Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русский язык




Задания, связанные со знанием предметного содержания и сформированностью общеучебных умений различной степени сложности

 

№1

Объясни лексическое значение слов.

А) Тушь –

Туш –

Б) Плачь –

Плач –

В) Ожог –

Ожёг –

 

Ответ: а) Тушь – краска для черчения, рисования, письма и туш – краткое торжественное музыкальное приветствие; б) плачь – форма глагола повелительного наклонения, плач – сопровождающиеся слезами жалобные голосовые звуки или старинная обрядовая жалобная песня; в) ожог – обожженное место на ткани организма, ожёг – глагол совершенного вида.

 

№2

Соблюдая правило русской грамматики, поставьте мягкий знак после шипящих.

Пятлая куш… Дормый делаж…
Бурявый папалош… Вылюный вагач…
Мяувыая дуч… Желомная беч…

 

Ответ: пятлая ку шь(ж.р.), бурявый папало ш (м.р.), мяувыая ду чь (ж.р.), дормый дела ж (м.р.), вылюный вага ч (м.р.), желомная бе чь (ж.р.).

 

№3

Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе.

У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограмм) (апельсины), шесть (пара) (носки).

 

Ответ: У новых скатерт ей, около речных пристан ей, пуговицы от наволоч ек, ветки череш ен, герои бас ен, пять простын ей, продажа полотен ец, шесть килограмм ов апельсин ов, шесть пар носк ов.

 

№4

Запиши текст, раскрывая скобки.

По шумн_ авеню (идти) атташе. Рядом (идти) мадам в (манто). Из окна, отодвинув легк_ тюль, (выглядывать) забавн_ шимпанзе. Все это сняли в солнечн_ Сочи для рекламы (тюль).

 

Ответ: По шумн ой авеню шёл атташе. Рядом шла мадам в мант о. Из окна, отодвинув легк ий тюль, выглядывал забавн ый шимпанзе. Все это сняли в солнечн ом Сочи для рекламы тюл я.

 

№5

Дан текст в транскрипции:

[у м’ин’а п’ич’ал’ный’ в’ит// галава май’а бал’ит// й’а ч’ихай’у/ й’а ахр’ип// што такой’э// эта гр’ип// н’и рум’аный’ гр’ип в л’ису/ а паганый’ гр’ип в насу//].

Запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации.

 

Ответ: У меня печальный вид.

Голова моя болит.

Я чихаю, я охрип.

Что такое? Это грипп!

Не румяный гриб в лесу,

А поганый грипп в носу.

 

№6

Найди и исправь ошибки.

На зелёной ветке тополя за ливался скворец. Чего только неуслышиш в песне скварца: тут и скрип колёс и кукование кукушки и даже мяуканье кошки. А в полях льються песьни жаваронков. Кажится, что весь воздух полан трелями. А потом он сядт в зелени и оддохнёт.

 

Ответ: На зеленой ветке тополя заливался скворец. Чего только не услышишь в песне скворца: тут и скрип колес, и кукование кукушки, и даже мяуканье кошки. А в полях льются песни жаворонков. Кажется, что весь воздух полон трелями. А потом он сядет в зелени и отдохнет.

 

№7

Перепиши, заключая в кавычки собственные имена существительные.

Книга Сын полка

Рассказ Чук и Гек

Кинофильм Семеро смелых

Река Волга

Собака Отважная

Газета Северный рабочий

Семья Беликовых

 

Ответ: Книга «Сын полка», рассказ «Чук и Гек», кинофильм «Семеро смелых», река Волга, собака Отважная, газета «Северный рабочий», семья Беликовых.

 

№8

В каждой группе слов найди лишнее, выпиши его, объясни.

А) Молоко, бревно, пальто, число, весло.

Б) Клевета, забота, весна, победа, истина.

В) Звук, жест, долг, глаз, рукав.

Г) Они, мы, вы, сани, ты.

Д) Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.

 

Ответ: а) пальто – несклоняемое имя существительное; б) весна – два слога; в) рукав – пять звуков; г) сани – имя существительное; д) прорубь – женский род.

 

№9

Какой корень в слове «вынуть»?

 

Ответ: нет корня.

Задания – инструкции

 

№1

· От прилагательного «синий» образуй имена существительные и глаголы.

· Составь словосочетание с именем существительным так, чтобы оно стояло в творительном падеже.

· Запиши предложение с этим словосочетанием и глаголов в прошедшем времени.

 

№2

· Составь словосочетания из слов: а) кататься, на, лошадь; б) увидел, медведь; в) выбежал, на, дорога; г) узнал, о, встреча.

· Обозначь падежи существительных.

· Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.

· Подбери слово, сходное по составу с глаголом из третьего словосочетания.

· Поставь глагол «кататься» в форму будущего времени.

