Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инквизиция и галилей 2 страница




В последних 20 тезисах Лютер утверждает, что у римского папы нет никаких особых прав отпускать грехи (75 тезис). В противном случае, почему он до сих пор не отпустил всем грехи? (82 тезис) Лютер также не считает строительство храма св. Петра оправданием для индульгенций (86 тезис)

В заключении он закладывает основы теологии креста, согласно которой на небо следует входить не деньгами, а скорбями (94-95 тезисы)

 

25. Диспут Лютера с Иоганном Экком в Лейпциге (27 июня – 13 июля 1519 г.). Предмет диспута, основные аргументы, выдвинутые противниками. Значение диспута Лютера с И. Экком для дальнейшего развития Реформации.

Ренессанс предшествует Реформации и сопутствует ей. Обновление древней науки, филологии, изучение греческого и еврейского языков необходимо вело к новым и более просвещенным взглядам на происхождение христианства, к новому и лучшему пониманию библейских источников, а вместе с этим и к знаниям, в которых нуждалась церковная реформация, идя по пути исследований истории и Священного Писания. Она обязана своим научным вооружением Ренессансу. Когда немецкая Реформация еще только начиналась, а немецкий Ренессанс, пришедший из Италии, находился в полном расцвете, был момент, когда оба они ухватились друг за друга в полном сознании их общего происхождения и их общего национального смысла. Ощущение новой эпохи глубоко овладело умами. В ногу с возрождением древности стремилось идти возрождение христианства, а с ними обоими — возрождение немецкого народа и империи; научная и религиозная реформация стремилась сделаться вместе с тем национальной и политической. Носителем этой идеи был Ульрих фон Гуттен, ярко выразивший ее в своих последних сочинениях (1519–1523). Но политическая реформа должна была потерпеть крушение, потому что религиозная сильнее, чем когда-либо, раздробила германскую империю. Пути Ренессанса и Реформации также столкнулись. С духовным аристократизмом, желавшим жить в спокойном наслаждении высокой просвещенностью древних, не согласовалась буря народной революции, порожденная Реформацией; с возродившимися идеями древней философии, ­утверждавшими свободу человеческого духа, не согласовалось обновленное Лютером учение Августина о полной несвободе человека: эта противоположность между Ренессансом и Реформацией получила яркое выражение в споре между Эразмом и Лютером.

 

Несмотря на данное папе после переговоров с Мильтицем обещание, Лютерупришлось прервать свое молчание, когда Иоганн Экк вызвал Лютерова другаКарлштадта на диспут в Лейпциге (1519). Иоганн Экк составил тезисы для диспута так, что они очевидно были направлены против Лютера, который поэтому и не счел возможным уклониться от диспута. Прения происходили в герцогском дворце, в присутствии герцога Георга Саксонского и множества народа. Сначала (с 28 июня) диспут велся между Экком и Карлштадтом о свободе воли, и только 4 июлявыступил сам Лютер, начавший свою речь выражением покорности папе. Два дня спорили противники об оправдании и добрых делах, но не могли прийти к какому-либо соглашению. Тогда Экк повернул спор на вопрос о происхождении папского приматства. Лютер доказывал, что главою церкви должно и можно считать только самого Иисуса Христа и что папская власть получила освящение по решениям соборов только в XII веке. Экк опровергал это утверждение и заявил, что Лютер уподобляется осужденному Собором еретику Яну Гусу; тогда Лютер сослался на греческую церковь, не признающую папства, и выразил несколько мнений, послуживших причиной сожжения Гуса, — мнений, отрицавших божественное происхождение папской власти. Такое высказывание о Гусе был сложный шаг для Лютера, так гуситы оставили о себе в Саксонии дурную память. Герцог Георг при упоминании этого имени покачал головой и произнес проклятие. На этих мнениях Лютер настаивал и тогда, когда Экк в пользу первенства папы привел решение Констанцского Собора; признать за соборным решением авторитетность Лютер не согласился. «Почтенный отец, сказал тогда Экк, если по вашему мнению законно собранный собор может погрешать, вы для меня язычник и мытарь». Лютер разорвал, таким образом, всякую связь с папской церковью.

