Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инквизиция и галилей 1 страница




Иоганн кеплер и исаак ньютон

Иоганн Кеплер из Вейля в Вюртемберге (1571–1630), Открытые Кеплером три закона движения планет полностью и с превосходной точностью объяснили видимую неравномерность движений планет. Найденные Кеплером путем наблюдения и индукции законы планетного мира должны быть выведены, или де­дуцированы, из одного принципа, уже познанного Галилеем: эту задачу разрешает величайший математик Англии Исаак Ньютон (1642–1727) с помощью принципа всемирного тяготения.

II. церковное осуждение
Всюду, где только реформаторское дело прорывает плотину церковного образа мыслей и уничтожает его границы, на сцену выступает противоречие между старым и новым мировоззрением, здание церковных представлений шатается и разрушается до основания, как только земля перестает быть центром мироздания, а небо — его куполом.

(1613), Галилей впервые публично высказался за истинность коперниковского учения и возбудил тем гнев монашеского ордена настолько, что насторожившаяся инквизиция стала относиться к нему подозрительно. Распространявшаяся в течение семидесяти лет и терпимая в качестве гипотезы система Коперника была, по приказанию Павла V, рассмотрена сведущими богословами святого судилища и отвергнута; гелиоцентрическое учение было признано противным разуму и еретическим; негеоцентрическое — противным разуму и ошибочным. Это заключение было обнародовано 24 февраля 1616 года. Уже на следующий день кардинал Беллармин получил папское послание с требованием убедить пребывавшего в Риме Галилея отречься от коперниковского учения. Если же он уклонится, то инквизиция должна выступить против него. Галилей подчинился тотчас же (26 февраля); Решением, опубликованным 5 марта 1616 года касательно учения Коперника, конгрегацией индекса 77 были совершенно запрещены такие сочинения, в которых утверждалась истинность этого учения, другие же — лишь предварительно, до исправления; к числу последних относились те, в которых после исправления некоторых мест воззрение Коперника превращалось из истины в гипотезу. К этой категории принадлежало и сочинение самого Коперника. В 1632 году появился разрешенный к печати папой «Диалог Галилея о двух наиважнейших системах мира, коперниковской и птолемеевской». Уже диалогическая форма удерживала предмет в терпимых границах гипотетического обсуждения. В заглавии ясно указывалось, что не будет дано разрешения, а только будут изложены доводы за каждое из обоих воззрений. Конечно, содержание этого диалога было таково, что ни один здравомыслящий человек не мог уже сомневаться, на чьей стороне истина. 22 июня 1633 года почти семидесятилетний старец должен был в доминиканской церкви Maria sopra Minerva в Риме клятвенно отречься от коперниканской системы и предать ее проклятию. Он оставался до самой своей смерти узником — хотя и не содержался в заключении, но был в руках и под надзором инквизиции. Он не сидел в тюрьме, его не пытали, и он сам был далек от того, чтобы отречься от своего отречения. Галилей мог думать, что «она все-таки вертится», но наверное не говорил этого. Он готов был покориться всему, чтобы иметь возможность вернуться к свободе своих мыслей и исследований, которую справедливо ставил выше, чем такое мученичество. Церковь не могла воспретить Земле двигаться, зато она поместила сочинения Коперника, Галилея и Кеплера в свой индекс и оставляла их в нем в продолжение более чем двух столетий,

18. Почему преобразования, совершившиеся в области науки 14-15 вв. все же были недостаточны, чтобы ввести в исторический процесс развития христианских народов новый жизненный принцип, и составить Эпоху?

Как ни сильны были потрясения и преобразования, совершившиеся в области исторического, географиче­ского и астрономического рассмотрения мира и раздвинувшие кругозор человека до бесконечности, все же их одних было недостаточно, чтобы ввести в исторический процесс развития самого человечества новый жизненный принцип и составить эпоху в широком смысле этого слова. Эти преобразования дали осязаемые результаты в искусстве и в науке, т. e. на таких высотах человеческой культуры, которые даже в самые восприимчивые эпохи доступны всегда только меньшинству. Науки и искусства могут процветать и без коренного изменения образа мыслей и воспитания человечества. Церковь способствовала Ренессансу. Последний в общем и целом процветал в лоне Церкви и мог бы прийти к соглашению с ней. Не безверие просвещения, удовлетворенного вкушением плодов образования, страшно Церкви: оно бессильно перед ней благодаря малочисленности его адептов, благодаря их потребности в покое и их религиозной индифферентности. Даже герои эпохи открытий и научной реформации, люди, подобные Колумбу, ­Копернику и Галилею, были верными сынами Церкви, не имевши­ми никакого намерения порывать связи с ней. Общее направление Ренессанса было бессильно расшатать основы мирового господства Церкви так, чтобы оно распалось на части.