 

№3

Собери слово. Возьми:

а) приставку (из одной буквы), которая на письме не изменяется;

б) суффикс -ущ-;

в) глагол «есть» в 3-м лице единственного числа настоящего времени;

г) то, что обозначает завершенность или незавершенность действия (с заменой конечной звонкой согласной парной глухой);

д) суффикс существительного «метель»;

е) союз;

ж) окончание существительного среднего рода.

Ответ: существительное.

 

№4

Собери слово. Возьми:

а) шипящая согласная;

б) гласная в конце наречий с приставкой из-;

в) корень числительного «сто»;

г) один из суффиксов существительного «больница»;

д) окончание существительного женского рода (в именительном падеже единственного числа).

Ответ: частица.

 

Задания, требующие творческого подхода и самоорганизации учащихся

 

№1

К каждому слову мужского рода добавьте только две буквы, чтобы получилось новое слово женского рода.

Гам, клуб, сор, док, рак, мак.

 

Ответ: Гамма, клумба, ссора, доска, рамка, марка.

 

№2

Составь предложение, соответствующее схеме. Выполни синтаксический разбор.

Каким? Чем? Что делает? Что? Где?

 

№3

Составь и запиши рассказ из пяти – шести предложений. Закончи выводом: «Язык до Киева доведёт».

 

№4

Попробуй перевести сказку Людмилы Петрушевской. Сделать ее понятной. Запиши получившуюся историю.

Пуськи бятые.

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали.

И подудонились.

А Калуша волит:

- Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит:

- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Калушата подудонились!

Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

 

Ответ: Слова сказки заменяются соответствующими частями речи. Сяпала (глагол несовершенного вида, в прош. вр.), Калуша (существительное в И.п.), по (предлог, остается без изменения), напушке (существительное в Д.п.), и (союз, остается без изменения), увазила (глагол совершенного вида, в прош. вр.), бутявку (существительное в В.п.). Например: Шла Курица по опушке и увидела гусеницу.

 

№5

Сочини небольшой рассказ (повествование с элементами описания), используя как можно больше подходящих по смыслу словарных слов.

 

Задания, направленные на развитие познавательной самостоятельности

 

№1

Подбери слова, имеющие два, три, четыре разных значения. Составь с этими словами предложения.

(Например: язык, ручка…)

 

№2

Из каждого слова каждой строчки возьми один слог (подчеркни его), образуй и запиши новое слово:

Пластинка, картина, павлин.

Сапоги, парашют, фантазия.

Косари, заморозки, лётчик.

 

Ответ: пластилин, сарафан, самолёт.

 

№3

Какая фраза зашифрована в этих предложениях?

МЫ НЕ ОЧЕНЬ ГРУСТИЛИ О СЕВЕРНОМ ЛЕТЕ, А ДЕЙСТВОВАЛИ КАК ОБЫЧНЫЕ ГОРОДСКИЕ ОБИТАТЕЛИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЕДА ДОЛГО НЕ ОСТЫВАЛА.

Ответ: Много сладкого вредно.

 

№4

Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

· Заварить кашу –

· Жить душа в душу –

· На ночь глядя –

· Повесить нос –

· Лясы точить –

· От рук отбиться –

 

Ответ: выйти сухим из воды; жить как кошка с собакой; ни свет, ни заря; воспрянуть духом; держать язык за зубами; держать в ежовых рукавицах.

 

№5

Вспомни, как называется такой человек.

А) Подал ручку, да подставил ножку.

Б) Мое горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне.

В) Ноги с подходом, руки с поднососм, сердце с пороком, голова с поклоном.

Г) Ел да устал, спал да намаялся.

Д) Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится.

Е) Язык без костей: что хочет, то и лопочет.

 

Ответ: двуличный, эгоист, подхалим, лентяй, самоуверенный, болтун.

 

 

Список использованной литературы

1. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы/Н.Г. Белицкая, А.О. Орг. – 2-е изд., М.: Айрис-пресс, 2006.

2. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов/О.А. Ефремушкина. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д:Феникс, 2006.

3. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир. 3-4 классы. – Вып. 3/авт.-сост. Т.Н. Каркошкина, И.В. Персидская, О.Н. Донская. – Волгогорад: Учитель, 2010.

4. Олимпиадные задания. Математика. Русский язык. Окружающий мир. 3-4 классы. – Вып. 2/авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011.

5. Предметные олимпиады. 4 класс/авт.-сост. Н.В. Лободина. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.

6. Рабочая тетрадь для учащихся. Собрание 3, издание 2-е (переработанное)/Сост.: учителя-экспериментаторы школы-лаборатории № 1624 «Созвздие». – М.: УЦ «Перспектива», 2001.

7. Шевердина Н.А. Новые олимпиады для начальной школы/ Н.А. Шевердина, Л.Л. Сушинскас. – изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

8. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.