Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии справедливости




Человек имеет свободу и выбор в человеческих пределах

Поистине, человек свободен и обладает волей в пределах своих человеческих способностей, и, будучи в отдельных случаях вынужденным мириться с чем-либо, он не лишается качества свободолюбия.

Это можно уподобить машине. Известно, что машина едет, но в пределах мощности и ресурса ее двигателя. Если это грузовая машина, она не может ехать со скоростью спортивной машины, предназначенной для соревнования по автогонкам. А если она предназначена для езды по земле, ее нельзя пустить по лестнице или использовать для пролома стены. Она едет по дороге, а встретив какую-либо преграду, она не теряет способности ехать и не подобна скале. То же самое и человек, который не утрачивает своей свободы только лишь потому, что на его пути повстречались какие-либо трудности, которые нельзя преодолеть, исходя из человеческих возможностей. Он все равно остается свободным, оставляя за собой свой выбор, и следует по намеченному пути, исходя из своих способностей.

Но в то же время человек не подобен Богу, он не имеет силы, позволяющей ему беспрепятственно делать все, что он захочет.

 


Вознаграждение и наказание –
естественное следствие свободы

Если нет свободы в выборе действия, не будет и наказания. Принужденного к совершению зла не наказывают. Поистине, Аллах наказывает нас только за то, что мы сами выбирали или от чего сами отказывались. Человеку будет дано то, что он приобрел.

"И не возложит Бог на душу груз, что больше, чем она поднимет…"
(Сура 2, аят 286)

Аллах не возлагает на человеческую душу ничего кроме того, что для нее возможно. Аллах не игнорирует никаких человеческих дел, пусть даже весом с пылинку. А если человеческий суд со своей относительной справедливостью принимает во внимание условия, причины, общественную среду и возможности обвиняемого как решающие факторы справедливости, то могли ли эти условия не быть учтены в Суде Господа миров, где справедливость – абсолютная? Может ли быть вынесен один и тот же приговор за одинаковое преступление, совершенное двумя обвиняемыми юношами, один из которых происходит из неблагополучной семьи с распутными родителями и испорченной средой, где он жил беспризорным, как бродяга, а второй – из благополучной семьи с добропорядочными родителями, живший в прекрасных условиях?


Применять критерии человеческой справедливости к Аллаху – это ошибка, допущенная многими учеными. Я кратко изложу маленькую историю из своей жизни, которая открыла мне истину, хотя, возможно, она не очень уместна в нашей книге.

В 1931 г. я был преподавателем начальной школы в Дамаске. Тогда я был в расцвете энтузиазма и молодости. Я был переполнен идеями, душа – полна гордости, а язык блистал красноречием и смелостью. У меня возникло сомнение по вопросу предопределения, о котором я спрашивал ученых, но не нашел удовлетворительного ответа. Моя самонадеянность спровоцировала меня на споры с ними, что встревожило их.

Однажды я наказал одного ученика ударами палки (дело в том, что биение палкой было одним из методов воспитания в то время). Мальчик дерзко и грубо отреагировал, закричав: "Это несправедливость, ты тиран!.."

Когда я услышал эти слова, палка выпала у меня из руки, и я вдруг забыл о мальчике и о школе, мне показалось, будто я очутился в темноте, среди которой вдруг засиял свет. Я сказал себе: "Ученик считает избиение несправедливостью, а я считаю это справедливостью. Одно и то же действие, но точки зрения о нем разные. А если бы этот ученик пожаловался об этом родителям, они бы ответили, что в этом я был справедлив и что это для него полезно. Итак, если ученик не имеет права применять свои незрелые понятия о справедливости учителя, как же я могу, находясь на земле, сравнивать критерии справедливости, установленные человеком, с критериями справедливости Аллаха?"

Разве не могло то, что я считаю несправедливым, по сути дела быть истинной справедливостью? Больной мальчик жалуется на врача, который вводит ему иглу с лекарством под кожу, считая это притеснением. Между тем как его отец считает это весьма разумным действием. Разница в точках зрения заключается в том, что мальчик смотрит на иглу с точки зрения боли, которую она причиняет, а отец – как на содействие выздоровлению его сына.

Судья не может выносить приговор по какому-то делу, пока не изучит его всесторонне и поэтапно. Мы в большинстве случаев склонны рассматривать дело только с одной стороны и делаем неправильные заключения в результате поверхностного изучения.