Церковь зиждется на религиозных основах и властвует над народом благодаря своему иерархическому устройству; поэтому только из религиозных мотивов, затрагивающих эти основы и проникающих в сердце народа, может исходить решительное нападение на Церковь и борьба с ней.

 

19. Предтечи Реформации: Д. Уиклиф (в Англии) и Я. Гус (в Чехии). Гуситские войны.

Экономическое давление, помноженное на ущемление национальных интересов, вызвало ещё в XIV веке протест против авиньонских пап в Англии. Выразителем недовольства масс тогда стал Джон Виклиф, английский богослов, профессорОксфордского университета. Основные идеи. Отход Уиклифа от ортодоксии начался в 1376 году курсом лекций в Оксфорде на тему «О гражданском владении». Уиклиф выдвинул теорию, согласно которой право на владение и собственность даются лишь праведностью; неправедное духовенство лишено такого права; право решать, следует сохранить собственность тому или иному церковнику или нет, должно быть предоставлено гражданской власти. Далее Уиклиф учил, что собственность является плодом греха; Христос и апостолы не имели никакой собственности, и священники также не должны иметь никакой собственности. Эти доктрины вызвали негодование всего духовенства, кроме членов нищенствующих орденов. Уиклиф выступал против притязаний папства на взимание поборов с Англии и защищал право короля на секуляризацию церковных земель. Идеи Уиклифа, особенно в отношении секуляризации церковных земель, пользовались поддержкой королевского правительства и некоторых крупных феодалов во главе с Джоном Ланкастером.

Уиклиф отвергал епископскую степень, учение о чистилище и индульгенциях; не признавал необходимым таинство елеосвящения; устную исповедь считал насилием совести и потому предлагал довольствоваться внутренним раскаянием человека перед Богом. Одним из ключевых пунктов его взглядов было отрицание таинства пресуществления: Уиклиф выступал против учения о действительном присутствии Христа в евхаристии, допуская только его духовное присутствие. Уиклиф учил, что каждый человек прямо связан с Богом без каких-либо посредников. Следовательно, церковь как промежуточное звено между человеком и Богом не нужна. Для обеспечения возможности прямой связи человека с Богом Уиклиф требовал перевести Библию с традиционного латинского языка на национальные и использовать её только в переводе.

В 1377 году был привлечён Лондонским епископом к суду прелатов за антипапские высказывания. На протяжении 1378 и 1379 годов Уиклиф продолжал писать учёные трактаты, в которых отстаивал мнение, что король — это наместник Бога и что епископы подвластны королю. После наступления Великого западного раскола в 1378 году, Уиклиф стал клеймить папу как антихриста и утверждать, что принятие Константинова дара сделало всех последующих пап отступниками. В 1378 году папа издал специальную буллу, осуждающую учение Уиклифа, однако благодаря заступничеству королевского двора и Оксфордского университета, Уиклифу удалось сохранить свободу. Смерть Григория XI и последовавший за ней папский расколспасли его от дальнейших преследований со стороны Рима. В этот период он побудил своих последователей взяться за перевод Библии на английский язык. После осуждения комиссией в Оксфордском университете его взглядов на евхаристию как еретических Уиклиф был вынужден удалиться из Оксфорда в Латтерворт, где занимался переводом Библии на среднеанглийский язык и написал свой главный труд «Триалог», в котором изложил свои реформаторские мысли. Это решение было подтверждено с ещё более строгой формулировкой на соборе в Блэкфрайаре (Лондон) архиепископом Кентерберийским в мае 1382 года, когда небольшую группу оставшихся у него учеников вынудили отречься от его взглядов. К тому времени, однако, учение Уиклифа распространилось за пределы университета и сохранялось в вульгаризированной форме усилиями небольшого числа ревностных, но необразованных проповедников — лоллардов. 31 декабря 1384 года Джон Уиклиф умер от инсульта. Взгляды Уиклифа были повторно осуждены на Римском соборе в 1412 году и на Констанцском соборе в 1415 году. Останки Уиклифа были сожжены согласно постановлению собора.

