Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реализации правоохранительной деятельности




Иные формы участия граждан и общественных формирований в

Действующее законодательство начинает пополнять палитру различных форм участия представителей народа в правоохранительной деятельности. Так, например, Президент РФ в своем послании 1997 года считал, что «Общество подошло к рубежу, когда самое главное и самое конструктивное – последовательные меры по созданию порядка…Наш выбор – это порядок, основанный на праве». А в этом не малая заслуга всего народа и прежде всего – его представителей, которые сознательно участвуют в процессе наведения порядка в стране.

В этой связи законодатель стремится законодательно закрепить разнообразные формы участия представителей народа в правоохранительной деятельности. Так, представители общественных организаций и трудовых коллективов по действующему законодательству наделены широкими возможностями участия в разбирательстве гражданских дел в судах. Чаще всего такие возможности используются в связи с рассмотрением трудовых споров, споров, касающихся воспитания детей, взыскания алиментов, разрешением вопросов ограничения дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотиками и т.д. Здесь уместно напомнить, что граждане могут участвовать в работе третейских судов наравне с судьями-профессионалами арбитражных судов.

Как известно, расширение участия общественности во всех сферах деятельности государственного механизма осуществляется наряду с его дальнейшим укреплением и развитием. Общеизвестно, что только сильное правовое государство позволяет широкое участие общественности и граждан в сферах деятельности государственного механизма.

В действующем законодательстве мудро, на наш взгляд, оставлены такие формы участия народа в правоохранительной деятельности как работа в административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и др. В целях профилактики негативного поведения преступников, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, приглашаются священнослужители (ст.14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Получившие широкое распространение в 70-80 гг. товарищеские суды, бездарно и безрассудно прекратили свое существование в период перестройки. И только сейчас они вновь стали восстанавливаться в Вооруженных Силах РФ, МВД РФ и ряде отраслей народного хозяйства и быта граждан. Новое уголовное и уголовно-исполнительное законодательство России, к сожалению, при освобождении от уголовной ответственности исключили такую форму общественного воздействия как рассмотрение этих материалов на товарищеском суде в отношении лиц, совершивших преступления небольшой тяжести.

Практика прошлых лет показала, что меры воздействия общественности на освобожденных от уголовной ответственности с передачей материалов общественности (товарищеские суды, суды чести, общих собраний и т.д.) давала неплохой результат: около 88% из обсужденных на судах общественности стали законопослушными, хорошо работали и не нарушали общественный порядок, были примерными гражданами. Игнорировать меры общественного воздействия на правонарушителей, по нашему мнению, расточительно и неоправданно.

В настоящее время робкие шаги делает институт представителей общественности. Представитель общественности – это гражданин, постоянно или временно выполняющий на основе закона и по поручению общественной организации или трудового коллектива конкретные функции по охране общественного порядка. К ним относятся внештатные сотрудники милиции (и др. правоохранительных органов), комитеты самоохраны, домовые комитеты, жилищные комитеты (образования), старшие по дому (подъезду), а также добровольные дружины по поддержанию порядка во время митинга, социальной акции, проводимой профсоюзом либо постоянно по месту нахождения предприятия, при котором создана добровольная народная дружина. В г. Чайковский созданы рабочие отряды содействия милиции и другие образования общественности, которые вносят свой вклад в общую копилку на благо общественной безопасности. В г. Верещагино и г. Перми действуют казачьи общества. Местные органы власти изыскивают и поддерживают самые разнообразные формы участия представителей народа в правоохранительной деятельности.[81]

Члены казачьих обществ:

- несут военную службу в порядке, установленном федеральным законодательством;

- привлекаются к охране государственной границы Российской Федерации в составе общественных формирований; привлекаются к производству и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.

Члены казачьих обществ, пребывающие в запасе, могут в соответствии с федеральным законодательством зачисляться в резерв.

Члены казачьих обществ помимо службы, указанной в пункте 5 Положения, могут привлекаться к:

- охране общественного порядка;

- охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также сопровождению грузов;

- участию в мероприятиях, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием помощи пострадавшим;

- участию в таможенной охране в составе таможенных органов Российской Федерации;

- участию в егерской, природоохранной и экологической службе, а также контролю за использованием и охраной земель;

- охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней;

- производству, закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд;

- охране объектов обеспечения жизнедеятельности населения.