Допустим, что вы с вашим другом, сбившись с пути в пустыне, увидели шикарную машину, проходящую мимо. Хозяин машины пригласил вас, и вы сели в нее. По дороге ваш друг вынул нож и начал резать сидение машины. Не считаете ли вы это проявлением несправедливости? Безусловно, это несправедливость. Однако представим, что вы узнали, что на дороге орудует банда разбойников, которые отбирают всякую проходящую машину, за исключением тех, сидение которых порезано. Тогда поведение вашего друга будет оправданным. Ведь хозяин машины, узнав о такой угрозе, мог бы сделать то же самое для спасения своей машины.

Такое же заключение можно сделать из притчи о Мусе и Хидре,13 изложенной в Коране (Сура 18, аяты 60-82). Когда они уселись в лодку, Хидр пробил ее и совершил еще несколько странных действий, за которыми скрывались оправданные цели.

 

Мораль, извлеченная из этой истории, заключается в том, что не стоит прибегать к поспешным выводам по какому-либо делу, не изучив его со всех сторон.

13 Хидр – имя "…одного из Наших слуг, кому Мы даровали милость от Себя и научили мудрости и знанию от Нас" (Сура 18, аят 65). Ему по воле Аллаха предстояло стать "вожатым" Мусы в овладевании им бытовой мудростью, которая приобретается лишь в тесном контакте с реальной жизнью и со всеми ее проявлениями (более подробно см. Иман Валерия Порохова. Коран. Перевод смыслов и комментарии. – Москва, 2001, с.721, N№1180) – прим. ред. Ансар Фаундейшн


Предопределение и судьба
в свете Корана и Сунны

Прежде чем обсудить вопрос предопределения и судьбы в свете текстов Корана и Сунны (жизненного пути Пророка ), я хотел бы напомнить читателям о следующих основных принципах:

  1. Функция разума ограничена пониманием текстов Откровения (Коран и Сунна), он сам по себе не способен проникнуть в саму сущность предопределения, потому что, как уже было доказано выше, разум бессилен, когда речь идет о метафизических аспектах. Поэтому следует уклоняться от любой дискуссии, не имеющей подтверждения в тексте.
  2. Мы должны всегда осознавать, что основой всего является Коран. А если возникло какое-либо логическое противоречие между аятом из Корана и хадисом, сообщенным несколькими рассказчиками (сподвижниками Пророка , передавшими его слова), примем за основу аят из Корана, так как невозможно, чтобы Пророк говорил то, что противоречит Корану.14
  3. В Коране или достоверных хадисах вообще не может быть текстов, которые противоречили бы любой зримой и ощутимой реальности, поскольку Коран ниспослан нашим Господом, который Сам является Творцом всего сущего, следовательно, наш Господь не может противоречить Своему творению.
  4. Во многих аятах Корана говорится о значении педопределения и об ограниченности свободы выбора человека. Вот некоторые из них:

"Он – Тот, кто назначает форму вам еще в утробах матерей в Ему угодном виде."
(Сура 3, аят 6)

"И Господь твой творит, что желает и избирает; нет у них выбора!"
(Сура 28, аят 68)

Новорожденная девочка не может сделать себя мальчиком, и выбор цвета кожи также не за нами.

Есть аяты, где повествуется о явлениях природы, неподконтрольных человеку:

"Вы видите посев семян (на пашне) – так в вас иль в Нас лежит причина их произрастанья? Будь Наша воля, Мы обратили б ваши жатвы в сухой, ненужный порошок…"
(Сура 56, аяты 63-65)

"Если Господь бедой тебя коснется, то от нее, помимо Бога, нет избавителя тебе…"
(Сура 6, аят 17)


Есть обстоятельства, которые приводят к добру или злу, но не зависят от действий человека, от его прозрения "о том, что праведно, что скверно" (Сура 91, аят 8).

Направление на путь (хидайа) рассматривается в следующих аятах как разъяснение и указание.

"И разве не дано ему двух глаз? И языка, и пары губ? И не указаны два главных направленья (Добра и Зла)?"
(Сура 90, аяты 8-10)

"И Мы (всеведением Нашим) определили ему путь: быть благодарным (Господу) или неверным."
(Сура 76, аят 3)

Из этих аятов понятно, что есть некоторые факторы, не зависящие от человека, но влияющие на его праведность или порочность. И как было сказано выше, Аллах не взыскивает за них со Своего раба, и не может быть так, что Аллах принудил своего раба совершить какое-то дело, а затем наказал его за это самое дело, ставшее для него неизбежностью.