Влияние Уиклифа. Учение Уиклифа и при его жизни, и после смерти до самой Реформации было популярно в низших слоях населения как в Англии, так и в материковой Европе, особенно в Чехии, где его идеи были подхвачены реформатором Яном Гусом и его последователями гуситами. В 1415 году по решению Констанцского собора Уиклиф и Гус были признаны еретиками, в результате чего Ян Гус был сожжён на костре. По решению Констанцского собора останки Уиклифа были выкопаны из земли и сожжены в 1428 году. Принять взгляд Виклифа значило признать, что священник не в состоянии влиять на спасение человека путём запрета ему принимать тело и кровь Христа при евхаристии. И хотя взгляды Виклифа были осуждены в Лондоне и в Риме, его учение о равенстве в церкви было применено к экономической жизни крестьянами и способствовало крестьянскому восстанию 1381 года. Студенты из Чехии, обучавшиеся в Англии, принесли его учение к себе на родину, где оно стало почвой для идей Яна Гуса. Сочинения «О гражданском владении», «О Божьем владении», «Определение прав господства», «О церкви», «О евхаристии», «О богохульстве», «Триалог»

Гонения Яна Гуса. В 1409 году, после издания Папой булы - важнейший Указ, скреплённый личной папской печатью, начинаются гонения опасного чешского реформатора: его проповеди запрещаются, опубликованные труды сжигаются, его обвиняют в ереси, на него налагается проклятие и интердикт (запрещение всех церковных действий, что равно отлучению от церкви), в конце концов, его обвиняют в изгнании немцев из Пражского университета и так далее. Однако Ян Гус не сдаётся и продолжает свою миссионерскую деятельность в различных городах Чехии. Тогда в 1414 году с помощью обманных гарантий личной безопасности, данных императором Сигизмундом, Гуса вызывают на Констанцский собор, который объявлялся объединительным, дабы «прекратить Великий западный Раскол», к тому времени приведший к троепапству (своих понтификов поддерживали Рим, Авиньон и Пиза). Но на самом деле всё свелось к принуждению непокорного священника отречься от своих убеждений. Ян Гус приезжает в Констанц в конце ноября, а в декабре его арестовывают и заключают под стражу. В защиту Яна Гуса, ставшего национальным символом, подали голоса сейм Чехии и Моравии, а также чешское и польское дворянство, находившееся в то время в Констанце. Тем не менее, на Соборе, который проходил с 5 по 8 мая 1415 года, Гуса приговаривают к казни.

Казнь национального героя. После вынесения приговора, к Гусу много раз приходят Сигизмунд и архиепископы с просьбой отказаться от своих «заблуждений», но он проявляет твёрдость: «Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которые я не произносил». «Я выбираю не между жизнью и смертью, а между правдой и ложью». 6 июля 1415 года на площади города Констанц (ныне германская федеративная земля Баден) Ян Гус был сожжён на костре, а через некоторое время такая же участь постигла и одного из его верных сподвижников Иеронима Пражского. Лишь спустя почти шесть столетий, 17 декакбря 1999 года, на международной конференции, проходившей в Ватикане Ионн Павел П выразил глубокое сожаление о мученической смерти Яна Гуса и отдал дань уважения величию его духа. Однако до сего дня реформатор чешской церкви так и не реабилитирован.
Гуситские войны(30 июля 1419 года – 30 мая 1434 года) — военные действия с участием последователей Яна Гуса, а также между ними в Богемии (современная Чехия) между 1420 и 1434 годами. По-видимому, это была первая европейская война, где широко использовалось ручное огнестрельное оружие. Гуситская пехота нанесла множество поражений более крупным армиям с тяжело вооружёнными рыцарями.

