Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прилоложение 2




Позитивный подход в Программе есть базовым во время рассмотрения проблемных ситуаций. Этот подход распространен в современной украинской, русской и западной психологии и психотерапии. Нами используются принципы позитивной психотерапии, которая разработана известным немецким ученым Н. Пезешкианом. Принципы позитивной психотерапии представляют собой оригинальную концепцию решения конфликтов с опорой на положительные аспекты возникающих состояний, и раскрывает перед каждым человеком новые горизонты самоосознания и самопознания.

Понятие позитивного в позитивной психотерапии означает прежде всего то, что педагог ориентируется не на устранение нарушений и разладов, которые возникли в результате конфликтов, а старается, в первую очередь, мобилизовать имеющиеся явные (в т.ч. актуальные) способности ученика(ков) и его внутренний потенциал. Позитивное, соответственно первоначальному “positum”, означает - действительное, раньше данное. Действительными и раньше данными есть не конфликты и разлады, а способности, которые имеет каждый человек. Кроме того, в рамках позитивного подхода, необходимо рассматривать человека таким, каким он есть, не стараясь его переделать за заранее заданным, навязанным извне образцом. По словам А.В. Брушлинского (член-корреспондент Русской Академии Наук, директор Института психологии РАН), это психотерапия целостного человека, субъекта, творца своей истории, а не пассивного существа, лишь реагирующего на внешние раздражители.

Не менее важным аспектом позитивной психотерапии есть межкультурный подход, отличительной особенностью которого есть интерактивность, которая принимает (в т.ч. примиряет) разные конкретно-культурные образы человека и нормативные представления о его поведении. Позитивность в этом контексте понимается как целостность, единство в разнообразии, преодоление всяческой однобокости, как по отношению к внутренней картине мира человека, так и к жизни в социуме. В условиях нашей многонациональной и многоконфликтной страны, где ежедневно происходят столкновение разнообразнейших культурных и поведенческих ориентаций, межкультурный аспект вызывает особый интерес, имеет особую актуальность.

Таким образом Программа, включая принципы позитивной психотерапии, оказывает содействие раскрытию внутреннего потенциала человека, актуализации его способностей, развитию мировоззрения, свободного от национальных, религиозных и классовых предубеждений, что особенно важно и прогрессивно в условиях общепланетарной культуры, которая зарождается в наше Время.

Морально-этическое воспитание и воспитание вообще – это многоплановый процесс взаимодействия с большим количеством участников. Очевидно, что изменение общепринятого стиля воспитания и его содержания идет рядом с общественными изменениями. В наше время появилось больше возможностей и направлений для развития человека, хотя ситуация широкого выбора порождает иные трудности, что повышает ответственность родителей и педагогов в воспитании подрастающего поколения.

Основной целью Программы является развитие, укрепление нравственного и морального фундамента молодёжи.

Нравственность, как определяет это понятие энциклопедический словарь, есть особая форма общественного сознания и вид общественного отношения, один из способов регуляции поведения человека в обществе с помощью норм. Моральные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, надлежащего, справедливого и тому подобное. Однако, понятие нравственности и морали в обществе всегда формируется в зависимости от различных социальных факторов и уровня развития общества в целом. Уровень нравственности в сегодняшнем мире мы часто определяем как кризис идеалов, упадок и установление “морального релятивизма” - размывание границ добра и зла. Поэтому ориентиром для возрождения моральных идеалов, которые являются целью воспитания, были избраны общечеловеческие, так называемые “вечные ценности”, что достигают корнями мировых религиозных учений. По словам Ф.М. Достоевского: “Всякая нравственность походит из религии, религия - это форма нравственности”. Таким образом, в основу концепции морального воспитания, в Программу заложены базовые заповеди и ценности, известные всему Миру, но в той или другой мере отодвинутые на второй план, или игнорированные современным обществом.

