Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное и культурное творчество как функция общественного мнения




Социальное творчество как функция общественного мнения:
Общественное мнение может выражаться в ходе специальных социологических исследований (различного рода опросов, наблюдений, анализа документов и т.д.). Первые попытки измерения общественного мнения относятся к первой половине XIX века и связаны с "прогнозами выборов" На первых порах их инициаторами выступали газеты и журналы, которые организовывали "предварительное голосование", то есть неофициальный подсчет голосов избирателей по социально-значимым вопросам и кандидатам на государственные должности. Совершенствование техники опросов общественного мнения во многом обязано также специалистам по маркетингу, рекламе товаров и услуг.

Культурное творчество как функция общественного мнения:
В сфере массовой культуры общественное мнение определяет успех продукции индустрии культуры, спрос на нее.
Однотипная реакция общественного мнения на одни и те же социальные ситуации в течение долгого времени ведет к "кристаллизации" общественного мнения в виде традиций, обычаев, которые затем оказывают активное воздействие на формирование мнений по другим проблемам. Общественное мнение опирается на социальный опыт масс, глубокий анализ социальных явлений. С другой стороны, массовые оценочные суждения не всегда адекватно оценивают многообразную действительность, интересы масс, групп и личности.
Новые нормы и ценности, социальные институты, образцы статусного поведения становятся законными (легитимными) после их утверждения общественным мнением. В процессе социальной динамики "неправильное" превращается в "правильное". Дискуссии и обмен мнениями рождают новую культуру и новый социальный порядок. Поэтому важнейшей функцией общественного мнения выступает личностное, культурное и социальное творчество, которое ведет к утверждению более совершенных форм и технологий социальной жизни.

21.​ История изучения общественного мнения в 1860 – 1930гг.

Трактовка понятия «общественное мнение» в его современном значении впервые появляется в конце XIX века в работе Г. Тарда «Общественное мнение и толпа». Г. Тард предпринял попытку выявить истоки существования общественного мнения. Согласно концепции, творцом является публика с подвижными и неясными границами, уходящими своими корнями в особенности массовых духовно-психологических процессов.
А. Линкольн утверждал: «Всему, что поддерживается общественным мнением, гарантирован успех. Без поддержки общественного мнения успеха не будет».
Дж. Куинси Адамс считал, что массы народа «не могут ни судить, ни действовать, ни выражать свою волю, выступая в качестве политического целого».
Алексис де Токвиль («Демократия в Америке»): «По мере того как граждане становятся более равными и более похожими друг на друга, предрасположенность доверять массе возрастает, и общественное мнение всё более и более начинает править миром».

Россия конец XIX начало XX.
Первые опросы были проведены по инициативе земств и некоторых губернских газет, для изучения интересов читательской аудитории. А Чупров – земской статист; его труды - компонент теории выборочного метода.
Люди, занятые цензурой, редакциями газет и т.д. занимались изучением общественного мнения.
Основные методы исследования:
• анализ документов
• опросы читателей библиотек
• почтовые прессовые опросы читателей газет и журналов.
Кроме интересов читательской аудитории изучались вопросы о:
• социальной гигиене
• условиях труда и быта
• бюджетах семей рабочих и служащих.
В двадцатые годы интерес исследователей сосредоточился на крупномасштабных монографических статистических исследованиях. Среди работ выделяется монография Ф. Железнова, где подробно описывается быт крестьян Воронежской губернии.
В 20 – 30 годы исследуются проблемы народонаселения (базировались на переписи населения 1920 и 1926 гг.).

22.​ Социология общественного мнения в 60-е - начало 80–х гг. XX века.

С конца 60-х и в 70-е гг. лидируют два проблемных направления:

1) изучение формирование механизмов общественного мнения в локальных опросах; 2) разработка методологии, создание проектов общенациональных территориальных вероятностей выборок и способов их практической реализации. В 1967 г. был начат проект “Таганрог”, в котором выделялось две основные задачи исследования: 1)повышение эффективности идеологической работы партии и государства, осуществляемой с помощью печати, радио, телевидения, разнообразных форм устной пропаганды.

2) Расширение и совершенствование механизмов участия трудящихся в управление социальными процессами в условиях развитого социалистическое общества.

Все опросы в период 60-80-х гг. проводились экспедиционным способом с привлечением на местах интервьюеров (как правило, на общественных началах). Многими, особенно региональными центрами, широко использовалось групповое анкетирование по месту работы или учебы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.