Первоначально гуситы воевали против католиков, организовавших серию крестовых походов, позднее их движение разделилось на умеренныхкаликстинцев), примирившихся с католиками, и радикалов («таборитов»), которые повели свою ожесточённую войну против церквей и монастырей, священнослужителей и монахов. Гуситское движение приобрело революционный характер после того, как известие о казни Яна Гуса на Констанцском соборе (6 июля 1415 года) достигло Праги. Рыцари и знать Богемии и Моравии, поддерживающие реформирование церкви, отправили в адрес Констанского собора протест (2 сентября 1415 года).

Гениальным вождём гуситов был дворянин Ян Жижка, который соединил в себе религиозный фанатизм и ясность ума настоящего военачальника и к тому же пользовался безграничным авторитетом. Это позволило ему даже после того, как совершенно ослеп, удержать победу за гуситами. Нашествие немцев только подстрекало религиозынй и национальный фанатизм чехов.В стране против всего, что не примыкало к ним, свирепствовали табориты. Они требовали уничтожения всех городов за исключением истинно правоверных, всех книг, кроме Библии, и каждый истинно верующий должен был преследовать всякое уклонение от исповедуемого им закона. Поход 1421г. Был для имперцев тоже неудачным и закончился их отступлением. В январе 1422г. Жижка нанёс им новое поражение. В 1424г. Он умирает.С его кончиной партия распалась на 2 части: одна осталась под предводительством Прокопа Голого, другая, управлялась Военным советом, во главе которого стоял Прокоп малый.Они опустошили Австрию, Венгию, Саксонию.

Действия развивались на территории Центральной Европы, в основном в Богемии(современная Чехия).Итог гуситских войн: поражение радикальных гуситов,
Император Священной Римской империи Сигизмунд становится королём Богемии.

20. Чем была вызвана религиозная Реформация? Была ли хоть одна эпоха в истории Церкви без реформаторских движений? Почему было невозможно реформировать Церковь посредством Соборов 15 в.?

Чтобы сдвинуть с места мир, нужно искать точку опоры вне его. По отношению к Церкви дело обстоит иначе. Нужно пребывать в ней и притом иметь самую глубокую веру, чтобы подорвать господство Церкви и изменить основы веры. Это преобразование и обновление религиозного сознания есть реформация в церковном смысле, без которой Средние века продолжались бы, несмотря на все открытия.

Как не случайно и не внезапно приняла Церковь форму иерархии и римского папства, так же не случайно и не внезапно наступила реформация. Она вышла из самой Церкви, в которой созревала постепенно. Не было эпохи в истории Церкви без реформаторских движений и потребностей. Церковь вместе с обмирщением, требуемым условиями жизни людей, — и благодаря ему — всегда чувствовала врожденное ей христианским духом стремление к отрешению от мира и очищению; только пути, которыми шли к обновлению, были различны в каждую данную эпоху. Чтобы освободить христианскую жизнь из сетей мира и способствовать ее отчуждению от него, образовались в первые века монашеские ордена; чтобы освободить церковное государство от феодальных уз светского, явился Григорий VII в качестве реформатора иерархии; в то же время, когда римское церковное главенство достигло своей вершины, Иннокентий III видел опасность, угрожающую единству веры со стороны еретиков, противопоставлявших уже Евангелие Церкви, и признавал настоятельную необходимость реформации светского мира по отношению к церковной вере. Когда, наконец, единство церковного главенства распалось в самом папстве благодаря схизме, состоялись Соборы XV столетия, пытавшиеся реформировать Церковь — как в отношении ее главы, так и в отношении ее членов. Задача осталась неразрешенной и неразрешимой: нельзя было реформировать Церковь, реставрируя папство и подавляя всякое антииерархическое движение. Ярче всего осветило эту невозможность пламя костра, на котором реформаторский Констанцский собор сжег Яна Гуса. Его смерть на костре указала Реформации путь от Констанца к Виттенбергу. Так как она не могла пробиться сверху, то должна была прийти снизу, пробивая себе путь в лице Лютера, когда пришло время — спустя столетие после Гуса.