26. Социально-политическая программа Реформации, изложенная Лютером в его сочинении «К христианскому дворянству немецкой нации».

Лютер в этом сочинении писал, что не существует разделения общества на духовное и светское сословие, поскольку все христиане принадлежат к духовному сословию. Отсюда следует право каждого христианина крестить и отпускать грехи. Спасения человек может достигнуть только верой, а вера не есть дело, и искупление не есть плод активности человека. Бог действует в нас самих. Так он обосновал освобождение от папского засилья. Лютер разработал программу борьбы с папством и реформирования церкви. Он призвал немцев прекратить выплаты Риму, Церковная подать, взимаемая с немецких земель должна оставаться в Германии, сократить число папских представителей в Германии, ограничить вмешательство папы в управление империи. призыв к чтению мессы на немецком языке., Сократить число римской курии. Далее Лютер потребовал закрытия монастырей нищенствующих орденов и роспуска всех духовных братств, многочисленных праздников, целибата духовных лиц. Священник в новой церкви Лютера должен был наставлять людей в религиозной жизни, в смирении перед Богом, но не мог давать отпущение грехов. Он считал, что современнач ему римская церковь не придерживается установленными ей же самой правами, поэтому оно лиено внутренней опоры. Нужно вообще уничтожить все книги церковного права, так как оно человеческое а не божественное. Ставил Священое писание превыше всего.Библия для начинающих, а до СП надо дорасти.Также он отрицательно относился к растовщичеству и евреям, тк они были наиболее успешны в финансовых делах ср вр., а не потому что они другой веры и участвуют в разложении христианства.

 

27. Программа реформы системы образования, изложенная Лютером в его сочинении «К христианскому дворянству немецкой нации».

Лютер нападет на Аристотеля, говорит, что «доныне эти книги не были поняты». Это как? Вера не есть дело. Пассивного рода искупление, которое достигается не есть действие самого человека. Это действие Бога в нас. Если человек изучает без веры Аристотеля, ему не откроется подлинное, он не поймет вообще место Аристотеля. Лютер говорит, что нужно уничтожить книги. Лютеру известно, что в дохристианский период существовали люди, которые высказывали много дельного. Никакой ветхохристианский мыслитель не способен проникнуть в истинный смысл. Рейхлин и Эразм дают оружие в руки Реформации, очищают тексты Заветов.

Университетское образование, которое не будет идти по этому пути, то университет будет транслятором «всего дьявольского и лукавого». Нужно уничтожить книги по церковному праву.

Правоприменительная практика показывает, что современное ему Римская церковь не только не придерживается установленного права, а беззаконно требует согласования с правом от людей. Церковное право является божественным установлением. Оно решено опоры, основания, оно человеческого происхождения.

Соотношение библии и комментариев к церковному писанию. Для нас оказывается, что библию изучают начинающие, а магистры изучают экзегезу (комментарии). Священным писанием должны заниматься доктора.

Л. также много сделал для реформирования системы образования, настаивая на изгнании схоластики и на преподавании дисциплин, обогащающих учеников полезными знаниями. Он предложил создавать женскии школы, так женщины тоже имебт право на образование, они такие же люди как и мужчины. Но вообще в такие школы посылать нужно способнейших, не каждый способен к образованию. Так как человек может освободится от греха только через веру, но не у всей есть способность выйчится этому.

 

28. Реформа католического учения о таинствах («О вавилонском пленении Церкви»). Различие учения о таинствах Лютера и Кальвина.

1) оспаривает священство римской церкви и предлагает вместо 7ми таинств сделать всего 3. Крещение. Ему придают уже не такое большое значениею. А ведь благодаря ему человек становится причастным к церкви. И таинства не в силах показать, объяснить то,каким образом чел общается с богом. Покояние грань между пониманием раскаяния как доброе дело и «таинством», тк нельзя сказать, что расскаявшись,человек действует по своей воле, а не с помощью святого духа. Ведь может же бвть такое, что человек просит помощи не по своей воле, а его кто-то подтолкнул на это. Причастие. Существует церковное правило: причищаться вином и хлебом. Они и мели трансубстанциативное качество, тоесть присутствовал акт перехода вина и хлеба в тело и кровь Бога. Через это представление открывался доступ к пониманию других феноменов.Стало понятным вмешательство бога в повседневную жизнь. Лютер возмущен, что католическая церковь требует этого, а ведь требовать нискто не имеет права. Тело и плоть Бога сосуществует с хлебом и вином. Нельзя винить человека, который этого не видит, а нужно его учить. Появилось учение перехода. Бог присутствует всегда, везде и во всем. А священник должен лишь помогать проходить этим актам.

