Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товар в системе маркетинга: свойства и потребительская ценность

Кластер означает группу стран преимущественно одного географического региона, которым присущие общие формы экономических отношений и однотипная социально-культурная составляющая менеджмента международных корпораций, которые имеют происхождение из стран этого кластера.

Согласно трех указанных мировых центров как основные выделяется американская, европейская и японская национальные школы менеджмента.

 

В мировой практике наиболее показательными являются две основные модели менеджмента: японская и американская. Американская модель менеджмента направлена на индивидуали­стический подход, который учитывает индивидуальные качества и работу конкретного менеджера. Японская модель менеджмента ориентирована на работу группы (команды) с соответствующим распределением привилегий и ответственности.

Японская и американская школы менеджмента — это наиболее эффективные школы менеджмента во всем мире. Их успех состоит из многих слагаемых. Подходы этих школ существенно различаются. Японский менеджмент ориентируется на групповую форму организации труда, а американский — на личность (индивидуальный подход).

1. Американская школа менеджмента:

• первая историческая классическая школа, которая остается ведущей в мире и сейчас;

• основательное менеджерское образование (268 школ бизнеса имеют двухлетнюю программу «магистр делового администрирования», которые ежегодно заканчивают свыше 70 тыс. лиц);

• жесткий агрессивный менеджмент;

• огромное количество учебных и научных изданий, специальных журналов.

Подготовка иностранных менеджеров для работы в США:

• специальные тренингу программы о корпоративной жизни в США;

• налоговые советы иностранцам;

• образование компаниями товарищеских сетей, которые помогают быстрее приспособиться к новой среде;

• ролевые игры, которые демонстрируют варианты менеджерского поведения.

 

2. Японская школа менеджмента:

• использует зарубежный опыт менеджмента (прежде всего США);

• основывается на коллективистских началах;

• акцент делается на подготовке менеджеров в компаниях;

• сориентированный на мировые рынки.

 

Рассмотрим особенности японского менеджмента. Ежегодно почти все японские компании отбирают выпускников колледжей и университетов, а потом торжественно принимают их на работу, но только на испытательный срок. В течение года один из опытных руководителей фирмы обучает нового сотрудника. Если новый сотрудник за этот год доказывает свою способность эффективно работать и отвечает высоким требованиям фирмы, его берут на постоянную работу.

Среди постоянных работников идет конкуренция за право продвигаться по службе. При высоких ежегодных показателях труда сотрудник через 5 — 7 лет может получить должность менеджера среднего уровня. В возрасте 55 — 60 лет работник должен уйти на пенсию, чтобы дать место молодежи.

Японский менеджер должен ежегодно;

— существенно улучшать результаты своего труда;

— посвящать работе не только рабочее, но и часть своего свободного времени

— быть преданным интересам компании;

— постоянно поддерживать хорошие отношения с сотрудниками;

— проявлять инициативу.

Только в этом случае фирма гарантирует сотруднику занятость и успешное продвижение по службе.

В каждой фирме создаются команды менеджеров. Эти команды должны выполнять такие функции:

— решать все производственные проблемы и проблемы сбыта;

— последовательно увеличивать прибыльность и рентабельность производства;

— все члены группы должны участвовать в принятии управленческих решений и нести равную ответственность за них.

Интересна система оплаты труда. Заработная плата работника состоит из основной (базовой) ставки + разные доплаты (премии, бонусы, которые выплачиваются за успехи в деятельности одного сотрудника, группы и даже всей фирмы и т. д.) + выплаты на социальные нужды (на содержание семьи, оплата проезда на работу, медицинское обслуживание и т. д.).

Стабильность и очень высокий уровень квалификации сотрудников — это основа японского менеджмента.

Программы повышения квалификации сотрудников включают несколько специальных курсов по развитию профессиональных знаний.

Для повышения квалификации менеджеров разного уровня их регулярно (раз в 3 — 4 года) переводят с одной на другую должность в другое подразделение фирмы. Например, в фирме Mitsubishi Sedan за первые 14 лет работы все менеджеры обязаны поменять место работы не менее трех раз. При этом учитывается мнение работника.

Очень эффективны кружки качества (или группы нулевых дефектов). Они создаются на низовых производственных уровнях. Их цель — повысить эффективность производства на уровне рабочих мест, участков, цехов. В их работе участвуют около 10 миллионов человек. Работа кружков качества дает ежегодный эффект в 20 - 25 миллиардов долларов. При этом руководство компаний материально и морально стимулирует каждого работника, который активно участвует в деятельности кружков качества. В результате количество рационализаторских предложений от участников кружков качества в 5 — 6 раз больше, чем от сотрудников американских компаний, которые обязаны повышать производительность труда и качество продукции.