В отличие от права, выполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного проявления (одобрения, осуждения, оценки) а также внутренними механизмами человека (совестью). В повседневной жизни мы постоянно оказываемся перед моральным выбором. На Программе такая ситуация морального выбора моделируется с помощью драматического спектакля, а также задается темой занятия. Обычная схема человеческого поступка состоит из такой последовательности операций: мотивация - обдумывание - вербализация - действие (возможно ошибочное) - оценка результата - изменение ошибочного фактора - повторное действие и возможный успех - оценка - закрепление позитивного результата. Нередко на практике стадия обдумывания отсутствует, а вербализация является обычной декларацией мотивов. Обсуждение и анализ часто происходят уже на стадии оценки результата после действия (чаще после ошибочного). На Программе дискуссия начинается еще перед выполнением действия (драматическая (театральная часть) и прерывается в кульминационный момент на грани конфликта, т.е. моделируется стадия обдумывания и вербализации, формируя навыки, привычки активного анализа поступка перед его реализацией. Таким образом происходит формирование не реактивной, а субактивной модели поведения, что, безусловно, приводит к сознательным действиям. Кроме того, на стадии обдумывания и вербализации используется метод совещания и происходит соотнесение проблемы (в т.ч. и в п.о. решения) с высшим моральным идеалом, который дает возможность сделать объективный, правильный, сознательный, позитивный выбор. Благодаря упомянутым выше факторам осуществляется развитие моральной самостоятельности.

Концепция о благородстве человека не случайно есть одним из основных компонентов идейной базы Проекта “ «Содействие гармоничному развитию Человека в обществе». Эта концепция определяет, в сущности, всю воспитательную стратегию Программы. Она разрешает реализовать задачи развития позитивных черт и добродетелей у детей и молодёжи. Исходным положением этой концепции есть выражение: “Рассматривай человека, как сосуд, полный драгоценных каменьев”. Лишь образование, наука и культура способны добыть эти безусловные ценности и помочь человечеству обратить их себе в пользу. Добродетели – основа нравственности, но лишь воспитание может развить инстинкт, заложенный в психике ребенка. В случае отсутствия развития и воспитания аванс остается неразвитым, невостребованным, а зачастую превращается в недостаток, в порок.

Программный подход рассматривает человека не как окончательный продукт на определенной стадии, а как процесс. На Программе создаются благоприятные условия для запуска процесса моральной трансформации, что развивает умение видеть в себе и других позитивные стороны и делает авансы лелеять, взращивать их.

Программа моделирует коммуникативную ситуацию, в которой формируются и реализуются навыки и умение участников: в искусстве коммуникации, ведении дискуссии, решении проблемных ситуаций и осуществлении морального выбора.

Драма – есть одним из сверхмощных средств передачи информации и воспитания, известных человечеству с давних времен. Драма, как жанр театрального искусства, изображает жизнь человека в остро конфликтных ситуациях, но, в отличие от трагедии, не в безвыходных ситуациях (отношениях) с обществом или собой. Трансформация личности в искусстве драмы обусловлена явлением катарсиса, описанного еще Аристотелем. Основной задачей драматической части Программы есть трансформация героев и их отношений. Отождествление, сопереживание, узнавание проблем и отношений героев, формирует доверие. Известно, что «эмоциональный канал открывает канал информационный». Поэтому, при надлежащем внимании, интересе зрителей-участников к проблеме/мам (актуальность) и решениям (практичность), драматическая и интерактивная часть безусловно имеет терапевтический (Арт-терапевтический) эффект.

Обязательным условием технической (интерактивной) части есть ориентация на публичное моделирование ситуаций (в т.ч. «игра от зрителя»), возможных продолжений и окончаний. Такой подход дает возможность зрителю принимать участие в формировании драматической части и “записать” в своё “меню” набор практических выходов из возможных кризисных ситуаций. А самое главное, и в первую очередь: обрести уверенность в том, что из каждой ситуации есть множество именно позитивных выходов и решений. А значит – обрести право выбора, которое имеет прямое отношение к понятию Свобода.