Эразм подметил, что после опубликовации книги, у Люиера назад дороги уже не будет. Рим не пойдет на уступки. Таким образом произошел удар по иерархии: священник теперь не выше мирянина. У Рима отнимается сокральная власть, которую рим и навязал сам.

Также Лбтер отрицательно относится к посвящению в сан священника и елеосвящени. Выступает против последнего собрования, тк в течении жизни он при раскаивании отпускал грехи, никто другой за него это сделать не может. Смысл: Лютер хочетсокрушить прежнюю католически-римскую роль священства и пытается найти подлинность в отношениях мирян с богом.

В одном учения Лбтера и Кальвина похожи: это вера в Священное Писание, учение Павла, учение Августина, очищение культа и преобразование учения о Таинстве Святого Причастия. Пунктами разногласия между ними являются в учении Августина — предопределение, а в учении о Таинстве Святого Причастия — вопрос о действительном присутствии Христа. Учение о Божественном предопределении во всей его строгости и последовательности, на которую не отваживался даже Августин, обосновывает Кальвин. Кальвин отрицает идею о трансубстанциации, признает только символическое значение вина и хлеба.

 

29. Учение Лютера о свободе христианина.

Проводит разгрраничение между телесным и духовным человеком. Также как телесный не способен дать 2му спасение, так и духовный человек не может полностью получить все, в чем он нуждается, из-за рамок, которые вносит телесный человек. Но без чего не может жить духовный человек? Без слова господнего. Христос пришел чтоб проповедать слово божье. Священное писание делится на 2 слова.Заповедь учит добрым делам,но не дает силы к действиям, а милость божья дает силу. Заповеди учат сомневаться человека в себе. Человек должен осознать это сам. Получается, что милость исполняет то, о чем требует заповедь. Помощь рядом, стоит только лишь раскаяться.

Христос не нуждается не в каких делах чтоб быть праведным, след. Он находится вне законах, след свободен. Если чеовек верить в бога, то оказывает ему честь.

Связь души-невесты и и бога-жениха, вера будет кольцом.

Задача священника дать понять людям, зачем явился Христос и почему он хочет нам помочь.

Внешний человек. Духовный человек тем самым упрощает телесного,дает пример и тело вводится в рамки. Соц значение дел человека- мы отвергаем добрве дела не из-за них самх, а из-за кажимости. Человек живет не только в теле но и в обществе. Внутренное общество-община верующих. Мнение и суждение должн быть свободными

Протестанская этика привела к капителизму?»мы должны даром помогать ближнему» может бытьвыведено из учение кальвина:через веру получают силу, с помощью которой можно достичь успеха, который является божественным проявлением.

Как должен христианин относиться к существующей власти? Христос как поступал с учениками кокторые спросили нужно ли платить подать императору. Христиане отказались видеть в римском императоре бога. Пусть все делает христиани не потому что нуждается в этом, а чтоб подать пример. И так он поступит не против Бога, хотя и против императора.

 

30. Рейхстаг в Вормсе и его значение для культуры Германии.

Популярность Лютера достигла апогея. Вокруг его требований (по-разному понимаемых отдельными слоями общества) объединились разнообразные силы, от крестьянско-плебейских масс до дворян и части светских князей. Немногочисленными противниками Реформации оставались высшая церковная иерархия, часть светских князей и императорская власть. Избранный в 1519 г. на императорский престол Карл V Габсбург занял откровенно враждебную позицию в отношении Реформации и ее главы Лютера. Всемирная монархия Габсбургов зиждилась на католическом единстве. Если папа и мешал стремлению императора к мировому господству, то Карл V надеялся подчинить его своему верховенству. в 1521 г. Карл V созвал имперский сейм в Борисе для разбора различных дел империи, между прочим и Лютерова. Еще пред этим между императором и папой заключен был тесный союз; император просил у папы для Испании подтверждения инквизиции (которая преследовала чисто политические цели). Папа долго отказывал, но наконец позволил ей действовать со всевозможной строгостью. Это было роковым предвещанием для Лютера.