21. Что представляли собой индульгенции, предлагаемые Римом немецкому народу? В чем и почему Церковь Средних веков видит «благочестие»? На каком основании средневековая Церковь считает себя вправе заменять одни благочестивые деяния другими, допускать вместо покаяния его эквивалент, сокращающий его продолжительность или вообще его заменяющий?

Реформация XVI столетия воздвигает на фундаменте христианства противопоставление религии и Церкви. Оппозицию, боровшуюся с церковной системой по религиозным мотивам, мы называем протестантизмом — придавая этому названию более широкое значение, чем содержавшееся в нем историче­ски. В отрицании римского католицизма заключается его негативный характер, а в христианской основе веры, на которую он опирается, — позитивный, без коего он никогда не сделался бы религиозной силой. То, что этот протестантизм утверждает и делает своим принципом, явствует из того, что он отрицает и отвергает. Религия Средних веков заключается в вере в Церковь как в Божественный и нерушимый авторитет, в религиозном повиновении, основанном на вере в то, чему учит Церковь, и исполняющем то, чего она требует; как всякое повиновение, оно должно проявляться во внешних деяниях. Эта вера могла проявляться в церковном подвижничестве, в исполнении религиозных обязанностей и благочестивых, угодных Церкви и полезных поступках. Тот, кто, служа Церкви, делает больше, чем она требует, действует похвально. Есть поступки корректные и похвальные с точки зрения Церкви, оправдывающие верующих в ее глазах, а потому и перед Богом. Религиозное повиновение заключается поэтому в вере в спасение через исполнение культа и деяния: это есть вера в святость деяний, считающая их заслуживающими похвалы и поэтому подтверждающая и допускающая человеческую свободу. Внешний поступок совершается независимо от настроения, в качестве «opus operatum»; с точки зрения Церкви понятно, что она не ставит своего господства в зависимость от настроений отдельных лиц и поэтому видит благочестие в повиновении Церкви, т. е. в угодных Церкви делах. Между Богом и человеком стоит вина грехопадения, которая может быть искуплена путем выполнения церковных установлении — исповедью и покаянием, путем церковного очищения и наказания, продолжительность которых, в зависимости от тяжести человеческих грехов, может не ограничиться даже пределами земной жизни. Благочестивые, угодные Церкви поступки многообразны, и так как Церковь решает вопрос об их достоинстве и судит о них в соответствии со своими интересами, то в ее власти заменять одно другим, возмещать одно внешнее деяние другим внешним же деянием иного рода, допускать вместо покаяния его эквивалент, сокращающий его продолжительность или вообще его заменяющий.

Таким внешним деянием иного рода может быть и дар, обогащающий Церковь. Отныне покаяние — это условие искупления греха — само становится предметом торговли. Если же покаяние включается в тариф церковной торговли, то ничто уже не мешает ради пользы самой Церкви поместить в число его эквивалентов и денежную мзду. Таким образом, как необходимое следствие веры в оправдание делами возникает индульгенция, не имеющая недостатка в дополнительных догматических обоснованиях. Так как в лоне Церкви есть много членов, которые каялись больше, чем грешили, то должны быть и такие, которые за счет святых могут грешить больше, чем каяться, а дефицит покрывать деньгами. Если же грешникам засчитывать излишек покаяния святых, то в покаянии послед­них не будет никакой нехватки для них самих.

22. О каком «невероятном противоречии» свидетельствует система индульгенций?

Система индульгенций свидетельствует яснейшим об­разом о невероятном противоречии, существующем между Церковью и религией. Последняя требует в качестве непременного условия отпущения грехов глубокого, сокровенного и преображающего сердце раскаяния, Церковь же заменяет раскаяние денежным взносом! Тут-то и вступает в борьбу с церковной системой религия. Теми тезисами против индульгенции, которые Лютер прибил к Церкви замка в Виттенберге, дано начало Реформации, так как дело теперь уже идет о конфликте религии с Церковью. И если в своих тезисах он в основ­ном нападал только на злоупотребление индульгенциями (он осуждал их как средство к спасению, а не как средство замены церковных и земных наказаний) — то серьезность его религиозных мотивов неудержимо влекла его дальше. Ибо индульгенции не являются случайным злоупотреблением, а вытекают из веры в спасительность дел, как последняя вытека­ет, в свою очередь, из религиозного повиновения, являющегося следствием безусловного, не зависящего от религиозного образа мыслей авторитета Церкви. То, чем движим реформатор, есть страх за спасение душ человеческих; он видит, что римская Церковь посягает на это спасение.

