Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цены действительны с 12.02.2015г

Исходя из этих дефиниций понятий «услуга», «продукт», «товар» образуют концентрическую триаду, в центре которой, ее ядре находится потенциальная услуга. Являясь внешней оболочкой, товар как категория отражает в продукте различные элементы комплекса маркетинга, связанные с продвижением и сбытом, консультацией, гарантией, обслуживанием и т.п. вплоть до возврата товара его производителю и утилизации.

Товар-группа. Характерен как для товаров личного пользования, так и производственного назначения – парфюмерные наборы, туристическое снаряжение и т.д. В товарах-группах конструктивно- технологические изделия достаточно однородны, но различаются по одному или нескольким признакам (типоразмеру, режимам работы и т.д.). Товары-группы характеризует ассортиментный взрыв. Товары объединяются в комплектные поставки – для отраслей, предприятий, цехов и т.д.

Товар-объект. Необходимость развития системного подхода к производству и реализации продукции требует концентрации огромных материально-вещественных и трудовых ресурсов под единым финансовым, технологическим и административным контролем. Вместе с тем необходимо усилить комплексность проектирования, оказания инжиниринговых услуг. Это достигается поставкой товаров-объектов, в качестве которых выступают металлургические комплексы, нефтеперерабатывающие заводы и т.д.

Товар-программа. Это преимущественно интеллектуальный товар, создаваемый в области аэрокосмического бизнеса, автоматизированных систем управления. Робототехники, интеллектуальных и биоинженерных технологий и т.п. Наблюдается резкое смещение инвестиций в область ранних стадий исследований и разработок. Колоссальные научные и организационные трудности, высокая степень коммерческого риска требуют международного сотрудничества. В этой группе товаров исключительно велика доля интеллектуальной составляющей.

Под наукоемкими товарами понимают продукты интеллектуального труда, созданные на основе использования прогрессивных научно-технических идей и технологий и обладающее значительными перспективами их применения (7, стр.159-161)

Товар как продукт труда, произведенный для продажи, представляет собой полезную вещь или полезный эффект живого труда, ценность, приобретение и использование которых потребителем удовлетворяют его конкурентную потребность.

Товар, как всякий продукт, обладает специфическими качественными характеристиками, которые определяют его целевое назначение и полезные свойства, благодаря которым он приобретается и потребляется. (1, стр.227)

А.П. Панкрухин выявляет три основные составляющие подлинного товара:

v Полезность (для определенных целевых групп потребителей);

v Имидж на рынке (по крайней мере, в сегментах, где он продается);

v Приемлемая цена (соответствующая, прежде всего, уровню платежеспособности спроса данной группы потребителей).

Все три отмеченные аспекта характеризуют требования к товару со стороны потребителя. Он особенно хорошо проявляется в стратегии так называемого фирменного товара.

1. Постоянное качество товара. Оно необязательно должно быть наивысшим, но, безусловно, вполне хорошим и главное – стабильным, независимо от места и времени изготовления и продажи.

2. Постоянная цена товаров, если не изменяются условия транспортировки, продажи и сервиса.

3. Повсеместная (в пределах обусловленных сегментов рынка) возможность купить этот товар без особых хлопот и дополнительных условий, закабаляющих покупателя.

4. Возможность предварительной договоренности на покупку на основе рекламы или другой информации (приобретение по почте, телефонному заказу и т.п.).

5. В последнее время – разнообразие вариантов исполнения товара (по цвету, аксессуарам, упаковке, дозировке и др.) (5, стр.213).

Выгоды, которые предлагает товар, передаются с материальными свойствами товара – такими, как качество, характеристики и внешнее оформление. Качество - один из самых мощных инструментов, с помощью которого маркетологи позиционируют товар на рынке. Качество имеет две составляющих: уровень и постоянство. Разрабатывая товар, маркетолог в первую очередь должен выбрать уровень качества, который будет удерживать позицию товара на целевом рынке. При этом качество товара оказывается тождественным способности товара выполнять свои функции. Понятие качества включает в себя надежность, точность изготовления, легкость в эксплуатации и ремонте и другие ценные свойства (3, стр.546).

Рассматривая продукт, следует помнить, что потребитель приобретает, прежде всего, не продукт, а те блага, которые он ему может предоставить. Конечно, характеристики продукта очень важны, но, скорее, как средство предоставления потребителю определенных благ. Данный подход лег в основу разработки трехуровневой концепции продукта (Рис. 2). Главные выгоды характеризуют набор тех благ, которые ищет потребитель. Фактический продукт представлен его основными свойствами (эксплуатационно-технические характеристики, марка, уровень качества, упаковка, дизайн). При совершении покупки потребитель часто требует помощи от торгового персонала по поставке купленного продукта, оплате в рассрочку, установление купленного товара. На решение потребителя о покупке также сильное влияние оказывает наличие гарантии, определенных послепродажных услуг, вежливость и компетентность персонала. Все это на Рис. 2 называется усиленным продуктом.

Одновременно с трехуровневой используется также двухуровневая концепция продукта (Рис.3).