Уступая воле немецких князей, и в частности требованию саксонского курфюрста. Карл V согласился выслушать Лютера на рейхстаге, раньше чем подвергнуть его опале. Лютер получил охранную грамоту и направился на Вормский рейхстаг (1521 г.). Чувствуя поддержку князей, он твердо стоял на своем и на вопрос отказывается ли он от своих заблуждений, ответил: «Я не желаю от чего-либо отказаться, если только меня не убедят в заблуждении на основании писания. Да поможет мне бог. Аминь». В мае 1521 г. был издан императорский эдикт, объявлявший Лютера вне закона, как еретика и ослушника власти. Но в это время он находился в надежном укрытии, в замке Варт-бург, принадлежавшем его покровителю саксонскому курфюрсту. В Вартбурге Лютер занялся переводом на немецкий язык Библии. Этим он не только содействовал успеху Реформации, но и заложил основы немецкого литературного языка. В это время в лагере Реформации резко стали проявляться разногласия между отдельными группировками. Лютер все более связывал свою судьбу с интересами князей, на службу которым была впоследствии поставлена его реформация.

В отсутствие Лютера в Саксонии развернулось радикальное реформационное движение, которое возглавил профессор Виттенбергского университета Карлштадт. Из церквей выбрасывали алтари, иконы и священный елей. Месса -была объявлена идолопоклонством и запрещена. Карлштадт в своих проповедях говорил: «Никто не может достигнуть спасения души, если он не зарабатывает свой хлеб трудом своих рук». Карлштадт и его сторонники, выражая интересы радикальных элементов бюргерства, понимали Реформацию как широкое социальное преобразование, не ограниченное рамками церковной реформы.

31. Значение перевода Библии Лютером на немецкий язык для национальной культуры Германии и христианской культуры в целом.

Деятельность Мартина Лютера, инициатора и идейного вождя Реформации, является ярчайшим примером неразрывного единства социальной активности и языкового творчества, убедительным подтверждением теснейшего переплетения политико-идеологического воздействия на массы с постоянными усилиями по совершенствованию используемых для этой цели языковых средств.

Вклад Лютера в формирование нормы немецкого национального языка получил признание уже у его современников, и представление о его значимости утверждалось на протяжении веков, как бы ни расходились мировоззренческие, политические, научные позиции интерпретаторов.

Центральное место в языковом творчестве Лютера по общему признанию занимает перевод Библии на немецкий язык, осуществленный им с непосредственной опорой на оригинальный (древнееврейский, греческий) текст, при котором канонизированная католической церковью латинская версия («Вульгата») подверглась критическому анализу и исправлению. Перевод Библии (первое издание Нового Завета вышло в 1522 г., полное издание Ветхого Завета – в 1534 г.), его обоснование и защита в трудах Лютера, представляют, несомненно, значительный интерес как один из решающих этапов формирования переводческих воззрений и пока еще донаучных теоретических посылок, ложащихся в основу позднейшей практики перевода. Лютер считал, что каждый человек должен сам читать Слово Божие. Этот перевод также способствовал утверждению норм общенемецкого национального языка и стал непревзойденным шедевром немецкой прозы и поэзии для многих последующих поколений.

 

Вклад Лютера в развитие переводческого дела особенно ценен еще и тем, что, не ограничиваясь практическим осуществлением своей главной переводческой задачи – переложением Библии на живой немецкий язык своего времени, – он оставил потомк4ам развернутое обоснование принципов и методов, применявшихся им в переводе, поскольку именно вокруг этих вопросов концентрировалось одно из основных направлений идейно-богословской полемики с его противниками – папистами.