В японском менеджменте строго выполняется правило: каждое рационализаторское предложение рабочего должно быть реализовано. Поэтому уровень их внедрения в таких фирмах, как, например, Nissan или Toyota достигает 85 %.

Для японского менеджера норма деятельности:

— присутствовать непосредственно на производстве каждый день;

— постоянно общаться с людьми;

— решать все возникающие проблемы на месте;

— систематически беседовать с рабочими и специалистами о способах совершенствования производства и повышения эффективности работы.

Все работники фирмы пользуются общей информацией о состоянии дел и планах компании. Это позволяет развивать сотрудничество рабочих с администрацией.

 

Многое из японского опыта в области менеджмента применяется в других странах. Вместе с тем в США имеются серьезные отличия от японской практики. Так, для японского менеджмента самое главное — увеличить долю рынка и количество новых изделий в общем выпуске продукции. Цель американских фирм — как можно быстрее получить прибыль от инвестиций и повысить стоимость акций. В Соединенных Штатах поощряется индивидуальная инициатива менеджера, его предприимчивость, способность действовать самостоятельно, относительно узкая его специализация. В Японии, наоборот: поощряются коллективные решения и коллективная ответственность, а также универсальная подготовка управляющих. Акито Морита, создатель и глава всемирно известной электронной корпорации Sony, много раз говорил американским бизнесменам: «Вы уважаете только деловых людей, которые умеют быстро заработать деньги. Мы же в Японии ценим наших инженеров и техников: для нас честью является трудиться непосредственно в области производства».

 

№ п/п Характеристики Японская модель менеджмента Американская модель менеджмента
       
  Форма организации труда, на которую ориентируется управление    
  Структура управления (жесткая, гибкая)    
  Продвижение по службе (быстрое, медленное)    
  Требования к подготовке руководителей (универсальная подготовка, узкая специализация)    
  Основные качества работы руководителя, которые поощряются в данной модели менеджмента    
  Отношения с подчиненными (официальные, неофициальные)    
  Принятие решений (групповое, индивидуальное)    
  Ответственность (групповая, индивидуальная)    
  Контроль (гибкий, жесткий)    
  Оплата труда    
  Время работы (ограниченное рамками рабочего дня, неограниченное)    

 

Относительно европейской школы менеджмента, то ее опыт не является однородным. Поэтому эти школы рассмотрим не за кластером в целом, а по отдельным странам.

3. Опыт Франции - планирование:

• государственный сектор - 20 % ВНП;

• цель правительства - эффективное использование преобладающего количества ресурсов страны;

• планирование в 40- 50-те года: регламентация использования ресурсов;

• планирование в 60- 70-те года: индикативный план как форма координации государственного и частного секторов;

• стратегическое планирование в 80- 90-те года;

• два типа государственных предприятий:

а) рыночного типа, которые конкурируют на рынке и вмешательство государства в их деятельность незначительное;

б) монополисты, которых поддерживает государство;

• приоритеты пятилетних планов: экономический рост, ценовая стабилизация, баланс во внешнеэкономических расчетах, надлежащая занятость, поддержка приоритетных областей промышленности и национальных проектов;

• органы планирования: секретариат (20 лиц), комиссариат (150 специалистов).

4. Опыт Германии: власть и кодексы:

• доверие власти в руководстве трудовой деятельностью;

• авторитаризм - функция лидерства;

• забота менеджеров о подчиненных;

• закон о привлечении рабочих к управлению предприятиями (1951 p.);

• образование производственных советов: выборы через 4 года; проводят свои заседания в рабочее время;

• включение представителей трудового коллектива (трудовых директоров) в состав исполнительного комитета, в которых они представляют интересы работников и одновременно принимают решение в интересах всего предприятия.

5. Австралия:

• влияние на менеджмент моральных аспектов;

• акцент на политические и социальные ценности достижения;

• восприятие риска.

6. Италия:

• действия в среде с низкими рисками;

• конкурентоспособность итальянских менеджеров;

• склонность к групповому принятию решений.

7. Австрия:

• акцент на самореализацию в руководстве;

• высокая ценность независимости и конкурентоспособности;

• стремление избегнуть рисков.