Этот мотив ведет его дальше. Вскоре он начинает отрицать и догматическое обоснование индульгенций, ценность добрых дел, веру в святых, покаяние в отдельных грехах (ведь их нельзя исчислить). Он должен в принципе отрицать спасительность дел, а потому расшатать основу, на которой она покоится: иерархическую систему Церкви, главенство папы и непогрешимость Соборов; он должен кончить тем, что станет оспаривать у Церкви религиозное господство, а потому, отказываясь от религиозного повиновения, провозгласит свободу веры ради самой религии. Теперь Реформация в своей стихии, она является по отношению к католической Церкви религиозным делом обновленного христианства, а по отношению к римскому католицизму — национальным делом немецкого на­рода. Этой точки зрения, развиваемой в его революционных сочинениях 1519–1520 гг. «О причастии» («Vom Abendmahl»), «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении положения христианства» («An den christlichen Adel der deutschen Nation von des christlichen Standes Bes­serung»), «О вавилонском пленении церкви» («Von der baby­lonischen Gefangenschaft der Kirche») — отважный муж до­стиг благодаря тяжелой борьбе, ибо свергнутое им иго было и его собственными основами и лежало бременем в глубине его совести.

То, что, следовательно, отрицает протестантизм, есть учение об оправдании делами: ни одно деяние не обладает искупительной силой; каждое, каким бы святым оно ни казалось, может быть совершено как показной, не соответствующий убеждениям поступок, только как «opus operatum», и в качестве такового не способствует блаженству; упование на то, что деяние ведет в спасению, является даже пагубным. Все угодные Церкви поступки, даже самое крайнее отречение от мира, могут совершаться с большим тщанием, и все-таки человек внутренне может остаться тем, что он есть; они поэтому не имеют религиозной ценности. Религиозное деяние заключается в нравственном возрождении, в изменении образа мыслей и сердца, состоящем в вере — вере в оправдание через Христа, а не через Церковь. Позитивное положение протестантизма таково: «Только вера делает блаженным».

Вера эта не есть деяние, могущее быть совершенным и заслуженным по произволу человека, а есть акт Божественной благодати, нисходящей на человека и не зависящей от догм Церкви, которые являются человеческим делом. Таким образом, Реформация возвращается к источникам христианской веры и христианской религии для того, чтобы вновь восстановить само христианство из этих его первоначальных истоков;

23. Биография М. Лютера до 1517 г.

(1483-1546)-христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Родился в г. Эйслебене в Тюрингии (Германия). Его отец вначале был просто крестьянином, потом занялся горным делом в медных рудниках. Но после рождения Мартина семья переехала в горный городок Мансфельд, где отец стал зажиточным бюргером.

В 1497 году 14-летнего Мартина родители отвели во францисканскуюшколу города Марбург. В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в университет в Эрфурте. Там он прославился умением говорить долго и серьезно. Он прошел обычный курс обучения и окончил университет в 1502 г. со степенью бакалавра. Степень магистра он получил в 1505 г., заняв второе место из числа 17 кандидатов. Дело в том, что в те времена все бюргеры стремились дать своим сыновьям юридическое высшее образование. В1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и приступил к изучению юриспруденции.