На рисунке 3 изображены фактический продукт, или продукт как таковой (его главные свойства, эксплуатационно-технические характеристики, определяющие основное предназначение продукта), и его окружение (то, что делает приобретение продукта привлекательным для потребителя). Двухуровневая концепция продукта, в отличие от трехуровневой, содержит факторы, являющиеся инструментами управления производителя продукта. Так, согласно одному из направлений применения закона Парето, на разработку и производство продукта с определенными свойствами расходуется 80% выделенных на продукт ресурсов, соответственно 20% этих ресурсов тратится на создание окружение продукта. Выбор же потребителя на 80% предопределен окружением продукта и лишь на 20% - его основными характеристиками (предполагается, что продукт имеется сертификат качества) (2, стр.284-285).

 

 


Рис. 2. Трехуровневая концепция продукта

 
 


Рис. 3. Двухуровневая концепция продукта

Итак, основное назначение товара – удовлетворение потребности потребителя. В этой связи задача маркетолога состоит в грамотном определении основной ценности товара, акцентировании внимания на потребностях, которые он удовлетворяет, а не только на его технико-эксплуатационных характеристиках. Например, широко известны такие выражения, как «Люди покупают не лекарства, а здоровье», или «Мы продаем не косметику, а красоту и успех» и т.д.

Таким образом, товар может рассматриваться как ценность для потребителя, если он интегрирует в себе как элементы физических, химических и технических характеристик, так и характеристики окружения товара, которые создают дополнительный эффект для покупателя (1, стр.230)

Большой интерес, относительно этой темы, представляет подход В.В. Прищепенко. В своей статье, чтобы более четко определиться с семантикой и соотношением понятий «продукт», «товар», «услуга», автор обращается к трудам К. Маркса и Ф. Энгельса, которые излагают свои взгляды в дискуссии с представлениями А. Смита, Д. Рикардо и других экономистов – исследователей труда и капитала, рыночных отношений.

Итак (стараясь сохранить стиль изложения упомянутых трудов), человек, который производит предмет непосредственно для своего потребления, создает продукт, но не товар. Чтобы стать товаром, продукт должен производиться не как непосредственное средство существования для самого потребителя.

На любом этапе цепочки товародвижения его участники, в том числе покупатель, если он не является конечным потребителем, покупают и продают товар. И только конечный потребитель приобретает не товар, а продукт, ту потребительскую стоимость, ценность, выражаемую в выгоде, пользе, благе, т.е. в необходимой ему услуге. Но при этом продукт является также носителем потенциальной меновой стоимости, товаром. Таким образом, может происходить метаморфоза, превращение «продукт-товар-продукт».

Товар может выступать в форме самой рабочей силы, временным проявлением которой является сам труд, который как таковой никогда не может быть товаром непосредственно.

К. Маркс дал характеристику услуге применительно как к производительному, так и к непроизводительному труду.

Таким образом, услуга – это одно из свойств, одна из составляющих характеристик объекта или субъекта, являющихся на рынке товаром. Объекты (физические товары и юридические лица) и субъекты (физические лица) – источники, носители услуги как пользы, выгоды, блага.

Потребителю не нужен объект или субъект как носитель услуги, ему не нужен продукт, тем более ему не нужен товар. Потребителю нужно удовлетворение его потребности – какое-либо благо, т.е. услуга. Потребитель вынужден приобретать продукт именно ради этой услуги.

Производителю, так же как и потребителю, нужно только удовлетворение его потребности, нужна услуга в виде, например, прибыли или имиджа. Ведь производитель – понятие относительное. Он же является и потребителем для тех, кто приобретает его продукт, получая от них необходимое ему благо. Услуги – результат взаимодействия, как правило, заинтересованных сторон, причем источником и потребителем услуг являются и та и другая стороны, каждая – своей услуги.

Покупая пылесос, мы предоставляем услуги многим участникам его создания, производства и товародвижения, в том числе добывающим сырье, например, газ, из которого синтезируют пластмассу для корпуса пылесоса. Любая фирма, любое лицо, независимо от форм собственности, рода, вида деятельности, постоянно занимаются обслуживанием как внутрифирменным, так и во взаимодействии с участниками внешней среды, в том числе и с поставщиками сырья, которых они обслуживают, обеспечивая им сбыт сырья и другие блага. Поэтому выделять особые предприятия, организации, отрасли как сферы обслуживания нецелесообразно.

Подводя итоги, автор предлагает следующие дефиниции понятий «услуга», «продукт», «товар»:

§ Услуга – определенное свойство объекта или субъекта, проявляющееся в результате взаимодействия с другими объектами и/или субъектами;

§ Продукт – результат деятельности в виде наделенного услугами объекта или субъекта;

§ Товар – продукт, наделенный дополнительными услугами, повышающими эффективность обмена.

По мнению автора, сохраняя генезис семантики со времен А. Смита и К. Маркса, предложенные дефиниции понятий «услуга», «продукт», «товар» в полной мере соответствуют пониманию как категории экономики, так и современного маркетинга (6, стр.14-19).


Список использованной литературы:

1. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2001 г.

2. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – М.: Издательство «Финпресс», 1999 г.

3. Котлер, Филлип, Аомстронг, Гари, Сондерс, Джон, Вонг, Вероника. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2000 г.

4. Котлер, Филлип. Маркетинг менеджмент – СПб: Питер Ком, 1999 г.

5. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. – М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 1999 г.

6. Прищепенко В.В. Семантика, дефиниции и соотношение понятий «продукт», «товар», «услуга». //Маркетинг в России и за рубежом, №2(22), 2001 г.

7. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. Серия «Учебники Феникса». Ростов н/Д: Феникс, 2002 г.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Товар в системе маркетинга: свойства и потребительская ценность | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.