Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод воспроизведения фигур




Инструментальная часть методики "ОП-1" состоит из двух бланков “а” и “б” и протокола испытания. Буквенные обозначения на бланках указывают на последовательность их применения в процессе испытания. Испытание начинается работой испытуемого с бланком “а”. Это бланк, в котором отражены те логические закономерности, которые должен запомнить испытуемый. Предъявление испытуемому бланка “а” сопровождается устной инструкцией экспериментатора. Бланк “б” используется для зачетной работы испытуемого.

Инструкция к бланку “а” (рис. З.1).

Перед Вами четыре ряда геометрических фигур, размещенных в определенном порядке. Все четыре ряда отличаются друг от друга, хотя составлены из одних и тех же фигур. В то же время, каждый из рядов имеет общие характеристики со всеми остальными рядами. Если хорошо рассмотреть рисунок, можно убедиться, что такой общей характеристикой является система размещения фигур в ряду, или принцип /правило/, по которому составлены ряды. Вам нужно запомнить, из каких геометрических фигур составлены ряды и правило размещения в них фигур.

Начнем с первого ряда. Первые три фигуры — треугольник, квадрат, круг повернуты утолщенным основанием вниз. Последующие три мы получим вследствие того, что повернули каждую из первых трех фигур на 180° и разместили в том же порядке. Получились треугольник, квадрат, круг, повернутые утолщенным основанием вверх. Последние три фигуры в ряду получены в результате наложения двух предыдущих треугольников, квадратов, кругов. Следует обратить внимание на то, что фигуры следует накладывать друг на друга в том положении, которое они занимают в основной позиции данного ряда и в позиции, повернутой на 180°.

Второй ряд состоит из тех же фигур, размещенных в той же последовательности. Разница только в том, что расположение фигур в плоскости иное. Первые три фигуры второго ряда — треугольник, квадрат, круг — повернуты утолщенным основанием влево. Затем повторяются те же фигуры, в том же порядке / треугольник, квадрат, круг/, но их основания повернуты вправо, т.е. второе звено фигур повернуто на 180° по отношению к первому. В результате наложения двух предыдущих треугольников, двух квадратов, двух кругов мы получили три последние фигуры второго ряда.

Такой же принцип размещения фигур в третьем и четвертом рядах. Рассмотрим третий ряд. Основная позиция первых трех фигур ряда /треугольника, квадрата, круга/ следующая: утолщенные основания фигур повернуты вниз с наклоном вправо. Последующие три – треугольник, квадрат и круг – на 180° по отношению к трем первым, т.е. их утолщенные основания повернуты вверх с наклоном влево. Три последние фигуры получились от наложений одинаковых фигур, стоящих в основной позиции ряда и в позиции, повернутой на 180°.

В четвертом ряду основная позиция треугольника, квадрата и крута такая: утолщенные основания этих фигур повернуты вниз с наклоном влево. В результате условного вращения треугольника, квадрата, круга на 180° по отношению к их основной позиции мы получили последующие три фигуры ряда. Условное их наложение дало три последние фигуры четвертого ряда.

 

 

Рис. З.1 Тестовый экспериментальный бланк “а”

 

Инструкция к бланку “б” (рис. З.2).

На бланке “б” все известные Вам фигуры разбросаны хаотично. Их нужно разместить по рядам в той же закономерности, которую Вы уже усвоили, работая с бланком“а”. Для облегчения решения задания предлагается ключ-подсказка — треугольники с цифрами 1, 2. 3, 4. Треугольник с цифрой 1 означает начало первого ряда, с Цифрой 2 — начало второго ряда и т.д. На бланке протокола испытания имеется разграфленная таблица. В первой графе Вы записываете в системе координат найденные в таблице фигуры первого ряда, во второй — фигуры второго ряда и т.д. Итак, первым мы нашли треугольник с цифрой 1. Записываем на бланке его координаты — А6. Теперь находим следующую фигуру первого ряда — квадрат с утолщением, записываем его координаты — Б2 и т.д. Есть ли вопросы? Ответив на вопросы испытуемого и убедившись, что он усвоил инструкцию и готов к выполнению работы, консультант начинает испытание.

Приступаем к работе. Работать надо быстро и точно. При оценке работы учитываются допущенные ошибки и время решения задания. Когда закончите работу, скажите: "Работу закончил". Внимание, начали работу.

 

Рис. З.2 Тестовый экспериментальный бланк “б”

 

Анализ полученного материала проводят в процессе сопоставления его с эталоном правильного выполнения задания.

1 -и ряд — А6. В2. Е5. – В1. Г6. АЗ, — Д 4. Е1. А1.

2-й ряд — Б4, ЕЗ. ВЗ, — Е2. Г4. Д6. — В2, Г1, ДЗ.

3-Й ряд – ГЗ, Б6, Е4. – Е6. Д2. А5. - Б1. Д5. ВЗ.

4-й ряд — Д1, А4, Г2, - А2. Б5. Г5. — В4, В6. ВЗ.

Цена в ряду оценивается в 0,25 балла. Правильное построение ряда оцениваете» в I балл, (следовательно, за верное решение всего задания испытуемый получает 4 балла /М=4/. За неверное решение одного звена оценка снижается на 0,25 балла. Затем рассчитывается оценочный коэффициент продуктивности оперативной памяти по формуле:

 

, (Д.1)

где М – опенка точности выполнения задания;

Т – норма работы испытуемого с бланком “б”;

36 – количество знаков, с которыми работает испытуемый.

Оценочный коэффициент сопоставляется с показателями стандартизированной шкалы оценок уровня проявления ОП и хорошим показателем является значение К = 0,304 – 1.

 

Приложение Г

Методика «Память на числа»

 

Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20 секунд табл. Г с двенадцатью двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и Вы должны будете записать все те числа, которые Вы запомнили».

Таблица Г

Примерная таблица для проведения методики

 

       
       
       

 

Приложение Ж




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.