Наиболее полное и конкретное освещение взглядов Лютера на требования к действенному (мы бы сказали – адекватному) переводу и на средства достижения практических (то есть прагматических) целей перевода содержится в его историческом «Послании о переводе и о заступничестве святых», вышедшем в двух изданиях в Нюрнберге и Виттенберге в 1530 г. В этом небольшом – объемом около одного современного печатного листа – богословско-публицистическом произведении Лютер в полемически заостренном тоне защищает как текстуальные формулировки изданных им переводов различных частей Священного писания, так и те исходные положения, которыми он руководствовался в своей переводческой практике в целом и, в частности, при принятии тех или иных переводческих решений, конкретные примеры которых приведены в данном произведении.

 

Подытоживая вышерассмотренные компоненты переводческой системы Мартина Лютера, можно без особых натяжек утверждать, что в них как бы в свернутом виде содержится весь позднейший путь развития науки о переводе – учение о смысловом инварианте, о прагматической направленности перевода, о нормативности переводных эквивалентов и т. д.

32. Отношение Реформации и Революции имперского рыцарства (Ульрих фон Гуттен и Франц фон Зиккинген). 1522-1523 гг.

Революционная обстановка в Германии все более накалялась. Предстояла вооруженная борьба между теми, кто выступал против существующего порядка, и теми, кто его отстаивал. Первыми поднялись на вооруженное восстание рыцари, стремившиеся покончить с засильем церковных и светских князей. Они заключили военный союз сроком на шесть лет, во главе которого встал Франц фон Зиккенген. Его положение было следующее: он был в обширном смысле кондотьер, держал большие дружины наемных ландскнехтов, рейтеров и служил с ними в смутах Германии. Только против императора он никогда не подымал оружия, у него была следующая мысль: вытеснить из Германии всех мелких князей и поставить во главе императора. Между низшим сословием и императором осталось бы тогда одно сословие рыцарское. Эту мысль принял и идейный вдохновитель рыцарского восстания Уильрих фон Гуттен (1488—1523). Он занимал видное место в плеяде передовых гуманистов первой четверти XVI в. Выходец из рыцарства, испытавший долю монастырского послушника и отвергнутый своими родителями за побег из монастыря, Гуттен вел жизнь странствующего поэта. Он был участником бурных литературных и политических столкновений своего времени и оставил глубокий след в немецкой литературе. В стихотворении «Никто» Гуттен указывал, что истинным носителем образованности и нравственности является «Никто» — человек без официального положения в обществе. Особенно резко Гуттен выступал против папства. В диалоге «Вадиск, или Римская троица» он разоблачал паразитизм папского двора и призывал к борьбе с римской курией. Устами одного из участников диалога он заявлял, что нужно уничтожить все папские декреты вместе с их составителями и вдохновителями. Рыцари боролись за создание единой империи, мощного гос-ва с императором в которой бы безраздельно господствовало сильное дворянство и начали дело с уничтожения духовных княжеств и курфирстов. В 1523 г. Франц и Гуттен открыли военные действия против курфирста Трирского. Зиккенгену представляли судиться пред судом императорским. Он говорил: у меня есть свой суд, заседатели, рейторы, засыпать приговоры будем картечами. Действительно, большая опасность угрожала духовным курфирстам, но между светскими курфирстами и протестантскими нашлись такие, которые поняли, в чем дело. Ландграф Филипп Великодушный Гессенский понял, что здесь дело в вопросах политических — существовании князей немецких. Если бы во главе Германии стоял император немецкий, можно бы предполагать, что он помог бы Зиккингину, но император был иностранец, не знавший почти по-немецки и плохо знавший отношения. Рыцари не могли рассчитывать на помощь крестьян и горожан, и их восстание с самого начала было обречено на провал. Когда шеститысячный отряд западногерманских рыцарей под предводительством Зиккенгена осадил город Трир, на помощь архиепископу Трирскому пришло большое тридцатитысячное войско князей, и рыцари потерпели поражение. Зиккенген с небольшими силами укрылся в своем замке Ландштуль, который вскоре был захвачен княжеским войском. Зиккенген погиб в сражении. Гуттен бежал в Швейцарию. Один, без денег, без пособий, преследуемый и гонимый, он обратился к прежнему другу Эразму Роттердамскому. Эразм отказался даже от свидания с ним, боясь навлечь себе опасность. Больной Гуттен отмстил ему ядовитым посланием. Он умер в бедной хижине, лишенный всего, но исполненный надежд. К числу последних слов его принадлежат следующие: «Наука процветает, умы пробуждаются, весело жить на свете». После смерти Зиккенгена и Гуттена имперские рыцари уже не имели вождя и не могли продолжать начатого движения.