Августинский орден в Эрфурте. Лютер вступил в нищенствующий орден св. Августинав 1505. Через два года после поступления в монастырь, в апреле 1507 г., он был посвящен в сан священника. Существует несколько точек зрения, объясняющих такое неожиданное решение. Первая — угнетенное состояние вследствие «сознания своей греховности». Вторая гласит о том, что однажды Лютер попал в сильную грозу, и был настолько напуган, что дал обет монашества. Третья говорит о чрезвычайной строгости родительского воспитания, которую Лютер не смог пережить. На самом деле причину надо искать в окружении Лютера и в бытовавшем тогда в бюргерской среде колебании умов. На решение повлияло и знакомство со многими участниками кружка гуманистов. Лютер позже описывал свою монашескую жизнь как очень сложную, но тем не менее он был примерным монахом и с огромной тщательностью выполнял все свои задания. Иоганн фон Штаупиц, генеральный викарий немецких августинцев, сыграл очень важную роль в судьбе Лютера, будучи его учителем, другом и покровителем. Его попытка возродить более строгую дисциплину и объединить немецких августинцев, подразделявшихся на обсервантов (строго соблюдающих уставы) и конвентуалов (живущих в монастыре), привела к диспуту, и Лютер был одним из двух монахов, избранных, чтобы идти в Рим с сообщением о появлении оппозиции. Он совершил эту поездку, самую долгую в его жизни, приблизительно в конце 1510 г., и его чувства убежденного, пламенного католика оказались оскорблены легкомыслием римского духовенства. Он увидел, что на самых высоких духовных постах царит поглощенность сугубо мирскими делами.

В 1508 году Лютера отправили преподавать в новый университет в Виттенберге. Там он впервые ознакомился с работамиблаженного Августина. Лютер одновременно преподавал и учился, чтобы получить степень доктора теологии. В 1512 году он получил степень доктора богословия. Степень была важна для Лютера, так как кроме всего прочего означала и перемену в общественном положении. После этого Лютер занял должность профессора теологии.

Лютер постоянно ощущал себя в состоянии подвешенности и невероятной слабости по отношению к Богу, и эти переживания играли значительную роль в формировании его взглядов. В 1509 году Лютер читал курс о «Сентенциях»Петра Ломбардского (католический богослов и философ-схоласт 12в, В этой работе первый раз в католическом мире догматическое богословие было сведено в одно систематическое целое.), в 1513-1515 годах — о псалмах(Псалты́рь библейскаякнига Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 песен-псалмов, излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях), 1515-1516 годах — о послании к Римлянам(книга Нового Завета, принадлежит к числу посланий апостола Павла.), в 1516-1518 годах — опосланиях к Галатам(книга Нового Завета апостола Павла) и к Евреям(книга Нового Завета Павла). Лютер кропотливо изучал Библию, а помимо своих обязанностей преподавателя он являлся смотрителем 11 монастырей и проповедовал в церкви. Между лекциями, не отступая от своей обычной манеры проповедника, он начинал протестантскую Реформацию.

 

24. «95 Тезисов»: характеристика аргументов Лютера против индульгенций.

Документ на лат языке написан в 1517 году (начало Реформации) и вывешен на дверях Замковой церкви. Основная цель: критика практики индульгенцийи эксклюзивных прав римского папы прощать грехи, а также утверждение Священного Писания как единственного авторитета. А ввел индульгенцию римский папа Лев 10 в целях покрытия расходов на строительство собора святого Петра в Риме.

В первых семи тезисах Лютер утверждает, что покаяние, к которому призывает Иисус Христос, совершается не в акте таинства, но длится всю жизнь христианина и заканчивается оно только с вхождением в Царствие Небесное (4 тезис). Истинное отпущение грехов совершает не римский папа, а сам Бог (6 тезис).

В последующих десяти тезисах Лютер критикует католический догмат о Чистилище(промежуточном между раем и адом месте, где пребывают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами. Католики считают чистилище местом, где судьба умершего грешника может быть изменена. Они горят там в очищающем огне.), которое как бы стирает значение смерти (13 тезис).

В тезисах 21-52 Лютер доказывает недействительность индульгенций, ибо лишь Бог (вернее Его произволение) ведает нашим спасением (28 тезис — основа монергизма). Кроме того, купив индульгенцию, грешник не имеет гарантий, что он действительно спасен (30 тезис). Цель индульгенций обретается не покупкой отпустительной грамоты, а искренним раскаянием (принцип Sola fide).

В последующих 20 тезисах Лютер утверждает приоритет Слова Божия (лат. verbum dei) и Евангелия над индульгенциями (55 тезис). «Истинное сокровище Церкви, — пишет он в 62 пункте, — это пресвятое Евангелие о славе и благодати Бога (лат. verus thesaurus ecclesiae est sacrosanctum evangelium gloriae et gratiae dei)», которое Бог явил на кресте (68 тезис). Этим закладывается принцип Sola Scriptura




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.