* К величайшему сожалению, практика показала, что люди (преимущественно специалисты по воспитательной работе и педагоги-организаторы), не имеющие соответствующего образования, (особенно) практики в подготовке драматических частей, используют опыт по подготовке и проведению КВНов и т.п. В этих (в большинстве) случаях драматическая часть Программы носит преимущественно иллюстративный характер, присущий агитационным, идеологическим мероприятиям (уместный пример: бывшие агит. бригады).

** Еще раз относительно квалификации и опыта. Интерактивная часть на стадии обсуждения (сложившейся ситуации) нередко сводится к присущим учителям объяснениям, пояснениям, “учительствованию”, морализаторству (“эффект правильной мысли”). В таком случае стадия “принятия решений” носит формальный (“угоднический”) характер, не есть продукт сотворчества, а является личным достижением “умного победителя” (как правило, это учитель).

 

Более детально аспект подготовки и проведения программных мероприятий изложен в “Методическом пособии по подготовке и проведению программы “Мастера поведения”.

***

Приложение 1

 

Ход занятия на тему “...…??????? ……...... ”

1. Подготовка аудитории перед Программой.

1.2. “Разогрев аудитории”:

- упражнения для расслабления, вызова доверия и активизации;

- изложение принципов Совещания;

- знакомство с правилами поднятой руки, аплодисментов, о микрофоне, о призах;

2. Начало Программы

2.1. Заставка (музыкальная или драматическая);

2.2. Приветствие ведущего;

2.3. Представление участников Программы;

2.4. Объявление темы «...………» (без моральной оценки);

2.5. Переход к драме, введение предложенных обстоятельств;

2.6. Запуск драмы с помощью гонга;

3. Драма:

3.1. Драматический спектакль по сценарию, часть 1 к моменту «Стоп»;

3.2. Остановка драмы с помощью гонга (ведущий).

4. Обсуждение (интерактивная часть):

4.1. Ведущий проводит обсуждение по плану;

4.2. Переход к финалу драмы (воспроизведение обстоятельств);

4.3. Запуск драмы с помощью гонга.

5. Драма (часть 2):

5.1. Драматический спектакль с повтором последней сцены из части 1 по сценарию или вариант, предложенный участниками;

5.2. Завершение драмы с помощью гонга (ведущий).

6. Окончание:

6.1. Подведение итогов обсуждения (ведущий);

6.2. Морально-этический вывод (ведущий);

6.3. Прощание;

6.4. Заставка.

 

Программа (театрализованный интерактивный спектакль) длится (в зависимости от сценария) 45-90-120 мин.

 

 

 

Технология, в лице Фаттахова Шамиля (ЗИПоПо), была апробирована в Республике Татарстан (Казань, Лениногорск, Бугульма), Ижевске, Москве, Перми, Томске, Улан-Удэ, Хабаровске, Чите и других городах России, а также в Австрии, Албании, Беларуси, Болгарии, Боснии-Герцеговине, Венгрии, Германии, Греции, Италии, Индии, Казахстане, Китае, Латвии, Литве, Македонии, Малайзии, Молдове, Норвегии, Португалии, Румынии, Сингапуре, Словении, США, Украине, Финляндии, Франции, Хорватии, Швейцарии, Швеции.

Была официально представлена на Всемирном Конгрессе женщин в Пекине (Китай) в 1995 году.

В 1999 была представлена на международной конференции по правам человека в Страсбурге (Франция), а также в Академии Ланддегг (Швейцария).

В 1998 году принята в качестве рабочего проекта Европейского Сообщества в рамках всемирного проекта “The Royaumont Process” направленного на стабилизацию социальной и культурной жизни стран Восточной Европы.

В 2001 году в Австрии, в лице Шамиля Фаттахова (ЗИПоПо) получила инновационную награду “GLOBart” за участие в миротворческом процессе на Балканах в 1998-2001 гг.

Создана и постоянно действует в 40 странах мира, зарекомендовала себя как эффективный инструмент нравственного воспитания детей, молодежи и общества в целом.

Насчитывает более чем 380 тем

 

 

Автор: Александр Клименко (Киев. Украина);

Шамиль Фаттахов (Казань. Татарстан)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.