33. Крестьянская война 1524-1525 гг. Томас Мюнцер – его учение и его участие в крестьянской войне.

 

КРЕСТЬЯ́НСКАЯ ВОЙНА́ 1524-1526 года в Германии, вызвана усилением феодального гнета, переплелась с Реформацией, её основные предпосылки - усиление поборов с крестьян, расширение «господских» прав над сельским населением, неблагоприятные изменения в общих социальных условиях крестьянского быта, совершившиеся в конце XV и начале XVI вв. крестьяне восстали по соц прицинам, тк были данниками всех вышестоящих сословий и тд. С др ст массовый характер приобрели тк люди воспринимали идею реформации очень живо, многие не умели читать но велись проповеди.. Протест против средневекового общества, против иерархии внутри церкви. Массы готовы искать лидера-томас мюнцер самый яркий. Он учил об отрицании любой иерархии, вел проповеди об освобождении животных и природы.

Военные действия проходили между Священной римской империей, католическими князьями и крестьянами. Крестьяне, поддержанные частью горожан (особенно плебейством), штурмовали дворянские замки и монастыри, захватили многие города. Программа восставших — «Двенадцать статей» — требовала упразднения крепостной зависимости, уменьшения поборов и барщины, свободного пользования общинными угодьями. Вождь и идеолог крестьянско-плебейского лагеря Томас Мюнцер призывал к установлению справедливого порядка. К крестьянам примкнула часть бюргерства и рыцарства. Крестьянская война была жестоко подавлена войсками Швабского союза. Дольше всего крестьяне сопротивлялись в Тироле под руководством М. Гайсмайра.

В 1525 году крестьянская война охватила три основных района: Швабию, Фраконию и некоторые области Саксонии и Тюрингии. То есть военные действия разворачивались на юге германии. В Швабии образовались большие отряды восставших крестьян. Они нападали на усадьбы феодалов, на замки и монастыри, привлекали в свои ряды городскую бедноту, убивали дворян. Однако предводители крестьян вступили в переговоры со Швабским союзом. Что дало возможность феодалам подготовить силы для подавления восстания. Действия крестьянских отрядов были разрознёнными и в апреле 1525 года они были разбиты силами швабского союза.

В это время во Фраконии создались новые отряды восставших крестьян, но их активные действия были непродолжительными. Дело в том, что желая использовать крестьянское движение в своих интересах, фраконские бюргеры добились назначения рыцаря Гёца фон Берлихингена командующим объединёнными отрядами фраконских крестьян. Этот командующий оказался предателем. Крестьянские отряды были разбиты силами Швабского союза в мае – июне 1525 года.

В саксонско – тюрингском районе во главе восставших крестьян был Томас Мюнцер. Он попытался объединить все силы восставшего народа, сделать Тюрингию центром революционного движения в Германии. Но восставшие в силу своей крестьянской ограниченности оказались неспособными подняться выше своих местных интересов. Княжеское войско разгромило небольшой отряд Мюнцера в битве под Франкенхаузеном в Тюрингии 16 мая 1525года. Мюнцер был взят в плен и после пыток казнён. Это означало конец Крестьянской войны. Отдельные очаги крестьянских волнений оставались до 1526 года в горных районах Австрии.

После разгрома крестьян и плебейства в Крестьянской войне 1525 года усилилась власть князей, что довершило процесс политического распада Германии и обрекло её на долгое состояние раздробленности. По выражению Энгельса, Германия в результате этого «на 200 лет была вычеркнута из списка политически активных наций Европы».