Это были тексты, на которых сосредотачивали свое внимание заблуждающиеся секты, неправильно понявшие их значение и потому злоупотреблявшие их применением. Однако им следовало:

  1. отличать аяты, где повествуется о воле, могуществе и царствии Аллаха, от аятов, где повествуется о вознаграждении и наказании;
  2. рассматривать тексты как одно целое и не настаивать на их рассмотрении отдельно друг от друга. А кто изучит тексты в их целостности, тот убедится в том, что Коран предоставляет человеку свободу воли, которая повлечет за собой либо вознаграждение, либо наказание.

"Бог не смущается дать в притчу – будь то ничтожнейший комар иль благороднейшее из Его творений. Но те, кто верует, те знают – сие есть (истина) от их Владыки. А те, кто отвергает веру, говорят: «Что хочет выразить Господь сей притчей?» Он ею многих вводит в заблужденье, а многих направляет праведным путем, сводя с пути лишь нечестивых…"
(Сура 2, аят 26)


Поверхностный взгляд на этот аят создает впечатление, что праведность и заблуждение так же предопределены, как и другие явления, и что Аллах предопределил их людям, одних сделав заблудшими, а других – идущими верным путем. Но такое впечатление быстро исчезает после прочтения следующих аятов:

"Так позволяет Бог (в грехах) блуждать тому, кто этого захочет сам, и ясною стезей ведет того, кто мил Ему."
(Сура 74, аят 31)

"Так что ж от увещаний Наших их заставляет отвернуться, подобно перепуганным ослам, от льва спасающихся бегством? (…) Да будет так! Ведь сей (Коран), поистине, является напоминаньем, и кто захочет, тот его услышит…"
(Сура 75, аяты 49-51, 54-55)

Становится ясно, что Аллах никому не навязывает ни праведной стези (руководства), ни заблуждения, и что это зависит от самого человека: если он – богобоязненный, то Коран воспримется им как руководство, а если он – лицемер, то он не сможет распознать истину в Коране.

Но тот, у кого еще осталось сомнение, спросит: "Как же мне знать: Аллах отвел мне место среди богобоязненных или нечестивых?" На это он может найти ответ в следующих аятах:

"Эта Книга, несомненно, наставление для тех, кто страшится гнева Бога и в незримое уверил, молитву совершает по часам, и (щедро) раздает (из доли), которой наделили Мы его. Кто (в откровение), что послано тебе, уверил, и в то, что до тебя ниспослано другим, и кто (душою всей) уверил в жизнь другую."
(Сура 2, аяты 2-4)

"…Сводя с пути лишь нечестивых, кто нарушает скрепленный с Богом договор, разъединяет то, чему велел Он быть единым, и сеет беды на земле, они – все те, кто обманулся."
(Сура 2, аяты 26-27)

Поэтому становится ясно, что в этом нет принуждения, а все зависит от качеств и действий в пределах собственного желания человека и его способностей.


Таким образом, вы можете уверовать в тайное, выстоять молитву и ради Аллаха расходовать из своего добра. И наоборот, вы можете нарушать повеление Аллаха, не доводить до людей веленного Аллахом и творить нечестие на земле! Все эти действия в ваших руках, вы можете это делать, а можете и не делать. Итак, если вы выполнили первые три условия, вы окажетесь среди богобоязненных и этим заслужите право получить праведное руководство. А если выполнили три других условия, то окажетесь среди нечестивых и заслужите заблуждение.

14 Один из общеизвестных критериев науки о хадисах состоит в том, что Пророк "не говорит того, что противоречит Корану или зримой и ощутимой реальности". Если же нам встречается хадис, противоречащий Корану или зримой реальности, мы автоматически считаем, что Пророк этого не говорил, даже если этот хадис имеет достоверный иснад (цепь рассказчиков). В данном случае речь идет о хадисах со степенью ахад, т.е. хадисах, переданных несколькими рассказчиками, количество которых не позволяет присвоить ему степень мутауатир, т.е. хадис, количество рассказчиков которого столь велико, что это по самой логике исключает ложность сообщенных в нем сведений. Однако среди ученых нет единогласия по поводу минимального количества рассказчиков, необходимых для отнесения того или иного хадиса к степени мутауатир (называются цифры от 4 до нескольких сотен) См., например: М.М.Азами. Исследования методологии и литературы хадисов. – 1977, с.42-44 (M.M.Azami. Studies in Hadith Methodology and Literature – готовится к изданию на русский язык) – прим. ред. Ансар Фаундейшн





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.