8. Великобритания:

• высокая ценность безопасности, изобретательности, адаптивности, логики;

• индивидуализм считается высочайшей ценностью.

 

 

Предпринимательская деятельность является эффективной, когда производимый фирмой товар или оказываемая ею услуга находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль.

Для того чтобы производимый товар или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество предпринимательских и, конечно, маркетинговых решений (1, стр.227).

При анализе концепции маркетинга значительная роль принадлежит такому понятию, как товар. Ведь именно товар должен удовлетворять определенные потребности личности и общества совокупностью своих качеств.

В настоящее время не только отдельные исследователи, по-разному трактуют понятие «товар», вкладывая в него совершенно различное содержание (7, стр.154). Российский закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определяет товар как продукт деятельности (включая работы, услуги) предназначенный для обмена. С точки зрения маркетинга это определение дано в духе старых, антирыночных традиций. Ведь исходит оно от позиции производителя-диктатора, соизволившего так или иначе сделать нечто и любыми путями вознамерившегося обменять его на что-то другое (5, стр.212).

Ф. Котлер определяет товар как все, что может удовлетворить желание или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи (3, стр.539). В 9-м международном издании “Маркетинг менеджмент” Ф.Котлер использует как синоним товара термин предложение.

Е.П. Голубков объединяет термин «товар» с термином «продукт», объясняя это тем, что как только продукту назначена цена и он поступил на рынок, он становится товаром. В свою очередь, он определяет продукт как все то, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления с целью удовлетворения определенных потребностей. Продукт – это все то, что может удовлетворить какие-нибудь потребности (физические предметы, услуги, люди, предприятия, виды деятельности, идеи) (2, стр.283).

А.П. Панкрухин определяет товар как сложное многоаспектное понятие; в маркетинге главным его составляющими выступают: потребительская ценность (способность производственной продукции удовлетворять конкретные запросы потребителя), представленность продукции на рынок для продажи (с определенной ценой) и наличие спроса на продукцию на рынке. Товар должен быть ориентирован по всем этим составляющим на конкретную целевую группу, сегмент рынка, на решение проблем и удовлетворение потребностей клиентов (5, стр.213).

В.В. Прищепенко говорит о существовании многообразия дефиниций понятий «продукт», «товар», «услуга». Например:

· Продукт – результат деятельности или процессов;

· Продукт – конкретный результат материального или духовного производства, обладающий качествами, характеризующими его целевое назначение, и свойствами, ради которых он приобретается и потребляется;

· Продукт – комплекс осязаемых и неосязаемых свойств (характеристик, функций выгод и использования), предназначенных для удовлетворения нужд покупателей;

· Товар – любой продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме, объект купли-продажи, рыночных отношений между продавцами и покупателями;

· Товар – продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем обмена, купли-продажи; вообще – то, что является предметом торговли;

· Услуги – итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребности потребителя. Услуги может быть связана с производством и поставкой материальной продукции;

· Услуги – виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, не изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Таким образом, само оказание услуг создает желаемый результат.

Перевод с английского языка слов, связанных с понятиями «продукт», «товар», «услуга», может выглядеть следующим образом:

· Product – продукт, продукция, изделие, фабрикат, результат, произведение;

· Article – товар, предмет (торговли);

· Goods – товар, товары, груз;

· Commodity – товар (недифференцированный продукт, массовая продукция с однородными свойствами);

· Service – служба, обслуживание, услуга, сообщение. Связь, эксплуатация, содержание, обслуживать.

По всей видимости, причина этого многообразия кроется в неточности перевода, обусловленной неоднозначностью иностранных слов, что приводит к различным толкованиям этих понятий (6, стр.13-14).

Ф. Котлер выделяет три уровня товара:

1. Товар по замыслу. В него включаются все те возможные выгоды, которые покупатель может получить от приобретения данного товара.

2. Товар в реальном исполнении. Он уже более конкретен и имеет определенные свойства, которые воспринимаются покупателем через набор отдельных (свойственных каждому товару индивидуально) свойств, - потребительские свойства, качество, упаковка, внешнее оформление, марочное название.

3. Товар с подкреплением. Здесь товар дополняется услугой – работой при его использовании потребителем. Поэтому услуга является подкрепляющей к товару составляющей и может быть представлена в виде монтажа оборудования на месте эксплуатации товара, предоставления услуг сервиса – послепродажное обслуживание и пр. (7, стр.155).