Томас Мюнцер(1490 – 1525) – протестантский теолог, вождь народной революции в Германии, идеолог народного течения в Реформации, церковный проповедник, один из главных вождей восставшего крестьянства и городского плебейства в Крестьянской войне 1524-1526гг. в Германии. Он отошел от мещански ограниченного лютеранства, критиковал его за то, что в нем идет речь лишь о вопросах индивидуального спасения и без внимания остается земной порядок, который считается неприкосновенным.

Томас Мюнцер родился в 1490г, в Гарце, учился в Виттенберге, затем стал священником. Принадлежал к образованнейшим людям своего времени. Томас Мюнцер получил хорошее образование и с началом Реформации примкнул к сторонникам Мартина Лютера. С 1520 года он был проповедником в Цвиккау, где активно выступал против францисканцев. (францисканцы - это католический монашеский орден, второй из нищенствующих орденов, основан св. Франциском Ассизским.) С этого времени агитация Мюнцера начинает выходить за рамки традиционного лютеранства. Размах революционных событий в Германии, успехи Реформации убеждали Мюнцера в реальности грядущего общемирового социально-политического переворота, в результате которого будет установлено «царство Божие» на Земле. Идеи такого переворота активно пропагандировались рядом плебейских сект, особенно анабаптистами. Посетив летом 1521 Чехию, Мюнцер опубликовал там «Пражский манифест», в котором изложил основные положения своего революционного учения и понимания Реформации. Мюнцер призывал трудовой народ горнорудных районов Чехии возродить революционные традиции таборитов(радикалы, революционеры гуситского движения). Во время пребывания в Нордхаузене (Гарц) в 1522 году и в Альштедте (Тюрингия) в 1523-1524 годах Мюнцер открыто порвал с Лютером и со всем лагерем умеренной бюргерской Реформации.

Религиозно-философское учение Томаса Мюнцера было направлено, как отмечал Энгельс, «... против всех основных догматов не только католицизма, но и христианства вообще».

Реформация вообще связана со средневековой мистикой, приняла ее элементы и приспособила к своему учению о внутреннем, индивидуальном отношении к богу. Но реформацию Мюнцер видел не сколько в обновлении церкви и ее учения, сколько в совершении социально – экономического переворота силами крестьян и городской бедноты. Религиозно – философские воззрения Мюнцера основаны на идее необходимости установления такой «божьей власти» на земле, которая принесла бы социальное равенство. Он, как сторонник идеи уравнительного коммунизма, требовал немедленного установления на земле «царства божьего», под которым понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни государственной власти. Власть можно считать только тогда законной, когда она осуществляется от имени народных масс и в их интересах. Социально-политическая программа Томаса Мюнцера призывала бедноту к антифеодальной революции. По Мюнцеру Бог вездесущ во всей своих творениях. Он проявляется, однако, не как данность, но как процесс, открывающийся тем, кто несет в себе божью волю. Христос не является исторической личностью, а воплощается и обнаруживается в вере. И только в вере, без официальной церкви, может быть выполнена его роль искупителя.

Главную цель Реформации, в отличие от Лютера, Мюнцер видел не в преобразовании церкви, а в полной перестройке жизненного уклада по христианским законам, он говорил, что мировой переворот должен начаться в рамках земного мира и произойти благодаря насильственным действиям верных ревнителей дел Божьих. Антихрист будет сокрушен руками людей, которыми овладеет Дух Божий. Эта идея была центральной во всем учении Мюнцера. Освобождение мира от власти зла или его "оправдание", учил он, находится в самом мире. "Ясно как день, - писал Мюнцер, - что Бог поручает избранным совершать насилие над Его противниками..." Не Бог, а сам человек должен утвердить в мире божественный закон, который, как я уже говорила раньше, заключается в господстве общего начала, обязательного для всех частей. Поскольку удовлетворение частных наклонностей в ущерб общественным есть зло противное Богу, исходной нормой человеческого поведения должно сделаться преобладание общего принципа и общей выгоды. Ибо в "общем" воплощено само божественное начало. Равным образом должны быть подавлены все те политические и социальные учреждения, которые охраняют частные привилегии и интересы в ущерб общественным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.