

Необходимо учитывать то обстоятельство, что Федоров обращался одновременно к «верующим» и «неверующим». Ему надо было убедить многочисленную в то время массу верую­щих, что участие в таком деле не противоречит вере. Общий труд по регуляции стихийных, разрушительных сил, восстанов­ление разрушенного природой «в период ее слепоты», самосо­зидание и творческое преображение мироздания — это, утверж­дает Федоров, высший нравственный долг всех, и верующих, и неверующих. Отсюда свойственное мыслителю одновремен­ное изложение одной и той же идеи и в системе естественно­научной и нравственной аргументации, обращенной к «неве­рующим», и при помощи образов, присущих религиозному сознанию.

Пространные заглавия произведений (часто в виде предва­рительных «тезисов»), нередко встречавшиеся у Федорова, от­вечали сознательной установке автора. В 1894 г. Федоров писал в одном из писем Кожевникову: «Восстановляя старинный спо­соб длинных и подробных заглавий, мы заранее желаем позна­комить читателя с тем, что он найдет в самом сочинении, чтобы избавить его от чтения и покупки ненужного. Очевидно, что в желании превзойти старинных книжников в длинноте за­главия кроется бескорыстие... В нынешних коротких заглавиях заключается и скрытость, и приманка, реклама и др. пороки» (Рукопись отд. ГБЛ, фонд 657).

Произведение печатается по первому изданию «Философии общего дела» 1906 г. Опущены примечания Федорова, отнесеп­пые им в конец каждой из четырех частей, поскольку они, как

Мысль Федорова разворачивается исходя из конкретных событий — голода 1891 года и первых опытов по метеорологиче­ской регуляции. В этом проявилась принципиальная философ­ская установка автора: мысль должна быть связана с самыми коренными народными нуждами, должна переходить в проект дела. Федоров определяет свое учение в кругу современных ему философско-социологических построений, точнее, как бы «проверяет» их при помощи своего собственного критерия. Пози­тивизм и кантианство критически рассматриваются как про­дукт «ученого» сословия, оторванного от жизни, от проверки мысли практикой. Именно отсюда и возникает их тенденция к агностицизму и скептицизму, особенно в «предельных воп­росах». Показательна полемика Федорова с позитивистской социологией и эволюционистской этикой Спенсера, с альтруи­стическим принципом морали. Русский мыслитель вскрывает особую, нравственную «диалектику», когда жертвенность одних предполагает вечный эгоизм других. Он касается и теории ге­роев и толпы Н. К. Михайловского, важнейшей составляющей субъективной школы в социологии 70—80-х гг., и идеи «про­гресса», выдвинутой II. К. Михайловским, II. И. Кареевым и др. К оценке концепции «прогресса» Федоров подходит с особой точки зрения, ставшей принадлежностью сознания философско­ю космизма XX в. Для Федорова позитивистское понятие прог­ресса отражает только «вершки» «надорганического» (культур­ного и социального) развития человечества при забвении при­родных «корешков» его жизни. Истинное совершенствование, не отделяющееся от «корней» и «основ», определяется как новая, сознательная ступепь эволюции, обнимающая всю при­роду и человека. Сущность настоящего прогресса Федоров видит и глубинном, «онтологическом» преобразовании мира, требую­щем и принципиально новых, радикально улучшенных средств для своего осуществления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.