Роль общественных формирований в обеспечении общественного порядка значительна и нередко зависит от воли первых лиц органов власти субъекта федерации. В отдельных регионах накоплен положительный опыт их работы. Например, в Центральном Федеральном округе общественные формирования по охране общественного порядка выполняют следующие функции:

- участие в охране общественного порядка, предупреждение и пресечение правонарушений на улицах, площадях, в парках, дворовых территориях, подъездах, транспортных магистралях, объектах транспорта и других общественных местах;

- поддержание порядка во время проведения массовых мероприятий;

- выявление лиц, склонных к совершению правонарушений, проведение с ними профилактической и воспитательной работы, предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

- участие в предупреждении дорожно-транспортных происшествий и обеспечение безопасности движения;

- участие в проведении мероприятий по охране и защите природных ресурсов и окружающей среды;

- оказание помощи государственным и правоохранительным органам в выполнении задач по поддержанию правопорядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных происшествиях;

- оказание неотложной медицинской помощи лицам. Пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, находящимся в беспомощном состоянии, участие в спасении людей, имущества;

- обобщение и анализ информации о состоянии правопорядка на территории муниципального образования, доведение ее до сведения органов местного самоуправления, внесение предложений по укреплению правопорядка, устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, оказание правовой помощи населению.[82]

Во многих субъектах федерации за последние годы резко усилились правоохранительные функции комитетов общественного управления. Возродились на рыночной основе связи с усилением угрозы терроризма добровольные народные и пожарные дружины, территориальные общественные органы самоуправления.[83]

Широкое распространение за последние годы получила такая форма – как создание Общественных палат в масштабе государства и в регионах, а также сформированы общественные советы практически во всех силовых структурах, хотя роль последних весьма принижена в силу незаинтересованности самих руководителей этих структур.

Вопросы материального стимулирования граждан в сфере правоохранительной деятельности в законодательстве практически не урегулированы, за небольшим исключением, предусмотренным ст. 5.39 КоАП РФ. Жизнь продолжается и следует надеется, что данное положение все-таки найдет свой предмет рассмотрения у законодателя.

 

 

Приложение №1.

 

Пояснительная записка

к законопроекту «Об Уставном Суде Пермского края»

 

Пермский край традиционно входит в перечень субъектов Российской Федерации, как один из крупнейших промышленных и донорских регионов, богатый природными ресурсами, потенциалом научных и профессиональных кадров, инвестиционно - привлекательный для зарубежных и российских инвесторов, мигрантов; имеющий богатую историю развития социума и его культуры; имеет масштабную перспективу развития региона, который имеет потребность и осуществляет обширное строительство, масштабное региональное реформирование многих социальных вопросов, ведется активная политическая и общественная жизнь, в том числе и в сфере правоохранительной деятельности.

Вместе с тем, при масштабном решении многих региональных проблем не всегда успешно соблюдаются права и интересы общества, его структур и объединений, граждан. Нормативная регламентация решения этих проблем региональными и органами местного самоуправления порой входит в противоречие с требованиями и содержанием Конституции Российской Федерации, Устава Пермского края, что вызывает протесты, возражения и неудовольствие со стороны граждан Пермского края, а их многочисленные жалобы и запросы создают определенную перегруженность судов общей юрисдикции и Арбитражного краевого суда.

Построение правового государства в России немыслимо без наличия всех трех ветвей судебной власти в регионах. Согласно ст.118 Конституции Российской власти судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства судопроизводства. В отличие от многих субъектов Российской Федерации (особенно республик и крупнейших краев и областей), в которых действуют конституционные или уставные суды (их около двадцати в настоящее время), в Пермском крае не имеется Уставного суда, который бы снял многие выше перечисленные проблемы, облегчил деятельность иных ветвей судебной власти региона и улучшил бы качество нормативных документов органов местного самоуправления и органов власти Пермского края.

Таким образом, в Пермском крае наблюдается явное отставание по этому вопросу. Тем самым невольно мы очутились в числе субъектов Российской Федерации, которые, будучи на дотации федерации, не в состоянии материально обеспечить деятельность конституционных (уставных) судов, либо сознательно не исполняют рекомендации Всероссийского съезда судей и пожелания Президента Российской Федерации об образовании их по мотивам нежелания «дополнительного органа контроля за законностью».

В соответствие со ст. 27 Федерального закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года №1 в субъектах Российской Федерации:

«1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

2. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

4. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом».