Ф. Котлер объясняет несколько схем классификации товара. Товары можно разделить исходя из времени их использования и материальности.

Товары кратковременного пользования, как правило, используются быстро, за один или несколько раз (к таким товарам относятся, например, пиво, мыло, пищевые продукты).

Товары долговременного пользования, наоборот, служат обычно в течение многих лет. Примерами товаров долговременного пользования являются холодильники, автомобили, мебель.

Услуги – это предлагаемые к продаже действия, выгоды или способы удовлетворения потребностей; в сущности, все они нематериальны и не ведут к возникновению имущественных прав.

Кроме того, маркетологи делят товары и услуги на два более широких класса, принадлежность к которым определяется типом потребителя, - речь идет о товарах широкого потребления и о товарах производственного назначения.

К товарам широкого потребления относятся товары, приобретаемые для личного пользования. Такие вещи маркетологи обычно классифицируют в зависимости от покупательских привычек потребителей. К товарам широкого потребления относятся товары повседневного спроса, товары предварительного выбора, товары особого спроса и товары пассивного спроса.

Товары повседневного спроса – это товары и услуги широкого потребления, которые потребители обычно покупают часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение и собственно покупку. Такие товары можно разделить на основные товары постоянного спроса (молоко, зубная паста, хлеб), товары импульсной покупки (приобретают почти без предварительного планирования и усилий на поиски) и товары для экстренных случаев (при возникновении острой нужды в них – например, зонтик во время ливня).

Товары предварительного выбора приобретаются не столь часто; потребитель затрачивает много времени и сил на сбор сведений о товаре, а также на сравнение различных марок с точки зрения их пригодности, качества, цены и внешнего оформления (мебель, одежда, подержанные автомобили и основные электробытовые приборы). Такие товары можно разделить на однородные (изделия схожие по качеству, но отличающиеся по цене в достаточной степени, чтобы сравнение между собой при покупке было оправдано) и неоднородные.

Товары особого спроса – это товары широкого потребления, обладающие уникальными характеристиками или принадлежащие к определенной марке, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия (некоторые марки и модели автомобилей, дорогостоящие электронные системы развлечений для домашнего пользования, фототехника и предметы роскоши).

Товары пассивного спроса - это товары широкого потребления, о которых потребитель либо не знает, либо знает, но, как правило, не задумывается об их покупке (страхование жизни, домашние охранные системы и т.п.).

Товары производственного назначения – это товары, которые приобретают для дальнейшей переработки или использования в хозяйственной деятельности. Такие товары делятся на три группы: материалы и комплектующие, капитальное строительство, вспомогательные материалы и услуги.

Под сырьем понимают сельскохозяйственную продукцию (пшеница, хлопок, мясо домашнего скота, фрукты, овощи) и природные продукты (рыба, древесина, сырая нефть, железная руда).

Категория готовых материалов и комплектующих включает в себя материальные составляющие (железо, пряжа, цемент, провод) и комплектующие (небольшие электродвигатели, шины, литые фасонные изделия).

Капитальное имущество – это товары промышленного назначения, которые помогают покупателю в его производственной деятельности или других операциях. Сюда относят стационарные сооружения (строения и стационарное оборудование) и вспомогательное оборудование (движимое заводское оборудование и инструменты и оргтехнику).

Вспомогательные материалы и услуги – это товары промышленного назначения, которые вообще не присутствуют в готовом изделии. Вспомогательные материалы включают в себя рабочие материалы (смазочные материалы, уголь, бумагу, карандаши), а также материалы для технического обслуживания и ремонта (краски, гвозди, щетки). Деловые услуги включают в себя услуги по техническому обслуживанию и ремонту (мытье окон, ремонт компьютеров) и услуги консультативного характера (правовые консультации, менеджмент и консалтинг, реклама) (3, стр.541-545).

 

 

 


Рис. 1. Классификация товаров по целевому назначению (1, стр.232)

В настоящее время в системе международной и внутренне торговли все большее распространение получает другой классификационный подход, основу которого образуют следующие классы товаров:

Единичный товар. Он рассматривается как первооснова всех дальнейших товарных форм. Характеризует товары как личного спроса, так и производственного назначения (например, зубная паста, станок). Связан с самыми ранними стадиями тварного производства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подходы к изучению менеджмента. Ведущие школы менеджмента | Цены действительны с 12.02.2015г
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.