Попытки судов общей юрисдикции восполнить данный вакуум в отправлении правосудия не всегда успешно решаются, так как их позитивное решение нередко распространяется только на заявителя. Решения конституционного (уставного) суда по форме и содержанию - более демократичнее и распространяются на всю категорию граждан, права и интересы которых были нарушены определенным нормативным актом.

Компетенция Уставного суда Пермского края в соответствии со ст. 3 настоящего законопроекта четко обозначена и имеет прогрессивную направленность: «В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации и Устава Пермского края на всей территории края.

Уставный Суд Пермского края:

1. разрешает дела о соответствии Уставу Пермского края:

а) краевых законов, нормативных актов Губернатора и Правительства края;

б) договоров между органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления;

в) нормативных актов органов местного самоуправления;

г) не вступивших в силу договоров Пермского края;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между краевыми органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления;

в) между высшими органами государственной власти Пермского края;

3) проверяет конституционность:

а) выборов представительных органов местного самоуправления;

б) лишение мандата депутата Законодательного Собрания Пермского края и депутатской неприкосновенности, если этот вопрос был предметом рассмотрения Законодательного Собрания Пермского края;

в) роспуска представительного органа самоуправления города и района при нарушении им Устава Пермского края и действующих законов;

4) дача заключений о соответствии Уставу Пермского края проектов законов (т.е. процедуры их принятия и согласованности с основами конституционного строя);

5) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность краевого закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

6) дает толкование Устава Пермского края1;

7) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения2;

8)осуществляет предварительный контроль за конституционностью законов или иных нормативных актов, выносимых на референдум Пермского края или местный референдум;

9) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему федеральными конституционными законами и законами края.

Уставный Суд Пермского края решает исключительно вопросы права.

Уставный Суд Пермского края при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Уставный суд Пермского края принимает Регламент Уставного Суда».

В данном законопроекте имеется два положения: 1) дает толкование Устава Пермского края и 2) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения, которые требуют дополнения Устава Пермского края. В благих целях Законодательное Собрание Пермского края по их содержанию, по нашему мнению, не будет возражать.

Материальные затраты региона на содержание Уставного суда намного ниже, чем затраты в 2008 году на двух депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – около 8-10 млн. рублей. По предварительным расчетам: заработная плата семи судей в год краевому бюджету обойдется в сумму, равную 5 млн. рублей, заработная плата работников аппарата суда, согласно Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. №763, в размере около 200 тысяч рублей; расходы по содержанию здания, связи, транспорта, оргтехнику, коммунально-бытовые расходы и др.- около 3 млн. рублей. Назначение семи членов Уставного суда Пермского края обусловлено двумя моментами: 1. экономией средств и 2. наличием оптимально приемлемых специалистов в различных отраслях права.

Кадровый ресурс в Пермском крае имеется, исходя из жестких требований к кандидатам в судьи Уставного суда. Например, Борисевич Галина Яковлевна- кандидат юридических наук доцент, заведующая кафедрой уголовного процесса юридического факультета ПГУ; Ефимовских Леонид Васильевич- кандидат юридических наук доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ПФ НА МВД РФ; Кочев Владимир Александрович – доктор юридических наук профессор кафедры государственно- правовых дисциплин юридического факультета ПГУ; Незнамов Анатолий Иванович- кандидат юридических наук доцент кафедры криминалистики ПФ НА МВД РФ; Омигов Виктор Иванович - доктор юридических наук профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права ПФ НА МВД РФ; Рожков Сергей Андреевич - кандидат юридических наук доцент кафедры уголовного права и прокурорского надзора юридического факультета ПГУ; Советов Игорь Константинович - кандидат юридических наук доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ПФ НА МВД РФ; Широбоков Сергей Анатольевич - кандидат юридических наук доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ПФ НА МВД РФ; Шумихин Владимир Григорьевич - кандидат юридических наук доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права ПФ НА МВД РФ; Антонов Александр Владимирович - кандидат юридических наук доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ПФ НА МВД РФ и др.

Таким образом, необходимость образования в Пермском крае Уставного суда обусловлено объективными предпосылками и протекающими в крае социально-экономическими преобразованиями. Общество и региональная власть равно заинтересованы в его образовании во имя дальнейшего социального прогресса, построения правового общества, способствования формированию институтов гражданского общества и соблюдения конституционного принципа законности в Пермском крае!

 

Разработчик: доктор юридических наук профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права и криминологии Пермского филиала Нижегородской академии МВД РФ, профессор В.И. Омигов

10 июля 2007 года

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 1.745 сек.